Есть ли жизнь за полярным кругом? Отчет, часть II


[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]


Отправлено : Teapot, 10 Августа 2011 23:32:01    Персональная карточка. . На сервере с 2000г.

 <<часть I | Есть ли жизнь за полярным кругом? Отчет, часть II | часть III >>

5 день

Ненавистные города и любимые панорамы


Позавтракав и свернув лагерь, мы выехали из кемпинга, так и не дождавшись кого-либо из хозяев. Деньги за кемпинг вежливо оставили в почтовом ящике. Зачем же, изумленно можете спросить вы, можно же было спокойно уехать, не заплатив ни копейки! А вот так уж получается: в Норвегии моментально прекращаешь делать некоторые вещи, например мусорить или по-мелкому жульничать. Потому что так здесь не делает никто, и просыпается совесть: вести себя по-другому просто стыдно. Другое мировоззрение...
Наши планы на сегодня - заглянуть в город Тромсё и заценить вид на город с местного вьюпоинта. Обещали, что он столь же красив, как и панорама Молдё, которой мы любовались раньше! Ну мимо такой “заманухи” мы проехать никак не можем! Согласно путеводителям, наверх, на вьюпоинт, ведет фуникулер, да только вот незадача: навигатор не знает в Тромсё никаких фуникулёров, куда ехать - совершенно непонятно. Решили использовать способ, который как-то попробовали в Бергене: нужно заехать в какой-нибудь местный сувенирный магазинчик и там просто посмотреть в карте/спросить у продавца местонахождение нужного. Поэтому ”конечным пунктом” ставим музей “Полярия”, а там разберемся...
Въезд в Тромсё в очередной раз укрепил меня во мнении, что чем сильнее я люблю норвежскую природу, тем сильнее я недолюбливаю норвежские города. Перекресток на перекрестке, неудобные дороги, светофоры с зеленым на пять секунд (специально замечал!), ограничение 40 и 30, полно лежачих полицейских и как ни странно, здоровых выбоин. Город отдан пешеходам: они совершенно спокойно ходят по дороге, и ты на автомобиле чувствуешь себя абсолютно лишним, каким-то нарушителем, заехавшим на пешеходную улицу. Пробираясь меж  велосипедистами иипипщами с колясками, мечтал об одном: бросить столь неудобную здесь машину и стать, как и все, пешеходом. Не тут-то было: все более-менее пригодные места либо платны (причем как платить - непонятно, все на норвежском), либо приватны, либо со знаком запрета парковки. Да что ж  такое! Временно бросили машину на приватной парковке какой-то клиники, забегаем на минутку в музей (который по совместительству и аквариум, и бассейн с тюленями), ужасаемся количеству детей, которые там толпятся, уточняем как проехать к фуникулёру - и сбегаем из Тромсё! За эти дни мы успели здорово отвыкнуть от больших скоплений людей, оказывается, можно сказать - одичали. Надо взять на заметку - и постараться не портить себе отдых дискомфортом от толп народа в норвежских городах.
Оказалось, центр города расположен на острове, а фуникулер - на склоне берега фьорда рядом с этим островом. Фуникулер простой, две кабинки последовательного подъема (то есть когда одна едет вверх - другая параллельно спускается вниз), ходит раз в полчаса. Интересно то, что этот фуникулёр построен в 1961 году и с тех пор серьезно ни разу не ремонтировался, лишь подлатывался то там, то сям. Это хорошо заметно: он чем-то неуловимо напомнил нам автобус ЛиАЗ-677: такой  же округлый и кондово-крепко сделанный, и внушающий то же чувство уверенности, мол это не новомодная фитюлька, этот механизм еще и нас переживет.  Забитая жизнерадостными норвегами кабинка лихо и весьма быстро (даже немного заложило уши) вознесла нас на высоту 420 метров, откуда действительно открываается совершенно замечательная панорама города. Вот так, в отдалении, он показался нам неимоверно милым и красивым. Но соваться в него снова совсем не хотелось, лучше любоваться на него сверху. Жалко, что солнышко отказалось с нами сотрудничать, и красивых, ярких солнечных снимков с сочным голубым небом не вышло.
Пока бродили по склону - нас кто-то по русски окликнул, оказалось молодые ребята из Тюмени. Да и вообще, на севере Норвегии мы успели встретить неожиданно много путешественников-соотечественников (Особенно порадовала многодетная семья из Новосибирска, едущая на машине через Мурманск и Норвегию в Бельгию, и бодрые байкеры из Нижнего Новгорода, с которыми мы постоянно пересекались вплоть до самых последних дней, словно преследуя друг друга). То ли север более популярен среди наших, чем центральная Норвегия, то ли в этом году их просто больше - не знаю. Но в прошлую поездку русской речи мы, считай, и не слышали.
У фуникулера есть особенность: вниз он забит народом больше, чем вверх. Почему? Оказывается, специально для суровых норвежцев есть особый билет “только вниз”: вверх по крутому склону, по узенькой осыпающейся тропинке, они предпочитают забираться пешком. И причем многие проделывают это... бегом! Вместо джоггинга по парковым дорожкам норвеги предпочитают вертикальный джоггинг по натуральному рельефу. Майку, шорты, кроссовки, плеер в уши - и поскакал, аки горный козлик... А обратно, чтобы не оскользнуться на стремной тропинке, можно и цивилизованно на фуникулёре спуститься. Выносливая нация, чего уж говорить.
Спустившись вниз, мы всерьез задумались, каким путем двигаться дальше. Точка, которую нужно достичь, нам понятна - это город Анденес на Лофотеновых островах. Но к нему можно либо подъехать большой петлей, используя магистрали Е8 и Е6,  через Нарвик,  либо более напрямик по местным дорогам 86 и 82, через две длинных паромных переправы. Этот короткий путь нам подсказал сайт http://www.turistveg.no (там даны подробные описания самых красивых норвежских дорог), однако он не смог подсказать расписания этих паромов. Трезво поразмышляв, мы все-таки выбрали сухопутный путь: с паромами нам пока не везло, и застрять где-то на денек, промахнувшись мимо последнего парома, не хотелось.
Выехав в сторону Нарвика, мы краем глаза успели заметить указатель в сторону с надписью “Bardufossen”, и хорошо помня из предыдущих поездок, что fossen - это водопад, а водопады в Норвегии некрасивыми не бывают, свернули с намеченного пути. И не зря: водопад оказался мощен, широк, перекатист и красив, хоть перепад высоты невелик - всего метров 20 от силы. Зато многочисленные пороги образовывают приятную галерею водяных струй. Рядом с основным потоком в скале выдолблен, причем явно искусственным методом, отдельный проток, по которому вода идет не столь мощным течением. Оказывается, это специальный “лососепровод”, облегчающий рыбе ход в верховья реки на нерест.
Отъехав от водопада, мы обнаружили неприметную дорогу вниз по течению, которая согласно навигатору заканчивалась тупиком. Ну как не проверить, прав ли он? Оказалось, прав - дорога заканчивалась, уперевшись в громаднейший кемпинг-платц из виденных нами: сотни и сотни кемперов! Причем, никаких намеков на туристов: все норвежцы. И косятся на нас не особо добро. Потом удалось разобраться: это оказывается кемпинг рыбаков на лосося. Чтобы по закону ловить лосося в этой реке, нужно сначала вступить в особое рыболовное общество (типа нашего “рыболов-спортстмена”), а потом приобрести особый билет на рыбную ловлю, на определенном месте и в определенное время. И весь кемпинг - это и не кемпинг вовсе, а сообщество рыболовов. А нас они поначалу приняли за “незаконных рыбаков”! Но когда мы вместо удочек достали горелку, тушенку, картошку и начали варганить немудреный обед, лед в глазах норвегов растаял: это не нарушители, это всего лишь раздолбайские туристы, шальным ветром занесенные в нетуристические места, пускай сидят и любуются речкой.
Налюбовавшись, мы двинули дальше: по плану нужно было доехать до города Нарвик. Согласно путеводителям, в нем есть очень интересный зоопарк, который нам, следуя “звериной” теме поездке, вполне имело смысл посетить. Поскольку был уже вечер, решили  переночевать где-нибудь в пригороде, а с утра ехать любоваться на зверей, поэтому мы пробросили маршрут до самого ближнего к городу кемпинга. Но где-то в 90 километрах до финиша мы свернули на минутку с маршрута: повелись на указатель “Zoo” - видимо, еще один зоопарк. Свернули зря: уперлись в замок, время позднее, все закрыто. Ну и фиг с ним, зоопарк в Нарвике наверняка самый большой и вкусный, а этот какой-то видимо местно-деревенский, слишком далеко от города.
На стоянку встали в кемпинге Narvik camping, с совершенно потрясающим панорамным видом из палатки на закатный фьорд. В полярный день закат растягивается на многие часы...


Для протокола:
Пройдено 312,1 км.
Расход 6,6 л./100 км
Средняя скорость 66,3 км/ч


Немножко фоток:



В Тромсё, перед тем как позорно сбежать, мы успели осмотреть немногое - вот, например, здание изображающее из себя Пизанскую башню. Расположено в местной марине. Что внутри - не знаю.



Кабинка старого фуникулёра, на который мы опоздали: следующего пришлось ждать полчаса, стоя в очереди. Читайте расписания и носите с собой часы!



Рабочее место водителя фуникулёра



В тесноте, да не в обиде: поскрипывая, покачиваясь, кабинка бодро тащит толпу наверх. Панорама открывается все вкуснее и вкуснее!



Ух ты! Весь Тромсё, как на ладони! Жалко только, дымка портит дальнюю перспективу.



То, что в Норвегии встречается редко - огороженная невысоким поручнем смотровая площадка. Обычно вьюпоинты полагаются лишь на разумность туристов.



Странное здание, составленное из треугольников - арктическая лютеранская церковь. Мало того, что вход в нее платный (35 крон), так и в момент нашего визита она была закрыта: проходил концерт органной музыки.



С высоты город совершенно кукольный!



Вдалеке виднелся аэропорт. Знаете как интересно наблюдать за взлётами-посадками сверху!



20 июля. На границе Тромсё лежит снег. Все-таки заполярье!



Лососиный водопад, вид сверху. Грохочет так, что уши закладывает!



Тот самый лососепровод. Было бы интересно, как по нему пробираются эти рыбины: они ж немаленькие, по полметра бывают.



После водопада река успокаивается, широко разливается, а ее каменистые берега наполняются рыбаками. Только и слышен свист закидываемых удочек (Или спиннингов? Я не разбираюсь)



Кашеваренье с видом на фьорд. Предстоит роскошный ужин!



К сожалению, прекрасным видом решили понаслаждатсья многие, и на "первой линии" было достаточно тесно.



Но поверьте, такой вид искупал небольшие неудобства! В тесноте, да не в обиде: европейские туристы дружелюбны, не назойливы и в отличие от наших, не включают на природе магнитол с радио шансон.



Недостижимый Нарвик - мы лишь увидим его краешек...

6 день

Песцы, пляжи и загадочные антенны


Утро начинается сюрпризом: навигатор на запрос “зоопарк в Нарвике” категорически утрверждает, что ехать нам надо... не в Нарвик, а наоборот, из Нарвика: в тот самый закрытый “деревенский” Zoo, который мы, оказывается, проезжали вчера. В самом городе никаких зоопарков нет! Вот так мы и не попали в город Нарвик. Ну может и правильно, про отношение к норвежском городам я уже писал выше.
А зоопарк оказался очень своеобразным. Ну во-первых, это самый северный в Европе зоопарк, безо всяких оговорок. Во-вторых, он узкоспециализированный: в нем представлен только животный мир  местных широт, никаких экзотически львов, крокодилов и прочих обезьян - что называется, только “все свои”. А в третьих, он представляет животных абсолютно по другому, увеличивая и одновременно сильно сокращая дистанцию до них. Как? Сейчас объясню. В этом полярном зоопарке животным выделены не вольеры с бетонным полом, размером с комнатушку холостяка в южном бутово, а самые настоящие куски заполярного редколесья! Вдоль клетки можно идти многие сотни метров. Идешь и глядишь между деревьев, пытаясь высмотреть - кто-кто в теремочке живёт? И когда видишь, например, рысь, сидящую на замшелом холмике, адреналин вместе с восторгом сразу бьют в голову: полное ощущение, что ты шел по лесу и сумел разглядеть дикое животное! Большая дистанция между тобой и зверем полностью убирает решетку - и ты остаешься с ним один на один, на природе, в лесу. Чувствуешь себя охотником, исследователем, или каким-нибудь диким человеком, в конце концов. Странное ощущение для зоопарка.
Впрочем, не все ловят кайф от длительных разглядываний пустых вольеров: если невнимательно ходить по большой территории этого зоопарка можно не увидеть вообще ни одной животинки! (ну разве что куриц/коров/баранов на входе, ну так этого добра и вдоль норвежских дорог с избытком). Для нелюбителей “сафари” пару раз в день в зоопарке проводятся экскурсии: сотрудник зоопарка с миской вкусной еды заходит на территории хищников (даже рука не поднимается написать “в клетку” - площадь, занимаемая прогулочными дорожками для людей в этом зоопарке во много раз меньше площадей, занятых под звериные вольеры) , подзывает их для кормежки, и пока те лопают, красочно позируя фотографирующим, рассказывает по “громкой связи” открывшим от восторга рот  детям и заинтересованным взрослым, что это за заверюга, чем она славна, чем интересна, как они попали в зоопарк, как их здесь зовут, как им живется, каков рацион...Я не считаю себя профаном в биологии, но такая “детская” экскурсия на многое для меня открыла глаза. Звери в вольерах очень хорошо выглядят - поджаро, подтянуто, лишнего жира нет, шкура чистая, лоснится. И к людям большинство из них относятся вполне лояльно: для любителей дополнительно уменьшить расстояние между человеком и природой есть несколько аттракционов, как то: кормление хищников из рук, подвижные игры типа беганья вокруг жертвы и самый великолепный трюк, именуемый “волчий поцелуй”: смелая особа берет в зубы небольшой кусок мяса, а здоровый волк аккуратно забирает его в свою пасть. Думаю, впечатление от прикосновения губами к волчьим губам - это то, что запомнится на всю жизнь... Возможно, если еще разок мы заглянем сюда (вполне возможно: по нашему мнению, это самый “зверь-френдли” зоопарк из всех, виденных нами. И несмотря на достаточно небольшой ассортимент животных, оставивший после себя необычные и яркие впечатления!) то решимся поцеловать хищного дикого красавца, а сейчас честно говоря, не столько испуг взял верх, сколько желание поэкономить деньги: самое дорогостоящее мероприятие у нас впереди, а “доппрогаммы” с хищниками стоят денег, намного больших чем вход в сам зоопарк (Для справки: взрослый билет 230 крон, то бишь около 1200 рублей)
Нафотографировав вдоволь и понаслаждавшись чистым, здоровым и довольным жизнью зверьем, мы двинули дальше: курс наш был на Лофотенские острова - не так давно открытую туристическую жемчужину сурового норвежского заполярного края. Суровость наигранная: несмотря на заполярные широты своего расположения, Лофотены отличаются мягким даже по среднеевропейским меркам климатом - зимой температура на южной оконечности не опускается ниже ноля, а в самой северной части, редко бывает ниже минус пяти. Все  дело в Гольфстриме, который гигантской печкой греет здешние северА, не позволяя им уподобляться российским заполярным полюсам холода.
Достаточно долгое время Лофотены были “вещью в себе”: на них жили практически исключительно рыбаки, инфраструктура была развита крайне плохо и иностранными туристами и не пахло. Вся проблема была в транспорте: архипелаг представляет из себя несколько крупных и россыпь мелких островов, и паромного сообщения отчаянно не хватало. Но потом норвежское правительство напряглось - и пропихнуло проект глобального “обавтомобиленья” островов: их соединили между собой и с материком красивейшими мостами (и кое-где тоннелями), создав тем самым одну из красивейших в стране автомобильных трасс - Е10 (т.н. проект Lofast). Первыми проект оценили местные жители, переставшие жить в отрыве от “большой земли”, вторыми - материковые норвежцы, познавшие прелесть морской рыбалки в местных теплых водах, ну а затем - туристы всего мира, которые восторженно приняли колористику местных пейзажей: голубое небо, свинцовую воду с белыми корабликами, серые скалы и изумрудную землю  со столь характерными для этих мест красными домиками.  Еще одна примета Лофотенов - полное отсутствие... каких либо заборов, оградок, ворот и прочих отгораживающих конструкций. Палисаднички перед домами буквально выплескиваются на улицы, детские игрушки разбросаны прямо по тротуарам и дорогам: с нашими поселками, где каждый старается соорудить забор поглуше да повыше, спрятавшись в четырех надежных стенах, контраст разителен.
А еще на островах роскошнейшие пляжи! Да-да, заполярные. Песчаные. Совершенно нехарактерный элемент в Норвегии.
Ехать по лофотенским дорогам было очень приятно: вокруг калейдоскоп красивых видов, регулярно высокие тонкие мосты перебрасывают вас с острова на остров, а в окно врывается свежайший морской бриз. Точкой, которую нам сегодня нужно было достигнуть, был городок Анденес: он оказался пока единственным норвежским городом, который нам полюбился. Потому что он... ну... на город как-то не тянет. Расположен он на самой оконечности Лофотенов, окружен с трех сторон Норвежским морем, поэтому проездных дорог сквозь него нет. Пяток улиц, на которых рассыпаны очаровательнейшие разноцветные домики, полное отсутствие светофоров, знаков и платных парковок, даже, по моему, правил дорожного движения: местные жители ездят по улицам как им удобно, а не как предписывают какие-то пункты и параграфы. Правда,  по прежнему по-норвежски не торопясь: думаю третью передачу они не используют в принципе, не говоря уж о более высших. В городе даже имеется такси, хотя его смысл мне непонятен: весь город из конца в конец можно пройти неторопливым шагом минут за десять ;)
В это очаровательное место мы приехали с одной целью: ознакомиться с расписанием судов, отправляющихся на так называемое китовое сафари. То бишь на небольшое путешествие, которое позволит увидеть этих водоплавающих зверюг в их естественной среде обитания! Но снова подвёл полярный день: нам казалось что на улице часов шесть, а на самом деле одиннадцать, все давным-давно закрыто... Пора уж спать ложиться! После небольших метаний, оседаем в кемпинге midnattsol kamping, прямо на берегу моря, рядом с роскошнейшим широченным пляжем. Крепкий морской бриз, несадящееся солнце, устраивающее бесконечный закат, прибой, шуршащий песком, а за спиной - скальный амфитеатр, упирающийся в облака. Лофотены восхитительны!
Кстати, чуть не забыл рассказать: Норвегия подкинула нам очередной секрет, который мы сумели отгадать лишь по приезду. При подъездах к кемпингу мы проезжали мимо огромного поля, сплошь покрытого... антеннами. Ровными бесконечными одинаковыми рядами. То тут, то сям какие-то командные точки, приземистые домики, параболические тарелки, направленные вертикально в небеса. Что-то достаточно серьезное, судя по масштабу. Снова какая-то секретная зона? Военная?! Но никакой секретностью и не пахнет, все это отгорожено лишь легким сетчатым низеньким заборчиком, который скорее защита от северных оленей и вездесущих стад овец, чем от лишних глаз. Ну не любят на Лофотенах заборы, да. Оказалось, что это загадочное место... Космодром! Отсюда в космос отправляются исследовательские ракеты норвежской космической программы. Правда, беспилотные, размером не сравнимые с байконуровскими, но - задачи выполняющие те же самые.


Для протокола:
Пройдено  392,9 км.
Расход 6,7 л/100 км
Средняя скорость 66,7 км/ч.


Немножко фоток:

Полярный зоопарк начинается животными, которых на обочинах местных дорог и так пасется полным-полно



...но зато, когда вдруг удается разглядеть в лесной дали такую зверюгу, хочется кричать от восторга!



Видимо, чем дольше ищешь, тем интереснее результат: вот она, разгадка сафари!



В зоопарке нам удалось понаблюдать, как производится педикюр у зубров: животину на время отправляют в объятия морфея выстрелом снотворного, а потом команда ветеринаров при помощи болгарки выравнивает копыта. Заодно они пообрезали лишние колтуны с зубриной шкуры: излишний рассадник паразитов животному ни к чему.



Рожки чешутся!



А вы видели когда-нибудь, как в лесу спит волк? Оказывается - вполне уютно!



Матерые зверюги. В отличие от других зоопарков, здесь звери не смотрят тоскливо поверх голов, а пристально, оценивающе разглядывают каждого подходящего к клетке. Мы - на их территории!



Солнышко. Разморило!



В зоопарке несколько медведей. Активные - жуть! Это единственный получившийся резким медвежий кадр, все остальные оказались позорно смазанными. Медведь на нем - альбинос по кличке Соль. С ним на одной территории тёмный брат по кличке Перец.



Росомаха. Первый раз в жизни вижу ее живьем! Оказывается, страшная и очень опасная животинка: вторая в мире по силе челюстей (на первом месте - шакал). На лапах - огромные острейшие когти. Территориальное животное, и на чужака нападает без промедления. Двигается как-то вроде смешно, враскоряку, но на самом деле - очень быстро и ловко, буквально скользя по неровной земле. Не хотел бы я повстречать ее на лесной тропинке...



Здравствуйте. Я - песец. Я к вам.



Нет, я не полный, я фитнесом занимаюсь!



Почему не белый? Так лето же, на летней резине в летней шкуре я.



Совершенно очаровательные чертенята! Настоящий хит всего зоопарка!



Ну а вторым хитом оказался здоровенный сохатый, с томным взглядом из-под длиннющих девичьих ресниц



Бархатными губами аккуратно брал любую флору и осторожненько поглощал. Смотрел взглядом утомленной примадонны.



Здоров, зараза, как шкаф двухстворчатый! Надо опасаться их на дорогах.



Здравствуйте. Вы будете моей моделью. Улыбнитесь, пожалуйста!



Спасибо. Вот вам букет от поклонников!



Потыкать в пятак пальцем! Ы-ы-ы-ы!



Мост на Лофотены. Красавец, а? В Норвегии вообще огромное количество эффектнейших мостов.



Встаем практически на пляже!



Полярный день - это закат, растянувшийся на всю ночь!



Заполярный курорт! Правда, снять термобелье и одеть плавки как-то не хочется.



Будем использовать его по-другому!



А вот, кстати, в куче фоток нашел и въезд на космодром



Могли бы и сразу догадаться, конечно...

7 день

Киты! Киты!!


Ну вот, очередной ночной погодный сюрприз: опять внезапное резкое усиление ветра, опять палатка прилегла нам на лица, сбрасывая смерч, и неприятный “кряк” просигнализировал о предстоящем нам ремонте... Правда, на этот раз обходимся “малой кровью” - секция каркаса лишь пустила небольшую трещинку, с заменой мучаться не стали, замотали изолентой: до конца поездки должно хватить. Сказывается износ оборудования, сказывается: палатке всего третий год, а циклов “сборка-разбока” она перенесла очень и очень много. Впредь мы приняли решение не лениться и хорошо крепить палатку растяжками, даже если вечер тих и никаких ураганов не предвидится: северная погода непредсказуема. В дальнейшем с дополнительным усилением палатка справлялась с ветром силой вплоть до урагана безо всяких поломок.
На этот раз лагерь мы не свернули, как обычно с утра, а оставили как есть: на сегодня у нас визит к китам, а уж потом все остальное.
Чуть поподробнее остановлюсь на том, что такое китовое сафари, кто его устраивает и почему оно проводится именно здесь.
Как известно, мировой океан исследован гораздо меньше, чем космос, несмотря на его кажущуюся легкодоступность и открытость. И жизнь самых крупных животных на планете, китов, до сих пор остается большой научной загадкой. Отследить пути их каждодневных перемещений и ежегодных путей миграции очень сложно: техника “маркирования” радиобуями, применимая к мелким китовым, например дельфинам, в данном случае пасует - слишком велика глубина погружения китов, радиосигнал не проходит, и сам буй либо быстро срывается, либо повреждается давлением. Практически невозможно наблюдать этих гигантов и в естественной среде обитания: продвигаются они очень быстро, никакой батискаф или аквалангист не успевает. Как они живут, как, где и чем питаются, где отдыхают, где и как размножаются - всё это ученые вынуждены пытаться понять, собирая статистику появления спин китов на поверхности моря. Ну это все равно, что изучать людей в метро, основываясь на выплюнутых и втоптанных в пол жвачках: данных для анализа чудовищно, запредельно недостает. Да и к тому же, как угадать, в каком месте моря и в какое время кит всплывет на полчасика подышать воздухом?
Для сбора и каталогизации разрозненных данных наблюдений создана всемирная организация охраны и изучения китов. В Анденесе у них большое отделение, и не зря: здесь шельфовая линия максимально близко подходит к берегу, а течение образует так называемый “лифт питательных веществ”, достаточно редкую аномалию. Минералы и органические соединения, оседающие столетиями  на глубоком морском дне, тут мощным потоком вымывается наверх, к свету, где их поглощает фитопланктон, размножаясь в запредельных количествах. Его, в свою очередь, лопает зоопланктон, зоопланктоном питаются рыбы, рыбами питаются кальмары, а кальмарами (и рыбами, и планктоном) соответственно питаются киты. Для них места возле Анденеса - бурлящая тарелка с супом! Поэтому их здесь можно наблюдать чаще всего, собирать о них статистические данные - тоже. А еще - их можно показывать туристам! За деньги, которыми потом поддерживается эта всемирная организация. Именно поэтому китовое сафари настолько дорогое: 830 крон (4 300 руб.) с лица! Но - где еще стандартный городской офисный работник получит гарантированную возможность увидеть кита в его естественной среде обитания?! Мы снова не жалеем ни об одной потраченной на сафари кроне!
Сафари само по себе достаточно простое занятие: после предварительного инструктажа с ликбезом по китовой теме, туристы грузятся на корабль, тот плывет на край шельфа, визуальным и эхолокационным методом пытается найти всплывших китов и сопровождает их, пока ученые их не опишут/идентифицируют,  а туристы не нафотографируются.
Каких китов можно повстречать в”тарелке супа” рядом с Анденесом? Из усатых (питающихся планктоном) сюда приплывают горбачи и финвалы, но чаще всего попадаются северные полосатики: популяция этих китов настолько велика, что на них до сих пор открыт промысел, и в том же Анденесе до сих пор можно попробовать мясо полосатика. Из зубатых китов сюда приходят касатки, гринды обыкновенные (очень агрессивные киты: в отличие от касаток часто нападающие на людей и любящие переворачивать лодки!), небольшие морские свиньи и атлантические белобокие дельфины, ну и конечно же, король местных вод - кашалот! Вот про этого красавца, пожалуй, стоит рассказать поподробнее!
Кашалот - рекордсмен по многим параметрам.
Во-первых, это самый большой из земных хищников (он питается кальмарами и рыбой), его длинна достигает 20 метров, а вес - обычно превышает 50 тонн. Причем растет кашалот всю жизнь - и поскольку их промысел теперь запрещен, в будущем нас могут ждать побитые рекорды размеров, ведь естественных хищников у кашалота нет.
Во-вторых, у него самый большой мозг из всех представителей животного мира (в абсолютном значении, а не относительно размеров тела), он весит около 8 килограммов.
Ну а в третьих, это самый глубоководный ныряльщик из лёгочно-дышащих: кашалоты уходят охотится на глубину, часто превышающую 2 километра, и могут оставаться под водой до фантастических 2,5 часов! Правда обычно в нерекордном режиме их погружения намного короче: 40-50 минут.
Анатомические особенности кашалота столь же впечатляют: сюрприз на сюрпризе, рекорд на рекорде. Легкие у кашалота самые маленькие по отношению к размерам тела среди всех китовых! А объем крови по крайней мере в два раза больше. Это потому что большие легкие кашалоту противопоказаны: их может раздавить чудовищным подводным давлением на многокилометровой глубине. Ныряет кашалот на выдохе! А кислород запасает не в легких, а в крови: в ней содержится рекордное же количество железа, которое помогает удерживать драгоценный газ. Кстати, именно поэтому мясо кашалота несъедобно: оно неядовито, но имеет очень сильный неистребимый металлический привкус.
Посмотрите на кашалота в профиль, что первым бросится в глаза? Правильно, характерная прямоугольная, вагонообразная голова. (Кстати, мало кто знает что в фас голова кашалота сильно сжата с боков, а нижняя челюсть с зубами не широкая как лопата, как кажется на первый взгляд, а узкая-узкая, как палка).  Практически все пространство в голове занимает загадочный орган, именуемый спермацетным мешком, его вес может достигать 6 тонн! А заполнен он пористой массой, пропитанной гелеобразной субстанцией, именуемой “спермацет”. Эта субстанция больше всего похожа... ну правильно, вы уже догадались. Или на сопли, тоже похоже. Представьте, 6 тонн соплей в голове! Функции этого органа до сих пор до конца не выяснены, существуют две основные конкурирующие версии. Первая утверждает, что цистерна соплей работает как акустический усилитель, помогая кашалоту распространять щелчки для эхолокации не узконаправленным пучком, а широким фронтом. Вторая, принимая во внимание что спермацет в мешке может быть как в жидком, так и в твердом состоянии, предполагает что кит использует его как некое подобие рыбьего пузыря, управляя своей плавучестью. Обе версии версии достаточно спорны, и истина до сих пор неизвестна, более того, существуют и иные версии: например, предполагают что мешок является своеобразным “радиатором”, отводящим тепло из тела быстро двигающегося кита, либо амортизационной камерой, позволяющей кашалоту безболезненно таранить добычу или соперника.
Как питается кашалот - тоже никто достоверно сказать не может (попробуй проследи за ним на двухкилометровой глубине!) но предполагают, что нырнув, он при помощи эхолокации находит кальмаров (в том числе гигантских), сражается с ними и пожирает. Отметки присосок на голове кашалотов попадаются совершенно фантастических размеров! Но тут начинают возникать вопросы: выяснилось, что укусить  или удержать во рту никого кашалот не может: зубы-то у него есть, но только на нижней челюсти. И к верхней челюсти она плотно не примыкает. Чаще всего кашалот использует ее во время брачных игр, когда соревнуется с другим самцом: он отвешивает ее вниз под углом в 90 градусов, и старается  зубами поглубже продрать противника. Но для принятия пищи челюсть не используется! Опять загадка. Сейчас есть предположение, что пищу кашалот заглатывает, используя вакуумный метод наподобие пылесоса, всасывая добычу  в пасть при помощи расширения одного из отсеков своего желудка.
Эхолокация - еще одна из уникальных способностей кашалотов, которые охотятся в кромешной темноте больших глубин. Его нос в процессе эволюции преобразовался в очень интересный орган: левая ноздря стала дыхальцем, а в правой появилась косточка, работающая по принципу шарика в свистке судьи. Пропуская воздух сквозь нее, кашалот может издавать звуки громкостью до 120 децибел, что сравнимо с самолетным рёвом! Причем это даже опасно: рядом с звучащим китом можно заработать сотрясение мозга. Возможно, звуками кашалот оглушает свою добычу, но это до сих пор не доказано. Сам же кашалот защищает свой мозг от носового “динамика” слоем спермацета и 15-ю сантиметрами костяного щита. Звук может принести кашалоту информацию о рельефе дна на расстоянии до 100 километров!  А слушает кашалот... скорее всего, нижней челюстью - в основании ее расположены гиперчувствительные нервные клетки, которые отслеживают любые ее колебания.Хотя это тоже до конца не выяснено.
И вот на такую зверюгу у нас появилась возможность поглазеть! Воодушевленные, заинтригованные, дрожащие от нетерпения, вооружившись всей возможной фототехникой, загружаемся на судно (оказавшееся достаточно комфортабельным катамараном) и отчаливаем. В глаза сразу бросились отличия этого судна от любого другого парома: ремни безопасности на креслах и... пакетики для укачавшихся. Они в боевой готовности лежат везде: в спинках кресел, в специальных держателях на стенах, на стойке буфета, в карманах дверей. И как только корабль прибавил ход - стало сразу понятно - почему.
Как возникает морская болезнь? Ее причина - несоответствие картинки, воспринимаемой глазом, с показаниями от вестибулярного аппарата. Мозг пытается предсказать, в какую сторону качнуть организм для сохранения равновесия, но “путается в показаниях датчиков” и человек испытывает головокружение и прочие соответствующие неприятные чувства. Однако, если качка ритмична, через некоторое время мозг учится разбираться в каше поступивших сигналов и начинает понимать, в какую сторону и как накренится судно. Морская болезнь лечится... продолжением качки!
Однако на катамаране все иначе. В воду погружены два корпуса, они прыгают на ходу по волнам абсолютно хаотично, и приспособиться и предсказать его движения мозг не в силах. Потому через пару минут после того как капитан дал “полный ход” люди начали стремительно зеленеть. Выползать на воздух. Хвататься за пакетики. И вообще, вести себя неаппетитно. От людских страданий я сбежал на верхнюю палубу, где испытал настоящее наслаждение: да это просто родео! Плюхающий по волнам катамаран болтало так, что палуба реально выбрасывала тебя вверх, если не амортизировать ногами, только успевай цепляться за что попало! Вверх-вправо-вниз-вверх-влево-вверх-вниз-влево-вправо-вниз-вверх-вправо-вверх-вверх-вправо-вниз-влево-вверх-вниз-вправо-вниз-вниз-вправо-ввнерх-влево, резко, агрессивно, с хорошей амплитудой... Подъем по лестнице - аттракцион, стояние на одном месте - нереально, постоянно припляываешь, пытаясь хоть как-то сохранить равновесие... Плюс ветер, плюс веер солёных брызг! Фантастика!
После полчаса адского родео катер сбросил ход и начал ходить хаотическими кругами, прислушиваясь к глубинам. Наша задача - засечь кита и подплыть к нему, пока он не нырнул. На мостике ученые пялятся в бинокли, капитан разглядывает данные с эхолокатора, туристы, оторвавшиеся от пакетиков, в тревожном ожидании. И вдруг катер резко прибавил ход - вон он, фонтан впереди! Кит! Судя по тому, что фонтан наклонен на 45 градусов вперед - это кашалот! Догнали, пошли рядом, пытаемся сфотографировать: у нас минут пять-семь от силы. За это время кашалот запасет кислород, лениво улепетывая от преследующего корабля. После чего он круто изогнется, опуская голову вниз, поднимет в воздух роскошный хвост, с которого сорвутся потоки воды,  и уйдет вертикально вниз, в неизведанные глубины. Все, больше его отслеживать не имеет смысла: время погружения у него велико, и он может уйти на многие километры в сторону. Надо искать нового кита. Я отвел от глаз фотоаппарат с телевиком, ученые вновь прилипли к биноклям, а туристы - к пакетикам, снова повисло напряженное ожидание. Как вдруг - спина! Буквально в десятке метров от борта! Я успел лишь обернуться, краем глаза зацепить нечто темное - и кит пологой торпедой ушел вглубь, с глаз долой. Это был северный полосатик, очень сложный для наблюдения кит: быстрый и ловкий, сравнительно небольших размеров, ныряющий неглубоко (весь его планктонный рацион в паре метров под поверхностью воды) и потому выныривающий на выдох-вдох буквально на считанные секунды. “Вот бы касаток увидеть” - шепчет по русски одна из ученых, молодая девушка, - “Пару недель назад неожиданно стая проходила, несмотря на лето!” И вновь, и вновь все впериваются в качающийся мутный горизонт, до боли в глазах пытаясь первым разглядеть темно-фиолетовую глянцевую спину в обманчивых барашках волн. Может, кому-то такое “сафари” покажется скучным и малозрелищным, но не нам! Какая волна эмоций накатывает, когда внезапно, после долгих десятков минут ожидания, ты видишь вдалеке фонтан...
Всего за этот день нам удалось увидеть пятерых кашалотов, четверо из них красочно нырнули прямо у нас на глазах, пятый прибавил ход и ушел, и одного совершенно внезапного северного полосатика. Касатки так и не показались - это все же не их сезон, традиционно они приходят в ноябре.
Через несколько часов, переполненные эмоциями, мы сошли с катера. В общей толпе несчастных туристов, которые едва двигая дрожащими ногами, выползали из нижнего салона катера, имея пепельно-серый оттенок кожи, мы смотрелись белыми воронами. Да уж, купить жутко дорогущие билеты, чтобы много часов выворачиваться наизнанку, даже не глядя в иллюминатор - занятное у них вышло сафари... Для таких бедолаг в местном сувенирном магазинчике продаются памятные значки с надписью “Moby Dick makes me sick!” и поясняющим неаппетитным рисунком.
Возвратившись в лагерь,мы быстренько свернулись, и эмоционально делясь впечатлениями, отправились в сторону другой оконечности Лофотенов - города с очень сложным для запоминания названием “Å”. Но поняв, что большую часть времени мы не любуемся по сторонам, а показываем руками друг другу размеры виденных китовьих хвостов, мы решили не тратить прекрасные заоконные пейзажи попусту и встать на ночлег пораньше. Под руку подворачивается tofernes sjohuscamping: его хозяйка предлагает нам вместо палатки (площадка для них сильно размокла от дождей) еще один вариант норвежского размещения - апартаменты, причем по цене на 100 крон дешевле стандартного домика-hytter. Наши одичавшие за время палаточных ночевок тела приходят в восторг: комната и кухня/гостиная с диваном, холодильник, плита, посуда, горячая/холодная вода, кровати, и главное - бесплатный душ, которого мы не видели уже много суток. Полное счастье, честно говоря.



Для протокола:
Пройдено 163 км.
Расход 6,7 л/100 км.
Средняя скорость 58,4 км/ч.



Немножко фоток:


Перед отплытием ученые с энтузиазмом делятся с туристами информацией о китах. Рассказывают зажигательно: видно что это для них дело всей жизни.



Скелет кашалота натуральный. Можно оценить масштаб, а так же подивиться странному строению черепа кита: все что над зтой лопатообразной штукенцией, занимает спермацетный мешок, а не мозг.



Катамаран. Не лучшее средство передвижения по бурному морю, если вы склонны к укачиванию. Знайте это!



Вот он, красавец! Попался!



Можете оценить расстояние от наблюдателей до кита



Самая изумительная часть, поэтапно:





Еще одно суденышко сафари-наблюдателей.



Они засекли фонтан первыми!



Тянутся тяжкие минуты поиска.


Еще один!!



Здоровущщие они, я вам доложу...



Прощальный мах хвостом - и ушел... Кстати, забыл рассказать: рисунок края хвоста у кашалотов сугубо индивидуален, как отпечатки пальцев, и по нему особи идентифицируются. На базе хранится толстенный талмуд с фотографиями "прощальных взмахов" и ученые точно могут сказать - это новичок приплыл или кашалот давно здесь пасется.



Мы - в полном восторге от сафари!



На сафари на нас лил дождь, а в Анденесе нас встретило солнце.



Очаровательный городок, просто очаровательный!



По моему, на маяк можно подняться, но у нас уже не было сил



Заоконный вид из наших апартаментов великолепен! И душ здесь бесплатен! Мы - в раю, похоже?






Читайте в следующей части:
- про то, как мы тыкали пальцем в морскую звезду и здоровались с крабами;
- про апофеоз паромной невезухи;
- про лосиные места;
- и наконец, про то, как лис нас из Норвегии не выпускал!

 

уставший от написания отчета урывками
Teapot
_____________
Aeroport, aerogare - mais pour tout l'or m'en aller... ©Mylene Farmer



[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]