Пятьдесят оттенков зелёного: норвежский калейдоскоп



[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]


Отправлено : Teapot, 19 августа 2015 00:12:07    Персональная карточка. . На сервере с 2000г.

Пятьдесят оттенков зелёного: норвежский калейдоскоп

Норвегия - наркотик. Серьёзно. Предупреждаю! Все, кто любят бывать на природе, любоваться на красочные пейзажи, горы, море, реки - в опасности. Кто любит это фотографировать - вдвойне в опасности. Кто любит путешествовать за рулём - втройне!
Привыкание - моментальное, с первой пробы, маленькой, робкой. Эйфория от увиденного такая, что хотеть обратно начинаешь уже на следующий день после своего возвращения домой. И с каждым днём тяга всё усиливается. Но цена, как и на любой наркотик, очень высока. Но ты всё равно, затянув ремень потуже, пробуешь эту страну снова, уже серьёзной многодневной дозой. Ах! Голова кругом, сердце стучит как бешеное. Ещё, ещё, ещё! Снова нет денег, снова мучительное ожидания дня, когда наконец-то туда. Доза становится почти экстремальной. В глазах маниакальный блеск, окружающие уже перестают вас понимать, вы одержимы. А в следующий заход умудряетесь даже затащить с собой в зависимость и своих друзей!

Мы проехали её всю. С юга до севера. Мы намотали десятки тысяч километров по её дорогам. И что вы думаете, мы ею наелись, остановились? Да ничего подобного! Вышли на новый уровень. Когда приходит понимание, что лопать вкуснейший десерт столовой ложкой, давясь и кашляя, на завтрак, обед и ужин неверно. Как бы он ни был сладок. Удовольствие не то получается. Чередовать надо с другими вкусами. И повожделеть надо, слюнку поронять.

Мы взяли паузу. Которая неожиданно затянулась на два года. Но теперь с чувством выполненного долга вернулись к любимейшему десерту. Другие варианты летнего отпуска даже не рассматривались, настолько сильно притяжение. И собравшись вечерком своей слётанной командой вместе, мы придирчиво рассматривали карту. Ну что, Норвегия? Какую часть от пироженки мы хотим попробовать первой? Ах, наверное, клубничку сверху - Лофотенские острова. В прошлый раз мы слопали эту ягодку слишком быстро, не распробовали, не раскусили, не оценили, очень долго жалели потом. А затем, затем - самый цимес, самую сладкую начинку, регион фьордов! Туда душа стремится в самую первую очередь, именно фьорды дают основной вкус норвежским впечатления, по которым мы истосковались. И не торопиться. Не объедаться. Чтобы распробовать все нюансы вкуса...

На подготовку поездки у нас не уходит много времени, всё уже отработано многократно. Примерный проброс маршрута. Гринкарта, медстраховка, билеты на паром. Визы. Тушёнка и прочие дошираки из "Ленты". Залить карты в навигатор. Кофр на крышу. Непромокаемая многослойная одёжка. Палатка, спальники, пенки, горелка, чайник, фотоаппарат. Все пункты прощёлкиваются привычными отработанными движениями, и - поехали!

Трасса Москва-Питер. Хорошо, что стартовали в воскресенье - против шерсти пробок нет, да и "четырёхполосной" дороги стало намного больше. Торжок - единственное чёрное пятно, там дорожного полотна просто не было. В остальном - неожиданно пристойно. В сам город не заходили вообще, по КАДу и ЗСД "Скандинавия" обошли. Я боялся следующего участка, Питер-Выборг. Когда я проходил его четыре года назад, он показался мне очень неуютным, переполненным машинами с "крякалками", которые постоянно шугали стада дачников, полный хаос, подрезания и перестроения без зеркал и сигналов. После законопослушных европ мне пришлось тогда там очень тяжко... Однако на этот раз то ли погода и хорошее настроение поспособствовали, то ли опять "протившерстное" движение помогло, но это был самый весёлый часть пути по родной территории. Потому что я позволял там себе то, что обычно принципиально не делаю. Я ехал по обочине! Да, да. Только не надо в меня кидаться тухлыми помидорами. Здесь обочечников не ненавидят а наоборот, благодарят их авариечкой. Потому что оказывается, на этом участке трассы принято съезжать на обочину,  уступая дорогу более быстрым сзади, чтобы те не вылезали на обгон на встречку. Обычно на дорогах России так делают грузовики и прочие тихоходные трактора, здесь же подобные манёвры исполняют все, включая легковушки. Причём тебе начинают уступать дорогу даже если разница в скорости километров пять в час.Я сначала удивлялся, а потом и сам стал сваливать вправо, за линию, когда кто-то догонял. Откуда такая неожиданная вежливость и корректность на этом участке - мне неизвестно, но было приятно поучаствовать в "вечеринке джентельменства".

Выборг. Бррр. Город по-прежнему убит. Хорошо, что мы здесь только ночь спим и валим дальше.




Границу на следующее утро проскочили минут за пятнадцать, на нашей стороне очереди нет, а финны поленились даже из будочки выйти, в машину заглянуть. Дороги разгладились, выпрямились, приобрели правильные отбойники, внятную разметку и украсились камерами. По обочинам вместо кюветов с мусором зазмеились велодорожки. Соседи по асфальту перестали гнать, обгонять и нарушать, все поползли длинной тысячеколёсной гусеницей. Над головой стали часто мелькать "зверопроводы", специальные мосты для прохода диких животных через шоссе, а по обочинам замелькали грибы. Подберёзовики да подосиновики крупные настолько, что их заметно даже на скорости за сто!  Переночевали в Оулу, ничем не примечательном городишке, а на следующий день, поднимаясь всё севернее, въехали в Швецию и на её территории пересекли Полярный круг. Всё, до свиданья, ночь, здравствуй, полярный день и очумение организма из-за того что пора спать, а вокруг светло. Потом ещё немного приятных дорог вдоль мирных шведских полей с люцерной, и вуаля, мы въехали в такую долгожданную и желанную Норвегию.

Ух! И Норвегия узнаваема с первых нот метров. Ну вот только что по сонным холмам дорога мягкими изгибами шла, то вдоль озера, то по прозрачному лесочку. После границы - как отрезало. Камни, скалы, скрюченные заполярные берёзки, озерца со стылой водой, домики из каменных сделались деревянными, водопады, горные речки. И дорога, дорога-то тоже посуровела крепко. Сузилась до полутора полос в обе стороны, потеряла осевую разметку, покрылась практически российскими выбоинами, и запетляла-закрутилась между камней. Ура, вот и первый тоннель! Настоящий, норвежский, многокилометровый, с правом обгонять внутри. Ура, вот и первая паромная переправа! Дорогущщая. Всё такое знакомое, привычное и приятное. Ура, а вот и Нарвик, первый крупный норвежский город. И по прежнему в норвежских городах нам делать нечего, тоже ничего не поменялось. Ура, а вот и первый серьёзный ремонт дороги, заставляющий нас сбросить темп и поплестись по разбитому грейдеру.





А представляете какой обзор крановщику каждый день? Аж завидно.

Нехилый такой мостик ребята затевают, серьёзный.Да и быстро строят: обещают закончить в следующем году, при том что на гуглекартах и панорамах стройплощадка даже ещё не появилась. Норвеги очень большие усилия и финансы вливают в собственную дорожную инфраструктуру. За эту поездку мы встретим несколько десятков мест, где  по миллиметрам бурятся тоннели в крепкой горной породе или перекидываются через ледяные воды заливов мосты, скругляются радиусы слишком крутых поворотов или укрепляется скальная стена рядом с асфальтовым полотном. Молодцы, что сказать.

На Лофотенский архипелаг в этот раз мы решили заходить "с-изподвывертом" - не через  Тъелсундский мост (через него мы потом будем выходить с Лофотен на  материк будем), и не через паром из Бодё в Москенес (Он дорогущий, ходит редко, вечно забит и плывёт долго), а локальной паромной переправой Скутвик-Свольвер. Но после дневного прогона через три страны мы спешить на него не стали (фиг его знает, какое там расписание, неохота впустую ехать) и встали в кемпинг километрах в сорока от точки, которую забили в навигатор ещё в Москве. "Дальний бой" закончен, мы там, куда хотели попасть.

Полярное солнце нахально светило нам прямо в палаточное нутро, обещая долгий-долгий вечер.





Всё, вот с этого момента и начался самый настоящий отдых. В воздухе пахло морем, чайки орали над головой, на горизонте маячили призраки гор.Спалось, несмотря на отсутствие темноты, просто восхитительно.





На следующий день мы доехали до паромного причала в Скутвике и... заподозрили неладное. На причале - никого, никакой очереди из машин, тишина и безлюдье. На будочке висит расписание, но оно всё в звёздочках примечаний и естественно, по норвежски. Ничего не поняв, мы пошли по округе в поискал сведущих людей. В теме оказалась девочка из ближайшего магазина. Она сообщила нам, что на 11-часовой паром мы опоздали, а следующий будет аж полседьмого. Ого! Вот это засада. Хорошо хоть, что не стали просто ждать на причале "ближайшего трамвая". Увидев наши скисшие мины (ведь делать в Скутвике ровным счётом нечего. Городок из двух улочек. Где тут шесть часов сидеть?) она подкинула нам идейку воспользоваться ещё одним паромом на Лофотены, Богнес-Лодинген. Но это значит возвращаться 60 км. той же дорогой (проезжали мы этот Богнес вчера, перед вставанием в кемпинг), а затем ещё и лишнего крюка завернуть примерно в 100 км уже по самим Лофотенам. Выбор между сидеть и ковырять в носу полдня на  причале, и сжечь около 12 литров бензину по цене 120 рублей за литр... Ну, для нас выбор был очевиден: торчать на одном месте мы просто не умеем, покатили, бешеной лохани сто вёрст не круг!

Этот переплыв на Лофотены оказался самым дешёвым из возможных вариантов. В этом выиграли.






А лишние километры петли оказались чертовски красочными! И тут мы в плюсе.






Лофотены радуют сочетанием гор и моря. Здесь оно не такое суровое, как по всей Норвегии, а какое-то почти курортное. Может, Гольфстрим сказывается?





Фотографам счастье и раздолье, нечего сказать. Лофотены - одно из немногих мест на земле, где красивые кадры можно сделать даже на пылесос.





В Свольвер, городок  куда мы метили изначально приплыть, мы прибываем за полтора часа до того, как к нему отплывёт паром из Скутвика. Полные впечатлений, полюбовавшиеся пейзажами и очень довольные. Снова в плюсе!
Сам городок честно говоря ничего особого из себя не представляет. Домики, магазинчики, пара ресторанчиков, горсть туристов... Центр притяжения - пристани. Там красочно и интересно, можно много чего поразглядывать.






Но тоже особо задерживаться нам там смысла нет. На Лофотены (да и в Норвегию в целом) нужно приезжать за природой, а городки да посёлки  рассматривать лишь издалека, как красочную присыпку на зелёном пейзаже.





А вот любоваться на Лофотенах можно (и нужно) мостами. Настоящие произведения искусств, изящно вписанные в природные изгибы. Дорога Е10 здесь имеет статус "национальной достопримечательности", и заслуженно.








Этот участок Лофотенов в прошлый раз мы проходили галопом, спешили на паром, но отметили для себя один красивый кэмпинг, расположенный прямо на пляже. Вот бы в нём остановиться, мечталось нам тогда. И вот теперь шанс появляется, рулим туда.
Ан фиг. Таких умников, как мыл - уже полон кэмпинг. Хозяин виновато разводит руками: ребята, места на поставить палатку вы конечно, найдёте, но пропускная способность туалетов и умывален у нас давно выбрана. Потому и висит табличка FULLT на въезде.
Ого. Редко когда встречаются нам по пути полностью заполненные кэмпинги. Едем к следующему. FULLT. Следующий... эээ.... Он по мнению навигатора, вроде как и недалеко, но... на материке. Неприятный сюрприз. Надо было раньше в кэмпинг вставать. Но тааак хотелось на заполярный пляжик!
Видя наше недоумение, на выручку приходит ещё один сотрудник кэмпинга. Он на пальцах нам объясняет, где спрятался ещё один, неучтённый в каталогах и навигаторах кэмпинг Едем туда - и ура, находим место.





Да и пляж здесь не хуже!





Эх, чем хороши полярные дни, так это тем что "закатный час", отрада для любого фотографа, здесь растягивается минимум на полночи. Уфотографируйся!





На следующее утро двинулись по направлению к самой западной оконечности Лофотен, городку с кратким и метким названием Å (произносится как "о", кстати). Красочность окружающих пейзажей по мере приближения к нему растёт по экспоненте.








Апогей наступает в самом Å. Недаром у туристов этот городок  (хотя какой это городок? Едва на посёлок тянет) культовое место!







Правда запашок тут порой стоит специфический... Местные жители не только обслуживанием туристов занимаются, но и вполне себе промысловой рыбной ловлей. Треску добывают, сушат, на вес продают. Посмотрите на эти кадры, воображение вам подскажет аромат :)








Å - это край земли. Дальше ехать некуда, с трёх сторон море. Приходится разворачиваться и по своим же следам возвращаться. Дорога - только одна.
Заехали-таки на пляжик около кэмпинга, того самого, переполненного. Красиво, конечно: белоснежный песок, бирюзовая вода, горы на горизонте...





Только вот с купаться - не очень. Заполярье, всё-таки. Ноги сводит просто мигом.





Мне как-то пару лет назад приснилось, что я пускал кайт на этом пляже.Это был очень приятный и помню здорово поднявший мне настроение сон. Сделал этот сон вещим!  Пусть и ветер был еле-еле на 1 узел, и змей лишь вяло скользил по небу безо всякой тяги...





А дальше мы неожиданно стали свидетелями неприятного происшествия. Весь поток, едущий по дороге, встал. Я пошёл вперёд и увидел, что горит припаркованная на обочине машина. Судя по радужным разводам на асфальте, бензин из неё хлестал последние метров триста, как из разбитого корыта. Судя по всему съехали посмотреть в чём дело, да и и вспыхнули. Может от катализатора, может ещё от чего... Хозяева успели выскочить и отсиживались в ближайшей машине, с печалью наблюдая гибель своего имущества. Весело было, когда начал взрываться пивные банки в багажнике. Мимо полыхающего автомобиля никто ехать не рисковал, даже мотоциклисты сгрудились в ожидании. Полиция приехала минут через пять, пожарные - где-то через семь, потушили за пару минут и знаками дали добро на проезд. Ни суеты, ни паники... Интересно что снимать происходящее пошёл только я и ещё один человек (тоже как потом оказалось, русский). Остальные даже на мобильники не снимали, и толпой не глазели. Не принято.






Бывает, что скажешь... Нагрузка на машину в Норвегии вообще очень велика. Спасибо нашему четвёртому полноправному участнику поездки, Лоханке, что ещё ни разу не подводила нас в путешествиях.

Ближе к вечеру погода капитально размокрелась, и мы решили взять себе небольшое послабление, потратившись в кэмпинге не на место для палатки, а на небольшой домик - "хюттер". Это уже внутри поставленной палатки уютно в дождь, когда он колотит по полотняной крыше. А вот разбивать лагерь в ливень удовольствие не очень.




На утро выезжаем в сторону Анденеса, городка на северной "верхушке" Лофотенского архипелага. Оттуда мы четыре года назад сплавали на удивительное сафари. Здесь есть контора, которая вывозит народ на места, где кормятся киты и велик шанс понаблюдать за этими морскими гигантами в естественных условиях их обитания. Как же мы горели желанием повторить это приключение!





Суда на сафари выплывают два-три раза в день, мы записались на вечернее отплытие (полярный день нам на руку, темно не будет), и укатили ставить палатку в ближайший кэмпинг. Потому что после сафари никаких сил не будет, это мы хорошо помнили.
Встали практически на берегу, прикрылись машиной от пронизывающего ледяного бриза.





Ветер здесь себя чувствует отменно: никакие деревья или кустики его не тормозят, невысокие холмы он облизывает и деловито-методично выдувает тепло у вас из одежды. Отправляясь в Норвегию, уделите пристальное внимание экипировке, потом много раз скажете себе спасибо. Природа тут сурова.





Но норвеги - затейники. Недалеко от нашего кэмпинга - открытые горячие ванны! Вот это да! Заполярное СПА.





К сожалению, мы не догадались взять с собой купальные принадлежности. Ну никак не планировали мы, отправляясь за полярный круг, что они могут потребоваться. Потому, к сожалению, упустили возможность эдакого экстремально-температурного времяпрепровождения.

Подошло время нашего отплытия на китовое сафари. Мы снова въехали в Анденес, погуляли по местному музею, послушали экскурсоводов, поразглядывали скелет кашалота - и тут нам сообщили пренеприятнейшую новость. Группа, которая отплывала сегодня днём, проболталась в море в поисках китов почти шесть часов и ни одного не встретила. А это означает, что изменилось подводное течение, и сдуло весь планктон. За планктоном ушли рыбы, за рыбами - кальмары, а за кальмарами уплыли и кашалоты. Так бывает, изменения течений непредсказуемы. Обычно киты возвращаются обратно через денёк-другой, но это означает, что наша группа даже в море выходить не будет, нет смысла, ничего не увидим со стопроцентной вероятностью. Нам предложили перенос сафари на завтра или на послезавтра, когда шансов на встречу будет больше, но мы, подумав, отказались. Не хочется впустую сидеть на одном месте, даже таком красивом, как окрестности Анденеса. Хочется двигаться дальше! Поэтому мы получили кэшбэк, горестно повздыхали о отправились в виде моральной компенсации погулять по городу.

Городок насквозь просолён морем. Он только им живёт и дышит. У дома вместо машины припаркован рыбацкий баркасик.





Дети на школьной площадке скачут по буйкам для сетей.





На лужайке валяется кем-то нечаянно заброшенный якорь.





Ну и настоящий бич города это чайки. Хулиганистые. Задиристые. Вечно скандалящие визгливыми голосами где-то над твоей головой. Устроившие на избранных домах сталактитовые образования...






Городок крохотный. Отойдёшь от него буквально пару километров - и начинается пустынная безмятежность заполярных пляжей.






Воспользовался пустым пространством и крепким бризом, помахал кайтиком. Тяга отменная, ровная, а когда крутишь "луп" (оборот кайтом вокруг своей оси), то дёргает так, что порой приходится пробежаться ниже по ветру, чтобы не упасть. Интересно, почему "взрослые" кайтеры, катающиеся по миру "за ветром", до сих пор не обнаружили этот шикарный и удобный для использования ветряной спот?





Нетронутые ногой человека заполярные пустынные дюны!






Нетронутые? Тронем! И будем долго вытряхивать мельчайший кварцевый песок из ботинок, шиворота, ушей, носа...





Удивительным образом на пустоши обнаружилось... Гольф-поле. Как они играют на таком ветру? Да у них мячик после удара должен в Швецию улетать!





В виде лирического отступления хочу рассказать об интересной встрече, которая состоялась в этот день. Дело в том, что на предыдущем кэмпинге, в соседний с нами домик заселился путешественник-мотоциклист с московскими номерами. Одиночка. Его эндуро-БМВ с кофрами, весь в наклейках, был припаркован у нас перед окном и мозолил глаза. Иронично можем отметить, что у автопутешественников наклейки сродни ритуальным татуировкам у аборигенов. Сразу видно кто твой сосед по паркингу/кемпингу, насколько опытный, где побывал, каким опытом может поделиться в разговоре. Мотоциклист был явно суров и матёр. Большая часть Европы, Скандинавия, Исландия, Африка и другая экзотика. Но к сожалению, пообщаться с сей интересной личностью не удалось, мы уехали раньше чем путешественник проснулся. А за день до этого при покупке в сувенирной лавке наклейки с надписью "Лофотены" нам в пакет случайно сунули две наклейки вместо одной. Ну мы и оставили путешественнику лишнюю наклейку, просто положив на спидометр. Пусть наклеит очередную боевую отметину, такой у него нет. И укатили дальше по своему маршруту, позабыв про сделанное. Но в Анденесе история получила неожиданное продолжение: сначала под дворником припаркованной Лоханки мы обнаружили подсунутую наклейку с сафари китов с пометкой "Спасибо за вчерашнюю наклейку! Было очень приятно!", а затем путешественник сам заехал к нам в кэмпинг на поболтать. И ведь не поленился же заезжать во все кэмпинги на пути в поисках нашей обклеенной задницы... Чувак просто оторва! Ему под шестьдесят, наверное. Постоянно в каких-то поездках, обколесил почти  весь мир. Текущее путешествие длится уже второй месяц, в одиночку едет с Исландии в сторону России, заезжая во все интересные города и веси. Жаловался на ветер: за это путешествие его трижды сдувало с дороги в кювет, бррр... Мне, четырёхколёсному, трудно понять маниакальное пренебрежение комфортом двухколёсными братьями, но уважение у нас мужик вызвал неимоверное. Ровных ему дорог и ветра послабее...

После Анденеса мы покинули Лофотены и перебрались на материк, заслуженно прилепив очередную наклейку на крышку багажника. Этот архипелаг - потрясающее по своей атмосферности место, оазис уюта в заполярной зоне, красочная и эффектная жемчужина Норвегии. Но в нас уже росло желание двигаться дальше: мы планировали спуститься на тысячу километров южнее, в регион высоких гор и зелёных фьордов. До новых встреч, Лофотены!




Сойдя на материк рядом с городом Нарвик, мы ещё разок решили посетить один из самых классных зоопарков мира, который считается самым северным из всех, Polar Zoo. Это очень странный и непонятный обычному обывателю зоопарк. Но у разбирающихся людей он вызывает просто шквал эмоций! А всё из-за совсем другого принципа взаимодействия посетителей и зверей. В обычном зоопарке как? Основное действующее лицо - посетитель. Парк - для него. Он ходит между клетками и разглядывает кучу всяких разных зверюшек, которые там сидят. В большинстве своём экзотических: жирафов, слонов, бегемотов и прочих фламинго. Знакомо?

Ага. А теперь переворачивайте картинку мира с ног на голову.

1) В полярном зоопарке нет верблюдов и слонов. Все животные, представленные там - только местные, которые проживают в норвежских лесах и пустошах. Чтобы не мучались не в своём  климате.
2) Их немного. Олени северные и обычные, лоси, волки, медведи да песцы - вот и весь ассортимент. Раньше ещё жила россомаха, да ушла "в самоволку".
3) Основные в зоопарке - это звери. Зоопарк - это просто кусок лесистой полосы. Для людей выделены небольшие дорожки за сеткой. Вся остальная территория отдана животным.
4) Не люди разглядывают зверей, а звери - людей. И только когда им хочется. И потому вполне реально заплатить немаленькие деньги, погулять и не увидеть НИ ОДНОГО животного! Их надо выискивать. Караулить. Ждать. Ощупывать сотни метров пространства взглядом и ловить каждое движение. Как настоящему охотнику или следопыту.

Но эмоции от такого зоопарка так же отличаются. Это не скучный образовательный аттракцион "вот посмотрите дети так выглядит краснопёрый какаду. Вы никогда не побываете в той стране где они водятся, поэтому смотрите здесь". Это приключение. Охота. Выслеживание. Ожидание, надежда и разочарование. Это обида и досада. И наконец - выброс адреналина! Что-то мелькнуло! Зверь? Не зверь? Как бы не спугнуть, как бы тихо подойти поближе, как бы сфотографировать-то?

А зверь стоит и смотрит на тебя. Оценивает. Опасен ты для него или нет, сдрыстнуть в заросли или подойти поближе, полюбопытствовать?




Чёрт, вы когда-нибудь ощущали на себе взгляд волка? Вы вообще хоть когда-нибудь видели, чтобы в зоопарке звери изучали посетителей? Толпа у решётки для них безлика и бессмысленна, как шевелящийся рисунок на обоях. А тут ты в их системе, в их мире.





С одной волчицей нам удалось познакомиться очень близко. Девушка оказалась молодая, общительная и жадная до новых впечатлений. Попробовала мою камеру на вкус.





Олешки пугливые. А полярные олени куда-то ушли, их разглядеть в лесу не получилось. Ну, с этими раздолбаями мы и на обычных дорогах встречались.





Настоящая звезда зоопарка - альбиноска-медведица Соль. Она очень любит покрасоваться перед посетителями, и её очаровательная розовая носопырка будет у вас на фотках, даже если больше никто из зверей вам на глаза не попадётся. Её не менее общительный братик по кличке Перец (потому что чёрный) нефотогигигенично дрых и в кадр не попал.





Погодка подкачала, и осмотр мы заканчивали уже под проливным дождём. Лосиха с лосятами опасливо мокла в отдалении.





А песцам всё по барабану. Эти оторвы заняты яростными играми друг с другом, носятся по территории как бешеные и сфотографировать их резко - большая удача. Это удалось лишь Чертёнку (ниже её фотки), а когда подошёл я - они уже ускакали в какие-то дали и позировать отказались.






Ну а под конец посмотреть на одиноких идиотов, мокнущих под дождём (мы похоже остались одни в зоопарке) вышла осторожная красавица-рысь. Бесшумно появилась из зелени, присела и недобро покосилась на нас из-под намокших бровей. Чего вы, мол тут ещё? Не время это для людей уже, зоопарк закрывается, идите уже по своим делам, здесь мы хозяева.





Спасибо тебе, рысь, что всё-таки показалась. Мы тебя долго караулили и высматривали в глубинах густого подлеска.
Удовлетворённые и мокрые, мы решили далеко не уезжать и встали на кэмпинг недалеко от зоопарка.




Как стемнело, случилось необычное и непривычное для жителей равнин и средней полосы. На кэмпинг сверху, с гор, упало... облако. Я не шучу. Влажность и ветровые потоки здесь бывают таковы, что бывает, прижимают облачность совсем вплотную к земле.
Всех, кто романтически думает, что облака состоят из белой мягкой ваты, разочарую. Облако состоит из рваных лоскутов стылого тяжёлого тумана. Знаете, как необычно? Вышел из палатки, а мимо тебя по дорожке не торопясь проплывают, как призраки, лохмотья облачной плоти... Холодно и очень мокро. Пока дошагал до умывальника в кэмпинге, зубы почистить, полотенце набрало влаги так, что отжимать можно было. Такой туман - это не дождь, от него не защищает ни палатка, ни непромокаемая одежда. 

Хорошо что с утра выглянуло солнышко, и мы смогли чуток подсушиться. Выкатившись из кэмпинга и взяв направление на юг, мы планировали по пути заехать в какой-нибудь продуктовый магазин, пополнить заканчивающиеся продукты. Хлеба там, сыра, чая, в машину в дороге что-нибудь похрумчать, по мелочи. И были неприятно удивлены. По воскресеньям магазины в Норвегии не работают! Мы сначала решили, что это локальная проблема, но за четыреста с гаком км, которые мы прошли в тот день, нам не встретилось ни одного открытого магазина в городах и весях по пути. Привыкли мы у себя на родине к двадцатичетырёхчасовым супермаркетам... Печеньки к чаю покупали на заправке.

Полистав путеводитель, мы решили взять чуть восточнее маршрута, чтобы оценить гору Штетинд, которую путеводитель горделиво называл "национальной горой Норвегии". Ну, может для альпинистов она и культовое место, но мы её как-то не оценили. Не самая высокая (1400 метров) и не самая эффектная (и до и после, в каменных горных амфитеатрах нам попадались пики и поинтереснее). Думаю, это со своей срезанной вершины она эффектна, а вот снизу... Снизу у неё есть долгожданный туалет :)




Национальная гора так и осталась для нас просто горой, а вот путь к ней надолго мне запомнится. Он проходил через несколько тоннелей. Первые мы проскочили быстро, благо они были небольшие, потом ходом влетели в очередной - и я понял что что-то не так. Ага, те предыдущие были с освещением. А в этом, шести километров между прочим длинной, электричество было выключено. А на носу у меня - тёмные очки (на улице солнечно было), с диоптриями. Снять не могу, я чертовски близорук, переодеть на прозрачные уже не смогу - вцепился в руль, пытаясь нащупать дорогу в слабо подсвечиваемой фарами  извилистой мокрой каменной кишке, остановиться не могу - меня какая-то фура сзади подпирала. Ух, и взопрел же я за эти километры. А следующий тоннель был вообще настоящим приключением. Без проводника в него нельзя! Потому что тоннель ещё строится, и через него организовано реверсивное движение. Останавливаешься у специального знака, ждёшь когда подъедет особый "пейс-кар" с мигалками на крыше и мощным головным освещением, встаёшь к нему на хвост - и пробираешься по грунтовке под скальным массивом, медленно пробираясь мимо с трудом угадываемых в боковых нишах камнековырятельных механизмов.

Потом мы выбрались на транс-норвежскую Е6, и экзотики стало поменьше. Хотя надо отдать должное, скучная на норвежских югах трасса Е6 в районе Трондхайма вполне красочна и интересна: вьётся крутыми изгибами по высокогорьям, скользит вдоль моря, прыгает по мостам через горные речушки, пробегает через красочные деревеньки... Вполне себе можно любоваться заоконными пейзажами.







На одном из высокогорий мы пересекаем полярный круг, теперь в обратном направлении. Здравствуйте, тёмные ночи!
Точка пересечения - целый туристический  аттракцион. Тут и стелла, у которой все пересекающие фоткаются, и большой сувенирный магазин, и ресторан, из которого можно любоваться на холодные пейзажи...





Только для несведующих туристов, пересекающих Полярный круг в правильном направлении, с юга на север, это всё  быстро покажется обманкой. Представьте - вы едете к Полярному кругу. Природа суровеет, исчезают густые норвежские леса, сначала вырождаясь в чахоточные берёзки, а потом совсем оголяясь мшистыми валунами. Речки приобретают злой ледяной цвет. За окном начинают мелькать снеговые языки, с каждым километром всё больше и больше. И вот  наконец, Полярный круг. Ух, пока вы делаете сэлфи, ледяной ветер выдувает из вас всё тепло, в автобус вы возвращаетесь с полным ощущением что вы практически зимовщик на крайнем севере. Вот это экстрим, вот это приключение! Что же будет дальше, ЗА полярным кругом? Вечные льды? Белые медведи? Ан - ничего. Дорога побежит вниз, зазеленеют леса, милые зелёные лужайки, уютные деревеньки с коровами, выглянет солнышко... За полярным кругом лето - вполне себе лето! А за холодом и зимой нужно не на север ехать, а подниматься вверх. Что мы вскоре и воплотили в жизнь, но об этом позже.

По пути наткнулись на указатель Silver Art Gallery, ни у и конечно, женская часть команды мигом убедила мужскую часть, что нам туда обязательно надо. Мужская поворчала, но была вынуждена подчиниться. Однако место оказалось настолько любопытным, что в результате даже мужская часть не скучала, а уж женская... Мы попали в гости к частому мастеру-ювелиру. У него на первом этаже дома мастерская, на второй - шоу-рум, в которой он выставляет свои эффектные серебряные украшения. А ещё он немного знает русский, поскольку у него жена - полячка, собирает и вывешивает на стенах мастерской всякие антикварные предметы норвежского быта, регулярно копает окружающие холмы в поисках военных артефактов (Битва при Нарвике, замес в этих краях был нешуточный), сам весь в каких-то старых шрамах, одет как какой-то индеец или дикарь, и к тому же словоохотлив - короче, мы зависли надолго и оставили порядочную кучу денег, обменяв их на красочные висюльки и новые впечатления.

К сожалению, пока мы занимались шоппингом, небеса решили разверзнуться. Хлюпая ногами по лужам к ресепшен кэмпинга недалеко от города Мо И Рана, мы не сговариваясь решили, что стОит потратить деньги на домик-"хюттер" ещё разок за поездку.





С утра выкатились полными сил и поставив себе задачу не застревать в локальных достопримечательностях, а наконец-то доехать до Трондхайма, города, с которого начинается общепринятое пёстрое фьордовое многообразие. Но сколько не давай себе зароков, указатель на "какой-то там фоссен" всё равно спихнёт тебя с пути истинного... Мимо водопадов мы проехать ну никак не можем, это наша слабость.

Первый, Лаксфоссен, невысок (всего 17 метров), но вполне полноводен, говорят около 700 кубометров воды грохается с камней ежесекундно. Рядом с ним построено кафе с видом на белоснежное месиво струй. В кафе фотографировать можно, только если ты покупаешь еду. Мне это вежливо сообщили уже после того как я побегал и пощёлкал затвором. Извините, я обычно редко читаю объявления...





А если не хотите кушать, всего за 35 NOK можно пройти на смотровую площадку, вежливо намекнули мне. Воон туда, вниз, по лесенке. Вид оттуда на водопад будет лучший!





Буржуины проклятые, возмутился я, кто вам давал право экспроприировать красивый вид? Что, водопад - ваша собственность? Да я щас мигом снаружи ракурсов хороших найду, благо, заборов норвеги строить не умеют и доступ к достопримечательностям у них не закрыт. Покарабкался малость по скользким камням, вышел-таки к водопаду, сделал кадр...





...и на следующем кадре фотоаппарат у меня фокусироваться отказался. Водопад, оказывается, поднимает хвост водяной пыли, который делает практически невозможным его съёмку снизу. Протирание не спасает, буквально через полсекунды в видоискателе снова какая-то непонятная муть.





Так что около этого водопада может и стОит раскошелиться, чтобы иметь возможность пофотографировать в комфортных условиях и не подвергать риску технику.

Следующий водопад, сдёрнувший нас с трассы, это технологичный Фискумфоссен. Его силу обуздали норвежские энергетики и инсталлировали в него небольшую электростанцию со всякими затворами и прочими штучками. Но зато туристы получили возможность ходить прямо над водопадом и любоваться изысканным изгибом водяных струй на красивой полосатой фактуре скальной породы. Сделано всё это, кстати,  с заботой о природе: организован "лососепровод", по которому рыбы, идущие на нерест, обходят труднопреодолимый водопад. Экологический баланс реки не нарушен.






Пока у нас были силы, мы тянули и тянули южнее. И перевыполнили план, который поставили себе! Проехали Трондхайм, добрались до города Оппадал и уже в его окрестностях встали в какой-то монструозный кэмпинг на склоне долины.





Кэмпинги в Норвегии сродни нашему "шестисотенному" дачному отдыху. Иметь загородный домик в Норвегии весьма накладно. Нужно выкупить землю, построиться, и платить немаленький земельный налог и налог на недвижимость. Норвеги поступают проще. Вагончик-кэмпер - не недвижимость, налогом не облагается. Длительный контракт (на сезон или несколько) на аренду кусочка земли в кэмпинге вполне по карману. Ну а дальше к кэмпингу приделывается тент. Потому у тента появляются стенки из прозрачного ПВХ. Потом мастрячится деревянный подиум под тент. Потом стенки меняются на деревянные, появляется стационарная крыша... Так потихоньку, полегоньку рядом с кэмпинг-вагончиком вырастает терраска, порой во много раз больше самого вагончика. Но поскольку это лишь "дополнение" к нему, отдельным стационарным строением оно не считается и налогами не облагается. Вот в сборище таких "обросших" дачек мы и заглянули. Интересный мирок.




На следующий день мы въехали на "национальную" 63-ю дорогу. И началась непрерывная подача эффектных пейзажей. Как на блюдечке с голубой каёмочкой! Прямо в окна машины. Только успевай разглядывать да тормозить в особо сочных местах.









Ну а затем мы добрались-таки до самой "туристически нагруженной" области Норвегии. Дорога Троллей! Сколько раз мы её уже проезжали! И вверх, и вниз, и в дождь, и в солнце. Но каменный амфитеатр  и бурный водопад Стигфоссен, режущий серпантин посередине пути, не перестают радовать. Чем разглагольствовать, просто картинок сыпану.










Наверху серпантина выстроили новый туристически-сувенирно-развлекательный комплекс, по-скандинавски лаконичный, но всё же оставляющий странные ощущения ирреальности увиденного. Вот смотришь и кажется, что это не настоящие здания, а 3D-рендер, компьютерная модель, встроенная в реальность.






Я даже не знаю, как мне относится к такому дизайну. С одной стороны потрясающе стильно, с другой стороны глазу в таких пейзажах всё же привычны классические домики.





А следующий водопад, тоже отмеченный скандинавским дизайном оформления - один из наших самых любимых, с тяжело выговариваемым названием Гудбрандсьюфет. Я думаю, его вы много раз видели на моих фотографиях.




Невысокий, небольшой по расходу и совсем узкий по ширине. Но как же он красиво закручен, как яростно бьётся в каменном ущелье!





А сбоку в него, как эффектное дополнение, впадает ещё один ручеёк. Он прогрыз настоящую круглую дырку в скале и фигачит отдельной струёй. Природой всё так сложно организовано...





На "национальной" дороге нет проблем с ожиданием парома, как на других региональных. Пока один грузится, второй буквально в нетерпении постукивает копытом рядом. Задумчивая мысль посетила наши головы. Кажется, мосты на таких дорогах возводить невыгодно. Проезд-то по ним бесплатный, а каждая ходка парома приносит деньги, и немалые...





Ну вот и Гейрангер-фьорд. Апофеоз фьордовых красивостей. Вид с этой смотровой площадки есть в любом путеводителе по Норвегии. Здесь в год бывают миллионы и миллионы туристов.





Но чёрт меня побери, этот вид действительно стОит такого избыточного внимания!





Лагерь мы разбили прямо на берегу фьорда и ужин у нас был с видом на лениво дефилирующие многопалубные круизные монстры.





При отплытии эти гиганты дают серию басовитых гудков, и эхо носится над водой, отражаясь от скальных стен, секунд двадцать.





Гейрангер, небольшой живописный посёлок в конце фьорда, лучше всего посещать вечером, когда разъезжаются туристические автобусы и уплывают теплоходы.





Население посёлка - около 300 человек, но с наступлением утра, говорят, количество народу в нём увеличивается примерно в семь раз! Туристическая мекка.
Хотя я считаю, что статисты привирают, и увеличение количества народонаселения намного больше. Сколько там на одном круизном лайнере пассажиров? А их штуки три может быть пришвартовано.





Короче, днём там делать нечего в любом случае. А вот зато вечерком, да после ужина, погулять по опустевшим сувенирным лавкам и затихающим улочкам - самое оно. Место-то, несмотря на свою раскрученность, чертовски красивое...







Ничего интересного, просто золотой трактор, припаркованный прямо на террасе. Проходите мимо, туристы!





Забавная новинка: по окрестностям можно прокатится на таком вот электромобильчике, который, ориентируясь на показания GPS, ещё и экскурсию тебе об окружающих видах расскажет.





Эх, а ведь в этих красотах люди живут. Изо дня в день...





С утра погода не проявила к нам снисхождения. Окружающие горные массивы накрыла низкая облачность, зацепилась за каменные пики и застряла по-видимому надолго.





Масштабность Гейрангерской панорамы от этого не пострадала, но...





...но мы как раз планировали заехать на смотровую площадку на одном из этих самых пиков, на Дальснибба. Но увы, придётся пропустить этот ход. Всего лишь сотня метров вверх по серпантину, и мы въезжаем внутрь облаков. Какая уж тут смотровая площадка...





Лезем вверх дальше. И на глазах у нас происходит волшебное преображение климата. Лето, говорите? Какое-такое лето?





Снежные пустоши завораживают. Облака буквально лежат у тебя на темечке. Чертовски прохладно. Стоит особая глухая высокогорная тишина.





Но эта, 63-я национальная дорога - только прелюдия! Дальше мы выезжаем на 258-ю национальную дорогу. Вот тут начинается просто какой-то сюрреализм. Во-первых, эта дорога - грунтовая, а сверху присыпана каким-то мелким-мелким гравием. Машина по нему скользит, как по шарикам от подшипника. Во вторых, она узкая до неприличия. А навстречу, между прочим, туристические автобусы встречаются. Ну и прочие транспортные средства тоже...





Ну а в третьих, пейзаж вокруг становится совсем каким-то космическим. Полное безлюдье. От тишины кружится голова. Окружающий мир словно на паузе, и ты тоже впадаешь в какое-то странное душевное состояние оцепенения, обалдело пялишься по сторонам...






...и видимо это состояние меня и подвело. 258-я вьётся между большими замшелыми каменюками и изобилует слепыми поворотами. А две машины разойтись на таком повороте не смогут по ширине. Я подкатывался к одному такому повороту чуть быстрее, чем надо было, уже сбрасывал газ, как из-за камня выкатилась вольво. Увидев, что мы бортами не разминёмся, ширины не хватит, он остановился. А я момент прошляпил... По тормозам - колёса сразу в юз на мелком каменном крошеве, отпускаю, ловлю дёрнувшуюся машину беру максимально левее, жмусь к скале - нет, не прохожу, никак. Либо в борт вольво, либо в скалу. Руки сами сделали выбор, я трезво обдумать его не успел. По касательной царапаю скалу, со всей дури влетаю колесом в здоровый камень, машина вся подпрыгивает, содрогаясь от удара - и останавливается. Холодный пот. Вот это круто, выломать себе подвеску на высокогорной дороге в тысячах километрах от дома... Ноги тряслись, когда я выходил осмотреть повреждения...

Но чёрт побери, Лоханку делали с расчётом на очень плохие дороги стран третьего мира! Повреждений практически нет. Рычаги подвески целы. Оцарапано крыло, обшарпан бампер, диск окривел и завосьмерил, но жив и не раскололся, резина тоже вроде не лопнула и не вздулась. Обошлось! Дальше мы покатили  уже совсем не торопясь, с опаской поглядывая на слепые повороты. А  вокруг окончательно засуровело.





Подъёмник закрыт на летний период. Зачем?!





Но ещё через пару километров дорога вольготными петлями пошла вниз, лето вернулось в свои права, облака расступились... Можно  перевести дух, встряхнуть одуревшей от впечатлений головой и попикниковать с красивым видом. Нам очень требовался короткий отдых в тот момент.






При съезде с 258-й дороги нас радует своим агрессивно-напористыми порогами водопад Офстебруфоссен. Он падает с перепадом высот 70 метров, в самом узком месте сжимается до 8 в ширину и ревёт очень внушительно.






Дальше наш путь заскользил низом, вдоль воды фьордов, и мы получили шанс немного отдохнуть от тяжело давшегося на этот раз высокогорья.







Но даже не высокогорные, а бегущие через леса норвежские дороги не дают расслабиться. Узко, чертовски узко! Есть участки вообще в одну полосу, где могут случаться дорожные казусы. В один из них мы попали. Два потока машин встретились  лоб в лоб где-то посередине между карманами, где можно разминуться. Прямо как бараны на мосту. Чтобы пропустить  здоровый автобус с туристами, мне пришлось карячится задом вслепую на какую-то приставную заросшую травой тропинку. Хрясь! Задница Лоханки провалилась в небольшой ров, который из-за травы был вообще не виден. Заднее колесо повисло в воздухе. Ну что, приехали окончательно? Ан нет! Хрустя бампером по земле, мне удалось-таки выдернуться из ловушки самостоятельно. Автобус, который я пропускал, протиснулся мимо меня и...





...и вот как эти два бегемота дальше разъезжались, я не знаю. Мне удалось продраться по грунту до ближайшего пропускного кармана. Лоханке очередной респект за проходимость. А задний бампер и так у меня весь битый-перебитый, пара новых царапин настроения нам не испортили. Зато мы едем дальше!

Кстати, ещё одна опасность норвежских дорог, подстерегающая любующихся рот на пейзажи водителей - это живность. Не зевать!





Пресытившись впечатлениями и здорово устав, начинаем разбивать лагерь недалеко от начала 13-й национальной дороги, рядом с городком Вассенден, и... не успеваем. Накрывает дождём.





Норвегия, что поделать. Порой у нас складывается ощущение, что дождь здесь может литься и с голубого безоблачного неба. Ну и что, зато окружающие виды всегда чисты и умыты.







После спокойной ночёвки под шорох капель по крыше палатки мы продолжили свой путь по сети национальных дорог. Респект и уважуха тем, кто решил отметить самые эффектные и интересные в визуальном плане дороги на карте Норвегии, чтобы туристам было легче прокладывать маршруты по самым вкусным местам. Кстати, это была не государственная инициатива, а вовсе-таки общественная. И с тех пор список национальных дорог Норвегии как шпаргалка в руках у каждого приезжающего сюда.




На национальных дорогах лучшие виды и эффектно оформленные вьюпоинты, инфраструктура, туристическая информация, всё что надо путешественнику. Кати и наслаждайся! Ну, чем мы собственно, занимаемся уже далеко не первый год...
В это раз поехали по 13-й национальнй дороге. Вместо фьордов и скал эта дорога бросила нас в густые, тяжёлые, дремучие норвежские леса, аккуратно протаскивая нас под нависающими ветками. Тролли где-то в этих тёмных лесах водятся до сих пор, в этом уверен каждый проезжающий тут.





Затем указатель завёл нас на Ликхолефоссен, который похож скорее на каскад порогов, чем на полноценный водопад. Правда, шумит и сыпет водяной пылью от по-взрослому.





Мостик над водопадом вновь выполнен в футуристическом дизайне, так популярном в этих краях ныне.





А затем дорога вновь вспрыгнула на высокогорье, и зелёную пестроту заменили суровые холодные оттенки белого и серого. Снег и камень.





Мммм, скоро запахнет жареными тормозами! Норвежские серпантины безжалостны, уклон очень злой, торможение двигателем лишь немного осаживает резво разгоняющуюся машину, и всё равно приходится жечь асбест на тормозных накладках.





Погода шепчет на ушко, что выходить из машины не стоит. Смотрите красоты из окна.





Ну, если увидите чего-нибудь!







Облака отяжелели дождём, царапают свой живот об землю.





Порой мучает вопрос: а ехать-то куда? Это вам не туман, который можно подсветить снизу фарами. Это непроницаемое серое ничто.





Но тем долгожданнее просветы на горизонте. Они дарят нам надежду.





Фух, ну вот и вырвались из серого ничто. За что люблю автомобильные путешествия, так это за то, что из плохой погоды можно быстро уехать!






Здравствуйте. Какие у вас тут дела? Могу ли я чем-то помочь?





Ну, в принципе для ради экономии такой знак можно устанавливать на въезде в Норвегию сразу. И писать общий километраж здешних дорог. Прямых среди них нам не попадалось...





Не все водопады Норвегии имеют названия. Имя этого я не нашёл ни на одной карте. А красив, чертяка.Такой равномерный скат по камням под 45 градусов, с перепадом метров сто пятьдесят...







Интересно, здесь кто-нибудь живёт кроме барашков?





Ну а затем мы выкатились к вокзалу самой знаменитой в Норвегии железнодорожной ветки Флом. Наипопулярнейший туристический аттракцион для тех, кто заглянул в Норвегию всего на денёк-два. Сел на поезд, прокатился туда-сюда - и ознакомился со всем ассортиментом пейзажей, которая может выдать Норвегия. Дело в том, что эта железнодорожная ветка на свои 20 километров длинны имеет перепад высот под 900 метров, и отвозит изумлённых туристов в шортиках, босоножках и панамках к вечным снегам на вершине гор.

К нашему счастью,  мы приехали уже к вечеру, все поезда разъехались, потрясённые круизные пассажиры вернулись к себе в каюты, растирать отмороженные носы и колени, а нам достался полупустой туристический городок.





Мы даже заглянули в музей, посвящённый истории фломской железной дороги. Обычно там народу столько, что и к дверям не подойти.





Когда я листал "превьюшки" фотографий на компьютере, удивился, смотря на эту. Никак не мог вспомнить, с какого вьюпоинта я сделал этот кадр железнодорожной ветки. Вид сверху стал для нас так привычен...





Кстати, обратите внимание на "нецельные" колёса мотодрезин. Как вы думаете, для чего они такие? Я сначала думал, что для общего облегчения конструкции или из-за экономии металла...




Ну, и это тоже идёт колёсам в плюс. Но основная идея, что такие колёса легко идут по заснеженным рельсам, прорезая снежный покров и обеспечивая нормальное сцепление.

Ну а затем мы свернули на ещё одну уникальную дорожку, которая дарит совершенно незабываемые ощущения за короткий срок. Это объездная Лаэрдальского тоннеля, узёхонькая высокогорная Fv243. Тоннель ныряет на 25 километров под горный массив, а 243-я идёт посверху. И за счёт изгибов она имеет длину в 44 километра! Представляете, как петляет? По тоннелю ехать минут сорок. По 243-ей получается не меньше часов трёх. Ну потому что невыносимо красивые виды открываются, и команда постоянно выскакивает фотографировать.






Ну а уж когда появляется официальный вьюпоинт, оформленный дерзко выдвинутым вперёд, в пропасть, деревянным пандусом...





...грех не забить карточку отменными пейзажными кадрами!






А это не макет, случайно? Нет, не макет.





Ну какая идиллия, сил нет просто...





Эй, фотограф! А то ли ты фоторафируешь-то? Разрешение есть?





Свалившись с гор ещё одним тормозоразжигающим серпантином, мы разбиваем лагерь в кэмпинге на берегу небольшой марины. Впечатлений снова объелись до икоты.





Закат внезапно устраивает для нас каке-то грозное постапокалиптическое световое шоу.





Но как небо не хмурится, следующее утро к счастью, радует нас проглядывающим солнцем. И это очень к месту, потому что мы выезжаем на самую почитаемую нами национальную дорогу 55. Это, пожалуй, единственная дорога, по которой мы обязательно проезжаем в каждом норвежском туре, и всё равно не можем наглядеться. Дело в том, что 55-я, так же как и Флом, содержит в себе "полный боекомплект" норвержских красот, проходя от уровня моря до высокогорья со снегами.

Начинается 55-я от фьордов и речек с водой потрясающего цвета "холодная мята".







Как вы думаете, почему я озаглавил свой отчёт "пятьдесят оттенков зелёного"? Посмотрев на этот кадр!





Затем 55-я предложит вам узкий серпантин с шикарными видами на классические норвежские домики.






После чего уже серьёзно, по взрослому полезет вверх. Миленькие пейзажики исчезнут.





Ну а затем вы нырнёте в царство высокогорья. Тут уже всё очень сурово.






Немножко снега нападало, так до сих пор и не убрали. Нерадивые дорожные службы! То ли дело у нас в столице, на одну снежинку по два узбека с лопатами наперевес.





Интересуют два вопроса. Первый:  как это сделано? Второй: зачем?





Ну а тут я не удержался. Никогда в жизни летом на снегу кайт не пускал. Да и ветерок был подходящий. Отменная забава!





Такое  вот фиговое лето, знаете ли...





Затем дорога сменит гнев на милость, вынет вас из ледяных объятий высокогорья и отправит в... ммм... я не знаю, есть ли такой термин - средне-горье?





Уже пробивается какая-никакая, но древесная растительность, постепенно теплеет, начинаются водопадики и домики.





С вьюпоинтов вместо суровых пустошей открываются виды на уютные долины.





Затем река, сопровождающая 55-ю, широко раскинется в своём каменном ложе, и вы въедете в город Лом, где встретитесь с ещё одной гранью норвержских красот, старинным деревянным церковным зодчеством. На этом 55-я вас отпустит гулять по местным сувенирным лавочкам и музеям.







Впечатлений снова полны глаза и карточки фотоаппаратов, больше не влезет, как ни старайся. 55-я отжимает вас без остатка. Уже как роботы, съехали на Е6, заложили небольшую петлю в сторону города Отта, вновь уходя на север, и встали в первый попавшийся кэмпинг.





Сегодня мы видели лыжников, да? А здесь вокруг нас самое-самое лето. Вот такие вот метаморфозы в пределах нескольких десятков километров!







Ну а в виде финала норвежской части пути на следующий день мы умудрились успеть прокатиться по ещё одной национальной дороге, за номером 27. Она лесиста и пушиста мхами, прозрачна и просвечиваема солнышком насквозь. Даже не верится, что в вечно дремучей и мрачной Норвегии такие леса бывают.





В очередной раз, увидев указатель "Art Gallery" на трассе, женская часть команды устроила бунт на корабле, и мы свернули посмотреть, что же там такое посреди леса затаилось.

А затаилась частная галерея  очень красочного и аутентичного внешнего вида.







С лошадками!





Пока мои попутчицы покупали презренный металл разных форм и предназначений, я просто гулял вокруг и наслаждался контрастами и фактурами. Ну сочно же!








Облегчив кошельки, мы тронулись дальше по 27-й. Заглянули в городок Фоллдал, в котором обещался вьюпоинт. Вид с него оказался не особо масштабен, но зато девушки, как сороки, натащили в машину блестящих слюдяных камушков.





Дело в том, что рядом с вьюпоинтом был отвал медных шахт, и породы, которые тут валяются под ногами, сильно отличаются от привычных нам.





Шахты давно уже не работают, переоборудованы в арт-объект по норвежской традиции. Насколько же это интереснее, чем просто оставлять промзону сгнивать!

А затем, поехав ещё немного красочных километров, встали на паркинг на более длительное время. Не удержались, вокруг такой красивый лес! Пошли гулять пешком.








В этом лесу была какая-то своя, самобытная атмосфера лёгкости, воздушности, яркости.







Ну как не погулять по такой вот завлекательной дорожке?





Потом 27-я подкинула ещё немного красиво оформленных смотровых мест...





...и увы и ах, закончилась. Нам пора "на выход" из Норвегии.
В этот день, несмотря на то что мы отвлекались как только могли, мы всё-таки сумели доехать почти до границы с Швецией. Встали в кэмпинг, который судя по всему специализировался либо на заводчиках собак, либо на охотниках. У каждого вагончика по собачьему загону на две или три лающих бестии.





На ночь ещё немножко погуляли, поснимали окрестности, не далеко отходя от палатки... Как вы думаете, что означает этот знак посреди пустынного редколесья?





Зайдя за него, мы обнаружили достаточно широкий участок дороги, ведущий из никуда в никуда. Не догадались сразу, что это такое, пока вечером на него не приземлился кукурузник. Аэродром на задворках кэмпинга, оригинально!

Почтовый уголок ближайшего посёлка, чтобы почтальон не бегал от дома к дому.





Просто так, немного кадров ни о чём, для настроения...






Лето, лес, пруд... Почувствуйте воздух!






Псст, парень! Не хочешь немного летнего волшебства? Тебе сюда, заходи!





Ещё немного закатных красок - и на боковую. Достаточно.




На следующий день мы попрощались с Норвегией и неспешно покатились в Стокгольм. Гор не стало, лишь мягкие холмы искажали горизонт. Дорога стала настоящей магистралью, кати в своё удовольствие. По сторонам сельскохозяйственные пасторали: зелёные и жёлтые поля, коровы на выпасе, рулоны сена в целлофане, хаотически разбросанные по скошенным газонам.
Заехали по пути в каком-то региональном городке в продуктовый молл и расстроились. Всё познаётся в сравнении, ребята. Только погуляв по шведскому супермаркету, можно в полной мере понять, как плохо теперь стало в Москве с продуктами... Прямо как в начале девяностых, когда мы за границей в магазины на экскурсию, подивиться на ассортимент ходили. А цены-то у нас уже с запасом перещеголяли европейские, даже с учётом упавшего курса рубля. Ну хоть весь магазин грузи в багажник и вези с собой...

Остановились в кэмпинге где-то в ста километрах от Стокгольма, тихом, мирном, семейном.





Маркизы над окнами кэмпера! Какая уютная, домашняя прелесть. Шведские кэмпинги совсем не так сурово лаконичны, как норвежские.





Просто закатное...




Наутро мы собрали наконец высохшую палатку (Всю Норвегию она хоть где-то, да была мокрой даже в солнечные дни), одели более цивильную одежду, причесали взлохмаченные кудри, и поехали покорять шведскую столицу. Ну, как покорять... У нас было немного времени до начала погрузки на дневной паром. Для экскурсий по центру маловато, для банального шоппинга где-нибудь в супермаркетах возле порта - многовато. Мы сымпровизировали и решили убить время с пользой, посмотрев на город с самого любимого нами ракурса.

Сверху.





Лезем на стокгольмскую телебашню!

Первое, что буквально прыгает в глаза это наш паром, в который мы где-то через час будем грузится.





Ух ты! А этот белоснежный многопалубный круизный красавец гудел нам в Гейрангере и на Фломе! Вот так встреча!





А вон там в домах ещё суда спрятались.





Портовая изометрия.





На всех фотокурсах по композиции учат, чтобы в кадре были диагональные линии. Да пожалуйста!





Между прочим, горнолыжный склон.




Самый-самый центр, Королевский дворец и дворец Нобеля.





Башня оказалось очень приятной точкой для фотографирования. Пусто она стоит в отдалении от центра Стокгольма, вид из её окон от этого нисколько не становится менее интересным.





А потом паром не торопясь потащил нас мимо милых шведских пейзажей в сторону Риги. Тут описывать особо нечего, просто виды, небо, море, чайки.








Наутро Рига встретила нас эскортом из двух скороходных катеров, которые резвились в фарватере, прыгая по волнам. Я так и не понял, то ли это был военный (или полицейский) конвой сопровождения, то ли просто ребята-экстремалы развлекались сами и развлекали пассажиров за деньги...





...но подозреваю, что за пару часов прыжков они и попы себе отбили отменно, и горючего пожгли немеряно.


Ну а дальше было всё пошло телеграфным стилем.

На выезде из парома всех тормозят. Проверяют на алкоголь.

Ригу ходом, времени в запасе у нас совсем не осталось, надо домой, отпуск заканчивается.

На въезде в приграничную зону нас остановил  патруль и почему-то проверил визы. Ищут нелегалов?

На латвийской границе - новое требование. Внезапно попросили предъявить диагностическую карту на машину. По новым латвийским законам въезд без неё запрещён. Ха, интересно, а зачем она им была, если мы выезжали?

На российской границе первое, что сделали - привычно обхамили и наорали. Здравствуй, Родина.

Через несколько сот км, уже в темноте, отсановили на посту. Гаишник долго водил жалом, думал к чему бы придраться. Оштрафовал "по ремням" за Чертёнка, которая безмятежно дрыхла, лёжа на заднем сиденье.

В Москву въехали заполночь, зато не собрав ни единой пробки.

Всё, путешествие завершено, завтра с утра на работу.


Традиционно в конце даю ссылки на галереи с фотографиями:

- моя;
- Чертёнка;

Ну а нетрадиционно - кино про  "внутреннюю кухню" всего путешествия, с нашими физиономиями в главных ролях. Всё, что происходило за сценой, что обычно остаётся за рамками отчёта. Я думаю, это будет вам любопытно посмотреть :)





Ну что ж, время подводить итоги, да?

7 180 километров. 4 страны. 16 дней.

Ну, мы не увидели в принципе ничего нового, просто прокатились по любимым местам. Мы не сделали никаких открытий. Мы не нашли никаких особых приключений на свои пятые точки. Мы не совершили ничего экстремального, о чём можно было бы похвастаться в отчёте.

Мы всего лишь в своё удовольствие отдохнули. Не торопясь, спокойно. Налюбовавшись. Нагулявшись. Нафоткавшись вдоволь.

И чёрт меня побери, это нам прекрасно удалось!

Один минус.

ЕЩЁ ХОТИМ!

Избавляться от одержимости Норвегией мы не собираемся...






Теперь самая интересная (и самая тяжкая для нас) часть отчёта. Подсчитаем, во сколько нам это всё встало... Традиционно в расчёт беру всё, кроме сувенирки и прочего необязательного шоппинга.


- грнкарта на машину 3 450 руб.
- проживание (гостиницы, кемпинги, хюттеры) 34 933 руб.
- бензин 46 051 руб.
- платные дороги, паромные переправы 14 840 руб.
- паром Стокгольм-Рига 24 364 руб.
- еда всяческая, купленная предварительно или уже на месте, около 20 000 руб.

Итого: 143 638 руб.

На одно лицо 47 879 рублей. Или 683 евро по примерному курсу на дни поездки. В рублях - чертовски дорого. В евро - совсем наоборот. Реалии текущей экономической ситуации...






вновь хотящий на трассу
Teapot

_____________
понять бы что же это было
лежу размазан как квашня
а это утро наступило
в меня


[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]