Уютное балтийско-скандинавское приключение, часть IV


[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]

Отправлено : Teapot, 17 Августа 2010 23:45:08    Персональная карточка. . На сервере с 2000г.

<= часть III
Уютное балтийско-скандинавское приключение, часть IV


10 день
Тролль заманил нас!

Moen-Eide-Karvag-Averoy-Kristiansund

С утра палатка опять мокрая - дождь был всю ночь. Да что ж за невезуха, так она у нас “затухнет”, постоянно мокрой возить...
Сворачиваем лагерь, ёжась от утренней свежести, выезжаем в сторону Атлантической дороги и буквально через несколько километров проскакиваем мимо какого-то щита с надписью про достопримечательность. Что это было, Пух? Решаем всё-таки проверить - авось интересное что? Разворачиваемся, возвращаемся, читаем: заповедник, тра-та-та, природоохранная зона, тра-та-та, уникальные растения, тра-та-та, водопад, тра-та-та, пещера, именуемая пещерой тролля, пешеходный маршрут около 4-х километров. Может, прогуляемся? Ага, купились. Попали :) Слава богам, что мы всё-таки догадались хотя бы переобуться в треккинговые ботинки с обычных сетчатых кроссовочек...
Прогулка начиналась легко и хорошо - тропинка по полю, перелеску, вдоль ручейка. Прекрасная погода, прекрасное настроение, шагаем, напеваем. Потом тропинка углубляется в густой лес, под ногами начинают мешаться корни. Сначал разрозненные, потом дорожка превращается в сплошной спутанный комок корней. Потом дорожка начинает по этим самым корням лезть вверх.


Даже удобно - шагай как по ступенькам, лезем, любуемся дикостью и запущенностью здешних лесов, шутим что здесь действительно тролли живут и это их лесенка.
Постепенно в корнях начинают попадаться камни-валуны. Всё больше и больше. Чтобы было нескушно - по ним течет ручеек.


Тропинка, оказывается, проходит по руслу этого ручейка - так удобнее, здесь не растет вездесущий густой мох (правда и ходить соответственно неудобно, но тролля, видимо, это не волнует). Густой лес кончается, начинается высокогорный кривой перелесок, камни укрупняются, подъём сильно укрутняется.


Потом камни превращаются в глыбы, а тропинка исчезает и мы начинаем заниматься просто каким-то обезьяньим скалолазанием. Хорошо что хоть тропинка не пустая, нас регулярно обходят активные норвежские хайкеры (которых мы между собой зовем “лосями”), и мы хоть видим, куда нам надо карабкаться.

Маленькое отступление про странные термины - хайкинг, треккинг и горный джоггинг. Это так здесь называются “национальные виды спорта”, типа. Если в Бразилии все играют в футбол, в Америке - в бейсбол, а в Англии - в крикет, то в Норвегии все ходят ногами по горам, холмам, по долинами и по взгорьям, короче.
Разница незначительна: горный джоггинг это бег трусцой по пересеченной местности с изменчивым ландшафтом. Обычно джоггеры в коротких шортиках, с майкой намотанной на голову и запыленными кроссовками, поджары и загорелы, несутся с неимоверной скоростью. Бегают либо поодиночке, либо семейной парой.
Хайкинг - это однодневные несложные походы. На хайкере обычно крепкие ботинки на ногах, шорты/куртки и специальные палки в руках (как лыжные, они для того чтобы легче было держать равновесие и нагружать руки при ходьбе по ровной местности). Передвигаются очень быстрым шагом, всегда радостно здороваются со всеми кто на тропе попадаются. Багажа нет совсем, всегда налегке. Обычно это пары, одиночки или группы - редкость.
Треккинг - это походы посложнее, с ночёвкой (-ами). На обычных тропинках треккера не встретишь, они пасутся на высокогорьях и кручах. Передвигаются неспешно, им торопиться некуда. Оборудованы удобными рюкзаками, дорогой походной обувью, штанами с укрепленными коленками, палками и выглядят круто. Всегда в составе небольшой, человек пять-восемь, группы. После сброса рюкзака и установки своей микропалатки на какой-нибудь каменной насыпи могут легко трансформироваться в хайкера.
Специально для всех трех видов в Норвегии выпускают... путеводитель по тропинкам (!!!!) Причём в каждом округе (комунне, по норвежски, кстати) он свой, и всегда очень объемный - например тропки вокруг Гейрангера описываются в 400-страничном издании с цветными фотографиями. Убойный томик.

Ну так вот, извините за отступление :) “Лоси” бодро несутся вперед, мы упорно, сжав зубы, карабкаемся за ними, но рано или поздно всё кончается.


Первой кончается “дыхалка”, потом начинают сдавать мускулы, потом сдались энтузиазм и задор. Карабканью по камням вверх, вверх и вверх нет конца и края. На честном слове и на одном крыле, изъясняясь только матом, междометьями и красочными взглядами полными ненависти, держась только на остатках гордости, мы доползаем по скользким камням до входа в ненавистную теперь пещеру, падаем на камни, силимся перевести дух и прийти в себя, а вокруг нас шумят те, кто обгоняли нас на тропе:
- норвежская многодетная семья с грудным ребенком в специальном заплечном кресле и кучей пикникового скарба;
- сильно пожилая пара с табуреточками и небольшим столиком;
- компания шумных ребятишек в одинаковой спортивной форме, которые походу сдавали на этой адской псевдотропинке какой-то норматив (ибо отмечались в специальном журнале, записывали фамилию и время прибытия)
Это если не считать обычных “лосей”, которые не собо задерживаясь у пещеры, полезли куда-то дальше наверх!


Мы сидим у пещеры, все красные, помираем, а вокруг нас в резиновых сапогах бегает пятилетний карапуз в трусах и резиновых сапогах, ловко прыгая с камня на камень. А за ним поспешает старушка, типа тех что у нас на скамеечках у подъездов тусили когда-то, тоже бодренько так с камня на камень прыг-скок. Суровы норвеги, ох суровы! То, что для нас - совершенно изматывающий экстрим, для них - прогулка на уикэнд-пикник, понимаете?!?! А мы ведь считали себя во вполне нормальной физической форме: велосипеды там, бассейн регулярно, траливали... А тут мы не можем сравниться не то что с “лосями” или джоггерами - мы проигрываем норвежскому пятилетнему ребенку и его бабушке, так-то...
Отдышались, лезем в пещеру, с некоторой опаской: в пещерах вроде как заблудиться можно, здесь ни освещения, ни указателей, ничего нет, только камни скользкие и холодрынь.


Фонарик налобный один, с подсевшими батарейками - дорогу видит первый, второй едва-едва, третий (то бишь я) через некоторое время и некоторое количество шишек догадывается подсвечивать себе дорогу светящимся экраном фотоаппарата. До этого пробовал подсвечивать вспышкой - это глупая идея, скажу я вам :)


Правда кадры получаются эффектные - сразу видно насколько узок лаз и почему мы в очередной радуемся правильной обуви - под ногами течет ручей где-то по щиколотку.


Нас догоняет пожилая немецкая пара с мощным фонарем - и с ними мы доходим наконец, до сердца этой достопримечательности - пещерного водопада.


Эффектная игра света от падающей сверху воды, бешеный шум вкупе с хорошим пещерным эхом, ледяные брызги - и полная невозможность нормально это сфотографировать, либо попой в ручей садись, либо виси раскорячившись между камней, о штативе даже не может быть и речи. Да и к тому же в пещере полно народу , все лезут поглазеть на “троллячий душ”.


В сторону ведет еще небольшое ответвление, но там настоящий “шкуродёр” и мы решаем, что пожалуй на этот раз с нас экстрима хватит...


С трудом выбираемся из пещеры.


Сидим, приходим в себя.
Мимо нас куда-то дальше наверх продолжают лезть норвежские семьи, которые не занимаются ни трекктингом, ни джоггингом, ни хайкингом. Они занимаются просто прогулкой... Вот честно - нет слов :(


А ведь предстоит еще обратный путь по влажным камням - он хоть менее выматывающ для “дыхалки”, но для мускулов при спуске нагрузка даже больше чем при подъёме.


Но тут хоть удается немного пофотографировать окружающий пейзаж и нас, по нему карабкающихся - на подъёме на это совершенно не было сил.



Фотографирование длится до первого падения (несильного), тут мы решаем что расслабляться все таки не стОит, убираем технику и крайне аккуратно спускаемся-таки на подрагивающих от усталости ногах вниз.
Так, хватит с нас на сегодня прогулок - едем на побережье, наконец!


Природа здесь уже другая - нет высоких гор, нет фьордовской геометричности и отражений в гладкой воде, нет водопадов и студеных горных рек, но есть миллион островков и настоящее море. Норвежское.


И ветер. Тоже настоящий, морской, крепкий, дубящий кожу. Это уже другая Норвегия, но не менее прекрасная...


Наслаждаясь ею и параллельно отдыхая измученными ногами, мы едем по 64 дороге, знаменитой “атлантической”.


Она построена не так давно, связывает большое количество островков между собой и в принципе не особо интересна...


Но - норвежцы умеют всё-таки ценить красоту и умеют её делать.


Я не знаю, какому инженеру пришла в голову мысль построить один из мостов на Атлантической дороге не прямым, а с изящным изгибом (никакого логического смысла в этом нет - прямой мост был бы и дешевле, и проще), но этот изгиб сделал из обычной трассы очередную фотографически-туристическую мекку.


Мост прекрасен! Его криволинейность просто завораживает, а определенных точек (естественно, оборудованных удобными вьюпойнтами) мост видится как настоящий трамплин в небо. Сколько же рекламных роликов снималось здесь - и не перечислить...


По большому счету здесь абсолютно нечего делать, здесь нет ни-че-го, кроме моря и обглоданных ветром и прибоем каменных островков - но сюда едут и едут туристы. Любоваться этим самым изгибом.


Мы же его на этот раз проезжаем почти не задерживаясь - чёртова ловушка тролля выжала из нас все соки...
Проезжаем великолепным под-морским тоннелем (длинным - 8 км, глубоким - аж уши закладывает, платным - и весьма дорогим) в город Kristiansund, под которым и встаем сразу же по выезду из тоннеля в кемпинг Athletic, выбрав его по принципу “чтоб с бесплатным душем!” - отмыть тела, с которых сошло семь потов.

Немного статистики за день:
Израсходовано 5.9 литров
Расход 7.5 литров/100 км.
Пройдено 78.6 км - напрягалась не лоханка, напрягались мы.
Средняя скорость 53.8 км/ч.

11 день
Меняем планы - хотим еще, еще и еще!

Kristiansund-Sunndal-Oppdal-Fulldal-Ringebu

В этой поездке мы более-менее придерживались проложенного изначально маршрута (ну с некоторыми отклонениями, естественно) - это связано с тем что у нас есть билеты на обратны паром и поэтому есть некий график, которого следует держаться. Иначе будем либо гнать, либо что-то исключать из планов - а не хочется. На этот день у нас было запланировано посещение самой северной точи нашего пути - города Trondheim, но мы поняли, что желания посещать норвежские города у нас просто нет. Да и к тому же всю ночь и с утра - сплошной ливень, по городу фиг погуляешь с фотоаппаратом по такой погоде. И мы меняем маршрут - решаем что дальше на север забираться уже бессмысленно (дней остается совсем ничего) и еще раз спрашиваем себя - а чего мы хотим? И опять ответ однозначен - видов из окна! Высокогорных! Водопадов всяческих! (тут просыпаются измученные вчерашним днем ноги, и снизу отчетливо добавляют: “И штоб без прогулок”)
Почесав тыковку, вспоминаем что есть очень красивый участок пути, который мы как-то прозевали - 27-я дорога, имеет смысл там проехать. А еще недалеко есть 51-я дорога, которую в каком-то путеводителе называли еще “дорогой панорам”. Но это достаточно далеко от Кристиансунда... Ну и что? Зато там виды, и может погодка получше! Решено, выезжаем.
Нет, не выезжаем. По наводкам “Наташи”, которой на днях мы все-таки вправили мозги, пытаемся выехать из жилой зоны рядом с кемпингом на дорогу 64. “Наташа” упирает нас в тупик - перед нами звукоизолирующая стена отделяющая нас от дороги, подземный переход - и не намека на заезд на дорогу. Упорствующей “Наташе”, твердящей что здесь нам прямо, мы говорим пару нелицеприятных слов, сдаем задом и начинаем тыкаться во все другие проулки-переулки, чтобы найти выезд на дорогу. Тупик, тупик, выезд на причал, выезд на грунтовку в лес, шлагбаум перед стадионом - ога, вот и выезд! Ой, нет, не туда... мы чуть не выскакиваем на дорогу, которая ведет обратно в платный (и очень дорогой, напомню) тоннель к Атлантической дороге. Вот и пункт оплаты, разворотов перед ним нет - пятимся назад-назад... Еще тупик, еще дорога в лес, еще тупик... Да что ж такое! И тут мы снова горделиво выезжаем к наташиной стене, о чем она нам радостно сообщает: “Через 50 метров продолжайте движение прямо” Вот дурында... Обращаем внимание, что вслед за нами уже некоторое время так же беспомощно тыркается во все тупики большой караванер (дом на колёсах) и так же изумленно замирает перед стеной. Ага, как в анекдоте: “Слышь, Матвеевна, вон еще один с навигатором!”... Но где же здесь, черт побери, выезд? Неужто только в платный тоннель? Я бросаю машину, выхожу под дождь, дабы пешком произвести рекогнесцировку, и обнаруживаю забавное - на трассу можно выехать.... через подземный пешеходный переход! Он выводит на другую сторону дороги, а там можно аккуратно спрыгнуть с бордюра и поехать в нужном направлении!
Но... по пешеходному переходу? В стране с самыми высокими штрафами? А, все равно ливень и никого вокруг, решаем мы, и тихой сапой совершаем непростительное правонарушение (стыдно, стыдно, да), активно вспоминая питерское видео, где ока тоже ездила по подземному пешеходному переходу... А бедолага караванер остаётся в лабиринте жилых проулков - он бы рад за нами, да по высоте точно не пройдёт...
Переведя дух, встаем на 70-ю дорогу - и вновь перед нами горы и фьорды.


По пути, сверившись с картой, решаем заехать в “долину трех водопадов” - посмотреть что это такое. Сворачиваем на грунтовку - и та начинает лезть вдруг с таким напором, что приходится порой втыкать первую передачу.


Долина хороша и величественна - по ее сторонам три водопада, прикрытые лесом, сливаются в один бурный лазурный поток .


Мы бы с удовольствием походили бы здесь подольше - но ливень гонит нас под крышу авто.


Лучше будем любоваться красотами с комфортом.
Незаметно доезжаем до 27-й дороги, плавно забираемся выше и выше...


Нет, все-таки высокогорье - это иной мир!


Пейзаж будто размазан по плоскости, будто придавлен чудовищной гравитацией и расползся.


Тучи лежат на наших головах, полоска прозрачного воздуха меж ними и столь же узким плато создает впечатление амбразурной щели - чувствуешь себя буквально букашкой на таких безграничных и безлюдных просторах.


Даже дома здесь будто расплющенны, приземистые, кряжистые...


Атмосфера гнетущая и порядком давящая на психику.


А после высокогорья всегда есть веселенький серпантин вниз. Двигатель ревет на второй передаче (по иному тормоза мигом перегреешь), уши постоянно закладывает от перепада давления, кругом все постепенно зеленеет и небо перестает давить на макушку.


Еще несколько поворотов - и вот перед тобой открывается прекрасная долина, обязательно с речкой, фьордом или озером.


Эх, красота-то какая!
На кемпинг решаем встать пораньше - во-первых, впереди еще “панорамная” 51-я дорога и проходить ее ввечеру, торопиться - не имеет смысла, во-вторых - нам уже который день надо просушить платку! Нам уж скоро уж в обратный путь, на паром, палатка мертвым грузом будет лежать в верхнем багажнике - и до Москвы как пить дать стухнет!
Поэтому, неодобрительно поглядывая на исходящее мелкой моросью небо, мы решаем первый раз за поездку арендовать hytter - небольшой домик с минимумом удобств.


Первый удобоваримый hytter нам попадается в кемпинге Kirketeigen ungdomssenter (biblecamping) Он необычен тем, что расположен на задворках местной церкви, рядом с кладбищем. Вся “бибилеистость” его заключается в богообразности дедушки на ресепшен, а так же на рекламных плакатах там же, предлагающих паломнические и миссионерские туры.


Лютеранская вера, к счастью, ненавязчива, визуально лаконична и совершенно не напрягает. На задворках христианского храма я бы вставать с палаткой, например, не рискнул ;)


Вечером мы даже с большим удовольствием погуляли по местному кладбищу: оно не закрывается на ночь и никак не охраняется. Насколько же другая атмосфера здесь! Не тяготящая - а умиротворяющая и спокойная. Здесь пахнет не смертью, а историей...


За могилами следят не сами родственники, а церковные работники-садовники, поэтому все могилки одинаково ухожены и причесаны. И сами они крайне лаконичны и скромны, нет никакой вычурности. И главное - нет этих идиотских заборчиков из балконных перил, которыми зачем-то перегорожены наши кладбища...

Немного статистики за день:
Израсходовано 28.9 литров
Расход 7.2 литра/100 км.
Пробег 399.4 км.
Средняя скорость 60.3 км/ч.

12 день
Покатушки просто так, бездумно и безыдейно.

Ringebu-Lagen-Vagavatnet-Fagernes-Gjovik-Kongsvinger-Eidskog

За ночь при помощи 2-х отверток, чисто российской смекалки и какой-то матери палатку удалось более-менее высушить (и не спрашивайте меня как! Потому что в ответ буду нецензурно выражаться), и мы выкатываемся на 51-ю, “панорамную”, как обещают путеводители, дорогу.


Дорога привычно лезет вверх, в ушах так же привычно пощелкивает давление (за эти дни наши организмы уже вполне привыкли к постоянным перепадам давления. Или мы привыкли к неприятным ощущениям от них?) Как же интересно наблюдать за сменой окружающего пейзажа при подъеме вверх! Можно без помощи “наташи” определять высоту над уровнем моря: до 800 метров идут густющие тяжелые “тролльные” леса, буреломы, до 1000 метров добирается только чахлая поросль высокогорных ломаных и крученых жизнью березок вкупе с с многочисленными кустами, а всего лишь на сотню метров выше - всё, край.


От 1100 до 1350 (это кстати максимум, достигнутый нами “в пути”, не на смотровой площадке) - какая-то инопланетно-исландская пустошь - гравийные россыпи, через которые осторожно пробираются ручьи, замшелые камни и редкие-редкие островки какой-то абсолютно невнятной, жалкой травки.


А над головой - небо. Редко где оно бывает настолько близко... И все эти пространства - на десятки и сотни километров вокруг. Встаешь с машиной на обочине - никого. Тишина давящая, здесь ни птиц, ни насекомых каких - ничего нет. Только ветер посвистывает.


Пронизывающая высокогорная хородрыга. Дорога до горизонта пуста и отмечена привычными вешками. От такой полной безлюдности иногда становится не по себе - понимаешь, насколько же мало населена эта страна...
Но тем не менее даже на этой безлюдной пустоши встречаются живые существа. Правда, странные... Едешь так внутри туманного облака, накрывшего-таки тебя сверху - а навстречу тебе - лыжник! Как положено, в шапочке, в костюме, палками машет, размашистым коньковым шагом идёт... по асфальту. На специальных роликовых лыжах. И еще один, и еще... Дождь, туман - им все нипочём. Сумасшедшие.
А то вдруг вынырнет одинокий велотурист - тоже замечательный подвид сумасшедшего. На багажнике и на спине - рюкзаки, посверху накинут огромный плащ, закрывающий и велосипедиста, и рюкзак, и сам велосипед. Вкручивает педали. Истекает пОтом. Бедолага, как ты сюда забрался? 1350 метров вверх...
А вон по узенькой тропинке куда-то в облака, в запредельное ничто, уходят суровые треккеры - традиционные пять-шесть человек с высокотехнологичной экипировкой. Господа, что вы собираетесь разглядеть в туманном облаке? Там порой плохо видно собственные ботинки с высоты своего роста...
На 51-й дороге даже “сувенирка” экзотична и своеобразна - представьте себе стоящий на пустоши высоченный вигвам. Честный, собранный безо всяких гвоздей - десяток высоченных жердей покрытых шкурами. А внутри...торгуют сувениркой!


Правда, не простой - а крайне специфичной, сделанной местными северными народами. Из северных же оленей, да. Шкуры, рога, огромное количество костяных изделий, от пуговиц до ножей, национальная одежда (шикарно теплая, не показушно-сувенирная, а очень даже практичная и носибельная), колбаса из оленей, сушеное оленье мясо... Саамы - удивительная народность, сохраняющая свои традиции и целостность, живущие в плотном симбиозе со стадами оленей. Да-да-да, та же самая, что и на Кольском полуострове, что и в Лапландии, что и в Швеции...


Пустынные панорамы 51-й дороги стали хорошей жирной точкой в списке наших ярких впечатлений от Норвегии.
После нее мы потихонечку подкатываем практически к границе со Швецией и встаем на последнюю кемпинговую ночёвку в Sjostrand camping на берегу небольшого озерца - дорого и видимо поэтому малолюдно.


В лучах заходящего солнца досушиваем палатку (ура-ура) и прочие детали туалета :)

Немного статистики за день:
Израсходовано 30,4 литров
Расход 6.6 литров/100 км.
Пройдено 458.9 км.
Средняя 68.9 км/ч.

13 день
Шведский транзит

Eda-Karlstad-Orebro-Vasteras-Stockholm

А х ты ж зараза какая! Да что ж за невезение! Перед рассветом хороший дождь - и палатку мы опять сворачиваем непросохшей. Так и будет она киснуть несолько дней в багажнике, до самой Москвы, как бы мы не старались этого избежать...
Ну что, до свидания, Норвегия! Ты великолепна и неповторима, и мы обязательно приедем снова - мы “подсели” на тебя. А сейчас - здравствуй ненадолго Швеция, поля люцерны и сурепки, равнины, небольшие городки и шикарные дороги.
Мы выехали навстречу парому Стокгольм-Турку с хорошим запасом по времени, и решили по пути заехать не глядя в любой небольшой город по пути. Просто так. Прокатится по улочкам, поглазеть на людей и посетить какой-нибудь местный супермаркет.
В какой-то момент на трассе задаем “наташе” ближайший супермаркет - и сруливаем. Честное слово, я даже не знаю как называется город который мы посетили :) Небольшой. По улицам автотранспорт ползёт 20-30 км/ч. Дофига велосипедистов. Дофига светофоров. Ориентироваться неудобно - слишком часты перекрестки и указателей нет. Парковки везде платные - мы заехали на “наземную”, заплатив немаленькую сумму. И вмиг все преобразилось! Тротуары широкие, чистые. Скамеечки. Деревья. Удобно скошенные бордюрные камни. Велосипедистам везде отдельные дорожки. Светофоры для пешеходов того же размера, что и для автомобилистов :) Указатели - читаются, потому что они сделаны именно для пешеходов! Краткий вывод: автомобилистов шведы любят на трассе, шведские трассы великолепны. А в городе любят пешеходов, и в городах великолепны тротуары :)
Зашли в супермаркет, походили... Черт, в переводе на рубли цены дешевле московских! Вот это сюрприз... А мы считали Швецию страной из недешевых... Закупаемся: сыры, шоколад, кофе, какао... Вот это да, что вы из загранпоездки привезли? Да вот, знаете ли, еды :)
К парому прибываем вовремя. Пока ждем швартовки с интересом разглядываем соседей вокруг нас, некий “срез социума”, очень забавно порой поглазеть-погадать кто это, куда плывет и зачем.
Вот впереди стоит старый битый жизнью караванер лохматого года выпуска. Рядом с ним просто так, без музыки, босиком по асфальту приплясывает худощавый светловолосый финн, ужасно похожий на персонажа Снусмумрика. Рядом с ним веселятся и дурачатся его два таких же светлолицых дитёнка. Судя по наклейкам (лоси, тролли) ездили в Норвегию, как и мы. Забавное семейство, от него так и буквально пахнет душевной, спокойной теплотой дружной, хоть и небогатой и не всегда счастливой семьи...
Рядом с нами стоят суровые, все в коже байкеры. На спинах и груди логотипы “клуб любителей Харлей Дэвидсон из Турку”. Мотоагрегаты у них действительно серьезные, а вот лица и и их выражения - совсем не брутальны: мужики улыбчивы, добродушны, на нескольких байках (самостоятельно, а не сзади на сиденьице) едут их боевые подруги/жёны. Тоже все в коже - но с лицами абсолютно мирных домохозяек, разве что загорелые шибко. Из динамиков байка льётся приятная лёгкая кантри-музыка ;) Финские байкеры, лайт версия!
За нами - минивэн. Верхний бокс. Рядом с ним два велосипеда. Немецкие номера. Внутри - пожилая седая пара. Интересно, какой месяц они уже в пути? Их пенсии позволяют колесить по всему миру без остановки, и я пока не встречал страну, где пожилые немецкие туристы отсутствовали ;)
А вот интересный какой товарищ... Номера шведские, за рулем - худой блондин с подругой. Универсал-вольво, а на заднем самодельном багажнике - здоровый мотоцикл. И причём не абы какой - а “спидер”, для заездов на скорость по прямой. И явно самодельный - обтекатель из плексигласа, громадный бензобак из некрашенного металла, сиденье вообще по-моему от велосипеда... Выходит, проверяет крепление багажника, нервничает. Видимо, на соревнования.
За ним тоже - швед и тоже вольво-универсал. И тоже из породы “увлеченных” (а таких “в еворпах” большинство - увлеченных хоть вышиванием крестиком, хоть ловлей бабочек, хоть катанием на лыжах по лестницам - выбор неисчерпаем.. Обязательно с клубами, сообществами, фестивалями и прочей активностью). Этот - собачник ;) У универсала весь багажный отсек отгорожен решеткой, и за ним сидят несколько штук скотч-терьеров. Открыл багажник, чтобы псинкам нежарко было: в очереди на паром принято двигатель глушить и кондей, соответствнно, не включишь. Интересно - он погулять в Финляндию или на выставку собачью?
Сбоку стоит новенькая бмв с... ух ты, швейцарскими номерами! Редко их видишь. Внутри молодой парень, один, багажа никакого. Спит, используя лишнюю минутку покоя - значит на дороге давно. Что подтверждает и вся морда машины в битых насекомых - ехал долго и быстро. Интересно, куда едет таким странным маршрутом, зачем? Загадка.
Ага, а вот и более ясный персонаж. Лексус с финскими номерами (уже редкость). В нем полный мужчина в шортах, белой майке, беспрестанно спорит с кем-то по телефону на английском, вставляя... русский мат ;) Ну тут всё более-менее ясно - явно “партнер” питерского бизнеса, скорее всего автомобильного..
Ой, какая забава впереди! Старенький “мини”, а на нем огромная пластиковая байдарка сверху! Смотрится как муравей, тащащий гусеницу во много раз больше себя. За рулем - средних лет светловолосая дама. Одна. А байдарка трехместная! Тоже интересно было бы знать, какой жизненный поворот сюжета привел ее в эту очередь...
Ага, а вот похоже, и наш собрат-говнофотограф. Финские номера, хонда аккорд немолодая. В машине виден здоровый фоторюкзак и изрядно потёртый жизнью лысый дядечка. Ага, и наклейка с лососем на машине. Рыбак-фотограф? А на заднем сиденье здоровенная болгарка валяется. Рыбак-фотограф-ремонтник-строитель? Нет, наверное все-таки по работе он куда-то едет/ездил.
При определенной фантазии и зорком глазе в такой очереди нескучно,” сраз” получается восхитительно разношерстным. Жаль, что на глаза не попались те, кто едет пешком на пароме - там тоже персонажей
любопытных, с загадочной историей, думается было бы море...


Ага, а вот уже и СильяЛайн приплыла, девятиэтажная громадина, выпустиал из своего чрева мильён всяких машинок, грузовиков, автобусов и пассажиров с багажом и без, вот сейчас тягачи отдельно фурные прицепы вытащат (есть такая услуга - перевозка на пароме только прицепа, без тягача) и - мы заезжаем.


Здравствуй, паром, старый знакомец! Мы уже не удивляемся твоим размерам, не ходим, раззявив рот, по палубам, не плутаем в хитросплетениях коридоров спальных этажей.


Скорее для галочки наблюдаем отплытие (Стокгольм с воды абсолютно неинтересен - сплошь промзона), и - на ужин, здесь настоящий гастрономический разврат творится :)
Да и если посмотреть со стороны, весь паром - это плавающий вертеп порока, если уж честно. Поскольку здесь “нейтральная зона” - здесь не действуют какие-то локальные законы и запреты, например на продажу алкоголя после скольких-то часов или на азартные игры. Здоровущее казино, море разнообразной выпивки в дьюти-фри, свободно продающиеся сигареты и снюс (это что-то типа “напаса”, закладываемого за губу табака - гадость редкая) - все пороки на ваш выбор, пользуйтесь!
Может даже и разврат есть - но только очень быстрый, ночь короткая, в шесть утра паром уже причаливает ;) Кстати из-за краткости плавания многие пассажиры и не берут билет “с каютой” - проще просидеть эту ночку с бокальчиком в удобном кресле в кафе, или простоять за рулеткой, или... Ага, а вот и наши знакомцы - клуб харлей-дэвидсон из турку. Спят. Вповалку. На общественных диванчиках вдоль иллюминаторов. Экономят, значит ;) Ну и мы пойдём, всхрапнем на скорую руку.

Немного статистики за день:
Израсходовано 33.6 литров
Расход 7,0 литров/100 км.
Пройдено 478,2 км.
Средняя скорость 82,0 км/ч
.

День 14
Исполнение детской мечты с некоторым запозданием.

Turku-Naantali-Turku

Рано-рано с утра, зевая и едва продрав глаза, мы выкатываемся из необъятного чрева парома на сонные утренние улицы Турку и берем направление в его пригород, в небольшой курортный город Наантали. Мы едем в гости к Муми-троллям!
Смешные “белые бегемотики с хвостиками”, известные среднестатистическому советскому ребенку по уродски нарисованному мультику производства СССР, даже в такой некрасивой подаче нравились мне. Уж больно необычным и нестандартным было поведение персонажей. Слишком много свободы было в их действиях, и мораль, и поведение - все было каким-то иным, непривычным советскому ребенку. Это был маленький росток “иного” в море патриотических мультфильмов с перебором поучительности и чудовищным мультшлаком производства “узбекфильм” и иже с ними. Мне он запомнился и полюбился, и в детских фантазиях я частенько представлял себя в Муми-Далене, стране, гедд живут Муми-тролли.
Уже во взрослом виде я взялся за “бумажный” первоисточник - серию произведений финской писательницы шведского происхождения Туве Янссон. И был потрясён: Это не детское чтиво! Да, оно написано для детей, короткими, простыми фразами, легким для восприятия языком, персонажи милы, но... Это взрослая, серьёзная и местами тяжелая вещь. Глубоко философская, со многими подтекстами и “слоями” понимания. Неудивительно, что тексты Янссон становятся основами для докторских (!) диссертаций по филологии.
Наряду со Стругацкими, Муми-книги я регулярно перечитываю и заново переживаю гамму необычных ощущений прикосновения к другому, чуть сказочному и чуть смешному миру. Это моя очень личная сказка...
А еще хочу отметить, Муми-книги - прекрасный антидепрессант. Они создавались писательницей в тяжелейшие военные и послевоенные годы, и эта тяжесть окружающего быта яркой линией проходит по всем произведениям: от недостатка чего страдала писательница в реале, то особенно вкусно и красочно проступает в книге. Из-за этого при чтении Муми-книг по душе разливается приятное уютное тепло от описания простых, элементарных радостей бытия, которые сейчас сильно обесценились...
Вообщем, рекомендую. Для ваших детей - это будет прекрасной, чистой и по-настоящему доброй заменой всяким покемонам и телепузикам, а для вас - хорошим вечерним чтивом. Только единственное - покупайте правильные издания, с оригинальными рисунками Янссон, от поделок доморощенных художников-оформителей тошнит, честное слово.
А в Финляндии Муми-тролли (и все-все-все из муми-вселенной) - настоящий национальный символ, любимый всей нацией, ну и... популярный раскрученный бренд (маркетинг, куда от него уйдешь...) И на острове Kailo рядом с городком Naantali был построен тематический парк развлечений, посвященный Муми-персонажам.
Он абсолютно детский, наверное для тех, кто в возрасте от 1 до 9 лет, он простой и небольшой, но... Чёрт, это же моя детская мечта: побывать в мире Муми-троллей... Могу я исполнить свою детскую мечту? Тем более сегодня у меня день варенья, 35 лет - самое время для исполнения детских мечт, как мне кажется :)



Мумиландия - это маленькая, компактная сказка. Сделанная наивно и просто, безо всяких новомобдных пластиков и спецэффектов со взрывами.


Здесь нет никаких аттракционов, испытывающих желудок на выворачивание, вообще ничего подобного.


Папье-маше, фанера, краска, пенопласт, фольга, масляная краска... Здесь как в текстах Янссон - все очень-очень просто и в то же время - искренне, кристально честно.


Знаете, есть такой термин “аналоговый”? Он лучше всего подходит для сравнения Мумиландии с другими парками развлечений, тем же Диснейлендом. Там всё насквозь цифровое и блестящее, но - фальшивое, а здесь - аналоговое, теплое и честное. Пусть даже шероховатое и немножко потрёпанное... Но сделанное настолько искренне и с любовью!


Вот здесь вдоль тропинки в красочном виде, с примерами и иллюстрациями, разворачиваются мемуары Муми-Папы.


Вот ворчливая задиристая хемулиха, ехидно осмеивающия всех проходящих (жаль, что мы не понимаем финского, узнали бы о себе много нового)


Вот Снусмумрик у своей палатки рассказывает страшные и ужасные истории оторопевшей мелюзге.


А вот и страшный и ужасный лабиринт, из которого нет выхода! (ну, за исключением всего одного)


К самому дому Муми-троллей и не протолкнуться - восторженная малышня собъет с ног и затопчет!


А вот и купальня, здесь зимой, когда Муми-тролли впадают в спячку, живет Туу-Тикки.


А это Хаттифнатты - удивительные существа, странствующие по свету в поисках электрических бурь. Не подходите близко - могут стукнуть током ;)


Внутри корабля Фредериксона: здесь нет табличек "не трогать руками" - трогать можно и нужно!


Карамельная комната Малышки Мю - мечта любого сладкоежки и залог благосостояния дантистов ;)


Муми-дом. Для внимательно читающих Муми-книги хорошо ясно, насколько собирателен его образ...


Мы с удовольствием прошли все “тропинки приключений” в парке, перечитали все указатели, и наконец заглянули в “магазинчик Сниффа”, где наконец дорвались до совершенно феерического количества “стаффа” с любимыми героями. Вот тут-то маркетинг и показал, где окупаются детские мечты :) Сувенирная продукция очень дорогая, но - пройти мимо невозможно, когда еще шальной ветер занесет нас сюда... Затариваемся по полной, не считая денег в кошельках! И опять, как и в случае с норвежскими троллями, здешняя “коммерческая” часть оформлена настолько ненавязчиво-удобно, что не вызывает раздражения, а делает самое нужное - приносит удовольствие от покупок.


Загруженные сувенирными пакетами, мы возвращаемся из сказки в реальный мир, немного гуляем по Наантали пешком.


Милый маленький городок, пронизанный пляжно-курортно-морским духом, что достаточно необычно для Скандинавии. Ну и едем обратно в Турку: здесь у нас гостиница, “Holiday Inn Turku” - переночуем и поедем дальше, торопиться - не в наших принципах, ну вы уже наверное поняли ;)
Вечерком выходим немного погулять по улицам Турку. Простенький и незамысловатый финский город, отличившийся тем, что 98% достопримечательностей, описанных в его путеводителе, находятся... за пределами Турку :) Вокруг Турку действительно расстилается крайне любопытная местность, островной архипелаг из двадцати тысяч (!) островов, размером от больших (на них располагаются городки и даже один природный парк) до совсем крошечных и необитаемых каменных надолб. В этой местности моторная или парусная лодка - сами понимаете, жизненная необходимость, а карта глубин и расположения островов является неким туристическим фетишом и визитной карточкой - настолько она запутана и сложна. Путешествие здесь может быть отдельным захватывающим приключением, но увы, в нашу программу оно не входит - нам уж и на работу скоро выходить :(
Привет, Турку-транзит! Мы - сквозь тебя и дальше, домой.

Немного статистики за день:
Израсходовано 2.4 литра
Расход 7.9 литров/100 км.
Пройдено 31.4 км.
Средняя скорость 38.6 км/ч

День 15
Удар реальности

Turku-Salo-Helsinki-Kotka-Vaalimaa-Торфяновка-Выборг-Санкт-Петербург

А в Финляндии дороги тоже хороши, но близость России сказывается - народ более безбашенный и поток едет не со скоростью “как на знаке”, как в остальных странах, а где-то +20 км/ч. Но все равно на дорогах спокойно и не нервно, все едут ровно и правила дорожного движения по-прежнему в почете.
По пути заезжаем, поддавшись зазывающему рекламному щиту, в городок Muurla, в стеклянно-сувенирно-дизайнерский магазин. Ох, не заруливайте сюда... Адская смесь из восхитительного лаконичного скандинавского дизайна, авторских изысканных работ и Муми-персонажей (да-да, и здесь они!) может нанести непоправимый вред вашему кошельку и оставить после себя горькое разочарование: потому что скупить хотелось реально чуть ли не полмагазина разом... Ну вот что есть такого в скандинавских генах, что представители этих народностей умеют делать столь привлекательные в своей простоте вещи? Покидаем магазин, старательно бия себя по рукам, которые тянутся к таким прекрасным безделушкам...
Километры до границы пролетают традиционно незаметно - финские дороги славятся тем, что подсовывают под колёса расстояния ненавязчиво и показания одометра порой сильно удивляют - что, уже столько пройдено?!
На прохождение обеих границ от силы час (ах, как быстро стали работать пораничники в связи с новыми таможенными правилам - просто загляденье!) и вот мы и на родине.
До свиданья, правила дорожного движения (поток не снижает скорости даже в населенных пунктах, а тебя, притормаживающего, еще и гневно оббибикают), здравствуйте, дикая колейность, выбоины и ямины, здравствуй, суета и нервзность российских дорог.
Дорога до КАДа убивает своей непродуманностью - ширина дороги в каждую сторону на полторы “стандартных” полосы и сплошная двойная между ними. Тащится коптящая фура - как ее обогнать? Вроде и место для обгона есть - но коль зацепишь колесами разделительную - за поворотом встретишь обрадованных гайцев, которых здесь тысячи. Ну что стоило нарисовать 2 честные, менее широкие полосы и одну переменную, обгонную? Результат такой непродуманности - постоянно рискованные маневры, подрезания, суета, толкотня. Кто едет посередине, кто к обочине жмется... Поток то разваливается на два очень узких “ручья”, то сливается в один, но слишком широкий, из которого кто-нибудь опять бросается на обгоны впередиедущих.
Результат? За маленький кусок от границы до Питера мы устаем на порядок больше, чем за гораздо бОльший кусок пути от Турку до границы. Когда я въезжал в Питер, у меня реально подрагивали руки и нервно дергалось веко - настолько раздражала эта толкотня.
Чтобы не выматывать себя большими перегонами, в Питере у нас тоже запланирована ночевка. Гостиница “Островок”, закопанная где-то в глубинах пролетарских спальных районов, еле находим, паркуем машину - и первый раз за все путешествие подумываем, не поставить ли ее на сигнализацию: кругом синюшного вида личности, быдловатые подростки с пивом с неподдельным интересом таращатся на московские номера и бокс на крыше... Платной охраняемой парковкой гостиница, как оказалось, не оборудована - и нам приходится просто прихватить с собой всё более-менее ценное в гостиницу.
Сама гостиница - отдельная история. Это арендованные третий и тринадцатый этаж какой-то пэтэушной общаги солидной степени загаженности. На третьем - ресепшен, евроремонт, на тринадцатом - комнаты, без изысков, пошарпанные, но терпимые, с минимумом мебели, с удобствами и кухней “в коридоре”. Но если между этими этажами лифт останавливается и открывает двери - испытываешь настоящий культурный шок. “общажные” площадки представляют собой натуральный сквот - горы мусора по углам, следы каких-то непонятных пожаров по стенам, все стены расписаны (и не высокохудожественным граффити, поверьте), в нос шибает запах вокзального сортира... Парадное, по-моему это так здесь называется? Персонал гостиницы - непроходимо туп, делают подряд несколько ошибок при попытках оплатить моей карточкой номера, хамят. Для заселения каждому приходится заполнить подробнейшую анкету, где кроме паспортных данных надо указать кучу разных данных, вплоть до должности, адреса и телефона работы. Хоршо что хоть данные на родственников писать не заставили... Нигде и ни на какой ночёвке в нашем путешествии к нам не относились так плохо и не заселяли с такими проблемами. Бррр.
Чтобы немного развеять крайне отрицательное впечатление, обзваниваем питерских участников Ока-клуба, и нам удаётся пригласить к себе Stormway`я в гости, если можно так сказать.


Леонид, респекты тебе огромных размеров! Тебе удалось смягчить “удар реальности” по нам своими рассказами о Японии и известным всем веселым нравом. Без твоей помощи день был бы безнадежно испорчен, а так - он перешел в приятные дружеские посидушки далеко заполночь. Ты, можно сказать, спас репутацию Питера :)

Немного статистики за день:
Израсходовано 46.0 литров
Расход 7.5 литров/100 км.
Пройдено 610.5 км.
Средняя скорость 82.0 км/ч.

День 16
Гонки и пробки

Санкт-Петербург-Москва

Ну тут я уж и не знаю, что писать... Трасса знакомая и изъезженная до дыр в прямом и переносном смысле - здесь мы ловим три “пробоя подвески” практически подряд (за всю поездку - только тут), к счастью диски выдерживают. Здесь теперь снимают “на камеру” - посередине населенного пункта ставится штатив с видеофиксатором, незаметный с виду, а принимают “гонсчиков” на выезде из населенки. Здесь на асфальте везде росчерки экстренных торможений и осколки от их неудачного завершения. Здесь разделительный барьер (где он есть, конечно) имеет по нескольку “ударных отметин” на километр. Здесь можно по-прежнему легко встретить трактор с прицепом навоза с хвостом изнывающих от желания его обогнать. Здесь обладатели ксив и мигалок не раздумывая, несутся по встречке, наплевав на штрафы и правила, расшугивая дачников крякалками.
Ну и естественно - здравствуйте, пробки! При подъездах к Москве движение замирает. Фуры, которым вроде как запрещено ездить по этому участку дороги, отвалив гайцам на лапу, вальяжно тащатся в море суетливых легковушек с дачниками. Да, воскресный вечер - не самое лучшее время для въезда в город по Ленинградке, но такова уж наша печальная участь - завершать путешествия мучительными заторами :(
Здравствуй, раскаленная и прокопченная столица. Ты нам не рада, и мы не рады тебе.
Теперь у нас впереди только мучительная “обратная” акклиматизация (бич всех путешествующих), нелюбимая работа, раскаленная до 40 градусов квартира и... Воспоминания. И мечты о следующей поездке...
Все. Уютное балтийско-скандинавское приключение неуютно завершено.

Немного статистики за день:
Израсходовано 57.6 литров
Расход 7.6 литров/100 км.
Пройдено 751.8 км.
Средняя 74.2 км/ч.

 

Ну, что можно сказать, подытоживая?
Поездка удалась - однозначно! Мы получили то что хотели - видов и пейзажей вагон и маленькую тележку. Мы избежали городов и насладились природой. Мы не устали и не измучались в дороге. Мы побывали в совершенно уникальных местах и наустраивали себе приключений на грани экстрима - в свое удовольствие. Мы получили-таки максимум удовольствия с каждого километра пути! Это была “работа над ошибками” предыдущей поездки? Она принята! Ошибки исправлены, новых не наделано ;) Вывод? Надо еще поехать, чтобы наделать ошибок, чтобы их исправлять!

Километров-фото-денежная статистика

Пройдено 5694 км. Немного? Ну, в принципе, да. Зато - гипернасыщенно и в удовольствие.

Отснято только на мой фотоаппарат 16 гигабайт, 3 330 кадров, из них отобрано, обработано, причёсано и выложено 720 + склеено 8 полноразмерных панорам.
Смотреть все фотки здесь, а панорамы - здесь.
Женская часть экипажа свои фотки еще редактируют, лентяйки ;) (вставлю ссылки на их галереи позже)

Точного, копейка в копейку, подсчета денег я не вел (было много “сторонних” трат на сувениры, продукты, и прочее, в принципе совершенно необязательное), но рассчитать “только необходимое” для такой поездки легко
(расчет на три взрослых человека+машина, переконвертированный в рубли по стандартным курсам местных валют, чтобы было легче для понимания):

На бензин потрачено 20 897 рублей
На проживание во всех отелях и кемпингах: 17 420 рублей
На паромы Таллин-Стокгольм и Стокгольм-Турку: 18 040 рублей
На визы 1600*3=4800
На еду - около 6000 руб, закупались оптом в Ашане. Много привезли обратно ;)

Итого 67 157 рублей, или 22 385 рублей в перерасчете на 1 человека. 560 евро. Это за путешествие через 4 страны, 16 дней. Получилось дешевле, чем наша предыдущая поездка! Оптимизация, однако ;)

В виде постскриптума
В очередной раз хочу сказать: чудеса природных ландшафтов Норвегии не так далеко, как вам всем кажется! Добраться туда действительно просто, не требует каких-то спецнавыков, запредельного водительского мастерства или идеального знания языков (мы еле-еле два слога по английски можем связать). И денег, как оказалось по факту, требуется не так уж много. Есть надежные 4 колеса, любая палатка и спальники? Всё, вы готовы к путешествию! Смысл владеть хорошей машину и толкаться на ней лишь по пробкам? Она способна доставить вам гораздо больше удовольствия. Мир соединён дорогами - пользуйтесь ими! Рекомендую ;)

 

уф. Завершивший глобальный труд
Teapot
_____________
Aeroport, aerogare - mais pour tout l'or m'en aller... ©Mylene Farmer



[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]