Отправлено : Teapot, 11
Августа 2010 23:45:08
<= часть II
Уютное балтийско-скандинавское приключение, часть III
часть IV =>
День 7
Техника вредничает - ноги отдыхают
Jostedal-Skjolden-Sogndal-Dragsvik-Vadheim-Gaular-Forde-Utvik-Stryn
Наши ноженьки устали - они ледник посещали! Даем себе на сегодня зарок никуда не лазать, не карабкаться, не взбираться, а хорошо и с удовольствием прокатиться, наконец, на машине - а то застоялись на одном месте, соскучились по смене пейзажей пред глазами. Лагерь быстренько закидываем в верхний багажник (Чем дольше едем - тем проще производить непростую процедуру его закрытия - то ли накапливается опыт, то ли уменьшается количество вещей. А в Москве мы еле-еле его “застёгивали”!) И - вперед, вперед, нас ждет прекрасный многокилометровый тур вдоль Согнефьорда, крупнейшего в Норвегии.
Он широк, величественен и разрезает страну чуть ли не наполовину - его длинна
204 км. Когда едешь по его берегу - самая большая проблема чтобы найти место
для того чтобы остановиться и сфотографировать красивый вид.
Не потому что таких мест нет - они есть, и их, как ни странно, достаточно много.
Но красивых видов - еще больше, в разы, а то и на порядок больше! Остается только
чуть подсбрасывать скорость, глазеть, вздыхать “ах какой вид!” и ехать дальше.
Остро жалеешь что у тебя нет функции PrintScreen в глазах - так бы щелкал и
щелкал, щелкал и щелкал...
Ну и прощёлкали. Клювами прощелкали важное.
Краткий диалог:
- Слушай, там было написано “Automatic Toll”, там что, дорога платная?
- Что, где? - Да вот видишь, указатель “Automatic toll information”, вон туда,
направо...
- Нам прямо, Наташа пишет... Дорога платная? Сейчас, мелочь достану, оплатим...
- Автоматически платная. Это как?
- Ээээ... Ну вот видимо вот так... Мы камеры только что проехали...
Пояснение: в некоторых европах дабы не создавать очереди на пунктах оплаты
дорог введена система автоматического платежа - на ближайшей заправке/магазине
покупаешь наклейку на лобовое стекло (виньетку) либо маленький радиобрелок -
и едешь дальше. Проезжаешь под камерами видеофиксации - и если камера видит
виньетку/чует радиосканнером брелок - она не включается. А если не видит - включается
и нарушителю почтой приходит конвертик с просьбой оплатить немаленький штраф
за нарушение правил проезда по платным дорогам. Ну вообщем, теперь мы ждём неприятных
для кошелька сюрпризов в своем почтовм ящике...
Интересно, дойдёт ли штраф до нас или затеряется где-нибудь по дороге? Лучше
бы уж дошёл - потому что неоплаченные штрафы могут вызвать большие проблемы
при получении шенгенской визы :(
Расстроенные немного, продолжаем путь... и тут вдруг Наташа сообщает, что “потерян
сигнал Джи-Пи-Эс”. Обычно она так ругается в тоннелях, а сейчас над головой
- чистое небо, никаких проблем с приемом сигнала быть не должно. Пожимаем плечами
- перезагружаем, мало ли чего... Фиг. На карте спутников Наташа показывает их
больше десятка, но все они “красные”, то есть она принимает их сигнал, но не
использует для определения своего положения в пространстве. Что за фигня? Еще
раз перезагружаем - та же история. Делаем вынужденную остановку, еще раз перезагружаем
- тот же результат. Ну что ж, в принципе, у нас эта система, как жизненно важная,
дублирована.
Маленькое отступление: планируя поездку далеко от дома, всегда нужно четко понимать,
выход из строя чего будет крайне проблематичен, что требуется “сдублировать”,
а на что можно забить. Ну, например: если продырявится надувной матрац, который
мы кладем на дно палатки - нестрашно, он у нас “дублирован” пенками - менее
комфортно, но спать можно. Если испортится горелка или кончится газ - нам придётся
переходит на питание в придорожных забегаловках - это будет очень дорого, но
не смертельно, можно не дублировать. Если сломается каркас палатки и ее невозможно
будет поставить - то жить можно будет в тех же кемпингах, снимая hytter - маленький
домик без удобств. Дороже чем палатка, но крыша над головой будет обеспечена
- запасной “каркас” или еще одну палатку брать не имеет смысла. И так далее...
Самыми неприятными моментами мы считали поломку собственно машины - и навигатора.
Ну если уж с первой ничего не поделаешь (ну или поделаешь - изначально купить
надежную, неломучую машину. Наша лоханка пока с гордостью несет это знамя, уже
3,5 года и 75 тысяч км. - только лампочки меняем да ТО проходим), то трястись
из-за глючащего GPS-навигатора в путаных развязках чужих городов с указателями
на нечитаемых языках не хочется. Поэтому - дубляж навигатора обязателен. Причем
- в этом разделе кашу маслом не испортишь, что и показали дальнейшие события.
Итак, “наташа” приказала долго жить - хрен с ней, на досуге сделаем ей HardReset,
возвращающий к заводским настройкам, а сейчас запустим “Еву” - нетбук+блютус
GPS+IGo8. Запускаем, прокладываем маршрут до нужной нам точки - городка Stryn,
под которым мы хотим встать на ночлег, едем - и что-то Ева с нами не разговаривает,
теоретически сейчас где-то должен быть поворот с дороги 55 на трассу E39, кстати
вот он, чуть не проскочили - а Ева никаких подсказок не выдает. Почему? А потому
что проложенный маршрут куда-то пропал... Вот это да! Карта есть, точка “я здесь”
двигается - маршрута нет. Что за ерунда? Еще раз забиваем маршрут, едем... и
он пропадает еще раз. Всё, стоп, так дело не пойдёт - так мы заплутаем. “Ева”
с негодованием захлопывается и убирается, ну что ж, сегодня электроника решила
с нами повоевать? Значит, обойдемся без электроники: мы дублировали и этот вариант,
у нас есть бумажные карты, причем не только Норвегии, но и других стран, которые
мы планируем проехать. Тройная перестраховка - а сработала, надо же...
Без приключений доезжаем-таки в Stryn, встаем в кемпинг Mindresunde camping
на берегу изящного узкого фьорда Innviksfjorden, и поскольку каких-то отдельных
ярких событий в этот день не было, я просто покажу “путевые” фотографии:
Норвежцы готовы к мощным снегопадам - вплоть до третьего этажа ;)
Немного статистики за день:
Израсходовано 24.2 литра
Расход 6.7 литров/100 км
Пройдено 361.3 км.
Средняя скорость 59.9 км/ч
День 8
День панорамных видов
Stryn-Grotli-Geiranger-Eidsdal
Ура, солнышко!
Несущиеся серые ошметки облаков еще больше подчеркивают яркость норвежского
голубого неба, и мы в прекрасном настроении подъезжаем к еще одной “национальной”
дороге - на этот раз под номером 258.
На карте она обозначена “второстепенной грунтовой”, что вообщем-то чистая правда,
но “грунтовка” в понимании норвежцев это не расхристанная колея от тракторов
в засохшей грязи, а очень качественно сделанная и отформированная, профилированная
на поворотах, оборудованная отбойниками и знаками дорога - только без асфальта,
а из накатанного каменного крошева. И похоже, за дорогой постоянно следят -
не наблюдается ни колейности, ни “стиральной доски”, печально известной нам
по карельским просторам... Шикарная дорога!
А уж виды с нее...
Вначале нас встречает водопадовое изобилие, дорога бодро лезет вверх...
... и наконец по сторонам раскидывается так полюбившееся нам в эту поездку горное
замшелое высокогорье, на котором свободно пасутся отъетые овцы, текут ледяные
реки, а снег не тает даже в июле.
Здесь дышится по особому - во всю грудь, здесь чуть кружится голова от гипервентиляции
легких, здесь хочется часами сидеть на нагретом камне, прикрыв глаза - и растворяться,
растворяться в окружающем мире,
сливаясь с природой...
Кстати здесь же состоялась приятная и неожиданная встреча - на одной из парковок
видим форд с московскими номерами. Земляки? Оказывается, не только земляки -
но еще и авторушники!
Товарищ Птиц из
мотоконфы, по стечению случая, пересекся с нами посреди высогорья, после чего
продолжил свой путь на юг Норвегии, а наша дорога лежала в противоположную сторону
- на север.
Мы застряли на 258-й на несколько часов, ехали со скоростью пешехода, останавливались
при первой же возможности - вообщем растягивали удовольствие как могли, но грунтовка
всё-таки кончилась, мы выскочили из диких мест на цивилизованную дорогу за номером
15 и покатили в сторону самого “попсового” пункта нашей поездки - Гейрангенфьорда.
А по пути решили заглянуть-таки еще разок на смотровую площадку Дальснибба,
на высоте 1500 метров над уровнем моря.
В прошлый раз нам не повезло с погодой - низкая облачность плотно накрыла панораму,
и мы впустую промёрзли в облаке час с гаком, надеясь на прояснение неба. А на
этот раз погода смилостивилась - перед нами раскинулась фееричнейшая картина!
Дальснибба это одно из тех мест, где лично я впадаю в некий гипнотический транс:
меня напрочь завораживает
количество пространства, которое видят мои глаза.
А если учеть, что “в лоб” - это не единственный вид со смотровой Дальсниббы,
можно отойти в сторону и любоваться видом
заснеженных горных вершин, а можно пройтись немного ногами назад - и обнаружить
еще одно великолепное панорамное
место с видом на озеро со льдом и пустынную чашу долины...
Вообщем - посмотреть есть на что. Если бы не единственное “но” - здесь всегда
дофига народу :(
А что делать? Это очень “раскрученное” во всех путеводителях место и обязательная
точка посещения несметного количества автобусных экскурсий. После пустынных
высокогорий “Со стыда сбрила” нам здесь даже немного неуютно, шум и гам сбивают
с толку.
Но - виды искупают неудобства, честное слово! Отщелкав неимоверное количество
кадров и основательно продрогнув (сказывается высота) мы спускаемся собственно
в городок Гейрангер, где попадаем в настоящую ловушку - это первое место в нашей
поездке по Норвегии с большим количеством “сувенирки”. Шоппинг разорителен,
он отнимает кучу времени и вытряхивает наши кошельки - но поскольку посещения
больших городов и крупных торговых цетров у нас не стоит в планах, то подарками
родственникам и всякими памятными магнитиками лучше закупиться здесь. И мы беспечно
бродим среди витрин и прилавков, а время уходит, уходит, уходит... Солнце уже
низко, его лучи не попадают в долину фьорда - а мы еще нигде не встали на ночлег!
Мы рассчитывали на кемпинг Grande, красивый и удачно расположенный рядом с городом
на берегу фьорда (воон он там, рядом с пароходиком), однако нас постигло разочарование
- кемпинг настолько забит туристами, что мы не нашли ни единого места, где можно
приткнуться с палаткой! И в соседнем кемпинге - та же история, мест банально
нет. Вот вам и оборотная сторона медали “раскрученного”, известно всему миру
достопримечательного места...
Нам ничего не остается, как ехать дальше по маршруту - минуя впустую еще одну
смотровую площадку с прекрасным видом на Гейрангерфьорд: солнце практически
село и вечерние сумерки напрочь скрыли от нас эффектную панораму...
Ну что ж, не все коту масленица, будем считать что хватит на нас сегодня видов.
Проезжаем еще несколько десятков километров и встаем на ночлег в кемпинге Yterdal
camping, на берегу еще одного фьорда, Norddalsfjorden.
Не такого величественного, как Гейрангенфьорд, но - некрасивых фьордов, поверьте,
просто не существует в природе. Они все великолепны!
Паромную переправу мы оставляем на завтра - торопиться нам некуда, и сидя около
палатки в креслах, любуемся роскошной радугой в закатных лучах солнца. .
Эх, богата Норвегия на крутые визуальные эффекты...
Немного статистики за день:
Израсходовано 12.1 литров
Расход 8.5 литров/100 км (много карабкались вверх на 2-3 передаче)
Пройдено 141.8 км.
Средняя скорость 36 км/ч (“черепашья” 258-я дорога с высокогорными видами, однако)
9 день
Продолжение безудержного позорного туристического шоппинга
и "попсовых" мест
Eidsdal-Trollstigen-Molde
Каждая ночевка отличается своим звуковым оформлением: то водопад шумит, то
ветер с фьорда свистит в растяжках, то речка горная весело журчит...
Ночевка в палатке как раз хороша тем, что от пакостей природы типа дождя ты
защищен хорошо, а вот звуки-то сквозь ткань проходят беспрепятственно - и ты
находишься в центре звуковых событий! Эту ночёвку мы запомним... из-за овец.
Рядом с кемпингом - крутой заросший склон холма, и эти животинки там весело
паслись. Ржали над нами издевательскими своими голосами - и, заразы такие, беспрестанно
брякали колокольчиками. Вот ведь жывотные, и не угомонить их ничем... Так что
отправляясь в путешествие, не забывайте беруши - иногда они очень могут выручить.
Сразу же от кемпинга садимся на паром - оказывыается, от палатки до места загрузки
на него было метров 20 от силы, переплываем фьорд и отправляемся на встречу
со второй по “попсовости” норвежской достопримечательностью - Дорогой Троллей,
горным серпантином с прелестным панорамным видом.
Однако по пути в очередной раз срабатывает наша удача на случайное попадание
на красивые места: в поисках писстопа мы останавливаемся рядом с каким-то кафе
и...
обнаруживаем очаровательный сложносочиненный водопад с прекрасно оборудованной
обзорной площадкой.
Водопад многопорожистый, не очень бурный, но изящный и очень фотогиеничный.
А интересен он еще и своим небольшим “притоком” - в него впадает ручей, проходя
через.... дырку в камне!
Забавное зрелище, в очередной раз можно поразиться разнообразию фантазии природы.
Подъехав к Дороге Троллей, мы сразу же расстраиваемся - там идёт строительство
какого-то туристического объекта, торчит даже башенный кран, но...
...норвежцы сделали всё возможное, чтобы вся эта строительная лабудень не мешала
прекрасному виду на извивающийся серпантин дороги.
Более того - они сделали вторую смотровую площадку, даже более удобную чем первая,
изрядно оббеганная нами в прошлой поездке.
Похвальная и понятная любовь к красоте своего края.
Перед спуском мы второй раз отдаемся пороку безудержного шоппинга: на вершине,
рядом со стройкой есть несколько совершенно "прэлээээстных"(с) сувенирных
лавчонок в аутентичных бревесных срубах, где за совершенно нереально бешеные
бабки можно приобрести какую-нибудь ерундистику с норвежским флагом, лосём или
троллем.
Ну да, мы же собственно в троллячьей “мекке”, здесь этот не принадлежащий никому
“товарный знак” используют направо и налево :)
Тролли - оптом и в розницу, россыпью и пучком, в упаковке и без! Вам какого
завернуть? Удивительно, но в Норвегии столь толстый троллинг нахальный
маркетинг не раздражает, как в иных местах, спекулирующих “туристическими образчиками”,
а всего лишь немного усмехает. Кто же знал, что из неприятного отрицательного
персонажа скандинавской мифологии удастся вылепить успешный коммерческий проект?
Единственное, что лично меня огорчает в этой тролльиндустрии - так это “одиснеевание”
троллячьего образа, превращение изначально мрачного, злого, дремучего тролля
в забавного толстячка в драных штанишках. Хотя... Пусть их, а я и в россыпи
“смешных тролльчиков” успеваю уцепить жемчужинку - книгу со старинными норвежскими
сказками (да-да-да, про троллей!) с иллюстрациями знаменитого Теодора Киттельсена,
который, как мне кажется, лучше всего сумел отразить истинные черты мифологических
существ.
В прошлый раз подъём по Дороге Троллей настолько нас потряс, что стал “самым
впечатляющим приключением” той поездки.
В этой - почётное первое место сего хит-парада уже прочно занял ледник, а Дорога
Троллей, которую мы теперь преодолеваем в обратном направлении, берется “одной
левой”.
Причём в буквальном смысле: в правой руке фотоаппарат (нам подфартило с погодой
и туманными клочьями, картинно застревавшими прямо на дороге), а левой управляется
машина.
И вполне себе нормально съехали - ведь перед этим мы здорово “набили руку” на
крутых поворотах 55й, 258й и грунтовках “Со стыда сбрила” :)
Ну раз уж мы в мекке троллей, заедем-ка и к “Стене троллей” - благо рядом. Это
крупнейший кусок отвесной скалы, обожаемый бейс-джамперами и экстремальным альпинистами.
Тем паче там тоже, помнится, был хороший сувенирный магазинчик...
Ан облом-с, здесь тоже стройка, магазинчик убрали (надеюсь, временно), “стена”
едва видна в рваных лохмоьях облаков, и мы практически не останавливаясь, едем
дальше, в городок Molde.
В самом городе нам делать абсолютно нечего (как и в любом норвежском городе
- по нашему сугубому мнению, они напрочь проигрывают окружающей их дикой природе
и к тому же банально скушны), однако там есть очаровательный вьюпойнт, панорама
с которого открывается не хуже, чем в Dalsnibb`е. Только бы не было облачности...
Так хочется еще раз ощутить чувство полёта, когда пространство раскидывается
перед тобой на все 360 градусов, и видно далеко-далеко-далеко...
Погода не подкачала, за что ей респект и уважуха, мы, затаив дыхание и замерев,
медитируем.
Ну что еще нужно трем фотографам-любителям природы? Фантастический вид, соответствующая
погода и наличие свободного времени, чтобы всё это запечатлеть.
Счастье есть на земле, честное слово!
После Molde у нас кончается заряд наших внутренних энерджайзеров, и мы мягко
осаживаемся в Bjolstad camping - очень простеньком и малюсеньком кемпинге на
берегу небольшого залива.
Хочу отметить, что вовремя остановиться - это тоже в некотором роде искусство
в путешествии. Через определенное время при большой концентрации впечатлений
глаз как будто “замыливается”, теряется яркость ощущений, и можно по-глупому
пропустить нечто удивительное по красоте, устало отмахнувшись “а, фигня... сегодня
типо было и круче”. Такого отношения к окружающей действительности надо категорически
избегать, и поэтому мы взяли за правило останавливаться в кемпинге сразу же,
как у нас перестает происходить “пятьсот остановок на пять километров пути”,
а машина начинает спокойно глотать километры. Ни к чему такая гонка, мы хотим
получить максимум ощущений с каждого метра норвежских дорог.
Немного статистики за день:
Израсходовано 5.9 литров
Расход 7.5 литров/100 км.
Пройдено 78.6 км
Средняя скорость 53.8 км/ч.
Читайте в следующей
части:
- как мы позорно проиграли пятилетнему ребенку и бабушке;
- сумасшедшие лыжники в облаках;
- плавающий вертеп порока.
временно выдохшийся
Teapot
_____________
Aeroport, aerogare - mais pour tout l'or m'en aller... ©Mylene Farmer