Отправлено : Teapot, 07
Августа 2010 00:04:01
Уютное балтийско-скандинавское приключение, часть I
часть II =>
“Куда ты на этот раз едешь?” - “Да в Норвегию”- “Так ты же ездил уже... Из-за
чего едешь-то?” - и тут я немного завис... А действительно, как в паре слов
передать, что так магически тянет, привязывает к себе в этой северной стране
с вечно плохой погодой и запредельно дорогими ценами? Почему сразу же после
возвращения оттуда даешь себе зарок обязательно вернуться? И делаешь все возможное
для этого, выкручивая себе жилы на работе, живя в плохо обставленной квартире,
отказывая себе порой в элементарно нужных вещах, забивая на приятное пляжное
летнее лежебочество... Что так тянет ТУДА? Зачем мы вообще туда едем? Мы же
не увлекаемся рыбалкой, не едим морепродуктов, не ходим по музеям, не увлекаемся
стариной или историей... Выбравшись из пучины вялой рефлексии, я всё-таки сумел
выкристаллизовать для себя основную цель, которая стала лейтмотивом всего этого
путешествия. МЫ ХОТИМ СМОТРЕТЬ НА КРАСИВОЕ! А уж этого-то Норвегия поставляет
в совершенно запредельных количествах, достаточных для настоящего визуального
обжорства. Причём обжорства людей, уже достаточно поколесивших по миру и повидавших
много интересных мест. Мы хотим ехать на машине и любоваться в окно. Постоянно.
Чтобы каждый раз глядишь - а там красота! Налево - красота! Направо - красота!
Без пауз, без перерывов, без остановок. Чтобы зачаровывали, гипнотизировали
панорамные виды, чтобы оглушали водопады, чтобы кружили головы обрывы и пропасти,
чтобы выдували остатки тепла из одежды ледяные ветра... И не надо нам пятизвёздочных
отелей, роскошной кухни, теплого моря, горячего солнца, услужливого персонала,
интересных экскурсий - ничего не надо. От Норвегии нам нужен только ВИД. И ощущения.
Простора. Полёта. Пространства. Воздуха. Мы хотим так! И оттолкнувшись от этой
квинтэссенции желаний, мы начали планировать своё приключение.
Маленькое отступление: это уже третий наш визит в Норвегию, первый был на автобусе, с экскурсией, общим ровным строем, для общего ознакомления, второй - совершенно авантюрным безбашенным предприятием, когда мы рванули на машине вообще без подготовки, броней билетов/гостиниц и вообще без понимания - чего же мы делать будем. И отчеты по этим двум путешествиям я рекомендую перечитать под кофеёк/чаёк с как-нибудь с утра, потому что там многое рассказывается о странах Скандинавии, жителях, устоях общества, особенностях жизни и прочем - ни и чём сейчас я писать не буду, ибо повторяться неохота, хочу больше сосредоточиться на “дневничковой” части путешествия и на личных наших впечатлениях, а так же постараться повставлять побольше фотографий с комментариями, чем текста.
- Финляндия-Швеция-Норвегия-Дания на автобусе;
- Норвежская
авантюра, часть 1;
- Норвежская
авантюра, часть 2;
- Норвежская
авантюра, часть 3;
- Норвежская
авантюра, часть 4;
- Норвежская
авантюра, часть 5;
- Норвежская
авантюра, часть 6.
Итак, решение ехать есть, отпуска “подогнаны” под нужные сроки, экипаж готов....
Куда? По какому маршруту? Собравшись как-то вечерком под кальянчик, раскинули
мы карту Норвегии по журнальному столику и загибая пальцы, начали примерно прикидывать
маршрут.
Каким условиям он должен был отвечать? Ну, первое и основное условие - не гнать!
По самой Норвегии ежедневные пробеги - не более 200 км в день, иначе все красоты
слишком быстро пролетают мимо, а мы поклонники slow-туризма. Второе - никаких
ночёвок в машине по маршруту, это всё-таки неудобно. Третье - хотим попасть-таки
на ледник! Четвертое - фьорды! Много фьордов! Пятое - горы! Шестое - 55я и другие
национальные высокогорные дороги и серпантины! Седьмое - Атлантическая дорога!
Восьмое - Лофонтены! Девятое - Нордкапп! Десятое.... Стоп-стоп-стоп-стоп...
У нас всего две недели :( И встал жесткий выбор: Не гнать / фьорды и серпантины
/ нордкапп и Лофонтены - выберите любые два пункта... Мы можем охватить всё,
но “галопом по европам”. Мы можем прокатиться по северам, но тогда про фьорды
и водопады с серпантинами можно забыть. Но... Это же просто невозможно! Мы тааак
хотим водопады и серпантины! Мы в них просто влюблены! Ага.... Ну вот уже более-менее
понятно - Лофонтены и северА отодвигаем на следующий раз (а мы ведь обязательно
поедем еще раз, обязательно!) а на этот раз - в свое удовольствие покружим по
“центру” Норвегии, не забираясь сильно в перенаселенные туристами юга, но и
не уходя глубоко на север. Повторение маршрута двухлетней давности? Ну... не
совсем :) Скорее - “работа над ошибками”, модификация некоторая. Я до сих пор
удивляюсь, насколько удачно мы умудрились проехать тогда. Абсолютно “вслепую”,
безо всякой подготовки - мы инстинктивно выбрали один из самых лучших маршрутов
передвижения. Но нет предела совершенству! Что можно улучшить, куда еще заехать?
Ага - ледник. Мы в прошлый раз на него просто не успели. Какой самый крупный
на карте перед нами? Вот этот, ставим как точку маршрута. 258-я национальная
дорога - мы ее проехали мимо? Теперь - один из пунктов WishToVisit. “Дорогу
троллей” надо проехать теперь вниз, а не вверх? В список! Хочется побольше походить
ногами по горам, а не только ездить на авто? В список, запланировать длительные
остановки! Не понравилось ночевать по пути в Финляндии и в Швеции прямо за рулём?
В список - забронировать какие-нибудь гостиницы. Уже который раз проезжаем Финляндию,
а в “муммиландию”, чудесный детский парк так и не добрались? В список! Пугает
неизвестность - будут ли билеты на паромы? В список - бронь заранее. Раздражает
изъезженная трасса Москва-Питер? Попробовать как-нибудь еще проложить маршрут,
тоже запишем. Не понравилось захламленная вещами машина? Ага, тоже выход есть
- верхний бокс, тем паче что в этот раз в машине будет трое, соответственно
вещей будет еще больше, и палатка тоже другая, намного крупнее, и т.д, и т.п.
Вот так, шаг за шагом, мы потихоньку начали переделывать “авантюру” в “уютное приключение” ;) Маршрут “туда” проложили через Эстонию, а не через Финляндию, сразу купили билеты на паромы Таллин-Стокгольм и Стокгольм-Турку в Паромном центре, забронировали на booking.com ночёвки в гостиницах Таллина, Турку и Питера, купили “с рук” всего за 6 тыс. руб. верхний багажник мощным объемом 450 литров, установили под него багажные дуги (850 руб. всего), на визы паспорта отдали заранее (хотя увеличившееся время оформления виз из-за “горячего сезона” все равно не давало бы шанса на “вторую попытку”), накачали карт для навигатора, закупили и припрятали подальше и поглубже в багажник большое количество тушенки (ввоз мясных и молочных продуктов в ЕС запрещен), присыпали сверху сублимированными продуктами, одёжкой, фототехникой, палаткой, стульями, спальниками... Вроде всё. Поехали?
День 1.
Далллекооо ли до Таааааллинннаааа?(с)анекдот
Москва-Великие Луки-Пустошка-Опочка-Остров-Печоры-Тарту-Пылтсамаа-Таллин
Как выехать из Москвы в субботу и не погрязнуть в пробке из дачников? Все просто - выезжайте в 3-4 утра. Как не заснуть потом за рулём? Ехать по новорязанке на Великие Луки. Трасса не настолько разбитая, чтобы плестись и аккуратничать, но и не настолько ровная чтобы выжимать максимум. Одно слово - тряская. Мотаешься меж желанием прибавить (больше скорость - меньше ям в этом случае очень чётко чувствуется попой) и сбросить (потому что трафик, неудобные обгоны, неохота ругаться с гайцами и вообще машина груженая и верхний багажник воет на скоростях свыше 120 не по детски). Трясемся, сбиваем на лету мошек и бабочек, развлекаемся двумя любимыми занятиями выехавших на трассу - читаем смешные названия местных населенных пунктов и пытаемся вспомнить, что же мы забыли. Ну и параллельно переживаем за ждущее нас впереди на границе... Дело в том, что уже после того как маршрут был практически полностью сформирован, оказалось что пересечение эстонско-российской границы - совсем не такое же простое дело, как финско-российской. Свежие отзывы путешественников повергали в шок и трепет: 4-6 часов на прохождение считались хорошим результатом! Самая адская ситуация была на нарвском погранпереходе - на выходных там можно было запросто потерять день (!) в очереди. Почему сложилась такая ситуация? Всё просто - у эстонцев свободный въезд в Россию, где дешевле всё - бензин, продукты, лекарства, сигареты, алкоголь... И съездить “в рашку” на шоппинг для них так же привычно как и у нас мотнуться “в мегу/ашан”. А многие научились и зарабатывать на такой разнице цен, особенно популярны “бензовозы”: эстонец покупает за гроши убитый напрочь фольксваген пассат или любого старого “американца” - лишь бы бензобак был побольше, переезжает российскую границу, на ближайшей заправке заливает “под горлышко” (вывоз бензина в канистрах сейчас запрещен) встает в очередь, преезжает границу в Эстонию, сливается в цистерну, снова “в рашку” - и так без конца. Озверевшие таможенники часто выстраивают из “бензовозов” отдельную многокилометровую очередь, стараясь хоть как-то притормозить “конвейер”, но тщетно - разница в цене компенсирует моральные страдания по стоянию в бесконечных очередях. В этом фантастическом бардаке пышно расцветает криминал, места в очереди продаются и перепродаются (средняя цена “за час до таможни” - около 5 тыс руб) Порасспрашивав в авторушной конференции “ОиП” опытный народ, мы выбрали для себя менее загруженный погранпереход “Куничина гора”, который тоже иногда испытывает “запоры” очередями, но более перспективен для туристов из-за своей "провинциальности" и отдаленности от Питера. Дорога к этому погранпереходу, кстати, проходит по “чиссста расейской” достопримечательности - по самой дорогой в континентальной Европе платной дороге в районе города Остров, 300 рублей с легковушки и 1130 рублей с фуры за кусок дороги среднего качество длинной около 50 км... Традиционный “последний вдох отечества” - заправка по принципу “ну киса, еще капельку” на крайней российской бензозаправке - и мы встаем в очередь к КПП. 14 машин. Только одна с подмосковными номерами. Остальные - с эстонскими. Пассаты, пассаты, вояджеры, шевроле... Бензовозы. Жарко. Выключаем двигатель, настраиваем себя на многочасовое стояние и вдруг - раз-раз, очередь подвинулась. Еще подвинулась. Еще. 45 минут - и мы у шлагбаума! Вот это да, фантастически быстро! “Ларчик” открывался просто - с 1 июля введены новые таможенные правила и теперь въезжающие на авто в Европу не должны декларировать свой автомобиль, заполняя в 2х экземплярах неудобный бланк на коленке, вписывая VIN, номер двигателя, мощность и прочую ненужную фигню. Теперь все просто - суешь паспорт, техпаспорт и гринкарту в окно - и проходи! Даже водительское удостоверение не попросили, неожиданно. А вот багаж, видимо со скуки, немного потрясли: заставили вынуть пару сумок и открыть их, пошебуршились в верхнем боксе, понюхали (честное слово!!!!) паспорта... Ну и ладно, до тушенки не дорылись - и то хорошо. Забавно: мимо машин пешком идут какие-то люди. Мы думали сначала что это какие-то таможенные родственники, ан нет - этот таможенный пункт не только “авто” он еще и... пешеходный! И идут через него из эстонской деревушки в российскую и наоборот бабушки с авоськами, подростки с велосипедами, тётенька со шваброй, мужики в сланцах... смотрится забавно и неожиданно. Эстонских пограничников прошли еще легче - те вообще практически не удостоили нас вопросами - и мы в шенгене, здрасьте, встречайте ;) Ха, встретили: практически сразу за погранпостом асфальтовая дорога кончается... и начинается банальнейшая грунтовка (правда достаточно хорошо накатанная, позволяющая держать скорость около 80-90). Да-да, прибалтийские страны небогаты и многие участки даже магистральных дорог здесь именно таковы. После грунтовки пошёл вполне нормального качества асфальт, и мы как-то незаметно быстро и еще засветло (даже жара не спала) добрались до Таллина. Бросаем машину у гостиницы Tallink Express Hotel, и - гулять-гулять, разминать затёкшие от дороги мышцы. Ходим по улицам и с удовольствием испытываем приятные приступы дежавю - с этим городом мы уже знакомы и нам он очень нравится. Для того чтобы отметить удачное начало путешествия, заглядываем в “бирхаус” (известный на весь город пивной бар с собственной пивоварней) и нам неожиданно предлагают там вкусно покушать. Покушать? В пивном баре? Оказывается, в подвале пивоварни недавно открылся ресторан “Корсар” с совершенно очаровательным “пиратским” антуражем - ну как пройти мимо нам, ярым поклонникам One Peace? (кто в теме, тот поймёт ;))
Спокойно сидеть невозможно: вокруг миллион интересных деталей, всё хочется потрогать,
осмотреть и по возможности сфотографировать.
Тому, кому в голову пришла идея оформить курительную комнату как средневековую
камеру пыток - однозначно приз зрительских симпатий!
За спиной кушающих - здорвый аквариум с вяло плавающими мелкими (но от этого
не менее настоящими) акулами.
Морская мина в потолке - предмет вожделения для "потыкать и посмотреть
что будет". Ничего. Не врывается. Но руками отполирована.
Даже в туалете умудрились выдержать аутентичность, озорники!
По пищевым же итогам могу сказать - изумительное место, крайне рекомендую для посещения. Не для обедов на каждый день - дороговато и экзотично, но для одного торжественного ужина/обеда в поездку очень подойдет. Набив желудки, решаем что пора пойти пофотографировать ночной город - и с изумлением обнаруживаем, что темнеть и не начинало, а утомленные дорогой и разморенные едой тела категорически требуют принятия горизонтального положения. И мы позорно сдаемся: спать-спать-спать, а по городу погуляем завтра, благо до парома на Стокгольм у нас будет еще время.
Немного статистики за день:
Израсходовано 85,8 литров бензина
Средний расход 7,7 литров/100 км (верхний бокс прибавил литр с гаком к обычному
“трассовому” расходу лоханки)
Пройдено 1111,9 км.
Средняя скорость 90,6 км/ч (неплохой результат)
День 2
Вкусно пахнущее средневековье
Таллин и еще раз Таллин
С утра в Таллине почти московская жара, и мы, вяло двигая перегретыми телами в максимально облегченной одежде, не торопясь бродим по брусчатым мостовым улочек Старого города, впитывая каждой клеточкой удивительную атмосферу города. Средневековую атмосферу. Здесь пахнет жареным миндалем в коричном сахаре, шерстью от лотков торговок, свежесваренным кофе из подвальных окон маленьких кофеен, цветами от небольших клумб и еще чем-то неуловимо-приятным, что называется “доброй заботой о туристах”. Местные власти сделали все возможное, чтобы попавший на эти улицы турист напрочь забыл, в каком веке он находится и почувствовал себя путешественником во времени, внезапно занырнувшим в средние века. Но не страшные средние века с инквизицией, чумой и реками помоев на дорогах, а в некие “книжные” средние века, некое “фэнтези-средневековье”. И это очень уютно и приятно, быть в такой атмосфере, скажу я вам.
Здесь можно собрать целую фотокллекцию оригинально офрмленных вывесок кафешек,
магазинчиков, ресторанов и сувенирных лавочек.
Подворотни. Арки. Переулочки. Микроскопические внутренние дворики. Дома стена
к стене. Теснота? Клаустрофобия? Нет, уют и особое ощущение, будто ты в удивительной
сказке, в кукольном лабиринте.
Улица мастеров - здесь можно своими глазами понаблюдать как делают сувенирные
финтифлюшки, которыми изобилуют совенирные магазинчики в округе. Если увлечься
- можно застрять на полдня, а то и больше.
Автомобильного движения здесь нет, а для стоптавших ноги туристов между основными
достопримечательностями Старого города курсирует смешной паровозик, ловко лаврируя
в закоулках.
На центральной площади кипит-шумит настоящий средневековый рынок: горе для ваших
кошельков и отрада для глаз.
Здесь не торгуют вьетнамскими шмотками и индийскими "палками-вонялками".
Всё, что на прилавках, пропитано той самой средневековой атмосферой с фэнтези-привкусом.
Юные селянки спекулируют свежайшей клубникой с грядок.
Секретные книги - оптом и в розницу! Вам что, "Молот ведьм?" Извините,
беллетристика - в другом отделе.
Уйти отсюда без охапки безделущек - решительно невозможно!
Правда, попадались и товары, не пользовавшиеся популярностью при 30-градусной
жаре ;)
Таллин очарователен и очень мил, к сожалению, его посещение у нас - лишь транзит
на пути.
Впереди еще достаточно большой кусок пути и мы загружаемся на паром.
Многоэтажная громадина, роскошная и блестящая, принимает в свое чрево множество
легковушек, фур и автобусов, после чего неожиданно резво (для такой-то махины)
режет неподвижную гладь Балтийского моря в сторону Швеции.
Немножко погуляв по палубам, закупившись в дьюти-фри всякой ерундой и отужинав
почему-то не слишком вкусным шведским столом в местном буфете, заваливаемся
спать в каюте. Норвегия, мы завтра будем, жди!
Немного статистики за день:
Много пройдено ногами, а вот колёса проехали едва ли несколько сотен метров
- причал парома расположен в непосредственной близости от стоянки отеля.
Километры путешествия прибавляются всю ночь, но не на одометре - лоханка неподвижно
стоит...под водой, на нижней автомобильной палубе парома.
День 3
Швеция-транзит или снова здравствуй, долгожданная северная
страна!
Stockholm-Orebro-Karlstad-Eda-Eidskog-Hamar
Так же невкусно позавтракав (да что ж такое, обычно на паромах объедаемся -
а на этом у поваров просто анти-талант какой-то готовить визуально красивые
но абсолютно невкусные блюда), спускаемся заранее на автомобильную палубу, и
герметично закрывшись в машине, колдуем над навигаторами, прокладывая путь до
границы с Норвегией.
Почему герметично закрывшись? Да потому что 15 минут до выезда с парома - самые
мерзкие: все водители и экипажи должны быть на местах, на автомобильной палубе,
а в это время автобусы и фуры заводят свои двигатели: им надо поднакачать давления
в пневматические системы. Несмотря на хорошую вентиляцию, палуба всё-таки закрытая
и выхлопными газами пахнет весьма сильно.
А почему над “навигаторами”? Да потому что, припоминая проблемы с “наташей”
из предыдущей поездки и наши плутания по перекопанному Стокгольму, на этот раз
мы решили подстраховаться и взяли с собой два “надоедливых голоса” с разными
наботами карт - IGo 8.3 на моем КПК и IGo 8 на нетбуке Чертёнка, которые сразу
же получили прозвища “Наташа” и “Ева” соответственно. Авось с двумя-то навигаторами
поплутаем меньше...
Сразу при съезде с парома с изумлением видим что машины выстраиваются в очередь,
вместо того чтобы быстренько выкатываться с территории порта в город. Что случилось?
Ремонт? Таможня может какая еще?! Увы, всё банальнее - тотальный “продувочный”
контроль: полисмен заставляет каждого (!) водителя, съезжающего с парома, проходить
тест на алкоголь, так что любители “заквасить за шведским столом”, будьте осторожны
- за ночь може и не выветрится и вы попадёте в серьезную беду ибо штрафы здесь
очень серьёзные.
Нашим надеждам на беспроблемную ориентацию в чужом городе не суждено было сбыться:
через пару минут Наташа и Ева начали спорить на тему “левый поворот” или “правый
поворот”, а мы опять выкатились на ремонтируемую развязку, которую точно не
знает ни одна из надоедливых тёток. Вместо “право” или “лево” запутавшись, проехали
просто прямо, после чего Ева сошла с ума и ушла в бесконечные “Перепроложить?”,
а Наташа с трудом и ошибками, но все же вывела нас из города. Ну почти не поплутали,
ладно, спишем всё на нашу личную утреннюю тормознутость ;)
Впереди - несколько сот километров прекрасной трассы, едучи по которой я в который
раз думаю, что для европейских дорог давно пора выдумать автопилот. В принципе
его задача не сложна - поддерживать разрешенную скорость (90-110), дистанцию
до впередиидущего авто, едущего в том же темпе, в случае снижения им скорости
так же адекватно замедляться. Дорога в одну полосу, отгорожена слева и справа
металлическими тросами на столбиках, свернуть некуда, обгонять нельзя - все
едут как по рельсам, след в след, автопилоту это будет по плечу. Регулярно слева
появляется еще одна полоса для обгона длинной в несколько километров (чтобы
все успели обогнать), на этом участке разрешенная максмалка всегда 110 (обычно
правда никто и не обгоняет потому что даже фуры идут с той же скоростью 90-110
и никому не мешают). Светофоров нет. Населенок нет. Пешеходных переходов нет.
От живности вся трасса на всей длинне отгорожена особым забором - никто случайно
не выскочит. Всё. На трассе больше нет ничего, что может смутить автопилот,
я честное слово всё время пока мы неслись по Швеции до пересечения границы с
Норвегией, чувствовал себя роботом. Вообщем, предсказываю недалёкое светлое
будущее: скоро автотрассы превратятся в подобие поездов, где все едут на автопилотах,
бросив рули и педали, отдыхая, подрёмывая, пялясь по сторонам, а машинки все
с равной дистанцией и с одинаковой скоростью как вагончики друг за другом под
руководством неусыпного компьютера... Как заканчивается топливо - автопилот
сам свернет на заправку :) А автоматизированные заправки вообще без обслуживающего
персонала - это уже будничное явление во всей Скандинавии (ну, правда робот
тебе в горловину шланг не вставляет пока). А так, представьте - голое поле.
Ни будок, никаких зданий вообще, не то что людей.. Стоят 2 колонки на асфальтовой
площадке. Подъехал, пистолет засунул, кредитку втолкнул, набрал номер колонки
и какой бизин надо - и забрал карточку (заметьте, сколько литров надо - не набрал).
Наливаешь, как повесил шланг - у тебя автоматически снимается нужная сумма с
карточки. Нужен чек? Подойди и сунь карточку еще раз - автомат воспринимает
это как команду печатать ;) Удобно - слов нет!
Четыреста с небольшим километров шведской дороги такого качества пролетают как
миг - вообще не замечаешь, и вот мы уже вкатываемся на знакомую стоянку у информационного
туристического центра недалеко от населенного пункта со смешным названием Eda,
проезжая первые метры по норвежской земле. Да, мы всё-таки добрались сюда снова!
Пока никто не видит, воровато оглянувшись, я погладил асфальт стоянки рукой.
Здравствуй, Норвегия!
В инофрмационном центре набираем рекламных проспектов, берем свежий каталог
кемпингов - и выдавленные толпой индусских туристов, едем дальше. Дорога становится
“истинно норвежской” сужается до состояния “полторы полосы”, пустеет, завивается
в изгибы и кольца, избавляется от обочины... По сторонам - пасторальные пейзажи:
цветущая сурепка, колышащиеся поля ржи, веселенький пестрый клевер, на котором
пасутся чистенькие коровки и лошадки (да, над ними не вьются стаи мошек и слепней,
животные не дергаются и не обмахиваются хвостами-ушами-копытами, а величаво
вкушают травку. Почему у нас скот не моют?!), на зеленых лугах - белые “катышки”
свернутого и упакованного сена образуют гармоничные цветовые паттерны. Норвегия,
черт побери, деревенская часть, пахнущая свежевывезенным в поля навозом, страстно
любимая европейцами за так называемый “экологический туризм” (это когда измученные
жители европейских мегаполисов, не знакомые с понятиями “дача” и “шесть соток”
проводят отпуск в деревенских домах, пьют парное молоко, просыпаются под квохтание
кур и восхищаются прочей сельскохозяйственной экзотикой). Регулярно попадаются
указатели в виде “золотого петушка”, показывающие где можно приобрести свежайшие
(и опять же экологически чистые) продукты с ближайшей фермы (ну устали люди
от яиц в картонной упаковке! Им прямо в курином помёте подавай!). Нет, ну тоже
конечно своеобразная экзотика... Но не про нас, нам - дальше, нам - к фьордам!
Только вот организм настойчиво намекает что ему бы отдохнуть и переночевать
где-нибудь надо - сворачиваем вблизи города Hamar с основной дороги в сторону
по указателям на кемпинг (их в этом районе мало, выбирать особо не приходится)
Располагаемся на зеленой лужайке кемпинга “Hedmarktoppen”, найдя свободное местечко
рядом с подъездной дорогой. Ох, ну и народу здесь! Словоохотливый сотрудник
кемпинга поясняет, что сейчас в здешних местах так называемый “праздник середины
лета” - и поэтому удивительно что мы вообще нашли свободное место у них. Вот
ведь... Ну и ладно, мы здесь задерживаться и не планировали, переночуем - и
дальше в путь!
Немного статистик за день:
Израсходовано 44.2 литра
Расход 7.4 литров/100 км.
Пробег 596,8 км.
Средняя скорость - 81 км/ч
День 4
День большой ложки, которой едят впечатления
Lillehammer-Lom-Skjolden
Только вчера светило яркое солнышко - а с утра “обложное” серыми тучами небо, прохладно, а самое обидное - всю ночь лил дождь, и чудесная зеленая лужайка, на которой мы стояли, превратилось в некое подобие грязевого болотца, даже вещи в тамбуре палатки подмокли. “Ну а мы что хотели”, подбадриваем мы себя, сворачивая испачканную глиной палатку, “чай не в анталию приехали, а в северную страну”. Тем более что к подобным “закидонам” погоды мы хорошо подготовились: непромокаемые куртки, дождевики, хорошая мембранная обувь - не сахарные, не растаем! И приободрив себя таким образом, отправляемся в Лиллехаммер, столицу зимних олимпийских игр 94-го, если мне не изменяет память, года. Сам город нам не особо интересен, но невдалеке от него есть один наш WishToVisit-пункт: олимпийская бобслейная трасса.И мы хотим по ней прокатиться. “Секундочку!” - воскликнет пытливый читатель,- “вроде июль на дворе? Какой бобслей?!” Какой-какой... Летний :) Дело в том, что когда на трассе не тренируются норвежские бобслеисты, на ней устраивают роскошный аттракцион - спуск на бобе на колёсах! И в этом спуске может поучавствовать любой желающий! Ну, у кого не дрогнет рука заплатить 220 крон за 1 спуск... (примечание: норвежские кроны удобно переводить в рубли для сравнения - умножайте на 5, и получится рублевый эквивалент)
Бобслейная трасса изгибается загадочными широченными кольцами на склоне, прорсшим
лесом, и совершенно невозможно понять, где у нее начало и где у нее конец -
она огромна!
Побродив вдоль ее круто задранных вверх бетонных боков и так не поняв даже примерное
направление движения, идём в администрацию и там скрепя сердце расстаемся с
деньгами, решив что двое из нашей команды поедут, а третий попытается это приключение
хоть как-то заснять.
Норвежец, которого мы пытали на тему “где лучше встать чтобы всё сфотографировать”
меланхолично открыл нам истину, что интереснее всего на старте: дальше боб летит
слишком быстро и сфотографировать его практически нереально. Ого. Интересно,
во что мы ввязываемся?
Отважных бобслеистов загружают в микроавтобус, который карабкается по грунтовке
куда-то далеко-далеко вверх (пешком идти слишком далеко), выгружают у стартового
домика и экипируют каской с подкасочной “бандтской шапочкой”, подшлемником.
Далее следует краткий инструктаж, где говорится что вообщето это нешуточный
аттракцион, и если есть проблемы с сердцем, давлением, спиной или вдруг внезапная
беременность - лучше отказаться здесь и сейчас.
Мы геройски признаём себя здоровыми (в головене к месту крутится "в трезвом
уме и тверрдой памяти") и плотно, как сельди в бочку, набиваемся в пятиместный
колёсный боб - несколько колхозно сварганенное устройство, которое однако развивает
те же скорости, что и обычный “ледяной” боб - время прохождения им трассы всего
секунды на две меньше рекорда, установленного здесь на олимпиаде. Впереди садится
инструктор - управление бобом осуществляется... ногами, и чайникам типа нас
оно неподвластно. Еще краткий инструктаж что делать если боб перевернется -
и все, нас разгоняют и выталкивают на трассу.
Грохот безрессорной подвески, агрессивные вибрации, пролетающие мимо бетонные
стены и крутые виражи сначала скорее забавляют, но ближе к концу трассы боб
разгоняется где-то до 120 км/ч и физика берется за наши тела всерьез - бошку
колотит об каркас, болтает нещадно, органы внутри живота как-то ощутимо опускаются
на каждом вираже, уже как-то не кричится весело “быстрее-быстрее” и становится
даже страшновато, уж слишком быстро несемся. А ведь профессиональные бобслеисты
при этом еще и об управлении заботятся, у них около десятка вариантов входа
в поворот и еще больше вариантов выхода из него, они выгадывают каждую тысячную
долю секунды и вынуждены реагировать с потрясающе быстрой реакцией... Внушает
уважение, честное слово!
Немножко ошарашенные и помятые вылезали мы из боба, сердечно поблагодарили инструктора,
и поехали дальше, ужасно довольные тем что мы сумели испытать то, что чувствуют
олимпийцы. Впереди нас ждала дорога 55, национальное достояние Норвегии, уникальная
достопримечательность.
Как дорога может быть достопримечательностью, спросите вы? Ну да, не сама дорога
- виды с нее. Около 60 километров изумительных заоконных пейзажей! Убойная доза!
Не планируйте после нее посещение каких-либо достопримечательностей - вы будете
слишком пресыщены впечатлениями.
Горя от нетерпения мы въезжаем на нее - и небо тут же начинает усиленно хмуриться,
темнеть, после чего раздраженно разражается мощным ливнем, дворники еле справляются.
Ну вот тебе и красивые виды!
Едем осторожненько, дорога карабкается вверх-вверх-вверх, потихонечку закладывает
уши, рваный облачный край все ближе и блихе к нам и наконец, мы “попадаем на
облака”: просто въезжаем внутрь густого непроглядного холодного тумана.
Те, кто снизу смотрят на уютные белые облачка - не верьте, они не мягкие, они
внутри холодные и влажные, мы проверили ;)
Как назло, выезжаем к хорошо оборудованному вьюпойнту, с которого должна открываться
изумительная панорама.
Ну... Не открывается, впору искать ёжика в тумане.
Зато по дороге двигаться очень захватывающе! Настоящее приключение!
Да и вьюпойнт не последний - их здесь пруд пруди, и уже следующий одаривает
нас великолепной
панорамой.
Дальше дорога вьется по высокогорной пустоши а-ля тундра, лишенной растительности
крупнее травы и мха, отмеченная высоченными вешками вместо столбиков - чтобы
весной снегоочистительная техника видела, где прорубать коридор в многометровой
толще снега.
А зимой эта дорога (как и многие другие здесь) просто закрывается - очистить
ее невозможно, сизифов труд.
Туманные призрачные пейзажи мелькают за окнами, из мглы величаво возникают и
бесшумно исчезают скалы-великаны, мы тормозим чуть ли не каждый километр, настолько
завораживающе это всё.
На самой высокой точке маршрута (1 250 метров над уровнем моря) мы наглеем и
сворачиваем на грунтовку, незаметно соскакивающую с основной трассы в сторону,
и съезжаем с накатанного туристического маршрута.
Вот это ощущения,
скажу я вам! Вокруг - ни души, абсолютно звенящая тишина, в считанных метрах
над головой - небо, вокруг - инопланетный каменно-моховый пейзаж, лежит снег
и... ой. Домик.
Интересно, живет здесь кто? Стучаться и проверять не стали, подмёрзли (ой недаром
здесь снег не тает, недаром), аккуратно чтобы нигде не застрять вернулись на
55-ю дорогу и продолжили пяленье по сторонам с охами и ахами.
На одной из
остановок мы решили пройтись ногами, размяться, и залезли на ближайшую вершинку
небольшую (оттуда я сделал очень приятную
панораму, она дает представление о гипнотическом количестве пространства
которое открывается перед тобой).
Пока мы щелкали, снизу к нам аккуратннько и тихонечку подкралось облако - и
буквально в несколько секунд накрыло и стоянку, и машину, и нас - пришлось спускаться
буквально наощупь, видимость - от силы пара метров. Садимся в машину, надо ехать,
а куда - не видно!
Потихоньку-полегоньку трогаемся, катимся на второй передаче положив шнурки на
газ, дорога начинает бодро загибаться вниз...и ОХ ЧЁРТ! Мы буквально упираемся
в борт двухэтажного туристического автобуса, внезапно возникшего перед нами
из облачной мглы! Истерически взвизгнув тормозами останавливаемся и пытаемся
понять - откуда поперек дороги автобус?! Ларчик открывался просто - дорога уходит
с высокогорья в низину и мы прозевали первый 180-градусный поворот серпантина,
на котором и карячилась мучительно автобусная громада. Его водила откровенно
улыбался нашим обалдевшим лицам и дружелюбно махал рукой - но нам было немножко
не до европейского дружелюбия, мы проверяли памперсы на сухость: слишком внезапно
всё произошло...
Да, облака - это не обычный туман, “под низ” фарами не посветишь и он гораздо
гуще по консистенции, надо быть аккуратнее.
Решив, что это пожалуй крайнее на сегодняшний день впечатление, хватит, наелись,
мы сворачиваем в ближайший кемпинг и...
Бааа, да это наш старый знакомец, Vassbakken kro kamping, самый полюбившийся
на прошлой поездке кемпинг, расположенный прямо под водопадом!
Мы даже палатку ставим на то же место (мокрая, грязная - ужас) и предаёмся ностальгическим
воспоминаниям под шум падающей со скалы воды. Ужасно приятно!
Немного статистики за день:
Потрачено 22,4 литра
Расход 6.8 литров/100 км.
Пройдено 326.8 км.
Средняя скорость 57,7 км/ч, и еще удивительно что так быстро: тормозили же у
каждого поворота считай.
Читайте в следующей части:
- проо удивительное высокогорное озеро;
- про загадочный бункер в скале где-то под облаками;
- про самое сильное на сегодняшний момент впечатление в моей жизни.
посещенный наконец музой по имени "кондиционер"
Teapot
_____________
Aeroport, aerogare - mais pour tout l'or m'en aller... ©Mylene Farmer