ОФФ: Восьмимартовская Польша: в поисках весны, часть 2 (+)


[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]



Отправлено : Злобный Модератор Teapot, 21 марта 2018 16:42:17    Персональная карточка. Модератор конференции

ОФФ: Восьмимартовская Польша: в поисках весны, часть 2 (+)

Эта поездка изначально у нас началась с сыра. Точнее, с его отсутствия. Точнее… Ладно, обо всём по порядку.

Можете обвинять нас в гедонизме и буржуинской зажратости, но мы очень любим хорошие сыры. Слопать его, положив на кусок свежевыпеченного хлеба, посыпать им натёртым макарошки, скушать кубик - другой с вареньем, мёдом или виноградом, запечь под ним курочку, пожарить его ажурной решёточкой на сковородке - мммммм! Но есть всем хорошо известная проблемка. Наше правительство запретило нам кушать вражеский сыр. А отечественный… Ну, не то чтобы его нет. Ситуация двоякая. Обычные, классические полутвёрдые сыры (костромской, российский, сметанковый, пошехонский) у нас в стране делают вполне хорошо (главное не нарваться на фальсификат с применением растительных жиров - его стало много), всякие рассольные сыры типа моцареллы или сывороточные типа рикотты так же весьма бодро освоили за последние годы (особенно в этом преуспели всякие частные сыроварни), даже более-менее научились работать с зелёной плесенью, выпуская аналоги горгонзолы (правда, по какому-то запредельному ценнику и увы, не такие пахучие, как надо по канону), но вот дальше ой. Мы честно ждали несколько лет, пока импортозамещающие российские сыроварни освоят мягкие сыры с белой или розовой плесенью, когда появятся наконец хорошо созревшие твёрдые сыры пармезанового типа, но - увы. Всё, что мы покупали на пробу в магазинах нашего ценового диапазона (уж простите, в глобусы-гурмэ мы не ходоки) было… Кхм. Как бы это вежливо сказать. Не тем, что мы ожидали. Берёшь камамбер, вроде снаружи и плесень белая, и выглядит правильно - но безвкусная, как вату жуёшь. А сердцевинка пахучая не вытекает, как должна, а скорее обычный сыр напоминает, её на хлеб не намазываешь, как масло, а прям ломтем отрезаешь, как обычный сыр - ну и какой это к лешему камамбер? С родственными сырами типа бри тоже беда. Что с тобой творят наши сыроделы, бедный-бедный бри? Где твоя знаменитая “шампиньонная” нотка, где слегка вяжущий чуть горьковатый вкус? Плавленый сырок с добавлением ароматической композиции “сыр с плесенью”, вот что встречалось нам на прилавках.
Ну а самая катастрофа - с твёрдыми сортами. То, что изготавливается в наших сыродельческих производствах под ярлыком “пармезан” на истинный Parmigiano Reggiano даже близко не похоже! Российский пармезан - не “пластмассовый”, а мягкий, не снимается ножом тонкой ломкой стружкой, а легко режется ломтём, по вкусу не крепко солёный, а почти пресный, не сливочно-пикантный с характерной такой “ореховой” ноткой, а просто жирный. Увы, не могут наши сыроделы в пармезан. Никак. Не получилось импортозамещение, это мы можем констатировать по прошествии нескольких лет и кучи потраченных на паршивый продукт денег.

Финальной каплей для нас стал кусок пармезана производства удивительной страны Иран, который мы обрадованно хапнули в супермаркете: по виду он наконец-то был правильно-твёрдым, хорошо крошился под ножом и внушал определенные надежды. Однако… Я не знаю, из чего делают сей “пармезан” в Иране, но явно не из молока. Ибо этот кусок был чем угодно, только не сыром. Вкус стекольной замазки. При плавлении на макаронах он превратился в текучую жидкость, которая как клей-момент намертво прилипла к тарелке и не оттиралась губкой, только с большим трудом соскабливалась ножом. И вот в процессе попыток удаленья данного вещества с посуды мы приняли однозначное решение. Значит так, ближайшая поездка у нас будет не по российским регионам, а в стан к врагам. Погулять конечно, попутешествовать, отдохнуть - это само собой. Но и обязательно за контрабандными закупками этого треклятого сыра. Потому что дальше такую замазку с макаронами жрать уже сил нет.

Итак, вот восьмимартовские выходные. Кто у нас тут из врагов в пределах тысячи км, достижимый за световой день на собственных колёсах? Три прибалтийских собрата? Бррр. Балтика зимой это на мазохиста-любителя промозглой ветренной погоды. Финляндия? Ну ещё веселее, к чёрту снега и льды. Украина? До сих пор не устаканилась ситуация на границах: судя по отзывам туристов, кого-то пропускают спокойно, а к кому-то необоснованно придираются, надо ещё немного подождать. Польша? Интересный вариант, но за пределом дальности, тысяча километров только до Бреста, а там до ближайших городов ещё шкандыбать польскими неспешными дорогами… Хотя стоп. Есть же не только Брест. Есть ещё один погранпереход севернее, Берестовица-Бобровники, и недалеко от границы там достаточно крупный по польским меркам город Белосток, как раз до него тысяча с небольшим хвостиком километров и получится. А поехали туда? А поехали. А вдруг там кстати уже весна наступила? Повторим путешествие в поисках весны, которое у нас не задалось несколько дней назад.

Правда, тут встала проблемка: виза у нас уже несколько месяцев, как закончилась. Пришлось поднапрячься, сбегать в визовый центр с кипой нужных бумажек, потратить много дополнительных денег, которые явно не порадуют любителей читать графу “итого” в конце наших отчётов, но “мультик-шенген” в паспорте вещь полезная. На оптимистическое будущее. Кстати, обязательное примечание: не ходите по нашим стопам, не заказывайте польский шенген! Поляки отличаются тем, что требуют подтверждения оплаты забронированных для поездки отелей, а это лишний геморрой. По возможности, делайте шенген в других посольствах, в тех же прибалтийских странах таких заморочек нет.

Ну а дальше всё было по привычному сценарию: чай в термос, бутерброды в ланчбокс, аудиокнижку с умными лекциями в магнитолу, фотоаппарат в рюкзак, дитям морожение, бабе цветы, праздничных дам-с с подарками в салон - и покатили по минской трассе.

До Смоленска дорога ровная, приятная, по две полосы в каждую сторону позволяют не замечать поток фур. Камер много, народ не летит, а честно держит "+20 км/ч", весьма энергично осаживая перед населёнками. Границу с братской Беларусью мы прошли, даже не остановившись, а только сбросив скорость до разрешённых на "нейтральной земле" 30 км/ч. И главное не забыть, что в этой стране не "+20", а "+10". Многие россияне на этом обжигались и имели долгие философские беседы с местным ГАИ.
А вот дорога к столице в Белоруссии сейчас местами не в самом лучшем состоянии, требуется "латочный" ремонт, местами потряхивает. Кстати на обратном пути на этом участке застали дорожных рабочих, которые меланхолично высыпали в ямы асфальт из вёдер и притрамбовывали сверху совковой лопатой. У россиян, что ли научились?

Зима в Белоруссии даже больше заметна, чем в России: по сторонам бескрайние поля, усыпанные белым-белым снегом (а у нас в основном лес по дороге). Снег настолько чистый и яркий, что даже пришлось солнечные очки нацепить: слепит. Увы, весной даже не пахнет.

После Барановичей мы взяли от брестской трассы вправо, по направлению на Слоним, там дорожка заковыляла уже региональная, не разгонишься, но к счастью фур на ней мало. И вот наконец на этой части пути мы начали постепенно видеть скромные, едва заметные намёки на долгожданную весну: снега на полях с каждым километром становилось всё меньше и меньше, и в районе пограничного городка Пограничный (простите за тавтологию) белые кучи остались разве что по теневым кюветам. Красота-то какая!

Но увы, радость наша закончилась быстро: мы уткнулись в таможенный переход. Белорусы вполглаза осмотрели наши скромные пожитки, бессистемно сваленые в глубины багажника, штампанули выездную печать по паспортам - а вот выехать из-под шлагбаума КПП мы не смогли. Огроменнейший хвост легковушек, перемежаемый грузными тушами неповоротливых фур растянулся на всю "нейтральную" часть дороги между погранпостами и сцеживался буквально по одной машинке. Белорусы едут на выходных в Польшу на погулять и на шоппинг, доверительно поделился с нами бездельничающий у шлагбаума пограничник. И это вы ещё не видели что здесь с утра творилось, проворчал он. Поляцкая таможня очень внимательно смотрит белорусов: те для ради подработка привычно тянут всеми возможными способами контрабандные сигареты и дешёвую водку через границу. Три с половиной часа стояния! Из-за этого до самого Белостока мы добрались капитально измочаленные и ни о каких вечерних прогулках не было и речи.

Так что с городом мы начали ознакамливаться с солнечного, по-весеннему совсем тёплого утра. Ну и естественно, в лучших своих традициях: абсолютно наобум, не подготовившись, не поглядев перед поездкой на карту города, не изучив какого-нибудь путеводителя. Проверяем город на туристоориентированность! Сможем ли мы понять, что здесь интересненького, или напрочь затеряемся в переулках да проспектах, не выйдя к достопримечательностям? Кстати, ещё нам было любопытно сравнить  Белосток с Таганрогом, который мы протестировали своим бесцельным шатанием в предыдущие длинные выходные. Ну а что, по параметрам они весьма похожи:  оба не особо крупные в масштабах страны, практически идентичны по площади (в районе ста квадратных км),  официально стали городами тоже очень близко по времени (1749 и 1775 соответственно), Белосток чуть понаселённее (295 тысяч народу супротив 250 таганрожцев), но Таганрог более курортен: город-таки на море стоит, а вот Белосток может похвастаться разве что дохлым ручейком в канавке под излишне гордым названием "река Бяла", причём без всяких там красивых прогулочных набережных. Кстати, так же могу отметить, что города похожи и по социальному состоянию народонаселения: в 90-х годах, так же как и в Таганроге, в Белостоке прокатилась волна закрытий разных предприятий, обострилась безработица, и город по польским меркам в те годы считался невезучим, неблагоприятым  и как бы у нас сказали - депрессивным. (Но надо признаться, что в отличие от Таганрога за последние несколько лет ситуация с производством в Белостоке всё же наладилась). Так что по-моему, эти  города вполне можно поставить рядом для сревнения.

Но ровного соревнования в удобстве для шального необученного туриста не получается: Белосток сразу вырывается вперёд. В городе невозможно заблудиться!

Во-первых, тут есть шикарная визуальная доминанта, главная достопримечательность, символ и точка притяжения, заметная практически из любго места: две высоченные ажурно-лёгкие башни комплекса с неудобоваримым названием "Архикафедральный Собор Успения Пресвятой Девы Марии". Аборигены порой нежно величают его "пристройкой", почему - объясню позже. Идите к этому собору любыми доступными на местности путями - и вуаля, окажитесь в самом правильном историческом центре города.





Во-вторых, прямо рядом с собором, вот в этом красном кирпичном здании, обнаруживается замечательное прибежище глупого, вечно путающегося на местности чужеземца, к которому ведут куча стрелок и указателей с большой буквой "i": так называемый пункт "TOURIST INFORMATION". Безумно полезная вещь, которой так отчаянно не хватает российским городам. Здесь вы сможете не только разжиться картой-схемой достопримечательностей города, тут можно найти и брошюры с уже готовыми городскими прогулочными маршрутами с подробными комментариями и описаниями, причём на нескольких языках, включая русский. Тем, кто уже центр города исходил - сунут в руки книжечку с интересностями на окраинах. Кому приелись достопримечательности - получат информацию о возможностях спортивного отдыха, о модном экологическом туризме. Отдельно вам расскажут о культурных событиях в городе, посоветуют какие фестивали или другие мероприятия проходят сейчас. Если надо - помогут с размещением на ночлег, расскажут про особенности передвижения на общественном транспорте города, посоветуют рестораны и кафе. Всё бесплатно, благожелательно, подробно и с душой. Как же приятно, когда город умеет и любит рассказать о себе всё, когда не надо выискивать информацию по крупинкам из чужих отчётов и рекламных сайтов, когда выходишь из "TOURIST INFORMATION" не только с ворохом брошюр, но и с нанием о его истории и настоящем, с пониманием что где расположено, что хочется осмотреть и как это сделать. Таганрог, Самара, Псков, Казань - ребята, как было бы классно обнаружить на ваших улицах такие же указатели с буковкой  "i" и получить в руки рекламно-объяснительные матераилы по вашим достопримечательностям. Буду очень этого ждать.





Ну и в третьих, то чем Белосток ооднозначно кладёт на лопатки Таганрог в глазах обыкновенного туриста, так это наличием широченной приятной пешеходной зоны - площади Костюшко (и окрестностей). Как же хорошо, когда исторический центр города принадлежит пешеходам, когда не надо жаться к витринам магазинов и кафе на узких тротуарах, когда можно беззаботно побродить с фотоаппаратом в поисках интересного ракурса, не боясь быть оббибиканым или задавленным, когда не толпятся сотнями припаркованные машины...





Запрещено по площади катать на великах, роликах да скейтах - ой зря. Экстремалы конечно любят царапать гранитные ступени, но они всё же являются хорошей завлекалочкой и прекрасным туристическим аттракционом. Поставили бы в углу площади пару рейлов на убой, пикниковый столик  да ещё пару элементов стрит-катания, пускай молодёшь поразвлекается да со ступенек попрыгает. В США и многих европейских городах уже давно просекли эту фишку, и скейтеры да роллеры там безнаказанно крутят свои трюки в специально отведённых местах в историческом центре.





Да мне самому было бы интересно тут  - ВЖУХ со скоростью! Ну, на велике к примеру.





Кстати, готов одновременно похвалить и поругать. Стойка общегородских велосипедов это замечательно, в каждом уважающем себя городе должна быть система велопроката, позволяющая людям использовать велосипед не как развлечение, а как удобный утилитарный городской транспорт. Но как эта стойка кореллирует со знаком запрета езды на велосипедах в пешеходной зоне? И собственно - где велосипеды-то? Что, вне сезона они не востребованы? Не поверю. 





Ну и кстати, для того чтобы не сложилось ощущение сплошных "хвалебных песен" - белостокская пешеходная зона весьма и весьма куцая для города такого размера. Только разгулялся - и оп, снова в автомобили упёрся.
 




Как по мне - пешеходной можно было бы заделать и всю улицу Липовая, вплоть до следующей знаковой достопримечательности. Параллельно ей есть другие улицы, которые спокойно возьмут на себя авто-трафик, а сама Липовая весьма красива и уже де-факто является у туристов прогулочной, да и брусчатка как бы намекет.
Кстати обратите внимание на раскраску автобусов. Я увидев её - вздрогнул. Будто и не уезжал за тысячу с гаком километров в другую страну!





В конце Липовой улицы, как вы уже видимо заметили, высится очень интересное строение, не характерного для строгих католических нравов Польши стиля ар-нуво. Тоже можно сказать, один из символов города - костёл святого Роха (Не путать с минским!). Красивая, полная воздуха, лёгкости и удивительной грации конструкция, похожая на какую-то инопланетную ракету. Он не новодельный, со своей своеобразной историей межгосударственных метаний.





Начали его строить в двадцатых годах прошлого века, на месте старенькой кладбищенской церквушки. Проект запилил один известный модный архитектор, а местный ксендз оказался тоже "хипстерских" взглядов и оригинальный дизайн под неодобрительный ропот консервативных прихожан таки одобрил. Навороченное строение было призвано было прославлять не только религиозные стандарты, но и быть памятником недавно полученной независимости (Белосток  постоянно "по рукам ходил": во время Первой Мировой он последовательно из польского стал немецким, потом белорусским, потом литовским, потом снова польским, потом русским, а потом наконец снова польским). Костёл-то горожане за период польского подданства почти достроили, но в 1939 году Белосток вновь закрутила история: в начале Второй Мировой оказался оккупирован Германией, а потом пактом Молотова-Риббентропа был передан в руки коммунистического, настроенного отрицательно ко всем религиям СССР. По этому поводу в здании на скорую руку был организован... цирк. Ну а что? Здание в сечении восьмиугольное, почти готовая цирковая арена. Но насладиться клоунами да гимнастками в трико жители города не успели: через два года город ещё раз переходит в руки Германии. Новые правители лучше улавливали суть религий как механизма управления массами, под немецкой оккупацией костёл наконец достраивают и открывают для отправления религиозных нужд. А ещё через три года - оп-па! Снова Советы. Снова запрет. Но недолгий: через полгода Белосток снова становится польским, и костёл наконец вновь становится костёлом.

Во всех этих исторических перипетиях что-то случилось с названием церкви, его как-то замяли. Изначально-то его пытались посвятить Пресвятой Божьей Матери (причём с приставкой "Утренней Звезды", симовлизирующей начало новой, независимой польской эры жития), фигурок тематических в оформлении понаделали...
 




Если вооружиться биноклем (у меня его с собой не было, сорри) и посмотреть на верхушку 78-метровой башни, то вы не увидите там привычного для храмов креста. Вопреки всем канонам вкарячили туда на верхотуру Богоматерь!
Но после всех перипетий решили про независимость, начало новой эры и прочее не акцентировать. Ну, видимо чтобы не сглазить. И потому костёл нынче - просто св. Року. А Пресвятая со своей утренней звездой здесь так, для декору.

На входе в комплекс  недавно появилось ещё одно памятное место: мемориальная доска всем погибшим в авиационной катастрофе правительственного самолёта под Смоленском в 2010 году. Кроме самого президента Польши Леха Качиньского с супругой (явно антироссийского политика, но горячо любимого самими поляками за социальную ориентированность) катастрофа выкосила почти сотню политических, военных и религиозных деятелей, приведя к серьёзнейшему правительственному кризису в стране. Результаты расследования катастрофы до сих пор оспариваются, уж большо знаковой и показательной она оказалась.





Под статуей Йезыста Хрыстуса (извините, оно именно так по польски и звучит), застывшего в позе парашютиста-вингсьютера перед прыжком, расстилается площадь Независимости, абсолютно бессмысленно и нелогично занятая навороченной многорядной автомобильной развязкой. Под землю, это всё безобразие надо убирать под землю! А историческую площадь отдавать пешеходам.





Площадка рядом со статуей считается "смотровой", но это не совсем так. Липовая-то улица с неё просматривается нормально, но всё-таки городская смотровая площадка должна быть "выше крыш". Было бы здорово организовать такую на вершине башни св. Року!





Если прошагать по Липовой обратно к центральной площади (в народе именуемой просто "Рынок") - обязательно пройдёте мимо Собора Святого Николая Чудотворца. Православного. В насквозь католической Польше смотрится несколько непривычно.





На для Белостока "мультирелигиозность" и спокойный, мирный космополитизм - в порядке вещей (возможно в том числе и из-за того, что город за всю свою историю постоянно "менял хозяев", впитывая особенности разных культур и мировоззрений). Нам по душе такие "смешанные" города. В них легко дышится и всегда можно найти множество занимательных нюансов. Вот например очаровательное "интернациональное" меню в местном кафе. Выбирай любую диету!





А в православном храме мы застали интересную службу. Польские военные из разных родов войск со своими знамёнами зашли в церковь и батюшка на старославянском начал очень красивое и чуть заунывное песнопение. Акустика в соборе просто потрясающая!






К сожалению, в православных храмах фотографировать запрещено (очень жаль, меня всегда это обижало: почему католики, протестанты, иудеи, буддисты спокойно относятся к щелчкам затвора, а у православных это возведено в ранг табу? Забавно, что сами служки  достаточно спокойно фоткали происходящее на смартфоны - им оказывается это можно), а то бы я показал и действительно богатые внутренние интерьеры, и особенности самого молебна. Например, меня удивило то, что практически все присутствовавшие в храме военные не крестились: они католики, это не их вера, но под их знамёнами есть и православные, значит служба должна быть проведена и в православном, и в католическом храме. И никто слова поперёк не сказал! А меня, помнится, однажды шипящие прокляться бабки из церкви в Коломенском вытолкали за то, что я не крестился на входе - мол, раз не твоя вера, нечего тебе на службе делать. "Мне нравится Бог, но совсем не по душе его фан-клуб"(с).
Ещё одно забавное наблюдение оттуда, которое я к сожалению не имел возможности заснять: согласно давнему распоряжению Священного Синода, в православной церкви не должно быть никаких статуй/фигур/скульптур, все изображения должны быть плоскими - либо на иконах, либо на стенах в виде росписи. Максимум позволялись горельефы. Но поляки так любят красивые реалистичные скульптурные изваяния святых! Что же делать, как порадовать паству и не прогневать начальство? Выход найден! Статуи фотографируются, их изображения распечатываются в полный рост, наклеиваются на пенокартон, вырезаются по контуру и выставляютсяв церкви на подпорках стоймя или вешаются на стену. Буква соблюдена, а дух закона никто соблюдать и не требовал за общей бессмысленностью.

Для контраста хорошо после сверкающих сусальным золотом богатых риз вокруг чёрных проёмов старых икон и сладкого душного запаха ладана православного храма нырнуть под прохладные своды храма католического, а именно того самого, на центральной площади, двухбашенного.





На входе вас поприветствует сам Понтифик Иоанн Павел II со смешной фигуркой акробата на палочке. Ох что-то мне кажется порой современные скульпоры перебарщивают с упрощениями.





Абстрактно-эктравагантно смотрится прилепленное сбоку к зданию собора "нечто" из скомканной фольги, больше напоминающее лапу чудовища, тянущегося к крестам. Так странно местный художник  решил обыграть... 600-летие Виленской Епархии. Почему - не спрашивайте. Он так видит.





Внутри собора гуляет фантастическое эхо. Вот за что люблю католические готические храмы, так это за удивительное ощущение огромного пространства над твоей головой.





Куча резного тёмного дерева, свет льётся через цветные витражи, в глазах рябит от обилия мелких необязательных деталюшек - да сюда простой люд может приходил просто попялиться, а не за религией?





Э, а витражи-то, если присмотреться повнимательнее, страшные как божий грех. Говорят, привезены из Торуни. Новодел от 2011 года. И выглядят будто просто на прозрачной плёнке напечатанные, а не собранные в свинцовый оклад из разноцветных стёклышек.





И опять маленькие нюансы: хочешь помолиться канонизированному Иоанну Павлу II, которого за глаза называют "самым известным поляком в мире"? Вот тебе удобная подставочка под колени, вот текст молитвы специальной. И ковёр, ковёр-то зацените! Прям как в лучших хрущёвках Москвы, всё для уюта. А под Папой часть его знаменитой цитаты "Totus tuus Poloniae populus" - "Все твои люди в Польше", из его булля (особого распоряжения), здорово перелопатившего церковный мироуклад и сделавшего католическую церковь намного ближе к простому человеку. Почему именно часть цитаты - мне неизвестно.





Хрустальная люстра с блестящими висюльками в церкви! Ну прям колонный зал дома союзов.





Снова смешение стилей и культур: православная плоская икона с чеканной ризой и возносящий ей молитвы католик. Для Белостока это нормально.





Увидели необычное в углу предыдущего кадра? Да,  в оформлении собора используются чётки и ожерелья, которые жертвуют прихожане.





Реализм в оформлении зашкаливает. Это прямо-таки трёхмерная диорама! Разглядывыать очень интересно.




 
Ну и как в любом уважающем себя католическом храме здесь естественно наличествует орган. В соборе проводятся, друг другу не мешая, службы для верующих и разноообразные концерты органной и классической музыки для всх желающих. Могу лишь в очередной раз немножко завистливо вздохнуть: в православных храмах порой очень красиво поют, но заикнуться о какой-либо концертной, не связанной с религией деятельности нельзя - оскорбляет.





Помните, я обещал рассказать почему этот собор местные порой как-бы пренебрежительно (а на самом деле немного иронично, иносказательно) называют "пристройкой"? Дело в том, что это величественное неоготическое строение из красного кирпича не основное, а всего лишь часть комплекса Белостокского католического архидиоцеза, состоящего из двух соборов. Изначально на центральной площади Белостока стоял лишь один небольшой храм (именуемый в народе сленговым словом "фарный", то есть не принадлежащий к какому-либо монашескому ордену, а только местному приходу), и для нужд постоянно разрастающегося города его отчаянно не хватало. В начале прошлого века притомившиеся толкаться локтями на службах жители надавили на мэрию с требованием дать согласие на возведение ещё одного костёла. Но в тот момент Белосток находился под патронажем Российской Империи, и в развитии католицизма городские власти заинтересованы не были, планируя понатыкать христианских церквей и постепенно перетащить поляков в свою веру. Поэтому идею нового храма отклонили, а чтобы люд не роптал, дали разрешение сделать какую-нибудь пристройку к фарному собору для расширения площади. Ну поляки и сделали пристроечку. Раз в пять больше, чем старый собор! Как говорится, если что-то забыл прописать в техзадании - сам дурак, исполнитель сделает как ему хочется.





На предыдущем кадре не очень заметно, но издалека издевательская разница основного собора (белого) и пристройки (красной) видна отчётливо.
А ещё  на кадре видно, как правильную идею неординарно показать исторические фотографии города загубило неправильное исполнение: стёкла выставочных "подножных" боксов из-за перепада температур запотели и стали практически непрозрачными. Накосячили с вентиляцией внутренних объёмов, стыдно же.





Могу сказать, что город пытается быть оригинальным, неповторимым, удивлять и привлекать взгляд гостей и жителей. Получается не всегда, но интересные визуальные акценты попадаются.  Забавные памятники к примеру.





Если верхняя скульптурная композиция, посвящённая искусству кукольного театра, просто мила,  то та, что на фото ниже, в свете последних сложных политических перипетий приобретает какой-то острый подтекст. Хотя задумывалась явно без оного.





Вот за что люблю абсстрактную скульптуру - она никакого многослойного подтекста не несёт, просто визуальная форма, которую сам зритель наполняет логическими связями из собственного мозга. Камертон и какашечка намертво въелись в мою зрительную память и подсказывают, что с музыкой драматургическом театре не очень всё хорошо.





Лучше уж граффити.  Как по мне, так картинки на стенах очень красят город.





Кстати надо отметить, что граффити в природе бывают не только такие, которые малюет молодёжь из баллончиков.





Вагон-теплушка, припаркованный на тротуаре - это всего лишь "зазывалочка" в местный музей армии. А мы поначалу подумали, что это типа паровозов-памятников, которые у нас частенько у вокзалов на вечном приколе стоят.





Ещё одна знаковая достопримечательность Белостока - польский Версаль, как его называют экскурсоводы и гиды. Дворец Бранницких, мощных олигархов, как бы сейчас сказали. Витиеватый красивый комплекс с здоровенной парковой зоной. Эффектный, и как по мне, в простеньком Белостоке смотрится как на корове седло. Достопримечательность выглядит прямо по-столичному, по-имперски.








Сейчас в этом роскошном дворце медуниверситет, и было очень забавно троллить скучающих студентов, заглядывая в окна аудиторий на первом этаже. У несчастных студиоузов такие кислые мины! Еще бы, сидишь, грызёшь гранит науки, а эти туристы тут гуляют в своё удовольствие! За спиной атланта, тащащего куда-то тяжёлый шарик, как раз те самые аудиторные окна.





К сожалению, по парку по-человечески погулять не удалось: практически все дорожки в нём грунтовые и в начале встреченной нами здесь весны представляли из себя качественную грязевую кашу. Мы сначала попробовали немножко побродить, но потом решили, что отмываться будет слишком сложно, постирушки в гостиничном номере это не совсем то, чем хотелось бы заниматься в свои выходные. Так что парковые красоты дворца увы, остались неоценёнными. Разве что на фигуры античные немного попялились, и всё.





К счастью в Белостоке весьма много парковых зон, и можно найти где потоптаться по тропинкам без весенней распутицы. Город очень зелёный, и я думаю, в тёплый период приятный для прогулочного отдыха.






Женская часть команды офигевает от пушистости местных туй. Это, кстати, не одно дерево, а пучок посаженных рядом, переплетённых ветками вместе и подстригаемых садовниками так, чтобы смотреться единым целым. Если раздвинуть ветки - можно забраться в укромную пустую середину! Думаю детям шикарное развлечение. Ну или ищущим уединения молодым парам.





Вот и сюда модных уличных тренажёров завезли, похожих на те, которые я и в Таганроге нахваливал. Классная задумка для "физкультуризации" простого народа в игровой форме! На белостокских еще и пояснительные надписи имеются, какие группы мышц нагружает данное устройство.
Всё замечательно, но к тренажёрам можно подобраться только в болотных сапогах. Ни дренажа на площадке, ни отсыпки - просто в газон воткнули да ногами гуляющих землицу притоптали.






А вот такого я в наших городах не встречал. По городу с достаточно большой частотой торчат стоечки с дефибрилляторами. Ох, очень спорное решение, как по мне. Не знаю как в Польше, а у нас почему-то народная молва считает, что дефибрилляторы существуют для запуска остановившегося сердца. Ну как в кино, послушал грудь ухом - не бьётся, потёр утюжки между собой, приложил к хладному телу - РАЗРЯД! Тело подскакивает, выгибается дугой, после чего сердце начинает стучать заново, бездыханное ранее тело открывает глаза, ура хэппи энд. А на самом деле с точностью до наоборот! Дефибриллятор разрядом ОСТАНАВЛИВАЕТ работающее, но сбившееся с ритма (аритимия, фибрелляция желудочков) сердце!  Если прибегнуть к компьютерной технологии, "перезагружает" его - после остановки ведущий ритм должен восстановиться. В руках человека без медобразования такая штука смертельно опасна, причём не только для несчастного человека, которому поплохело, но и для самого псевдо-врача или помогающих ему. 





В одном из парков города мы неожиданно наткнулись... на зоопарк! Совершенно очаровательный, небольшой и абсолютно бесплатный. На самом деле он возник немножко спонтанно, в этом месте было ветучреждение и карантин - место для передержки животных для других зоопарков страны. Но гуляющие по парку так полюбили подходить к забору и разглядывать зверюшек в клетках, что было принято решение оставить некоторых из них на постоянной основе и  расширить ветеринарный закуток на задворках до размеров небольшого зоосада.
На входе стоит стенд, заменяющий экскурсовода: нажал на кнопочку и слушай что диктор про обитателя того или иного вольера расскажет. Язык увы только один - польский.





Иное здесь отношение к людям с ограниченными возможностями: если ты не можешь увидеть животное, ты можешь о нём прочитать, узнать форму его тела, ареал обитания, почувствовать его запах, услышать его голос... Кто сказал, что слепым в зоопарке делать нечего?





Животных совсем немного, но они в прекрасном состоянии, ухоженные, без признаков ожирения: вольеры большие, разнообразно оборудованные для игр и прогулок. Чувствуется каждодневный и постоянный надзор ветслужбы.






В обычном зоопарке толпа посетителей для самих зверей - не более чем шевелящийся орнамент на обоях. А здесь было очень необычно обнаруживать, что зверь тебя видит, реагирует на твои движения и оценивает не как фон, а как соседнее отдельное живое существо. Местами аж мурашки по коже, классно!







День незаметно подошёл к концу, стемнело.  Парки умело прячут распутицу под покрывалом сумерек и становятся совсем сказочными.







Город ещё не обзавёлся модными светодиодными светильниками с трупно-синеватой гаммой, и потому залит оранжевым светом газоразрядных ламп, "тёплых-аналоговых"(с)






Но подсветка достопримечательностей в городе весьма и весьма скудная, без изюминки и оригинальности, сделанная как будто для галочки - вот вам несколько прожекторов на башни, и достаточно. Остальное и так в свете уличных фонарей видать. Зря, зря. Ночная подсветка порой полностью преображает город и хочется но нему гулять заново, открывая по новому виденные до этого места. В Белостоке ночной город увы, не играет.







На следующий день мы планировали съездить одним днём в город Ольштын, но поговорив в навигатором в смартфоне, что-то приуныли: это по карте Ольштын сосед Белостоку - только руку протяни. А в реальности к нему прямой трассы нет, добираться кучей мелких "региональных" дорог надо. А мы слишком хорошо знакомы с польской дорожной сетью и осведомлены, что даваемый навигатором прогноз в четыре часа в один конец ещё можно считать весьма оптимистичным. Попадётся тебе впереди какой-нибудь маршрутный автобус - и всё, тащись за ним многие десятки километров. Возможностей для обгонов на мелких польских дорогах практически нет, ограничения скорости строгие, а населённых пунктов на каждую тропку как виноградин на ветке. Так что тратить полдня туда и полдня оттуда не хотелось. Куда бы ещё поехать? Решение было принято абсолютно спонтанно: а поехали в Варшаву гулять! Ну и что, что тоже далековато, не дальше чем Ольштын. Зато туда вон, судя по карте, хорошая быстрая шоссейка ведёт.
Ну, Варшава так Варшава, ничего против не нашлось, да и к тому же хоть мы и были в ней многократно, но всё как-то проездом, так и не погуляв по-человечески. Будем восполнять!

Только вот "хорошая шоссейка" как выяснилос в процессе, составляет примерно 60% пути, остальные 40% - ещё строятся, оказывается. И все, тоскливо выстроившись паровозиком, тянутся 50-60 км/ч мимо пыхтящей дизельным выхлопом дорожной техники.

Зато в выходные в центре Варшавы можно парковаться бесплатно! Это ура, но обратная сторона монеты - поиски свободного места, где можно машину бросить, занимают порядочно времени. Всё забито.
Мы нашли свободное место не у Старого города, а у Нового, чуть в отдалении. Рядом с новым памятником Марии Складовской-Кюри, самой известной женщине-учёной, которая оказывается, родом буквально с соседней улочки.





С учёной мирно сосуществует костёл Посещения Девы Марии, считающийся самым старым в Варшаве. К сожалению, внутрь попасть не смогли: закрыто.





Особых планов где именнно гулять и что именно смотреть у нас не было, но Варшава диктует маршрут достаточно жёстко. Новый город и Старый город линейны, весь исторический центр нанизан на ось так называемого "королевский тракта", отходить с которого и не хочется. Самое интересное в основном вокруг этой туристической артерии и происходит.






О, а в столице, в отличие от Белостока, стойки городского велопроката круглогодичны. Респект!





И с погодой нам очень повезло, настоящая полномасштабная весна, на улице почти +10. В окрестностях рыночной площади Нового города мы даже нашли какой-то нахально переживший зиму зелёным плющ, обвившийся вокруг дерева. Проканает за первую зелень этой весны?





В окне одного из домов показалась эффектная фотомодель. Все туристы мигом прибежали её фотографировать!





Для тех, кто не знает: практически всё, что вы видите сейчас на улицах Варшавы - новодел. Город был в войну буквально разобран на атомы, и весь этот исторический антураж "старого европейского города" воссоздан по фотографиям с нуля. Но чёрт побери. Удалось-таки не потерять дух "исторического места"! Совершенно не чувствуешь подвоха.







К вопросу о том, что граффити бывают разные: посмотрите, какая прелесть рядом с костёлом св. Яцека нашлась! Посвещение умелым польским реставраторам.





Какой-то неизвестный благообразный святой с барочного фронтона костёла Святого Духа, закатывая зрачки, возмущается тем что ему навтыкали в пальцы иглоукалывания да сеточкой загородили. А он  может так радовался общению с птичками!





Было бы классно погулять и по другим улицам Варшавы, спуститься например к реке по миленькой Мостовой улице, походить по такой прекрасной погоде по парковым зонам да набережым - но увы, нам не объять необъятного.






Барбакан (смешное какое название)  и оборонительные стены Старого города. Хорошо заметно, где для реставрации использовали остатки разрушенного, а где просто новый кирпич клали. Да, и вот какое граффити - фу. Не украшает.





Снег! Здесь тоже была зима! Ну надо же! (Судя по всему, это разрушенная снежная горка для детишек, сделанная из завезённого снега специально: больше нигде его следов в Варшаве нам найти не удалось)





Знаменитая Рыночная площадь Старого города с русалкой-сиреной в центре, символом города с герба. Ну, мимо этого места ни одна экскурсия не проходит.





Один из лучших городских ракурсов для фотографии.





Концентрация всяких костёлов и соборов становится запредельной. Не знаешь, что фоткать в первую очередь и куда забегать полюбоваться интерьерами. Санктуарий Милостивой Божией Матери Покровительницы Варшавы (и все слова с большой буквы надо писать, ага) с совершенно завораживающим барельефом входной двери, в который уже засосало обрубки архангелов и в зыбучий металл которого погружается с мученическим выражением лица сама Богоматерь.  Может, задумывалось что-то другое, но смотрится жутковато.





Внутри всё на удивление благопристойно, лакончно и очень скромно, никакого буйства элементов. Больше похоже на какую-то администрацию в старинном здании с лепниной, а не на храм.





Особенно сбивают с току бюстики. Подсознательно ждёшь увидеть голову Ленина. Даже орган  здесь оформлен в минималистичном стиле.





Ну и совсем уж непривычно увидеть на стене церкви такое вот военно-патриотически-героическое панно. В московском метрополитене оно бы смотрелось вполне органично, но рядом с иконами...





Интересно, есть ли между костёлами да соборами конкуренция? Если да - то здесь постоянно должны трещать заряды высокого напряжения. Буквально через дорогу в переулке проглядывает костёл Светого Мартина и августинианский монастырь.





Никакого соблюдения строительных норм! Расстояние между церквями - сантиметры! Безобразие! Стену так понравившегося нам лаконичностью санктуария буквально подпирает неожиданно мрачная встроечка от костёла Святого Яна. Интересно, они пытались соорудить проход, но в последний момент передумали?





Официальное название костёла - Собор Святого Ионанна Крестителя, и он считается главным католическим храмом города. Внутри соответственно званию роскошь и блеск.





Этот храм - аналог Кремлёвской стены. Чтобы попасть остатками своего бренного тела сюда после жизни, нужно быть весьма известным и прославившимся товарищем. Президентом, князем, королём, полководцем, архиепископом... Хотя если внимательно почитать мемориальные доски, можно и музыканов встретить, и писателей, и художников.






Очень импонирует, что в витражах церкви можно найти не святых, а вполне простых светстких люди Польши. Например, можно обнаружить Камиля Норвида Циприана - драматурга, талантливого поэта и писателя.





Ну или вот, по центру - Владислав Сикорски - политик и генерал армии, совсем не церковный персоналий.





Но не оставляет меня смутное сомнение, что и здесь красочные витражи лишь умелая имитация цветного стекла, а не собраны из кусочков... Надо будет в следующий раз вооружиться телеобъективчиком или биноклем, присмотреться повнимательнее, будем надеяться, что я всё-таки ошибаюсь.





Но даже если это имитация - всё равно красиво получилось. Освещение в костёле чарующее.





Ну и очередной вопрос без ответа: а как религиозный канон относится к голым сиськам, которые регулярно можно повстречать в скульптурных композициях польских храмов? Или это типа имитация античности и потому накой разврат легко сходит с рук?





Европейские туристы спокойно воспринимают "новодельность" города, не считают его подделкой под исторические достопримечательности и посещают с удовольствием. Их привлекает сочетание богатой средневековой истории и трагической новейшей истории страны, припорошенное социалистическим прошлым и НАТОвским настоящим. Гремучий коктейль. На улицах Варшавы можно легко услышать и испанский, и французский, и немецкий, и шведский, и идиш... Кстати, надо отметить что  тут ещё не так много китайцев - видимо, Варшава ещё не попала в их "модные" направления.





Центр Варшавы явно готовился к какому-то событию: на Замковой площади и дальше по Краковскому предместью металлическими заборчиками было отгорожена центральная часть. К какому, увы, выяснить что-то не удалось. Может, какое церковное шествие, гуляние?





А около Президентского дворца полиция вообще полностью перегородила проход, очень вежливо прелагая изумлённым туристам, не привыкшим к такому, пройти соседними улочками.





Несмотря на внешнюю суровость служителей правопорядка, было совсем неожиданно слышать от них не привычное для нашего уха "Не положено, отойдите, очистите площадь, разойдитесь!" а  информационно-участливое "Сейчас здесь прохода нет. Вам куда надо? А, дальше по тракту? Так, тогда вам сейчас лучше будет пойти направо и квартал вдоль площади маршала Йозефа Пилсудского."

И даже хорошо, что отошли. Взглянули с этой площади на немножко другое лицо Варшавы. Справа в кадре - кусок Метрополитан-билдинга, офисного центра, заслуженно  ругаемого за то, что не вписался в исторический вид застройки. Слева - лютеранская церковь Святой троицы с потешной ступенчатой крышей. По центру знакомые очертания "сталинской высотки" - так и есть, это подарок СССР, местный дворец культуры и науки, ныне - выставочный центр и офисно-адимнистративное здание. Здание со странным клыком-выступом (на самом деле это ракурас не особо удачный, а так оно очень красивое, изогнутое как банан) это совсем недавно достроенный жилой небоскрёб высотой аж в 192 метра. Вот если б там открыли смотровую площадку - было бы круто!




 Не могу не похвалить столицу Польши за красивые остановки общественного транспорта, несущие культуру в люди, и за выполненные в гармонирующем с ними стиле ларьки всякой мелкорозничной торговли. У нас в яростной борьбе за чистые тротуары малость перегнули палку, выжгли калёным железом всякие намёки на ларёчную торговлю, и теперь в центре Москвы реальная проблема купить жвачку или бутылочку воды в жару.






На улицах Варшавы всегда интересно: можно встретить например небольшой импровизированный городской рынок с традиционными подарками и украшениями к предстящей на днях Пасхе.





Чайники с ручной художественной росписью пейзажами! Какая прелесть!





Хотите рельефных печенек? Их будет у вас, если приобретёте такую скалку.





Ну и конечно, куда же без потрясающе вкусной уличной еды.







Посидеть-передохнуть можно в небольших сквериках, их здесь десятки и сотни, весьма удобно организованная для человека на ногах городская среда.





Эй, прохожий турист, к нам заходи, к нам!





Ну зашли, раз так просит. Малая базилика Святого Креста ордена Лазаристов, если я вас ещё не задолбал многосоставными наименованиями церквей. Если соблюдать определённые несложные правила...





...то в любой католической церкви можно спокойно дать отдых ногам, сидя разглядывая величественные интерьеры барокко. Хороший принцип для верующих - посидеть, успокоиться, привести в порядок мысли, проникнуться величием окружающего пространства, полюбоваться. Жалко, что в православных церквях сидеть не позволяется: и службы все стоят на ногах, и в целом праздношатания с глазением не приветствуются. Свечку поставил, молитву прослушал/прочитал - всё, можешь быть свободен.





Кардинал Стефан Вышинский, сидючи в виде статуи перед костёлом Светого Иосифа Обручника нравоучительно говорит своим коллегам во Христе: "Думать надо головой, чем и как паству в храм привлекать. Людям там хорошо должно быть!" (обязательное примечание: всё выдумка автора, ничего подобного он конечно не говорил)





Кстати, этот костёл один из тех строений, которые уцелели в разрушенной войной Варшаве, и её уникальный амвон в виде носа корабля (офигеть, честно говоря. Такого точно не ожидаешь увидеть) самый что ни на есть исторический, не восстановленный.





Да-да, понял-понял, задолбал я вас уже костёлами да соборами, больше не буду. Давайте про новейшую историю лучше расскажу. Наткнулись мы на обратном пути на фотовыставку, посвящённую достаточно нелицеприглядному моменту в польской истории, сорокалетнюю годвщину которого отмечали тут как раз 8 марта. Началась эта история с того, что в1968 в местном варшавском национальном театре запретили постановку спектакля "Дзяды" - философско-экзистенциальной притчи Адама Мицкевича со слегка выпячиваемым политическим подтекстом, направленным против царизма.  Но тогдашнему пророссийскому истеблишменту в правительстве Польши показался спектакль сильно вольнодумским, а критику русского царизма они как-то лихо сэкстраполировали на текущую советскую власть, оскорбились, и от греха подальше балаган прикрыли. Это порядком возмутило польскую культурную интеллигенцию, а студенты местного варшавского  университета так и вовсе взбрыкнули, собрали небольшой (тыщи полторы человек) митинг и начали требовать в те годы невероятного: свободы мнений, свободы сбораний, отсутствия цензуры и пр... (лозунги у протестующих во все века слабо меняются).  Студентов очень жёстко и кроваво подняли на дубинки, что ещё больше накалило ситуацию. Весь март 1968 года Варшаву колбасило в хаотически возникающих митингах и сходках людей, оскорблённых таким давлением, но все попытки что-либо сказать поперёк, пресекались моментальным разгоном. А дальше было ещё более некрасиво (и видимо из-за этого эта история редко всплывала в официальных хрониках). Польские власти почему-то решили, что основной движущей силой протеста являются... евреи. И устроила настоящую антисионистскую компанию!  В общей сложности около двадцати тысяч польских евреев после проведения "разьяснительных бесед" в органах были отправлены в добровольно-принудительную эмиграцию. А в скандальном варшавском университете были закрыты экономический, философский и социологический факультеты, признанные очагами заразы свободомыслия. Для социума послевоенного государства, совсем недавно прошедшего ужасы концлагерей и еврейских гетто, столь явное вступление власти на путь национализма стало глубочайшим потрясением, но ничего поделать не удалось. Польский протест затих, некрасивую историю послевоенных еврейских гонений удалось кое-как замять, но через несколько месяцев ростки возмущения советской властью выплеснутся у соседей, во время знаменитой "пражской весны", которую уже замолчать не удалось и о которой все слышали.





Под конец этого дня мы чётко осознали, что абсолютно зря раньше с некоторым пренебрежением относились к Варшаве как  к городу малоинтересных заново отстроенных достопримечательностей. Город богатый, разнообразный, пёстрый, чистый и многоликий. Варшаве удалось не стать выхолощенным в историческом плане объектом, как Минск, к примеру. И реставрация памятников не превратила их в нечто офисо-подобное, как в Казани. Новодельность" всех своих "пряничных домиков" поляки сумели обыграть так, что они не вызывают отторжения: разрушение Варшавы и её восстановление просто стали очередными вехами в многовековой сложной польской истории. И отдельно стоит отметить, что город однозначно прекрасно туристоориентирован! У него есть свой дух, своя атмосфера, за которой стОит сюда ехать.





Так что тащились вдоль дорожных работ мы в свой Белосток обратно хоть уставшие, с оттоптанными за целый день ногами, но довольные и счастливые.

А на следующий день встали на путь домой, с ужасом представляя какие проблемы нас ждут на границе: сегодня же последний день длинных выходных, все белорусские "шоппингисты" поедут обратно! Особенно напрягла бесконечная очередь из фур, начавшаяся  километров за восемь от границы. (очень неприятное дело, кстати: на таком расстоянии от таможни нет специальной полосы для отстоя фур, и они просто встают на дороге друг за дружкой. Тебе приходится с включённой аварийкой объезжать эту бесконечную вереницу по встречке - а встречные машины никто же не отменяет! Особенно стрёмно было в затяжных правых поворотах. В них они совсем внезапно выскакивают тебе в лоб, только успевай в щель промеж фур юркнуть) Но для легковых всё оказалось совершенно не так страшно: дикие очереди из них на границе сегодня будут, конечно. Но ближе к вечеру. А с раннего утра, когда мы подкатили к погранпереходу, впереди нас было всего пяток машин, и на территорию Белоруссии мы проскочили чуть меньше, чем за полчаса. Прекрасный результат!

Ну и - рано радовались. Всю территорию сопредельного государства проехали на одном дыхании, практически не заметив и не устав, а вот на границе с отечеством нас ждал крайне неприятный сюрприз. Сначала так же, километров аж за десять, началась бесконечная гусеница фур (к счастью, здесь дорога двухполосная и на встречку вылезать не пришлось), а затем вмёртвую встали и легковушки. Что за проклятье? Что за проверки между Россией и Белоруссией? Очередь цедилась буквально по одной машине, и мы поняли, что все наши попытки приехать домой пораньше - тщетны. Три с небольшим хвостиком часа потребовалось промучаться (завёлся, проехал пять метров, встал, заглушился, жди), чтобы понять её причины.

Причина номер раз: ряд фур перед таможенным постом ВСТРАИВАЕТСЯ в легковой и проходит границу вместе с ними Почему, с какой радости? Кто это придумал? На любом КПП большегрузам - почёт и уважуха отдельные посты проверки. Естественно, это здорово томозило всю очередь.
Причина номер два: кто вы думаете, проверяет паспорта на границе Белорусь-Россия? Пограничники? Не-а. Таможенники? Снова мимо. На российской  стороне наши паспорта тщательно изучил и сличил наши лица через окно машины с фотографиями человек с большими буковками ФСБ на спине.

Ох, что-то мне кажется как-то охлаждаются у нас политические отношения с нашим собратом по славянству...

А потом нова мы въехали в зиму. А потом была пробка километров на семь из-за серьёзной аварии. А потом километров за сто началась вялая толкучка на въезд в Москву. Короче, особого удовольствия от обратного пути  мы увы, не получили, вымучились и еле дотянули до дому. Это жалко, обычно автопутешествия приносят нам радость.


Ну что же, что можно сказать, подытоживая поездку?

Польша - очень однородная страна. Мы в очередной раз убедились, что можно взять наобум любой польский городок и получить вполне приятные ощущения от его посещения. Белосток, известный всем как  простенький город белорусских "шмоточников", оказался весьма привлекательным, самобытным и самодостаточным в плане туристических интересностей местом, а его расположение "тысяча сто от МКАДа" делает его вполне доступным для посещения в любые "длинные" выходные. Ну а несколько импровизационная Варшава сумела расположить нас к себе, показала свою атмосферность и убедила в том, что она - не просто "осколок социалистического прошлого" с серыми невзрачными спальными районами, как мы считали до этого, а вполне себе полномасштабная европейская столица со всем, что полагается: с историей, с старинным духом, с замками и башнями, с органами, костёлами, площадями и памятниками, с толпами галдящих на разных языках туристов, с пробками и проблемами с парковками, с парками и скверами, с фонтанами и брусчаткой. Мы остались очень довольны своей праздничной восьмимартовской поездкой, несмотря на не самый простой путь туда и ещё более тяжёлый оттуда.

А, ну и кстати сыру мы накупили - целый рюкзак! Самого разного. И твёрдого, и мягкого, и с плесенью, и вонючего, и с травами, и с паприкой. Так что и эта цель была достигнута.


А в конце - традиционное подведение финансовых итогов поездки. Во сколько денег нам обошёлся взгляд на польскую восьмимартовскую весну?
Давайте подсчитаем. Традиционно ставлю сюда все-все-все наши расходы, за исключением шоппинга (сувенирного да сырного).

Четыре дня, три ночи, два города, пройдено 2 613 км. со средней скоростью в 78,4 км/ч и расходом в 7,6 литров/100 км. Расчёт делаю общий, на троих путешественников.

- оформление шенгена в визовом центре 11 445 руб.;
- страховка медицинская на месяц 5 658 руб.;
- гринкарта на машину 2 320 руб.;
- бензин 9 208 руб.;
- гостиница 14 393 руб.;
- еда в разных кафешках, на улице и на заправках в пути - 3 898 руб.

Итого - 46 922 руб., или 15 640 руб. на одного. 223 евро.

Дорого? Дёшево? Не знаю, решать уже вам, исходя из ваших собственных масштабов. Как по мне, так дороговато получилось, но в основном это за счёт шенгена и медстраховки - они приобретены с надеждой на то, что получится ещё покататься.

Так что уважаемые граждане, вот вам  как обычно в конце галерейку со всеми фотками, и - stay, как говорится, tuned!




=================================
Вам пришёлся по душе мой отчёт?
Смотрите, вот ещё есть кой-чего почитать.
=================================



вернувшийся живым и сытым из стана врага
Teapot

_____________

Данный пост будет удалён, п̛о̨с͟ко͟ль͏к͝у̶ ̛ вͧ͋͆ͭ̉̚ы̿̃ͨз̑ͩ̈́͒͗͟ы̉̊́̔̚в̎ͬ͒ͥаͦͭ̀еͭ̎͑ͫͪ̚т̉̋̇̎͏ ̃̕ н͐̄̅ͥ͞е̍̅̏ͪс̴͖̦͉̥̟ͅт̯̄̄ͯ͛ͥ̉а̖ͫͧбͪ̀и̞͖͚̏̃̆̾ͨл̢͚̤̥̼͒ͭ͋̔ь̍̉̒͂͒͗҉̼̺̱̟н̯у͎͍͙̮̫̙̝̑ͬ̚͢ю́̅͆̑͏ ̼̻͊͠ р͊͑̾̇̚͏̢͈͍̮̯̮̤͈͔ӓ́̍͋ͧͤͫ̓ͩ̏͋͒̈́͢҉̰̻̘̟͎͕͈̣̖̞͈̱̦͠б͑̔̈́͏̢̯̠͉͇͉̲̟͍̦̟̦͚̀о̷