Отправлено : Teapot, 14 Августа 2012 00:02:01
Чудом состоявшаяся Южная и Юго-Западная Норвегия. Отчет, часть I | Часть II >>
Обязательная предыстория, про приметы и чудо
Не верю я в стандартные суеверия. Всякие там чёрные кошки, женщины с пустым ведром, число 13 — полная фигня. Но, к сожалению, у каждого есть свои, «отработанные» приметы, которые сбываются. Всегда. У нас это — никому заранее не говорить перед поездкой, куда едем и на сколько. Ни в коем случае, особенно если путешествие долгожданное и очень желанное. Обязательно что-то пойдёт не так или вообще всё сорвётся к чертям! Но мы прошлым летом почему-то наступили на эти грабли, не дрогнув лицом и наплевав на шевельнувшийся в душе червячок сомнения. После рассказов друзьям-знакомым про путешествие в Заполярье, Нордкапп про и более ранние наши визиты в Норвегию (Пробный, Авантюрный, Работа над ошибками) мы хвастливо приговаривали «И в следующем году тоже поедем, обязательно!» Ну кто ж за язык тянул, а... Но мы действительно были уверены, что никаких особых преград перед пятым визитом на суровую норвежскую землю нет. А что? Мы же опытные, прожжённые «турики»: визу в паспорт хоп, палатку со спальниками цап, в машину брык — и скоро-скоро ты уже в Норвегии, благо отпуска мы синхронизировали всей командой аж сразу после Нового года. Программа накатана, путь знаком до мелочей. Мы настолько были уверены в себе, что даже позвали с собой в будущую поездку Art`а, нашего соклубника по ОКА-Клубу, второй машиной.
Но суеверная наша примета неумолима. Трепались? Получите.
Нижеследующая история уже частично всплывала в конфе, поэтому если для кого-то она будет повтором — извините, пробегите наискосок.
В мае этого года я с группой коллег должен был ехать в Германию на выставку. Подали документы на обычную шенгенскую бизнес-визу, и как гром среди ясного неба — обнаружили у себя в паспортах штемпель «в визе отказано». Как? Что? Почему? Ответ у консульства краток: «Вы предоставили недостоверную информацию, подтверждающую цель и условия предполагаемого пребывания». И никаких больше подробностей. Это был удар ниже пояса: такая печать это настоящая «чёрная метка», запрет на въезд в зону Шенгена на полгода. Причём запрет подленький: тебе при этом никто не запрещает подать документы на визу еще раз, в любом другом посольстве... Но вероятность отказа превышает 90% - база данных по «отказникам» у всего Евросоюза общая. А еще один отказ - это еще плюс шесть месяцев запрета на въезд. И так по нарастающей, пока не вразумишься...
Осознав это, я схватился за голову: летняя Норвегия в этом году стремительно накрывалась медным тазом. Мне через пару недель паспорт уже в норвежское консульство тащить, за норвежской визой! Что можно предпринять? Терять паспорт? Бессмысленно, база «отказников» электронная, там-то чёрная метка напротив моей фамилии не потеряется. Нейтрализовать эту метку может только тот, кто её внёс: консульский отдел посольства Германии. После положительного решения по апелляции. Подаём эту самую апелляцию, в которой подробно объясняем что мы не верблюды, что мы с таким комплектом документов уже десятки раз к ним приходили — и никаких проблем не было. Что в предыдущие визиты в ЕС мы ничего не нарушали, штрафов не получали, задолженностей и судебных преследований на территории РФ у нас нет и прочая, и прочая... Ответ консульства: ждите, ваша апелляция будет рассматриваться, о результатах сообщим. Сколько? От месяца и до... неизвестно сколько, апелляционный отдел перегружен. Не устраивает? Ну попробуйте подать на визу ещё раз, подробно описав ситуацию, она будет рассматриваться в индивидуальном порядке. Что делать, скрещиваем пальцы на удачу, готовим кучу допольнительных документов, подтверждающих нашу «невиновность», обвешиваемся требуемыми справками как бронёй — и вновь идём на штурм бастионов немецкой бюрократической машины.
И как плевок, как насмешка над всеми нашими стараниями — бац, второй брезгливый отказ. Неблагонадёжны. С той же «подробной» формулировкой.
Год запрета на въезд в шенгенскую зону.
Всё. Теперь без вариантов — Норвегия не состоится. Звоню Art`у, даю отбой, сообщаю своей команде о полном крахе планов, начинаю прикидывать, куда бы поехать в этот опустевший летний отпуск…
И только окончательно махнув рукой, пробубнив ворчливо «да мало ли стран в мире, в которых я могу побывать, что на этой Норвегии, свет клином сошёлся что ли...» я смог для себя понять и прочувствовать... что таки-да. Сошёлся! Аж душу когтями рвануло: туда! Туда!! ТУДА!!! Хочу туда и только туда! К суровым замшелым скалам, к густым непролазным лесам, к буйным белогривым водопадам, к высокогорным пустошам, к узеньким неудобным дорогам, к суровому северному морю и пронизывающему ветру! Это было какое-то сумасшествие: мне норвежские дали стали сниться по ночам. Реалистично и так ярко! И просыпаясь в мягкой кровати, а не в палатке и спальнике, я готов был выть выть от разочарования белугой. До этого момента я и не подозревал, что может быть такая вот ломка... Тамошние духи наколдовали? Какие-то древние гены в хромосомном наборе шевельнулись, просыпаясь? Не знаю, но стимул-пинок для третьего раунда сражения с немецкой бюрократией я, поверьте, получил отменный. Вторая официальная апелляция, выход кружными путями напрямую на консула Германии в России, долгий разговор с ним, рассмотрение нашего дела в МИД Германии – и совершенно неожиданная победа! Уставшие от такого занудства сотрудники консульства закрывают «чёрную метку» в электронной базе. Это казалось настоящим чудом. Шенген открыт!
Вне себя от радости, поднимаю на уши команду, вызваниваю Art`a – будет Норвегия, будет! Только до предполагаемого времени отбытия осталось всего две недели, а у нас в организационном процессе конь не валялся. Можно ли организовать практически с нуля такую поездку за 14 дней?
Оказалось, можно, но дым от нас валил нешуточный. А естественным следствием спешки стала общая непроработанность маршрута. Мы лишь натыкали отметок ручкой на карте – хотим сюда и сюда – даже не удосужившись узнать, где конкретно это «сюда» по приезду на место искать. В дальнейшем это привело к проблемам, но на тот момент нам было всё равно: главное, всё-таки ЕДЕМ. Палатку, спальники, стулья, одёжку непромокаемую да тёплую, еды, фототехнику – покидали в багажник практически не глядя, и вконец обалдев от предвыездной суеты, всё-таки выкатились из душного мегаполиса на трассу.
Дальше перейду в «дневничковый» режим, так мне удобнее будет вспоминать что где было и что происходило :)
20 июля
Москва - Tallinn
Таллиннская настройка
Выкатиться из Москвы в пол-четвёртого утра – настоящее наслаждение! Вокруг пустота, светофоры помаргивают янтарным глазом, на ТТК лишь оранжевые черепашки уборщицких машин. В этом году мы решили не мучаться с трассой Москва-Питер и чудовищным по количеству ДТП и неадекватных людей на дороге участком «Питер – Выборг», полностью переложив маршрут через Прибалтику. Въезд в Шенген через Эстонию, выезд – через Латвию. И это было одним из самых правильных решений за всю поездку! Трасса М-9 хоть и подразбита, а местами (в районе 200-го километра) и вовсе лишена асфальтового покрытия – но ехать по ней оказалось в разы легче и проще. Всё дело в малой её нагруженности. Фуры встречаются, но обходятся без проблем даже без наличия третьей «обгонной» полосы: встречный трафик невелик. Приятные пейзажи, засад нет, так же нет и «отмороженных» с блатными номерами, «лётающих» по встречке – не дорога, а сплошное наслаждение! Катишься себе в удовольствие, подпрыгивая на заплатках и нестрашных кочках, откусывая сотню за сотней трассового удовольствия… И очень сильно удивляешься, когда оказываешься на границе :) Оказывается уже столько времени прошло, а ты трассой – не наелся сполна, обидно.
Границу мы проходили на Куничкиной Горе, как и два года назад: здесь малонагруженный пограничный пост, да и к тому же в этом году появилось нововведение, можно зарегистрироваться в электронной очереди через интернет с сайта https://www.goswift.ru Теоретически должно быть удобно, практически – оказывается, что не особо: время подъезда к границе нужно подгадывать с достаточно большой точностью, что трудно выполнимо. Время подъезда вроде бы и разрешают корректировать – но не позже чем за три часа до прибытия. Итог – лучше бы просто подъехали и постояли полчасика в обычной очереди, благо бизнес «бензовозов» из Эстонии сейчас поприжали и граница почти пуста.
Итог – на обе границы чуть больше получаса, что вообще-то отменно.
До Таллинна доскакали чуть тяжелее: явно возросло количество машин на дорогах и резко снизилась средняя скорость. Европейские законы в Эстонии диктуют иные поведенческие стимулы: если написано ограничение 70 – то это любая скорость ДО отметки 70 на спидометре. А не российское «+5 км/ч на погрешность радара гаишника всегда заложена, + 10 км/ч это у меня наверняка спидометр врёт относительно истинной скорости по GPS, +20 км/ч до большого штрафа, а вообще можно и не заморачиваться: со встречки наверняка моргнут о засаде…». Эстонский поток едет… Эх, хотел я избежать эстооооонских интонаааааций... Ну так вот. Едет он – не торопясь ;) Мне-то ещё ничего, а вот Art со своим гоночным темпераментом и раллийным настоящим буквально изнуделся в рации. А я злорадно предвкушал, как он взвоет на дико узких норвежских дорогах, уткнувшись в зад какого-нибудь кемпера, плетущегося пенсионерской робкой поступью по горному серпантину.
А потом трасса внезапно
кончилась и случился Таллинн. Такой
привычный, такой милый, тёплый и уютный.
Люблю я этот город. За атмосферу его мощёных переулочков, за острые шпили, за чаек в небе над ними, за толстенные стены в прилепленными к ним лавочками, за показушную и немного наивную туристическую «средневековость», так тщательно взлелеиваемую местной туристической отраслью.
Есть что-то в этом городе… Биополе, что ли какое-то? Или маленькое волшебство? Но ходя по его улицам, ты начинаешь улыбаться. Тихо-тихо, про себя, не снаружи. Спокойно и умиротворённо. Ослабевает внутренняя пружина, стоявшая на взводе еще с «чёрно-меточных» перипетий. И сознание, сжавшееся в комочек в инстинктивном ожидании неприятностей, наконец раскрывается навстречу новым ощущениям.
Мы бродили по Таллинну без цели и без смысла, даже особо не щёлкая фотоаппаратами и не закупась сувениркой. Просто бродили, пялясь по сторонам, настраивая себя на новую волну – волну восприятия.
А день был таким долгим, таким долгим… выехали-то мы в три ночи, встали в два, а пришагали в гостиницу – снова в два ночи. Потому и срубились просто мгновенно.
Справочное:
Израсходовано 82
литра
Средний расход 7,5 л\100
км (Чёртов верхний кофр! Как же он много
отъедает на скоростях выше 100!)
Пройдено 1089 км.
Средняя скорость 79,6
км\ч
21 июля
Tallinn - Stockholm
Море по телевизору
С утра – ещё немножко
таллиннского умиротворения.
Признаком
хорошего города – когда в него нескучно
приезжать снова, снова и снова, и фраза
«Да ну, ну мы ж там были уже» в мозгу
просто не всплывает.
И время в таких
местах на пролетает быстро. И не тянется
медленно. Ты просто перестаёшь обращать
на него внимание.
И мы чуть не попались в эту медитативную туристическую ловушку! Лишь случайный взгляд на часы помог не попасть впросак и успеть к уже открывшейся регистрации на паром Таллинн-Стокгольм.
Вот наши лица по этому поводу в очереди
на посадку:
Основное отличие этого
парома от привычных нам Silja Line и Viking Line
– размеры. Вроде и многопалубный, и
всякие там буфеты-казино-рестораны-дьютифри-сауны-лифты
есть, а вот ощущения монструозности –
нет.
А ещё – нет судорожной торопливости, столь свойственной короткому рейсу Турку-Стокгольм. Время в пути побольше, в пять утра подскакивать и бежать на завтрак не требуется, количество пассажиров тоже поменьше будет, а плюсом видимо всё-таки накладывается и спокойный эстонский темперамент. А! И ещё почему-то не хватает пьяных финнов. Без забавных маловменяемых, но очень добродушных тел, бредуших по коридорам в поисках своей каюты и отчаянно страдающих от похмелья поутру, как-то даже непривычно. Ленивые эстонцы и сухопарые шведы им не чета, эх, не чета…
Еще из интересного: все каюты (даже самые наидешёвейшие, ну то есть – наши) находятся выше ватерлинии. Только толку в этом ни на грош – ибо они всё равно иллюминаторами не оборудованы, да и нафиг нам это сдалось. В каютах появился телевизор, показывающий кроме нескольких общеспутниковых каналов карту с точкой gps-положения парома на маршруте, прям как в самолёте. А ещё, а ещё! Показывает веб-камеру с носа корабля! Крайне забавно и почти заменяет отсутствующий иллюминатор. Нам настолько пришлась по душе демонстрируемая хаотическая толкотня волн и проползающие сонными мухами по линии горизонта силуэт других кораблей, что мы оставили этот канал на ночь и засыпали под голубоватое свечение экрана…
Справочное писать не буду, ибо там какие-то совсем смешные пяток километров от гостиницы до паромного терминала, просто приплюсую к завтрашнему дню.
22 июля
Stockholm - Moss - Horten - Kristiansand
Негостеприимная Норвегия – здравствуй!
Каждый раз в своих поездках, съезжая с парома в Стокгольме, мы с надеждой и с опаской смотрим на навигатор (IGo, который мы между собой ласково зовём «Наташей», воспринимая как четвёртого члена эктпажа: мы с ней разговариваем, спорим, ругаемся и даже миримся) Потому что в Стокгольме навигатор – это наше всё! Город с неприятными развязками и подземными тоннелями, перегруженный трафиком, с разветвлённой трамвайной сетью, порезанный водными артериями на непонятные куски, снабжённый не особо внятными указателями на плохо читаемом шведском языке с большим количеством диакритических значков над буквами. И самое неприятное – он вечно весь в ремонтах, объездах, раскопках, закрытых участках автотрасс и прочей раздражающей ерунде. Поэтому – выводи нас, Наташа, надёжа и опора наша! Не хотим мы здесь плутать… И надо отдать должное - с каждым новым вариантом программы IGo становится всё смышлёнее и смышлёнее. В 2008 году мы совершенно адски блудили по всему Стокгольму, теряя маршрут, уходя в бесконечные перепрокладывания и зависая. В 2010 и в 2011 – с некоторым напрягом и парой промахов, но выезжали на трассу гораздо легче. Вариант Наташи из 2012 года – неожиданно повернул нас от терминала совсем в другую сторону и вывел на трассу удивительно удобным объездным путем через спальные района стокгольма, минуя перекопанный и перегруженный центр. Мы и изумиться не успели, как за окном замелькали пасторальные шведские сельхозпейзажи в виде зелёных полей с травой и жёлтых с люцерной. Закрутились одометры спокойных километров – дорожная инфраструктура в Швеции просто на пять с плюсом. На них я ужасно завидовал Art`у – у него в Ситроене есть круиз-контроль, гениальнейшее изобретение для таких вот трасс, позволяющее и вовсе не замечать улетающее под колёса расстояние.
Пересечение границы – всегда немного кармическое действие. Вроде на земле никаких пунктирных линий не нарисовано, а в свободных европах ты даже скорость не сбрасываешь, пролетая мимо пограничных шлагбаумов – но всё же граница есть граница. Другие дорожные знаки и указатели, другой язык, другое качество и ширина дорог – мигом всё становится другим.
И поменялась не только окружающая картинка. Швеция генерировала над нашими головами лишь стандартные облачка, а суровая Норвегия решила сразу напомнить, что характер у неё совсем не такой демократичный, как у её восточных соседок по скандинавскому блоку. Небо почернело, зарядил крепкий дождь, поднялся нешуточный ветер, упруго бодающий нашу машину с высокой парусностью вбок и пытающийся спихнуть её с полосы. Здравствуй, любимая нами Норвегия! Узнаём, узнаём…
Самое неприятное в
Норвегии – это, кстати, не погода. Это
города. Чем больше, тем хуже. И основная
«мегаполисная» часть сконцентрирована
в районе Осло – её нужно обходить как
можно дальше. Раньше мы объезжали этот
регион большой петлёй с севера, но на
этот раз у нас в планах южная часть. А с
юга Осло колёсами не объедешь, там залив.
Массивный одноимённый Осло-фьорд.
Приходится снова садится на паром.
Здесь
они курсируют как маршрутки у Казанского
вокзала – не успел один отплыть, второй
уже в очереди топчется. Хотя нет, не
топчется – качается! Погода и не думала
улучшаться, ветер гонял по водной глади
весёлых «барашков», а мы, прячась от
пронизывающего косого дождя, почёсывали
затылки.
День уже к вечеру, за плечами сотни и сотни километров, а желания (и возможности) остановиться с палаточкой нет никакой. Ну что ж, едем как едется… Дождь и не думал утихать. Мы тянули время и терпеливо катились вперёд сквозь серую мглу, надеясь хоть на малейшее улучшение погоды.
Отмахав после парома изрядный кусок дороги, мы случайно обнаружили на своей «карте достопримечательностей» пометку «водопад». Даже два. Съезд с дороги Е18 куда-то вправо, не доезжая городка Кристиансанн. Поехали искать и… Не нашли. Начинает сказываться неподготовленность: то ли не там тыкнули ручкой отметку в спешке, то ли подъезд к водопаду более сложный, нужно было какую-то схему проезда надыбать… Не знаю. Вылезать из машин под ливень и ловить местных не хотелось. «Да будут ещё куча водопадов на нашем пути!» подумали мы и махнув рукой поехали разыскивать ближайший кэмпинг. Ну что уж поделаешь… И через некоторое время на промокшей лужайке уже горделиво высились два купола здоровых полноростовых палаток, а над замершим пустынным кэмпингом витал запах тушёнки с картошкой. Мы везде привозим с собой уют!
Справочное:
Израсходовано 49,7
литра
Средний расход 7,7 л\100
км
Пройдено 643 км.
Средняя скорость 65,6
км\ч
23 июля
Kristiansand - Lindensnes fyr - Farsund - Flekkefjord
Маяк – на день рождения
Маяк на мысе Линдеснес
оказался немножко не совсем таким, как
мы его себе представляли. Невысокий.
Немогучий.
Не торчащий горделиво и
одиноко, а окружённый какими-то сплошь
домашними хозпостройками, туристическим
центром и магазином сувениров,
оборудованный даже небольшой лужаечкой
с садовыми скамейками и столиком для
пикника.
И более того — он как бы это... И не маяк совсем. Точнее, не так. Он маяк, причём кстати самый старый из сохранившихся в Норвегии маяков. Но как маяк — он уже не используется. Нет, лампа в нём есть, горит, линзы крутятся... Но — все суда давным-давно годят по более точным и не зависящим от туманов радиолокационным маякам, а оптические стали не нужны, как например, пейджеры с приходом сотовых телефонов.
У нас бы они мигом превратились в «заброшки», с которых посрезали все металлические вещи и засрали мусором, но норвеги умеют ценить свои ресурсы. Любые. Построено? Стоит? Пусть работает! И все маяки стали... Арт-объектами! Линеснесский маяк, например — это офигительный по своей атмосфере... выставочный центр! В глубине скалы, на которой он стоит, прорублены тоннели (укрепрайон стратегической точки ещё со времён второй мировой, тут военные действия кипели нешуточные), и в этих промозглых каменных кишках... проводятся культурные выставки. Мы застали фотовыставку, посвящённую как раз маякам как части морского пейзажа Норвегии. Офигительное место, я вам скажу, для культурного досуга! Такую фотовыставку я ещё не посещал ни разу в жизни...
А вот в чём маяк полностью
оправдал наши ожидания (и даже слегка
их превзошёл) так это в суровости погоды.
Штормовой ветер с дождём, крайне низкая облачность, набегающий с моря туман, бъющие в скалы совсем недетские волны, температура около 10 градусов... Самая южная точка страны, ага. Какие-то там туристические агенства в своё время давали рекламу «попробуйте настоящий пляжный отдых на солнечном юге Скандинавии». Некоторые в нашей команде (не будем показывать пальцем) даже вооружились купальными костюмами... Оптимисты.
Но именно там, на «краю земли», на продуваемом ледяным ветром мысе рядом с маяком, я понял что мечты всё-таки сбываются. Месяц назад ЧертёнОК спросила меня — что я хотел бы получить на день рождения, может, пожелания какие конкретные? Я ответил совершенно не задумываясь — Норвегию, самую сочную! Да, вот эту самую. Промозглую. Мокрую. Ужасную. Да! И вот я её получил. Продуваемый морским ветром маяк — в подарок. И действительно, не надо мне ничего больше... Это лучший подарок.
Ну неудивительно, что застряли на Линдеснесском маяке мы почти до темноты — до того атмосферное и интересное место. Art, сбежавший от жутких погодных условий, устал ждать нас в машине, за что мы искренне извиняемся.
Немного
удаляясь от моря по 44- дороге, мы надеялись
на некоторое улучшение погодных условий
— но юг Норвегии он, знаете ли, такой
юг...
В компанию к дождю и
ветру пришёл
туман.
Для меня до сих пор
остаётся
загадкой, как эти три погодных явления
умудрялись мирно сосуществовать (обычно
туман либо разгоняется ветром, либо
конденсируется в дождь) , но тут им это
всё же удалось.
Скорость продвижения
по дороге (и так невысокая) упала
практически до пешеходной, и через
некоторое время мы стали рыскать в
поисках кэмпинга — обидно будет профукать
какие-нибудь красоты в густом молоке.
Кемпинг традиционно нашёлся быстро, а хозяин его великодушно разрешил нам встать с палатками не на стандартной площадке (сильно подтопленной вышедшим из берегов ручьём), а на гольф-поле рядом к кемпингом. Как он сказал меланхолично — всё равно мы навряд ли помешаем чьей-то игре. Согласен, ибо как-то никто не решился пинать мячики под проливным дождём и с лужами под ногами :)
Справочное:
Израсходовано 29,3 литра
Средний расход 7,7 л\100
км
Пройдено 379,7 км.
Средняя
скорость 54,1 км\ч
Читайте в следующей части:
- Рецепт сельскохозяйственной Норвегии;
- Мы лезем в заколдованный лес;
- Туман расступился буквально на пару минут, открыв завораживающую глубину!
- Столпотворение на скале;
- Наташа снова уводит нас на грунт!