Есть ли жизнь за полярным кругом? Отчет, часть III


[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]


Отправлено : Teapot, 16 Августа 2011 23:32:01    Персональная карточка. . На сервере с 2000г.

 <<часть II | Есть ли жизнь за полярным кругом? Отчет, часть III


8 день

Под водой тоже есть жизнь

Апартаменты, которые мы сняли на эту ночь, оказались настолько удобными, что мы устроили себе маленькую поблажку: поспали дольше, чем  обычно. На отдыхе надо и отдыхать, а не только искать приключения!
Проложив примерный маршрут до западной оконечности Лофотенов, в сторону “Å”, покатили в совершенно пляжном режиме, пялясь по сторонам. Ну и, молодцы такие, в очередной раз опоздали на паром: похоже, это уже становится неприятной традицией поездки. Хорошо хоть отдыхать можно и в очереди в ожидании погрузки, красот вокруг никто не отменял.
Честно говоря, мы не особо тщательно готовились к этой поездке, и какие именно достопримечательности и развлечения есть на островах - не имели ни малейшего понятия. Поэтому, когда мы наобум свернули на указатель “достопримечательность”, и вместо каких-нибудь церквушек обнаружили Лофотенский аквариум - слегка удивились.
В нем так же, как и в нарвикском полярном зоопарке, нет экзотических осьминогов, акул и скатов - только те представители фауны, которые обитают в местных водах. И в этом есть смысл: подрастающее поколение изучает то, чем богата их страна, а туристы знакомятся именно с местной экосистемой. И подано все - красочно, интересно,  понятно, зримо, с большой любовью и уважением к местной природе. Мне самому, например, было приятно понять при помощи масштабной модели, насколько невелика общая человеческая биомасса по сравнению с общей биомассой рыб и планктона. Хорошо заметно здесь и традиционно трепетное отношение норвегов к экологии: целый раздел посвящен приемам рыбной ловли, не вредящей биологическому равновесию и не уменьшающей популяции рыбных стай (Я и не знал, что они ведут выборочный рыбный промысел сетью со специальной большой ячейкой: в неё попадают лишь рыбины, достигшие максимального размера, а остальные спокойно уходят, чтобы расти и размножаться). Много рассказано и об источнике сегодняшнего благосостояния страны - шельфовой нефти, о том, как она добывается, как перерабатывается и что сделано чтобы не вредить при этом природе, работая чисто, экономно и эффективно. Вся выставочная экспозиция лофотенского аквариума внушает посетителям гордость за свой родной край и уверенность в завтрашнем дне. Как же недостает такой подачи информации в нашей стране! Обидно и завидно.
Собственно аквариумная часть тоже организована по сильно отличающемуся от наших музеев, зоопарков и выставок принципу: у нас везде “Не трогать руками!”, “Не заходить за ограждение”, “Не входить”  и т.п. Здесь же аквариумы, посвященные донным жителям, специально сделаны низкими и открытыми, чтобы вы могли потыкать пальцем в морскую звезду, поздороваться за клешню с крабом (Ай! Больно щипается!), попробовать, насколько колюч морской еж и как сложно найти камбалу на песчано-каменистой поверхности. Более крупные (и более опасные) рыбины и прочие морские гады все-таки припрятаны  за стеклом, и плавают в свежей морской воде из соседнего фьорда. Удобно делать аквариум на берегу моря: никаких тебе операций типа флотации, денитратизации, биофильтрации, озонации, планктонирования и кальцинирования, с которыми так мучаются владельцы московских морских аквариумов. Шланг ввода, шланг вывода - вуаля, рыба довольна, она обитает в своих естественных условиях. Да, кстати, водичка - ледянющая просто! От аквариумов ощутимо веет заполярностью.
Есть и “внешняя” часть экспозиции, где прямо во фьорде демонстрируется развод мальков в специальных садках, плавающих прямо на открытой поверхности: с их помощью увеличивают популяции рыб определенных пород, количество которых показывает тенденции к снижению. Раньше человек бездумным ловом, вырубкой и потреблением наклонял весы биологического равновесия лишь в одну сторону, теперь же контролирует обе чаши. Благодаря такой политике количество рыбной биомассы в местных морях прекратило снижаться, а деревьев в лесах Европы сейчас вчетверо (!) больше, чем было после войны. И это несмотря на растущее потребление древесины.
Кроме рыб в аквариуме живут и тюлени: несколько молодых, по полгода (серков) и один совершенно очаровательный, новорожденный: он появился на свет в день, когда мы были на Нордкаппе!
Вообщем неудивительно, что в аквариуме мы проторчали вплоть до закрытия.
Вновь покатившись по узким красочным лофотенским дорогам, мы начали искать в навигаторе какой-нибудь кемпинг в районе “Å”. Поиски удовлетворительных результатов не принесли: то ли кемпинги на нашей карте были Лофотенов не все прорисованы (что вполне возможно), то ли действительно на самом краю архипелага ночевать было  особо негде. Неприятно: к этому моменту зарядил долгоиграющий  сильный дождь, потемнело, поднялся ветер - а ночевка у конечного пункта оставалась под вопросом. Мы занервничали, задергались - и, не доехав до запланированного финиша, решили попробовать еще один вариант размещения, свернув по указателю с завлекательным названием “Rom”, что значит комната (а не бар, где пиратам наливают ром!). Комната отличается от апартаментов тем, что кухня с санузлом и душем здесь общие, на целый этаж. Но все равно горячая вода в душе бесплатная, кровати позволяют не толкаться ногами на общем лежаке, а палатку не придется с утра сворачивать в промокшем виде - благодать!
Интересная ремарка: мы в принципе считаем себя открытыми и коммуникабельными людьми, не имеющими никаких проблем в общении с другими. Но до европейцев нам - как до луны! Если для нас общая кухня - это минус, “попами толкаться у плиты будем”, то для них - плюс: можно пообщаться! Не проходит и десяти минут, как совершенно незнакомые до этого люди выглядят как одна команда, и различить, ехали они компанией или по отдельности заселились и познакомились только тут, на кухне - не представляется возможным. Обсуждают маршруты, впечатления, вместе разглядывают фотографии, начинают варганить какое-то совместное сложное блюдо из сваленных “ в общак” продуктов. Языковые проблемы? О чем вы? В соседних с нами  комнатах поселились рыбаки-поляки, молодая пара французов-альпинистов, немецкий  экстремальный байкер-путешественник, пожилая бельгийская пара и два итальянских парня. Ни для кого английский не был родным, и знали они его на разном уровне - но проблем для общения неправильная расстановка падежей или ошибочная расстановка артиклей не составила, собеседники легко вставляли слова своего языка, использовали жесты, рисовали что-то на салфетке. Вот честное слово: зависть взяла, мы на их фоне оказались какими-то неразговорчивыми смурными буками! Решили (немножко в шутку, но немножко и серьезно)  впредь избегать такого хостельного типа проживания, дабы не ранить свое самомнение...

Для протокола:
Пройдено 167,7 км.
Расход 6,5 л./100 км.
Средняя скорость 53,8 км/ч.


 
Немножко фоток:

Лофотенский архипелаг весь испещрен прекрасными мостами, которые крутой аркой взмывают ввысь: под ними ходят серьезные морские суда



Бестелесный призрак скального комплекса на горизонте немного давит на психику. Говорят, в старину норвеги снимали перед этими скалами шляпу, как бы здороваясь.



Лофотенсике пейзажи вообще имеют свойство вызывать уважение, да...



Немного "внутренней кухни": вот так все выглядит, когда ты загрузился на паром. Машина практически уперта в бампер впередистоящей, тебя сзади тоже подперли, ручник, передача (обязательно) и - пошли на пассажирские палубы, туалеты искать да видами сверху любоваться.



А вот мы уже готовимся к выезду: к моменту причаливания парома все автомобилисты должны быть на местах. Паром уже открыл "клюв", но пандус не опустил - значит двигатель заводить пока рано. Навигатор подсказывает голосом: "Через пятьдесят метров покиньте паром" - значит сейчас стукнемся об причал и покатимся дальше.



Гарпун-пушка китобоя, снятый с судна в связи с запретом промысла. Серьезная такая штучка. Кстати, как я уже рассказывал, на один вид китов охота по-прежнему открыта до сих пор, но китовая популяция очень строго контролируется и если будет тенденция к ее уменьшению - лавочку мигом прикроют.



А вот и придонные жители местных вод. Обратите внимание на количество лучей на звездах!



На ощупь будто с твердой корочкой снаружи, но упруго-мягкие внутри. Пупырчатые.


По-моему, это треска, самая промысловая рыба Норвегии. Но могу ошибаться: подписи на норвежском. Здоровые рыбины!



Очень понравился эффект: сами помещения аквариума в темноте, светится вода за стеклом



Вкупе с черным фоном это порождает порой совершенно феерические виды! (Это, походу, горбуша)



А это камбала, вид изнутри снизу.



Так она выглядит сверху, ежели кто не знает. Глаза у нее - только на одной стороне головы.



Два братика-инопланетянина. Один из них вместо жвачки жует.... гальку со дна. Зачем - непонятно.



А? Чо? Рыба-гопник, не отягощенная интеллектом.



Местный новорожденный. Степень кавайности запредельна! При виде него дамы падают без чувств.



Старшие братьЯ. Уже с хищными повадками, быстрые как торпеды.



Мы опять с не тканевой, а деревянной крышей над головой. Льет потому что очень солидно. А за окном - красоты!



Как немножко стихло  выползли погулять перед сном. Ну невозможно сидеть в четырех стенах, когда вокруг тебя раскинуты вересковые пустоши и Лофотены генерируют просто готовые к вставлению в рамочку пейзажные шедевры! Ниже просто несколько кадров без комментов, пытаюсь хоть как-то передать красоту этого вечера.








Всё. Нафотографировались, устали пассажирки. Отдыхать!



9 день

Неверное решение


Вчера мы не доехали до “Å” в принципе, совсем немного - километров 150, и поэтому на этот день были планы “быстренько дожать” Лофотены, сесть на паром с самой оконечности островов и на нем уйти на “большую землю”, до города Бодё, экономя бензин, время и деньги. Поскольку паром должен был быть “длинным” (около 4 часов пути) и опаздывать на него ой как не хотелось, мы даже раздобыли его расписание и сделав над собой некоторое усилие, достали из глубины багажа часы и стали обращать внимание на время. К сожалению, это скомкало впечатления от последних десятков километров лофотенских дорог: поглядывая на циферблат, человек подсознательно начинает себя подгонять и торопить.
А Лофотены как назло, буквально взорвались восхитительными пейзажами! Где дождь, который мочил нас вчера? Где пасмурное небо? Солнце и голубизна! Пляжи и скалы! Закусив губу, тормозим только у самых-самых красивых мест и внутренне корим себя: ну нельзя же так, нельзя глотать изысканное визуальное блюдо, давясь и чавкая, как какой-то фаст-фуд. А дорога становилась с каждым километром все эффектнее, все привлекательнее... И докатившись наконец до  “Å”, мы поняли, насколько здорово просчитались: на эти острова нужно было закладывать недельки две, а не какие-то там  три дня! Три дня было бы мало даже на те 150 километров, которые мы проглотили сегодня  часа за три... Лофотены - действительно уникальное и самодостаточное место, они имеют свою харизму, отличаются от материковой Норвегии и достойны гораздо более пристального изучения. Заносим их в наш виртуальный “Виш ту визит лист”...
Ну, а каковы результаты нашей глупой и нехарактерной торопливости? Ура, успели? На пристань прибыли за сорок минут до отплытия парома - результат более чем хороший. Только вот... Перед нами феерических размеров очередь в пять линий с хвостом - и шансов попасть на загружающийся паром у нас просто нет... (Для тех кто не читал моих предыдущих отчетов поясню, как здесь организуется очередь на паром. Площадка длинной метров 200 расчерчена на нумерованные полосы. Машины сначала занимают 1 полосу, потом, когда она заканчивается - вторую, и т.д.) Пять линий - по норвежским малолюдным меркам это просто фантастическая прорва народу! А рядом с пятью линиями “живой” очереди стоят еще две - это те кто через интернет,за несколько дней забронировали своим места. А еще автобусы - они идут вне очереди... В паром, кроме бронировавших,  влезли машины лишь  с пары линий - и мы оказались в неприятном положении. Следующий паром - через пять с гаком  часов! Влезем ли мы на него - неизвестно, но судя по тому что мы видели - шансов маловато. Ехать в Бодё по земле? Крюк километров в шестьсот, не меньше, при местных скоростях - это часов двенадцать, если идти без остановок. Вариант так себе. Похоже, придется ждать и надеяться на лучшее...
За время ожидания мы успели облазить вокруг все, что можно, пообедать прямо в машине, обфоткать все окружающие виды - и к моменту прибытия парома мы были уже на взводе. Опять вперед прошли хитрые “интернетчики”, потом заехали автобусы, потом опять пара линий... мы остановились совсем недалеко от заветного распахнутого зева парома, грызя от волнения ногти - но погрузка застопорилась. Все? Снова многочасовое безделье до следующего парома? Но ловкие операторы погрузки сумели поплотнее запарковать неповоротливые кемперы - и для нескольких легковушек место нашлось. Мы очутились на борту, все еще не веря своему счастью!
И попали впросак. Паром загружен, что называется, “с горкой”. Количество сидячих мест в закрытом салоне - ограничено. Знающие местные быстро позанимали места - а перед нами встал выбор: либо мы плывем четыре часа стоя, либо сидим, но на продуваемой крепким морским ветром верхней палубе. Сначала мы попробовали второй вариант, но быстро поняли, что стучать зубами как-то некомфортно. Первый вариант тоже не радовал, тем паче что стоячие места в теплом салоне тоже оказались практически все заняты. Пойти посидеть в машину? Как бы не так! Машинная палуба на этом пароме на время плавания закрывалась. Бродя в поисках места, куда можно было бы приткнуться, мы случайно наткнулись на незаметную лесенку, ведущую вниз. В еще один зал с креслами, ниже ватерлинии! И видимо из-за малозаметности прохода, народу в этом зале было буквально по пальцам пересчитать. Вот это удача! Здесь, за разглядыванием сделанных за день фотографий, мы и скоротали время до прибытия в Бодё.
Город встретил высыпавших на палубу соскучившихся по свежему воздуху пассажиров мощной волной рыбной вони. Да такой концентрации, что аж глаза слезились. Особо нежным пассажирам даже сделалось дурно, остальные пытались судорожно вздохнуть ставший непригодным для дыхания воздух. Я не знаю, с какого рыбоперерабатывающего предприятия пришло это удушающее облако, но жить или останавливаться на ночлег рядом с ним не хотелось. И выкатившись с парома, мы быстренько покидаем ароматный город, а кемпинг находим в отдалении: большой saltstraumen camping, с уже закрытым на ночь ресепшен. Ничего, с утра расплатимся.

Для протокола:
Пройдено 196,6 км.
Расход 6,8 л./100 км.
Средняя скорость 46,6 км/ч (Сказались постоянные остановки у лофотенских красот)


Немножко фоток:


Снова без комментариев несколько фоток, для создания понимания атмосферности происходящего, так сказать.






Заполярная водичка! Красивые кадры не всегда даются легко...



Рорбу - местные рыбацкие домики. Зря мы беспокоились что ночевать негде - вот под эти крыши можно заехать в любой момент дня и ночи.



Когда за окном возникал вдруг такой вид пассажирки начинали во весь голос кричать "Пусично! Стой! Фоткать!" - и отсутствие мест для парковки их не волновало. Хотя да, не спорю, виды того стоят.



Ну? Ведь пусично же, правда?



Вот и весь городок с чудесным названием “Å”, к которому мы прокладывали все маршруты. Не особо велик, правда? Но опять - край мира, дальше дорог нет.



Найдите два домика на снимке!



Этот паром уйдет, увы, без нас - и мы зависнем в соседнем с “Å” городке Москенес на долгие часы.



Пока ждали паром - облазали все окрестности. Даже залезли в сушку для трески. Вонь здесь феерическая! Но почему-то именно здесь встретили зайца. Здорового, наглого, но сфоткать не успели - ускакал. Поэтому вот вам треску.



Кто ее покупает и как из нее готовят пищу - не знаю! По моему, это химическое оружие массового уничтожения, а не еда.



Все вокруг здесь заточено только под одно - рыбную ловлю. Ловить можно даже не выходя из дому!



Пойманную рыбу, похоже, разделывают, прямо на судах. Чайки в восторге от отходов.



Ну вроде совсем уж чудовищное место должно быть - рыбный порт! У нас воды бы за мазутом видно не было. В этой бухте нет ни намека на хоть какую-то грязь в воде, дно на многие метры видно! Ни окурочка, ни фантика. Ну вот почему так?



Ура! Поплыли! Не верим своему счастью.



Бодё. Через пару секунд накроет волной рыбной вони, заслезятся глаза, запершит в горле и будет уже не до фотографирования.


С каждым днем ставить лагерь все сложнее - полярный день становится полярными сумерками.



10 день

День трех паромов


С утра случился маленький позор: мы забыли осмотреть достопримечательность, хотя она была буквальнов паре шагов от нас! За вчерашним ужином мы вычитали, что в полукилометре от нашего кемпинга есть один из крупнейших приливно-отливных водоворотов в мире Сальтстраумен, с хорошей обзорной площадкой. Поскольку тогда было уже темновато для фотографирования, мы отложили визит к водовороту на утро, ну и... Спохватились, когда уже отмахали от кемпинга километров десять - возвращаться не было никакого смысла. Бывает..
Теперь под наши колеса стала стелиться еще одна “национальная” дорога Rv17, сложными кривулинами бегущая по островкам и берегам фьордов по самому краю сложнорельефной норвежской береговой линии. Она щедро окатила нас вольготно раскинувшимися морскими видами в обрамлении короны из невысоких скал. Хороша дорожка, только есть у нее один недостаток: она изобилует паромными переправами, а с ними у нас на этот раз... ну вы сами уже читали. Хорошо, что в туристическом информационном центре нам удалось добыть расписание всех переправ на этой дороге и хоть как-то выстроить свой график движения. Но все равно у меня создалось впечатление, что этот день состоял сплошь из ожидания парома, перемещения на пароме и быстрой езды до следующего парома ;) И снова мы были вынуждены жить “по часам”, что здорово портит настрой. Но что делать? Многочасовые загорания на пристани нам понравились бы еще меньше.
Три парома в один день - это максимум, что может переварить среднестатистический человеческий организм, и после выезда с последнего эти организмы взмолились: всё, нужен кемпинг! При поисках ближайшего места, где можно было бы с комфортом разбить лагерь, мы умудрились заехать в торец взлетно-посадочной полосы местного аэродрома. И когда мы пробирались в густом лесу столбов с посадочными огнями наверху - над нами пошел на взлёт турбовинтовой пассажирский “дуглас”. От изумления мы чуть не попачкали салон: среди тиши фьордов это было по крайней мере неожиданно. Причем судя по пустынности аэродрома самолеты оттуда вылетают от силы пару раз в неделю, так что можно сказать, что нам здорово повезло наблюдать местный авиа-траффик. От греха подальше решаем дальше не привередничать в выборе кемпинга, и встаем в Offersøy camping с очень приятным видом.


Для протокола:
Пройдено 342,3 км.
Расход 6,7 л./100 км.
Средняя скорость 60,8 км/ч



Немножко фотографий:


Природа вокруг немного изменилась - но очарования не растеряла.


Значок забавный... Но - с противоположным эффектом. Не будь его - мы бы и не полезли в местные кусты, смотреть что за ручеек там журчит.



Оказалось какой-то маленький сбросик с местной гидроэлектростанции. В Норвегии они совсем крошечные, и используют мощность стекающих с огромных высот талых вод.



А вас не манит эта дорожка - прокатиться?



Проезжаем мимо ледника Енгабрин - красив, красив... Но в эту поездку посещение ледников у нас не запланировано, это было в прошлый раз.



Хотя ужасно хочется нацепить кошки, натянуть "беседку", подцепить спасканат - и снова почувствовать под ногами удивительный нетающий глейсерный лед...



Красиво, черт побери - вдоль гор на катере...



Какой-то там по счету паром сейчас будет нас глотать



Пикник на обочине. Сейчас будет.



Как вы думаете, что это за авангардное здание?



Туалет это. Обычный туалет на паркинге. На трассе.



Вот такой изнутри (не удержался, пришел в туалет с фотоаппаратом)



Норвеги забавны. Русский в ожидании автобуса что? Сигарету смолит. А норвег в ожидании парома? Удочку достает и закидывает. И ведь не впустую: через пару минут вытянет нехилую рыбину себе на ужин.



Катера в местных краях сродни велосипеду



Туда наша дорожка, туда... Очередной паром.



Проехали Хелгеландский мост. Красив просто неимоверно! Основной пролет 425 метров, невесомо парящих в воздухе на высоте 45 метров.



Мило?



Область называется Helgeland, но в народе зовется Elgeland, от слова Elg - лось. На въезде встречаем красивый лосиный статуй.



...а через километр - вовсе и не статуй. Прямо после знака "осторожно - лоси". Спокойный такой шкаф, на нас ему начхать.



Всё, на сегодня с нас паромов хватит...



11 день

Тяжелый денек, да.


Всю ночь лило, палатку пришлось сворачивать напополам с водой: когда я ее скручивал в узкий рулон, то из нее текло, словно я ее выжимаю. Да, сегодня нам потребуется сухой солнечный вечерок, иначе палатка у нас будет ээээ.... пахнуть.
Мы продолжили свой путь по очень живописной 17-й дороге, на этом участке обильно сдобренной красивостями мирной сельской жизни. По пути у нас еще 3 парома (больше паромов в сутки опасно для жизни), на одном из которых мы пересекаем полярный круг в обратном направлении. Всё, прощай, полярный день: ты был для нас удобным подспорьем, разбивать лагерь заполночь стало нам уже привычным. Надо бы вспомнить, брал ли я в эту поездку фонарик...
На последнем пароме 17-й дороги мы держим “совет в филях” - а дальше какие планы? Куда ехать? Теоретически, маррут у нас был “проброшен” до города Тронхайм, а дальше - любой подходящей дорогой в Швецию, в Стокгольм, на паром. Но мы вели себя хорошо, нигде надолго не застревали, и у нас в запасе есть немножко времени. Может, спустимся южнее и проедем по уже знакомым нам тропкам центральной Норвегии? Решение было принято единогласно, и съехав с “переправно-сельскохозяйтвенно-пейзажной” дороги Rv17, мы встаем на знакомую “трансскандинавскую” трассу Е6. Во всех отчетах ее рекомендуют сторониться, потому что она неинтересна:  излишне скоростная для Норвегии (разрешено 90!), слишком прямая и проходит вдали от всех красивостей. По ней удобно “махнуть”на длинное расстояние, но для того чтобы с удовольствием и вкусом путешествовать - она не подходит. Однако мы обнаружили, что в районе Тронхайма Е6 вполне себе видовая: изгибается вдоль Тронхеймсфьорда, карабкается в горы, пробирается сквозь леса и выглядит очаровательно. Правда - она здесь платная. Но мы были к этому готовы. (Как считали поначалу)
Перед этой поездкой, чтобы не позориться и не нервничать, мы подробно изучили способы оплаты дорог в Норвегии. Самым удобным должен был оказаться способ “интернет-платежей”: заходишь на сайт http://autopass.no, регистрируешь там номер своей машины и открываешь депозитный счет, на который переводишь немного денег (мы бросили 300 крон). Теперь ты спокойно можешь лететь под считывающие камеры: система опознает твой номер и спишет  денюжку на оплату с депозита прямо на лету. Удобно? Не то слово!
Только вот... Не заработало. Мы обратили внимание, что когда под камеру пролетали машины с местными номерами, им на секундочку загорался зеленый огонек на небольшом дисплее. А нам не загорался. И подтверждающих СМС о снятии денег с депозита что-то не было... 300 крон так и остались лежать нетронутыми. Обидно, а мы искренне старались быть законопослушными гражданами. Интересно, почему такое случилось? Может, потому что цифры региона у нас на номерах записаны мелким шрифтом и система их не опознает? Неизвестно. Обидно.
Утомленные тремя паромами, долгим гоном по Е6 и неудачей с оплатой дорог, мы начали искать кемпинг - и столкнулись с неприятным обстоятельством: на бурной и достаточно широкой реке Сурна, параллельно которой лежал наш путь, начался какой-то рыбный бум. То ли какая-то рыба пошла на нерест, то ли открылся рыболовецкий сезон - я не знаю, но все кемпинги, попадавшиеся нам на пути, были под завязку забиты норвегами в болотных сапогах, со спининнгами, блеснами и прочей атрибутикой. Мест нет! Мы даже натолкнулись на “фальшкемпинг”: увидели с дороги скопление кемперов, свернули - а это оказались просто несколько десятков домов на колесах, стоящих посередь голого поля, рядом с особенно рыбоным местом, видимо. Навигатор заявил, что больше в районе 40 километров кемпингов не знает и умыл руки. В наступающих сумерках мы оказались в неприятной ситуации: больше вперед гнать уже нет сил, стемнело, мы все взвинчены, переругались, устали - а лагерь разбивать негде. Бездумно продолжили катиться вперед, и... В Норвегии все-таки это срабатывает всегда! Все само собой утрясается: как по волшебству на нашем пути возникает большой, но ни на каких картах/каталогах не обозначенный безымянный кемпинг, в котором мест полным-полно. В непривычной темноте (отвыкли, отвыкли!) мы кое-как поставили палатку и без сил завалились спать: в этой стране столь длительные пробеги категорически противопоказаны.

Для протокола:
Пройдено 574,2 км.
Расход 6,5 л./100 км.
Средняя скорость 69,9 км/ч.




Немножко фотографий:



И вот мы снова плывем. Найдите нашу Лохаку на фотографии.



Народ в пути бездельничает, пялится по сторонам. В закрытом салоне скучновато, и если нет сильного ветра - лучше на палубе.



Благо, есть что пофоткать и вид сверху хорош.



Заглянули по пути к водопаду Формофоссен.



Он выгрыз в скальной породе очеть своеобразный рельеф.



Дальше начался тяжелый перегон и фотографии как-то закончились. Так что даже лагерь я сфотогрфировал на следующий день с утра, когда стало светло и мы отдохнули.




12 день

Сверх плана


Чтобы компенсировать усталость предыдущего дня, мы позволили себе подрыхнуть подольше. И это было правильным решением: с утра мы бодры, энергичны, снова дружная команда искателей приключений. Впереди - знакомые и любимые нами виды, до которых мы и не чаяли добраться в эту поездку! Опять узкие фьорды с пронзительно зеленой водой, опять сочащиеся влагой скалы, опять ломаные нитки мелких водопадов, спускающиеся с немыслимых высот, опять мы тормозим на каждом километре и выскакиваем пофотографировать.
На нашем пути вновь возник “адский серпантин”, более известный как “дорога троллей” - одно из самых знаковых для автотуристов мест. Мы его уже за свои поездки успели пройти и вверх, и вниз - но своей очаровательности он не растерял, совсем наоборот! Каждый поворот, каждый вираж, каждый вид - восторг. Кристаллизованный, чистый восторг и для водителя, и для щелкающих фотоаппаратами пассажиров. Панорама на долину, которая открывается с верхней точки дороги - настолько величественна, что мы не в силах противостоять ее гипнотическому воздействию, и зависаем здесь надолго. Сколько здесь было потрачено гигабайтов и пленок - исчислению не поддается... Но вид - того стоит!
Обратная сторона медали - к следующему потрясающему видовому пункту, вьюпоинту на Гейрангерфьорд, мы можем приехать на закате. А это будет большой промах: в прошлой поездке мы выяснили, что закатное солнце не попадает в узкое ущелье фьорда, и весь величественный вид погружается в дымчатые сумерки очень рано. Чтобы не попасть впросак еще раз и увидеть самый известный в Норвегии фьорд во всей красе, нужно либо сильно поторопиться, либо - встать на кемпинг до Гейрангера и приехать к нему утром.
Торопиться не получается: на нашем пути один из самых красочных и эффектных водопадов из виденных нами, пробирающийся по скальному лабиринту Gudbrandsjuvet. Он совсем невелик, перепад высот тоже скромен, но он столь эффектно закручен, столь изломан и имеет настолько сводящий зубы пронзительно бирюзовый цвет воды, что быстро пройти мимо просто нереально. Вообщем, когда мы с усилием оторвали себя от созерцания воды, с шумом уходящей в узенькое, словно прорезанное ножом ущелье, в Гейрангер ехать было уже слишком поздно, солнце стало закатным. Пока мы смотрели на часы, цокали языками и чесали в затылке, ситуация опять разрешилась сама собой. Словно кролики из шляпы волшебника, на изумрудной лужайке рядом с водопадом вдруг возникли красные домики-хюттеры. Кемпинг? Да, одноименный Gudbrandsjuvet camping, снова не обозначенный ни в одном из каталогов. Все-таки какие-то удивительные чудеса творятся с нами в эту поездку...
Палатку мы поставили еще засветло, но планы на сегодня оказались все выполнены - чем бы заняться? Правильно. Решили пешочком облазить окрестности. И совсем недалеко от кемпинга обнаружили начало хайкинг-тропы, прилежно обозначенной указателем. Ну что, лезем? А то поездка подходит уже к концу, а мы еще не карабкались, высунув язык, по местным буреломам. Навстречу нам сбегала компания раздетых до трусов, взмыленных, но бодрых, улыбающихся и дружелюбных норвегов: похоже, подъем будет нешуточным. Тропинка, по которой мы пробирались, была окружена миллионом журчащих ручейков: такое ощущение, что из под каждого мшистого камня, в обход каждого деревца в этом лесу бежит струйка студеной воды, деловито звеня. Перебравшись через горную речку (которая ниже станет тем самым красивым водопадом) она козлиной дорожкой заскакала по скользким валунам вверх - и неожиданно вывела нас к уютно примостившемуся на склоне горы безлюдному домику, традиционно по-норвежски не оборудованном никакими заборами. Оказавшись в чужом палисаднике, мы даже немного растерялись - но хайкинг-тропка уверенно пересекала зеленый двор и вновь ныряла в лес. Интересно, кто живет в этом домике? Вид не заброшенный, рядом даже банька стоит - но попасть сюда можно лишь пешком. Почесывая тыковки, мы продолжили подъем - и поняли что недаром обозвали тропинку козьей тропкой: впереди нас ловко скакало по камням стадо овец. Горных каких-то овец - несмотря на все старания, нагнать их нам не удалось, мы могли лишь на поворотах лицезреть их мохнатые попы и слышать издевательское “Е-е-е-е-е-е-е-е!” со звоном колокольчиков. К сожалению, через некоторое время подъем пришлось прекратить: тропа решительно пересекала заболоченную местность, овечье стадо взбило поверхность в настоящий грязевой кисель, а мы, собираясь погулять по окрестностям, на экстремальные марш-броски не рассчитывали - на ногах легкие кроссовки, а не непромокаемые треккинговые говнолазы. Поэтому и не удалось узнать, из каких поднебесных высот спустились местные энергичные аборигены, мы были вынуждены отступить. Хотя все равно прогулка оказалась очень приятной и “норвежскую программу” следует считать выполненной - хоть немножко, но по местным горам мы все-таки полазили и в эту поездку. Наступает полное чувство удовлетворения.


Для протокола:
Пройдено 221,6 км.
Расход 7,3 л./100 км. (Горные серпантины!)
Средняя скорость 58,4 км/ч.




Немножко фоток


По пути нам совершенно внезапно встретился сидящий на обочине дороги... королевский орёл. Дикий, не ручной.


На нас пялился с брезгливым равнодушием. Больше никаких эмоций люди у него не вызывали: мы не в его пищевом меню.



Ну вот и замелькали наши излюбленные пейзажи.



Скальный амфитеатр Дороги Троллей, вид снизу



Буйная водичка! Машину помоет однозначно.



Отважным фотографам все нипочём! Пусть мокро, зато - с радугой.



Панорама открывается - закачаешься, конечно.



Правда далеко не всем она в радость бывает. Я думаю, водители автобусов ее эээ... недолюбливают.



Ну вот не было там раньше кемпинга никогда, не было! Он специально для нас возник: за водопадом, аккуратненькие домики на зеленой лужайке...



...а хорошо лагерь встал. Красочно так. Жалко, вам постоянный шум падающей воды не слышен.



Вот так начинаются хайкинг-тропинки в Норвегии. (Видимо что то типа: "Направо пойдёшь - дыхалку собъёшь. Налево пойдешь - мозолку натрешь. Прямо пойдейшь - о сосну ударишься!)



Лес буквально сочится водой. Журчит отвсюду. В туалет поэтому хочется - постоянно!



Потоки постепенно сливаются в один и мощно прут вниз.



От реки веет серьезной прохладцей: ножками в ней болтать с мостика не рекомендуется



Поток хороший такой. Закину несколько картинок без комментариев.





Кто-кто в теремочке живет? А действительно - кому не лень сюда карабкаться?



Если так подумать - я б пожил! Хотя бы из-за вида...




Тропинка карабкается дальше. Где-то впереди издевательски ржут овцы. Под ногами уже очень грязно и скользко - начинается болото. Высокогорное!



Любуемся видом на долину и вздохнув, разворачиваемся на обратный путь.



Закатное солнце начинает творить чудеса: кажется что ты в какой-то сказочной стране.



По дороге с облаками, очень нравится когда мы... (с)



13 день

Бонус за хорошее поведение


Как приятно вновь просыпаться под шум водопада! Правда, влажность сделала свое дело: палатка мокрая... изнутри. Конденсат, однако. Выбравшись из спальников на улицу, мы обнаружили, что не только конденсат виноват в том, что палатку вновь придется свернуть с водой: вокруг туманная дымка И - где все горы?! Когда мы засыпали, нас высокими рядами обступали скальные кряжи! А сейчас на высоте метров шестидесяти серая облачная муть резко и безжалостно отрезала горные красоты. Вот это да, какой удачный день для лицезрения панорамных красот Гейрангер-фьорда... Может, растянет к полудню?
Не растянуло. Мы миновали еще один небольшой паромчик, дорога крутыми изгибами полезла вверх - и приехали в низкую облачность. Не видно ни зги! Никакие противотуманные форы не помогают, дорога теряется в считанных метрах перед капотом. Памятуя, что район туристический и на этих дорогах часто попадаются большие двухэтажные автобусы, поползли буквально шепотом: внезапно вылететь навстречу такой громадине на “полутораполосной” дороге очень не хотелось. Ну и - тянули время. Вдруг облачность все-таки уйдет, вдруг, пока мы тянемся на второй передаче, ветер разгонит облака и нам откроется прекрасный вид? Нет. Не вышло. Со смотровой площадки открывается только вид на изнанку облака. Мутную, серую. Не дался нам Гейрангер, зря мы наверное, сюда вчера не поторопились. Видимо, придется еще раз приезжать!
Свалившись крутым серпантином вниз, к фьорду, мы решили смягчить свое разочарование сувенир-шоппингом, но быстро оставили эту затею: несмотря на погоду, в город Гейрангер продолжает стекаться огромное количество туристов. На экскурсионных паромах, на автобусах, на кемперах, на велосипедах/мотоциклах... Этот город - апофеоз организованного туризма. Ну а поскольку панорама была закрыта облачной мутью, куда пошли все туристы? Правильно, как и мы - закупаться сувенирами. Жуткое столпотворения нас буквально выдавило из Гейрангера! Сев за руль и вновь забравшись в облака, мы почувствовали себя намного легче: пусть отсюда и не видно ничего, зато на ноги никто не наступает.
Поскольку в Гейрангере мы не задержались, день у нас оказался незанятым. В сторону границы оглобли нам надо поворачивать только завтра, а на что потратить нам этот “бонусный” день? Да тут же все красоты под боком, мы тут все знаем! И первым делом мы зарулили на 258-ю “национальную” дорогу.
Она - грунтовая. Она - высокогорная, мы выехали выше облачности и над нашими головами раскинулось пронзительно-голубое небо. Она - величественна настолько, что всю ее мы проехали в благоговейной тишине. Ошеломительная красота! Нас обступают скальные склоны, кругом огромные валуны, снег, озера с ледяной водой. Никого и ничего. Мхи и вереск. Тишина. Величавое спокойствие вечности. Человек здесь лишний. Здесь нельзя останавливаться надолго: в окружении таких пейзажей ты впадаешь в какое-то оцепенение, осознавая масштабы: вот ты, никчемная пылинка, молекула, атом - а вот ГОРЫ.
Немножко подавленные, мы решили напоследок поездки сделать себе совсем уж приятно, и заложили порядочный крюк через город Согндалсфьора. Это позволило нам прокатиться по самой красивой в центральной Норвегии 55-й “национальной” дороге. 130 километров чистого видового экстаза. Вид за видом, красота за красотой. Тут тебе и фьорды, тут и водопады, тут и горные реки, тут и высокие скальные кряжи, тут и безлюдные высокогорья, тут и ледник в считанных сотнях метров... Если вы хотите увидеть Норвегию в миниатюре - можете проехать по 55-й. С этой дороги открываются одни из самых красивейших видов на всей Земле, я в этом уверен! Мы по ней едем уже третий раз, но она ни на грамм не растеряла своего очарования, не перестала удивлять. Достаточно увидеть ее хоть раз - и она намертво на сетчатке. И снится ночами...
Уже вечерело, солнце цеплялось за заснеженные вершины гор, карточки были сплошь заполнены фотографиями, отснятые слайдовые пленки спрятаны в коробочки, все батарейки сели, кончились и наши силы - и мы просто ехали и любовались в окна, не смотря на окружающий мир через объективы. Спасибо тебе, пятьдесят пятая! Ты стала просто роскошным финалом нашего сложного, но очень красивого путешествия. Мы даже в самых смелых своих планах не думали, что сумеем на тебя посмотреть в этот раз.
Уже совсем в темноте, устав и физически, и морально, останавливаемся в городе Lom в одноименном Lom camping, модерновом, “четырехзведочном”, оборудованном навороченной системой доступа в туалет/душ при помощи бесконтактных карточек. Здесь все новенькое, красивое, а у нас снова встал вопрос об естественном износе оборудования: мы обнаружили, что у насоса-”лягушки” для надувного матраца от постоянного многолетнего использования протерлись меха, а у машины горные серпантины практически до корда съели передние колеса. То-то мне было как-то неуютно на мокром асфальте... Чтобы хоть как-то скомпенсировать износ, при свете фонарика я перебросил задние колеса на перед - там хоть остался миллиметр протектора, пускай и он сотрется: впереди у нас теперь только “дальний бой”, сначала по Норвегии, потом по Швеции, потом по Финляндии, потом - по родным ухабам и колеям...

Для протокола:
Пройдено 444,6 км.
Расход 6,8 л./100 км.
Средняя скорость 54,6 км/ч.



Немножко фоток:


А наутро они проснулись... Горы - где?! Кто украл горы?!



Воон маячат.... Призраки...



Странное ощущение, будто картинку вокруг тебя отфотошопили.



Может, все-таки развиднеется?



Отсюда обычно открывается прекрасная панорама на гейрангерфьорд... Сейчас вы можете полюбоваться на ее фотографию.



Из тумана может показаться всякое... Вот сумасшедший велосипедист-"вкручивальщик"



А может и такое! Здрасссть! Хорошо что ехали не торопясь.



Тишина 258-й высокогорной дороги



Мы сейчас над облаками.



А потом началась 55-я... Снова несколько кадров, без комментариев.













А потом из лесу на дорогу вышло нечто, село перед нашей машиной и молвило "Не, я вас из Норвегии не выпущу!"



Сзади бибикали нетерпеливые британцы, а мы пытались уговорить лисовина, хозяина здешних мест, что обязательно вернемся. Он неохотно пропустил нас... Но теперь мы, как честные люди, должны будем сюда приехать еще раз!


Лагерь снова снят с утра, ибо ночью теперь темно.



14 день

До свиданья, Норвегия!

Всю ночь лил традиционный дождь, но все же к утру выглянуло солнышко, и нам удалось свернуть палатку почти сухой. Это очень хорошо, ибо дальнейшие планы на ночевки были неясны: предварительно мы собирались остановиться где-то на границе со Швецией, но кемпингов в тех районах мало и была велика вероятность, что придется заселиться в домик или комнату, а тогда палатка нам уже не понадобится и будет тухнуть до самого дома.
Мы вырулили на уже знакомую трассу от Лома через Лилехаммер в сторону городка Еда, и с удовольствием покатились. Вокруг побежали пасторальные пейзажи материковой Норвегии - поля с пшеницей, циллиндры прочно скрученного сена в белой оболочке из целлофана на изумрудной траве, коричнево-красные домики, крытые каменной черепицей, сделанной из слюды. Интересно, что в северной Норвегии такую кровлю не используют, предпочитая традиционный дёрн. Почему? Ведь на севере добыть каменные пластины легче легкого, они фактически сами осыпаются со скал, готовый материал всегда в наличии. Может, из-за худшей термоизоляции? Дёрн-то должен лучше тепло удерживать, чем камень... Не знаю.
К границе мы подкатили очень резво, не успев устать от дороги, поэтому приняли решение не останавливаться, как обычно, в ближайшем к границе кемпинге, а углубиться в Швецию и найти ночлег где-нибудь по пути. В течение всей поездки система “как-нибудь все само образуется, что-нибудь обязательно найдется, когда потребуется” еще ни разу не давала сбоя. Решено - раз уж хорошо едется, проглотим и часть Швеции, сократив завтрашний путь до Стокгольма.
Шведские дороги после норвежских - настоящая услада для автолюбителя, обожающего долгие многочасовые поездки! Километры глотаются абсолютно незаметно. Прямые, ровные, широкие, ограничение - 100-110 км/ч, с разделительным барьером и длинными-предлинными полосами для обгона. А уж высокоскоростные развязки! Такое ощущение, что автострады просто перетекают одна в другую. Даже привычное по всей Европе круговое движение тут выполнено кругами в сотню метров диаметром, что по сравнению с норвежскими “кружочками”, по которым едешь вывернув руль почти до предела, выглядит разительным контрастом. Триста километров (по норвежским меркам это практически максимально возможный “безусталостный” дневной пробег) тут пролетают абсолютно незаметно. Мы совершенно неожиданно для себя отмахали половину пути до Стокгольма, когда спохватились: такими темпами мы приедем туда сегодня еще засветло, а паром у нас только завтра. Зависать в столице Швеции с столичными же ценами на ночлег как-то не хотелось, и немного поискав глазами по сторонам, свернули в какой-то абсолютно безымянный кемпинг недалеко от города Виллигсберг, на берегу столь же безымянного озера. Кемпинг мало чем отличается от норвежских, те же домики, те же места для палаток, те же кемперы, общая кухня, тот же платный (зараза) душ. Разве что народ уже другой. Если в норвежских кемпингах люд палаточный как-то по-северному суров - туристы сплошь в треккинговом обмундировании, горных ботинках и куртках-штормовках, байкеры в коже и специальной травмобезопасной экипировке, велосипедисты, ютящиеся в своих крошечных палаточках поджары и с маниакальным блеском в глазах - то здесь, похоже, с палаткой городские семьи выезжают в кемпинг на пикник. Впервые по пути в душ я встретил людей не в термобелье (которое за время путешествия по Норвегии успевает стать тебе второй кожей), а в обычном, домашнем банном халатике. И в тапочках! Немного ошарашивает. Здесь - отдыхающие, а не путешественники. Почувствуйте, как говорится, разницу.
Устанавливая будильник на завтрашнее утро, не можем не похвалить себя за прозорливость: если бы мы традиционно остановились на границе Норвегии, пришлось бы вставать ни свет ни заря: в Стокгольм к регистрации на паром нужно прибыть часам к двум. А сейчас, отмахав порядочный кусок Швеции, мы можем спокойно выспаться.


Для протокола:
Пройдено 584,7 км.
Расход 6,2 л./100 км.
Средняя скорость 78,4 км/ч.



Фоток почти нет:


По пути встретили "сплавщиков" по реке. Как они себе попы не отморозили?




В шведском кемпинге - уют и умиротворение. Кадры без комментариев.




Ну и мы - влились в общий тренд.


15 день

Нервное ожидание


До Стокгольма - всего 250 километров, долетели мигом, раздумывая по пути над вопросом, а почему шведские дороги вообще имеют ограничение по скорости? Если сравнивать с немецкими автобанами, известными всему миру отсутствием ограничений, то шведские будут в выигрыше: полосы на них более широкие, они более ровные, развязки восхитительно пологи и понятны, даже полосы разгона-торможения более длинные, чем в Германии. Направления встречного движения порой разделяет полоса безопасности шириной в десятки метров! Все леса отгорожены надежной сеткой - лось на шоссе внезапно не выскочит. Автотрассы плавно огибают все населенные пункты, не тормозясь светофорами или перекрестками. А скругления и уклоны дорожного полотна буквально манят притопить на всю мощность мотора. Однако 130 на паре участков - это максимум, что здесь можно себе позволить по закону. И строгие камеры везде следят за порядком.
Стокгольм встречает суетной городской толкотней, от которой мы здорово отвыкли за эти дни, и мелкими, но неприятными заторами на “коротких” светофорах. Терминал нашего парома Viking Line находится практически в центре города, и нам пришлось продираться сквозь суету всего немаленького мегаполиса. Но тем не менее, мы приехали на стоянку перед регистрацией заранее, и вот почему. Наша нерешенная проблема была в... высоте машины! Билеты на паром мы приобрели в паромном центре http://paromy.ru в Москве (спрос на них в сезон велик, рассчитывать купить билеты на месте не стоит), взяли самые дешевые, по какой-то распродажной акции, с условием: перенести дату отплытия или вернуть их невозможно. Ни того, ни другого мы делать не планировали, поэтому спокойно заплатили деньги, взяли электронную распечатку... И уже потом прочитали, что для легковых автомобилей в этих билетах стоит ограничение в 1 метр 90 сантиметров. Вот тебе и на! А у нас Лоханка с боксом на крыше - два метра пять сантиметров! Не проходим. Что делать? Решили традиционно - разберемся на месте, что-нибудь да придумается.
И вот - момент для “придумываться” пришел. Мы стояли перед будками регистрации и отчетливо видели оптический датчик на штанге. Похоже, он повыше, чем метр девяносто, но вот насколько - непонятно, подойти ближе и примериться нельзя. То ли два метра, то ли два с небольшим. Пройдем? Не пройдем? Если не пройдем - то что? Если был бы билет “возвратный” - побежали бы галопом его менять с доплатой на другой, более дорогой билет “для микроавтобусов” (Есть такая категория, там ограничение три метра). Но скорее всего не получится. Значит, побежим покупать микроавтобусный билет просто так. Но - чаще всего билетов “в дату” нет и отплыть паромом сегодня не получится. Тогда остается совсем уж неприятный вариант - ехать огромной петлей вокруг Ботнического залива, километров 900 по Швеции и около 1000 по Финляндии. И на это у нас будет лишь эта ночь да завтрашний день - у нас шенгенская виза заканчивается, и пересечь границу мы должны завтра кровь из носу! Это много. Это очень много. А ведь потом еще и до Москвы гнать. А сколько бензина уйдет на этот крюк!
До открытия регистрации мы на нервах изгрызли себе все ногти: перспективы удачного завершения путешествия были крайне туманны.
И - о чудо! Молодая девица на регистрации даже не взглянула на нашу высоту, просто оценив масштабы нашего бокса, мановением руки отправила загружаться на нижнюю палубу, с грузовиками и автобусами, где ограничение по высоте - четыре с гаком. Вы даже не представляете, какое облегчение мы испытали... И поэтому поводу первый раз за поездку позволили себе выпить чего-нибудь алкогольного за ужином: буфет со шведским столом на этих паромах как обычно, великолепен! Отъесться можно от пуза. Ну а потом мы выползли на верхнюю палубу и до самой темноты любовались, как многоэтажная громадина парома ловко проныривает между островками, а солнце красит багрянцем небосвод над Балтийским морем.

Для протокола:
Пройдено 243,1 км.
Расход 7,6 л./100 км. (Вот она, обратная сторона скорости!)
Средняя скорость 85,5 км/ч.



Немножко фоток:


Стокгольм. Никак мы в него "всерьез" не заедем, постоянный транзит.



Но каких-то супер-теплых чувств он и не вызывает. К Швеции мы дышим спокойно.



Ура! Ура! Ура! Ура! Пустили!!!



Заезжаем в чрево громадине...



Душ! Кровати! Постельное белье! Тепло!



Паромище пробирается меж мелкими островками, которые как крошки, рассыпанные великаном.



Аааа! Где впередсмотрящий?!



Сзади кто-то похожий догоняет нас.



Дальше я уже и не знаю что писать. Просто полюбуйтесь видами!











Да. Балтийские закаты нельзя не фотографировать, рука сама жмет на кнопку.



16 день

Пилюля реальности



Суббота. Хельсинки - закрыт! Закрыты мелкие лавочки, закрыты крупные торговые центры, закрыты кафе. Да когда же финны занимаются шоппингом, если по будням все магазинчики работают до шести-семи вечера, а по выходным - отдыхают?! Наши планы на побродить по местным моллам с треском рушатся. Нам осталось только печально покатиться в сторону границы по ровным и вылизанным финским дорожкам. На них снова начали попадаться велосипедисты, которых мы не видели, пока проезжали шведские автобаны. Здесь они забавные очень!
До этого, на суровых норвежских серпантинах, нам попадались велосипедисты только двух типов: первый это “адский вкурчивальщик”. На шоссейном дорогущем велосипеде. В облегающей экипировке с лейблами. В обтекаемой каске. Едет один либо максимум с еще одним партнером, таким же “вкручивальщиком”. Передвигается на совершенно бешеной скорости (например, два таких вкручивальщика прошли Дорогу Троллей вверх, отстав от нашей машины максимум на две минуты), и ровные дороги их не интересуют - только какие-нибудь горные, с уклоном под 10%. Подозреваю, что все они сразу потом, не отстегивая велосипедов от ног, едут на ТурДеФранс. Второй же тип - велотурист обыкновенный. Попадается обычно в дождь, на длинном тягучем подъеме, где мучительно крутит педали на пониженной передаче и вид имеет несчастный. Сверху прикрыт плащом и каской. Велосипед со всех сторон обвешан кофрами, рюкзаками, сумками и прочим скарбом. На кемпингах отличается самыми крошечными конструкциями палаток и самыми миниатюрно сворачиваемыми спальниками. Но несмотря на столь нелестное описание велотурист вынослив и если ему дать много свободного времени - преодолевает большие расстояние. Держится в небольших стайках по три-пять особей. Равномерно распространен по всей территории Норвегии.
Вообщем, вы примерно нарисовали наше впечатление о суровых скандинавских велосипедистах.
А тут, в Финляндии... Дедушка с бородой, закинутой на плечо. Веселая женщина с сумками, едущая поэтому без рук. Стайка дошколят, все в касках. Парочка на тандеме в шортиках и вьетнамках. Мы успели забыть, как выглядят нормальные велосипедисты!
Нда, надо начинать вливаться в обычную жизнь.
Ну и конечно, “вливанию” очень помогло отечество. Границу мы прошли за полчаса, хоть и боялись очередей: воскресенье, питерцы должны возвращаться с финских пикников. И - въехали в Выборг. Это как удар! Ошеломляющий. Битые дороги, замызганные обшарпанные дома. И грязь. Сколько же у нас грязи! Вода залива в плавающих бутылках. Обертки, огрызки, окурки, банки - прямо на дороге, под ногами. Если и стоит урна - вокруг нее в радиусе пяти метров насыпано: что, в баскетбол играли и не попадали?!
Возможно, в другой день контраст был бы поменьше, но нас угораздило прибыть в город к концу “Дня Нептуна, посвященного дню Военно-морского флота” (дословная цитата с плаката). Местные гопники надели праздничные спортивные костюмы. Местная молодежь села на модные в последнем время “велосипеды-из-ашана”, доехала на них до ближайшего ларька, где и осталась пить пиво и ягу, посыпая все вокруг себя семечковой шелухой, смоля сигареты одну за одной: вот каковы они, наши “велосипедисты”. Здоровье нации. Народ поприличнее одел по их мнению все самое модное и грасивое, нанес самый яркий макияж из всех возможных, облился духами и выполз фотографироваться на телефоны на фоне местных красот. Даже местные синюшные бомжи приободрились: почистились, помылись и выползли ловить рыбу на набережную, используя вместо удочек палки и посрезанные с машин си-бишные антенны. Ну и конечно, честь и краса российского флота: в бескозырках с лентами и с тельняшками, драными от обилия чувств на груди. На ногах в большинстве уже не стоящие, но лезущие купаться во все мало-мальские похожие на водоем лужи...
И все они, вне зависимости от своего социального статуса, без исключения - валят мусор самим себе же под ноги! Видя все это, очень хочется зажмуриться...
Долго погулять не удалось: начали пошаливать нервы, мы сбежали спать в гостиницу “Викинг”, рядом с привокзальной площадью. Хорошая гостиничка, с мансардными окнами. Но к сожалению, не оборудованная кондиционером. А мансардные окна как раз выходили на железнодорожные пути. А на железнодорожных путях ремонтники ночью, пользуясь паузой в движении, решили провести какой-то ремонт. При помощи тарахтящего маневрового тепловоза, скрипящего крана и громкого мата. Короче, выспаться перед трассой как-то не удалось.


Для протокола:
Пройдено  263,6 км.
Расход 7,4 л./100 км.
Средняя скорость 67,7 км/ч.


Фотографий не будет - рука не поднялась снимать этот срач.




17 день

Вэлком  хоум!


Воспоминания этого дня урывочны и нечетки, словно бред горячечного.
Выборг запомнился феерического размера ямами на дороге: сложилось ощущение, что их копали экскаваторами.
На КАДе в память запал громадных размеров щит, на котором мелким шрифтом в три строки было напиcана фраза, которую я не смог прочитать даже с четвертого раза, даже сбросив скорость: начиналась она “В городе Санкт-Петербург в период температур, превышающих 32 градуса по цельсию, транспортным средствам...” - дальше ты уже проезжал под стендом. Того, кто это написал, следует наградить за создание самой информативной надписи в мире. Водители, знаете ли, так любят читать...
Ленинградская область отложилась не в памяти, она отложилась на заднице - синяками. Полный беспросветный дорожный раздолбизм. Пишешь слалом между выбоинами, болтаешься в колее, прыгаешь на каких-то хаотических заплатках... По выезду из Ленобласти дорога выравнивается, чтобы снова закурчавиться  стиральной доской возле Торжка.
Особо страшных ремонтных работ не нашлось, а пробки уже традицонны настолько, что набили оскомину: Вышинй Волочек, Солнечногорск и конечно же, Химки. Мы специально взяли +1 день к двухнедельному отпуску, чтобы не возвращаться в толпе дачников, но местным пробкам на календарь наплевать: стояли, стоим и будем стоять. Проклятое место. Пробки убили все удовольствие от езды по трассе...

Ну вот и все. Устали. Горячая вода отключена: не помоешься. Не оплаченный интернет - тоже. Квартира с отключенным кондиционером и закрытыми окнами нагрелась до запредельных температур, рыбы в аквариуме плавают в воде 34 градуса и похоже, пытаются стереть испарину с лиц. Зелень по подоконникам загнулась. Вэлком, как говорится,  хоум!

Для протокола:
Пройдено 932,3 км.
Расход 6,3 л./100 км.
Средняя скорость 76,1 км/ч.



Фоток, естественно, не было, но в конце повествования я традиционно даю ссылки на полные галереи фото, а не несколько штук, вставленных в текст:

- Галерея Teapot`a (Внизу EXIFа кадров есть ссылка на карту с указанием, где кадр сделан)
- Галерея Черенка (Она могла снимать на ходу, а я - нет)



ИТОГИ:

Они обычно интересуют всех гораздо больше чем все описание поездки (Ну кто же не любит считать чужие деньги!)

17 дней.

8001 километр по одометру.

Наша цель была - поиск дикой жизни. И в диких (не зоопарковых) условиях мы сумели повстречать: северного оленя, лемминга, лося, тюленя, морского орла, королевского орла, баклана, тупика, гагару (и еще десяток птиц, перечислять не буду), кашалота, северного полосатика, лисицу и одного наглого ушастого зайца.

Жизнь за полярным кругом есть! И порой она здорово мешается под колесами.

Сколько денег нужно, чтобы повторить наш маршрут? Расчет - на машину с экипажем из 3х человек, то бишь общий бюджет, в рублях по курсу всех национальных валют на день оплаты. Включены вообще все расходы на это путешествие, исключая разве что покупку сувенирных магнитиков на холодильник и наклеек на попу машины.

Гринкарта на машину 3200 руб
Медстраховка 1672 руб.
Виза 4200 руб.
Билет на паром Стокгольм-Хельсинки 5 880 руб.
Ящик жратвы 7000 руб

Бензин 34 740 руб.

Паромы и платные дороги 14 363 руб.

Проживание (Кемпинги/хюттеры/апартаменты/гостиница) 22 798 руб.

Развлекательно - познавательная часть (Сафари, аквариумы, нордкаппы, зоопарки и иже с ними) 26 572 руб.

Итого - 120 425 руб., то есть  40 142  руб. на одного человека.

Слухи о слишком высокой стоимости “северов” оказались... эээ... преувеличенными.










Послесловие.

Это, черт побери, было непросто. Но - на то оно и приключение!

Спасибо всем, дочитал до этого места - это тоже нелегко.


С годами люди остепеняются. Строят дома. Рожают детей. Сажают сады. А нас с каждым годом уносит как-то все дальше и круче... Ждите новых приключений: мы без них уже не можем ;)



вздохнувший с облегчением
Teapot
_____________
Aeroport, aerogare - mais pour tout l'or m'en aller... ©Mylene Farmer

[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]