Вот ответ на вопрос "а зачем вы опять попёрлись за тысячу километров?"
Никакой больше разумной причины.
Просто
хотелось сесть в машину и ехать. Долго-долго-долго. Чтобы остались и
забылись столичные пробки и проблемы, чтобы встречный ветер выдул из
головы все мысли, чтобы пульсирующая белым осевая полоса
загипнотизировала, а незатейливая трассовая романтика
долгожданных остановок "на перекусить, пописать и заправиться" вернула
ощущение счастья от маленьких бытовых удовольствий. Засиделись в
столице, заработались, надоела рутина.
Тяжко нам без
путешествий. Вот потому и случаются вот такие вот выезды без смысла и
планов, лишь бы дома на диване длинные выходные не просиживать.
Традиционно незатейливо открыли гугле-карты, обвели круг радиусом "на
день пути от
дома", посмотрели, что за города примерно попадают в этот круг. О,
Самара. Ах-Самара-городок, беспокойная я, успокой ты меня... Ни разу
что-то в нём не
были. А поехали? А поехали.
Ну и получилось очень даже ничего на наш достаточно субъективный
взгляд.
Хотя началось всё тяжёлой дорогой. Пробочная столица мира видимо не
возжелала нас отпускать из своих объятий.
М5, нам малознакомая, оказалось весьма тугой и малоприятной трассой.
Какой-то совершенно идиотский светофор в посёлке Старниково за
Бронницами задержал нас на целый час из-за своего
зелёного сигнала ровно в три секунды длинной, дальше по дороге
населёнка на населёнке
и населёнкой погоняет, за Рязанью начались ремонты с участками
реверсивного движения, бесконечные фуры-фуры-фуры-фуры, постоянные
поиски окна для их безопасного обгона, встречные моргают о засадах
гайцев с камерами на треногах... Хотелось ехать, лететь на
крыльях, глотать километры, а мы плелись и тащились, так и не выходя на
равномерный спокойный трассовый режим. Апофеозом стала объездная
Сызрани: там весь поток внезапно и безнадёжно встал безо всякого
движения. В яндекс-картах тишина, никто никаких каментов о
аварии/перекрытии не писал и понять что же случилось не представлялось
возможным. Просто бордовый безнадёжный стояк километров на 10. Там я
реально психанул, развернулся через сплошную (каюсь, нарушил! Но встречных тоже
не было ни одной машины - перекрытие видимо было в обе стороны),
вернулся на несколько км. назад и поехал через город насквозь. После
Сызрани обгоны как таковые перестали иметь всякий смысл - бесконечная
гусеница фур
тянулась за горизонт по однополосной дороге, одну обойдёшь - так всё
равно миллион впереди, на среднюю скорость твои старания не влияют
никак. Интересно то, что все фуры сразу закончились, как
отрезало, после Тольятти. Видимо идут на
Уфу-Челябинск-Омск-Новосибирск?
Итого на тысячу с небольшим километров мы потратили 17 (семнадцать!) часов
пути. Да уж, М5 это не любимая нами М1 с её спокойной ездой на
круиз-контроле...
Немного отоспавшись в первой попавшейся на букинге гостиничке при
спорткомплексе, бросили машину и пошли знакомиться с Самарой пешочком и
безо всякой подготовки, фактически куда глаза глядят. И выяснили,
что город-то оказался очень своеобразным и разноплановым, с
собственным
узанавемым характером и душой. В принципе архитектурно-смысловое
наполнение Самары
можно поделить на четыре основных "типоразмера".
Первый "типоразмер" -
промышленный. В сочетании с ноябрьской погодкой и общим увяданием
природы промпейзажи выглядят отменно демотивирующе. Город истыкан
заводами и ещё является достаточно крупным портом, так что увы, с
индустриальной составляющей придётся смириться.
Второй
"типоразмер" - тяжёлое советское наследие. Монументализм,
конструктивизм, площади славы, улицы и памятники всяким
лениным и куйбышевым, спальные панельные районы,
грохочущий по разболтанным рельсам трамвай и всё иное, что
тут же
вытягивает у вас подсознание ассоциативным рядом - всё это здесь есть.
И неистребимый дух "совка", незримо витающий над этим всем, который
особенно сочно проявляется в любых аспектах сферы обслуживания.
Третий
"типоразмер" -
новомодно-торгово-развлекательно-офисно-лужков-стайл-разнобой-новострой.
С зеркальными фасадами, прилепленными снаружи внешними блоками
кондиционеров и обязательным баннером "аренда помещений" посверху всего
этого.
Бохато, бессмысленно, аляповато, но очень узнаваемо, потому
как этот новодел как гриб над мхом одиноко и контрастно
высовывается из четвёртого "типоразмера", которым Самара и замечательна.
Четвёртый "типоразмер" это старый, купеческий ещё одно-двухэтажный
жилой фонд, в основном деревянный, но местами и каменный,
просевший-покосившийся, вросший по окна в землю, всем своим
видом демонстрирующий нелёгкость прожитых годов.
Вот тут Самара включает своё очарование на все сто двадцать процентов.
Внимательный читатель сразу же может мне попенять на двойные стандарты:
вон не так давно отчёт о Пскове выкладыывал, где
ругался на старые дома, а тут вдруг ими восхищаться удумал? Уважаемые
критики, тут две большие разницы. В Пскове огромное количество старых
БРОШЕНЫХ домов, а в Самаре - огромное количество старых ЖИЛЫХ домов.
Человеческий дух преображает унылую развалину в интересный исторический
объект.
По словам местных, в этом жилом фонде сейчас живут
приезжие-гастарбайтеры-мигранты, но и коренного населения тоже там
хватает. Без центрального отопления, водоснабжения и газа - в
городе-миллионнике, в городе, строящем ракеты и самолёты... Наверное,
надо поужасаться и разразится гневной критикой, но мы не будем, ибо на
наш субъективный фотографический взгляд они прекрасны. Они фактурны.
Они разнообразны. За каждым старым домом стоит какая-то своя история.
У Самары нет ярко очерченного "старого города" или центра, вся его
четырёхсотлетняя история равномерно размазана по достаточно большой
площади, геометрически расчерченной на ровненькие прямоугольники
местными "стритами" и "авеню". Это делает из города прекрасное место
для нескучных прогулок. Ходить по городу и выискивать интересные места,
заглядывая во дворы, можно и день, и два, и три. И каждый раз, проходя
вроде бы по уже кучу раз исхоженному району, вы будете иметь шанс
внезапно набрести на ещё какой-то не пройденный
параллельно-перпендикулярный переулок и отыскать в тём ещё какой-нибудь
очаровательный в своей незамутнённой мещанскости уголок.
Еще в Самаре для прогулок имеется совершенно замечательная "курортная"
часть: облагороженная набережная-променад вдоль вольготно-широкой Волги
и примыкающий к ней роскошный многокилометровый пляж с хорошим песочком.
Очень интересно смотрится то, что на пляже растут... деревья. Мы как-то
привыкли, что песчаная полоса обычно безжизненна, а здесь
прижились какие-то тополя, и смотрится это вполне уютно. Да и летом,
думается, их тень весьма востребована.
В плюсы к "прогулочно-ориентированности" Самары можно занести и большое
количество всяких мелких забавных памятников, граффити и других
"центров визуального притяжения", то бишь мест, у которых обычному
туристу захочется сделать сэлфи.
Российские регионы обычно отличаются полным отсутствием таковых, но
Самара является приятным исключением из правила. Это замечательно.
Так же в плюсы к туристо-ориентированности хотелось бы отнести то, что
у Самары есть запоминаемая и стильная брендовая
графика, за которую дизайнерам уплачены порядочные деньги.
Теоретически в этой лаконичной стилистике быть оформлен весь сувенирный
стафф и рекламно-туристическая полиграфия в городе, но увы, это не так.
По факту на полках сувенирных магазинов лежит
абсолютно разнобойная ерундень, а лого "Самара-городка" нам удалось
найти лишь в одном месте. Очень жаль.
В минусы же туристо-ориентированности можно однозначно
записать "несквозность" прогулочных набережных города. Нельзя пройти
вдоль реки через весь город, обязательно придётся уйти к дороге и
пробираться вдоль неё. Почему-то отгорожен от гуляющих Речной вокзал
с судами на воздушной подушке.
Идёшь-идёшь по набережной и упираешься в стену с колючей проволокой.
Это ещё что? Воинская часть, Росгвардия расквартирована. Зачем, почему
прямо в центре города, в самом видовом месте должна торчать Росгвардия?
Дальше путь туристам будет преграждать высокий забор известного на всю
страну Жигулёвского пивоваренного завода. Вот уж из чего можно было
сделать шикарный туристически-прогулочный кластер! Достаточно открыть
часть территории для прохода и организовать в пустующих помещениях
всякие крафтовые лофт-пивные, рестораны, дизайнерские офисы и прочую
модную ерундень. По цехам водить экскурсии, делать дегустации,
и прочая, и прочая. А что сейчас? При заводе есть абсолютно совковый
магазин с разливом в безымянные пластиковые бутыли (Позор! Пиво-то хорошее варят, а
напечатать этикетку - сил не хватило?) и небольшой пивбар
"На дне", сиротливо приткнувшийся за территорией пивзавода в переулке.
Неееееет, ребята, пиво интереснее и красивее пить не под забором, а
прямо на месте его варения, с видом на чаны, краны и прочие трубы. Было
бы классно, если бы
руководство "Жигулёвского" съездило в Чехию или Эстонию и
переняло опыт, как там организованы бары при пивзаводах.
Ну а к пивзаводу примыкает Самарская ГРЭС, откусывающая совсем уж
неприличный кусок прибрежной красоты. Ну зачем она вот прям в самом
центре города-то торчит, какая в таком расположении была необходимость?
Что, уголь/мазут в другом месте жечь нельзя? Чтобы пройдти с одной
части самарской набережной на другую, требуется почти километр тащится
вдоль высокого забора с одной стороны и рокочущего плотным
автотранспортным потоком Волжского проспекта с другой. Приятный такой
променад в
газах и пыли. А чтобы совсем уж поиздеваться, в этом заборе есть
крошечное зарешёченное декоративное окошечко. Одно. В которое
можно заглянуть и увидеть крошечный кусочек исторически интересной
заводской территории с старым фонтаном 30-х годов прошлого века. Не
скучайте, туристы.
Ещё из обидных недостатков: очень много чего в парках и набережных
закрыто на перманентный ремонт, и для нас символом города стала не
знаменитая "ладья" на берегу, а тачка гастарбайтера, преграждающая
проход к ней.
А знаменитый музей "Самара космическая" с ракетой "Союз", который мы
так стремились посетить, вообще разочаровал. Точнее, не так. "Союз"
прекрасен и впечатляет. Особо отваливает челюсть, что это
не макет, как на ВВЦ, а самая что ни на есть рабочая штуковина
в сборе, правда порядком лишённая внутреннего наполнения для облегчения.
Но чёрт меня побери, что на территории космического музея делает
шиномонтаж?!
И почему в выходной день, когда родители могут сводить своих детей на
знакомство с космической романтикой уникальных механизмов, музей
оказался закрыт? Ну да, работникам музея тоже хочется отдохнуть. Но это
сродни заводской столовой, у которой повара и официантки уходят на
обеденный перерыв одновременно с рабочими завода. Обидно.
Кстати, недалеко от "Самары космической" расположен уникальный жилой
дом, который в соцсетях называют самым уродливым строением России.
Оценили. Пожалуй, склонны согласиться с общественным мнением.
К сожалению, ноябрь - не самый лучший месяц для путешественников. В
пять часов вечера уже темно и промозгло, и продолжать прогулку как-то
совсем не возникает желания, хотя набережные вполне приятно освещены.
И мы занялись гедонистической частью поездки, а именно посещением
открытого 50-метрового бассейна на берегу Волги. Вот это скажу я вам,
красота. Сверху морозный воздух - а тело в тёплой воде плывёт. Обожаю
открытые бассейны ещё с времён приснопамятной "Москвы", в которй я в
своё время учился плавать. Кстати, здешний
бассейн оборудован парилочкой с выходом прямо к дорожкам, что добавило
нам
удовольствия. А для боящихся открытого воздуха - в соседнем помещении
неожиданно наличествует ещё одна 50-метровая ванна, но крытая. Очень
рекомендую посещение каким-нибудь самарским вечерком этого
спорткомплекса, несмотря на то что хлорку в здешней воде не экономят.
Ну а ночную Самару можно осмотреть и с воздуха. Вот артерия
Волжскго проспекта, ремонтируемый сейчас спуск Паниковского, светящийся
спортивный комплекс ЦСКА с бассейнами, здоровенная бессмысленно пустая
площадь перед домом правительства и новодельный храм Георгия
Победоносца.
Украденный у горожан и туристов кусок волжской набережной. Тёмная
территория
Самарской ГРЭС.
Вторая часть самарской набережной с пляжем и парком, благоустроенная и
пустоватая. Называется Орловской. Ну как благоустроенная. Вечером нам
не удалось найти на ней ни одного места поужинать, все рестораны и кафе
закрыты, видимо считается что туристы в не сезон не питаются, пользуясь
исключительно своими подкожными жировыми запасами.
Ну а на следующий день рано с утра, морально подготовившись к тяжёлой
дороге, мы двинулись в обратный путь домой. Снова бесконечная вереница
фур, снова перед тобой маячит очередной грязный зад фургона, а ты
осторожно высовываешься из него, стараясь найти участок дороги с
прерывистой осевой и без летящих в лоб встречных. Снова ремонт и
стояние на месте в ожидании открытия реверсивного движения. Снова
гаишные треноги, аккуратно прикрытые припаркованными гражданскими
машинами (а сейчас так
можно разве?). Снова поиски заправки с туалетом не в виде
"сортир с дырой на задворках". Снова населёнка начинающаяся за
окончанием предыдущей населёнки. Но - поскольку это всё не было для нас
неприятным открытием, как-то дорога даже перестала напрягать.
Настроившись на философский лад, беззаботно разглядывая
из тёплого салона депрессивный ноябрьский пейзаж за окном, слушая
аудиокнижки и
попивая горяченький чаёк из термоса, мы просто приятно проводили время.
И 15 часов, потраченных на обратный маршрут, пролетели неожиданно
незаметно. Мы вкатились в Москву с мыслью в голове "Ой что, уже всё?"
Вот что значит правильный настрой!
Ну что, подытоживая можем сказать, что Самара нам однозначно
понравилась. Зелёный и красивый город с высоким
туристическим потенциалом, который вполне можно
назвать курортным. Город, в котором уже очень много сделано для
развития
туриндустрии. Но и город, которому однозначно есть куда расти и куда
совершенствоваться. Подлатать или хотя бы законсервивровать в текущем
виде старый деревянный жилой фонд, провести его инвентаризацию, понять
какие халупы действительны интересный и уникальны, а какие можно
заменить на более современные имитации, провести коммуникации,
пооткрывать в них всяких лавок, артелей, кафе, да хоть квестов
новомодных. Ограничить в историческом центре портящую весь вид города
аляповатую застройку офисными центрами из зеркального стекла и бетона,
а ещё лучше вообще запретить там высокоэтажную застройку. Хотите
небоскрёб - пожалуйста, только чуть подальше, в спальных и деловых
районах города. Вынести из исторического центра ненужные, закрывающие
красоту производства и воинские части, а их здания переоборудовать в
лофт-культурные пространства, сделав пешеходно-прогулочно-велосипедный
променад через весь город. Ведь красота Волги того стОит однозначно.
Так же убрать со склонов два абсолютно бессмысленных строительных рынка
- зачем покупателям ротбанда панорамный вид на реку? Он больше подойдёт
гостиницам и ресторанам. Сделать в городе намного-намного больше
пешеходных улиц, тем более что расчерченная параллельно
перпендикулярной решёткой застройка так и просит сделать чаcть из них
проезжими, а часть отдать под прогулки. Убрать страшенные дебаркадеры,
удлиннить метро хотя бы на одну станцию, чтобы дотягивалось до центра,
открыть на склонах горнолыжную каталку с подъёмниками, чтобы сделать
приток туристов всесезонным. Ох, остановите меня, я могу ещё долго так
продолжать. Но можем с уверенностью заявить, что в отличие от многих российских городов, в которых больше
одного дня делать нечего, на прогулки по закоулкам даже сегодняшней,
неидеальной Самары можно вполне
отвести несколько дней - и не повторяться в развлечениях, не впадать в
скуку и по достоинству оценить своберазную пёстроту города. Главное,
выбрать сезончик поприятнее и погодку получше, чем нам
досталась. Вполне вероятно, что и мы в обозримом будущем сюда ещё
заглянем.
А отдельно хочу сказать (так и
не пришлось к слову нигде в рассказе, но не упомянуть об этом мы не
можем) что
здесь совсем по-особому течёт время. По-волжски неторопливо. Ты
отчётливо ощущаешь себя суетливым
москвичом при первом контакте с обстоятельным и неспешным аборигеном,
но достаточно быстро адаптируешься к местному темпу и это оказывается
очень приятно, никуда не торопиться и не спешить. Только вот отведённое
на Самару время отдыха кончается ещё быстрее... Учитывайте это,
планируя визит!
А в конце традиционно для своих отчётов подведу финансовые итоги
поездки.
Для
посещения Самары-городка мы проехали 2 195 км с позорной средней
скоростью 69,4 км/ч, и израсходовали 149,5 литров бензина на
сумму 5 905 руб (расход 6,8 литров на
100 км высоковат, ну так дорога не фонтан).
На две ночи в гостинице при спорткомплексе ЦСКА мы потратили 3 600 руб,
на нескромную еду в кафешках, ресторанчиках и по пути на заправках
улетело 3 620 рублей, а ещё 600 рублей нам стоил бассейн с сауной
вечерком. Значит всего на трёхдневный приятный уик-энд на двоих
было потрачено 13 725
рублей,
по 6 862 рубля на брата. У меня есть подозрение, что оставшись на этих
выходных в Москве, мы бы потратили бОльшую сумму на какой-нибудь
шоппинг...
Данный пост будет удалён, п̛о̨с͟ко͟ль͏к͝у̶ ̛
вͧ͋͆ͭ̉̚ы̿̃ͨз̑ͩ̈́͒͗͟ы̉̊́̔̚в̎ͬ͒ͥаͦͭ̀еͭ̎͑ͫͪ̚т̉̋̇̎͏ ̃̕
н͐̄̅ͥ͞е̍̅̏ͪс̴͖̦͉̥̟ͅт̯̄̄ͯ͛ͥ̉а̖ͫͧбͪ̀и̞͖͚̏̃̆̾ͨл̢͚̤̥̼͒ͭ͋̔ь̍̉̒͂͒͗҉̼̺̱̟н̯у͎͍͙̮̫̙̝̑ͬ̚͢ю́̅͆̑͏
̼̻͊͠
р͊͑̾̇̚͏̢͈͍̮̯̮̤͈͔ӓ́̍͋ͧͤͫ̓ͩ̏͋͒̈́͢҉̰̻̘̟͎͕͈̣̖̞͈̱̦͠б͑̔̈́͏̢̯̠͉͇͉̲̟͍̦̟̦͚̀о̷