Отправлено : Teapot,
10 февраля 2013 16:50:01
<<
Часть I
Гонконг,
Филиппины и Макао в драных джинсах и дырявых кроссовках. Часть II
Вспомните первую часть отчёта: в день перед ночным перелётом на Филиппины у нас была крайне напряжённая и утомительная программа. Оушен парк – весь день на ногах, а затем эскалаторное приключение и долгий-долгий спуск обратно. Ну и представьте, что сразу после всего этого мы впрягаемся в рюкзаки и безо всякого передыху отправляемся в аэропорт, где садимся на ночной самолёт до пересадочного аэропорта в городе Себу. Бюджетная авиакомпания, чудовищно неудобные сидушки с минимальным расстоянием между ними (видимо, рассчитанными на азиатов). Поспать не получается. Себу ошарашивает: во-первых, после гонконгского хайтека это какая-то деревня под урюпинском, совмещённая с рынком, а не аэропорт. Умилило, например то, что экраны для показа расписания и рейсов в аэропорту есть, но… показывают по ним местные телеканалы с сериалами, которые с удовольствием смотрят продавцы многочисленных магазинчиков, забив на товар и работу. А названия рейсов сотрудники носят на бумажках в высоко поднятых руках. Второе ошарашивание – погода. В Гонконге-то была приятная прохлада – где-то в районе плюс 15-18, и такой перепад организм переварил безо всяких проблем. А здесь – в районе 28 ночью, плюс высокая влажность. Сразу же начинаем обливаться пОтом. Первое знакомство с бюрократической системой жизни на Филиппинах тоже не радует: чтобы пройти в зону посадки на следующий рейс, нужно заплатить налог, по местному именоемый «Fee». Небольшой, сущие копейки, но – только в местной валюте. Вот уж действительно «фи» – где нам местных тугриков-то взять? Оббегали доступные нам площади – и не встретили ничего похожего на банкомат. Вот это неприятнейший сюрприз. Чего делать-то? Цепляемся к сотрудникам аэропорта – те подсказывают, что банкомат есть в другом терминале, в зале вылетов международных рейсов. Галопируем туда, ура, действительно банкомат, но… Как показали пять минут экспериментов – он не принимает ни визу, ни мастеркард, только какие-то карточки локальных филиппинских банков. Больше банкоматов в этом чудесном аэропорту найти не удалось. Чудесно. К счастью, у нас было немного наличных долларов в виде НЗ. В каком-то закутке отыскиваем обменник и по чудовищно невыгодному курсу меняем на местные песо. Ну что ж, теперь можно не только заплатить фи, но и перекусить – местные едальни принимают только нал.
Следующее плечо перелёта у нас немного необычное: нам нужно как-то попасть на остров Боракай, где нас должны поджидать чудесные пляжи и букинг отеля. Но… На этом острове нет аэропорта, он слишком мал для него. Он есть на соседнем острове Панай, да не один, а целых два. Именуемые Калибо и Катиклан. И для всех кто летит на Боракай, возникает проблема – в какой из этих аэропортов покупать билет? Катиклан – расположен буквально на берегу пролива между Боракаем и Панай, очень удобно. Приземлился, переплыл проливчик – и ты на месте. Но… Полоса в этом аэропорту очень короткая, и принимает аэропорт из-за этого самолёты только тогда, когда ветер встречный, иначе можно выкатиться – случаи бывали неоднократно. Как только ветер стихает ниже определённого значения – рейс задерживают. Да и летать туда могут лишь низкоскоростные турбовинтовые самолётики, тесные и с ограничением по весу багажа. Аэропорт Калибо же – полноценный, принимает всегда, туда летают реактивные самолёты, но… Расположен он где-то в двух часах езды от пролива между Панаем и Боракаем, что неудобно и предполагает дополнительные траты на трансфер.
Когда мы планировали маршрут, подумали что лететь в стандартный аэропорт – это слишком скучно и банально, и заказали билеты на Катиклан. А что, приключение же! И это действительно стало приключением.
Во-первых, процесс регистрации. Сдаёшь багаж – и его взвешивают с точностью до 100 граммов. Хоть малейший перевес – плати, и очень немало. Бывали случаи, что выслушав цифру за перевес, обалдевшие туристы начинали прямо у стойки регистрации выбрасывать вещи: их дешевле было купить заново, чем везти по таким тарифам. Дальше вместе с ручной кладью на весы становишься… ты сам. После чего тебе выписывают место в салоне. Развесовка в самолёте – точнейшая! После чего – скрещивай пальцы наудачу, чтобы ветер в Катиклане был необходимой силы. И не забывай слушать объявления и следить за сотрудниками с бумажками рейсов! Нам, например, сначала по радио объявили о задержке рейса на час, мы расслабились и решили вздремнуть – как вдруг наш рейс возник на бумажке, и мы вылетели даже немножко раньше расписания. Это Филиппины. Это нормально ;)
Изумительный небесный тихоход АТМ
Летит низко, виды за окном - потрясающей красоты! Бирюзовое небо, яркие островки – загляденье! Филиппины – это полностью островное государство, говорят что в его стоставе около семи тысяч островов. Вооот на этот нам нужно будет попасть, вот он, Боракай.
Но садиться мы будем левее. И судя то тому, как самолёт «взяло за шкирку» и начало мотылять – садиться будем тяжело…
Я обожаю летать. Ни капельки не боюсь этого, наоборот, стараюсь с интересом следить за всей механикой процесса взлёта, посадки, маневров во время снижения – и не просто так следить, а пытаться понять, что именно происходит и почему. Почему взлетаем на малом угле закрылков, почему «коробочка» захода на посадку состоит более чем из четырёх виражей, почему при заходе на посадочную глиссаду пилот постоянно дёргает воздушные тормоза-интерцепторы, с перелётом или недолётом сели, на автомате или «руками» была посадка… Вся эта внутренняя кухня ужасно захватывает! Но иногда понимание всех внутренних процессов может привести и к мокрым штанам…
Мы заходили нервно – от тёплого моря шли воздушные потоки вверх, лёгкий самолёт здорово трепало, но пилоты держали его в рамках курса, они эту погоду и этот аэропорт знали как облупленный. Мы уже могли спокойно могли разглядеть людей на смешные парусничках с треугольными парусами под нами, когда пришёл сдвиг ветра, неожиданный и резкий. Мы просели на столь драгоценные сейчас метры вниз, пилоты моментально поставили тягу на номинал, воздух на винтах заревел… Я нутром почуял, как сейчас жарко в кабине. Номинал перед торцом посадочной полосы – это ясный признак того, что будет уход на второй круг: скорость, которой мы компенсируем потерю высоты, становится слишком высока для посадки. Но пилоты действительно были ювелирами: подобрали тягу, сыграли штурвалом, и через пару секунд мы плюхнулись-таки на полосу. В самом-самом начале, явно с недолётом, жёстко – и тут же во всю дурь врубив реверс винтам и тормоза. Пассажиры повисли на ремнях – а остановились мы совсем, совсем у заборчика противоположной стороны ВПП. Скорости всё же был явный перебор…Тютелька в тютельку, без права на ошибку. Всего тысяча метров полоса, это очень и очень мало. Жутковатая посадка, лучше бы я не понимал, что происходит… Боящиеся летать – я вам искренне рекомендую не использовать этот аэропорт, посадки здесь действительно очень сложные.
Загружается в лодку. Ой, смешная какая! Узкая, деревянная, с двумя поплавками из бамбуковых брёвен по бокам. На нас пытаются надеть спасжилеты. Мы активно против, говорим что плавать умеем. Филиппинец, вздымая палец вверх говорит что безопасность прежде всего и напяливает эту оранжевую гадость на нас. Какая безопасность? Эти спасжилеты давно потеряли все крепёжные верёвочки и ремешочки, его никак не закрепить на своём теле. Если свалишься за борт, первое что ты сделаешь – выскользнешь из него… Однако правило есть правило: сидим с кусками пенопласта, надетыми как ожерелья, на наши шеи.
Причалили, выходим, подманиваем трайсикл, суём ему распечатку с названием гостиницы. Знаешь такое, морнинг бич ресёрт? Нет, говорит, я только морнинг стар ресёрт знаю. Он подзывает своих коллег и они некоторое время совещаются над нашей распечаткой, активно тыкая пальцами в разных направлениях. Это не прибавляет нам оптимизма. Потом один из них вызывается – мол довезу. Почём? Сто песо. Много это или мало? Может надо было поторговаться? А п**уй, пляшем. Потарахтели по лужам и грунтовкам, мимо простеньких домиков и каких-то сараюшек и хижин. Заехали в какой-то грязный переулок, трайсиклист говорит что всё, вроде приехали. А где гостиница-то?! Кругом только одна грязюка и деревня. А, говорит, вон туда вам, вдоль по этому переулку а потом налево – она и будет. Так какая там будет, морнинг стар ресёрт или морнинг бич ресёрт, или может это одно и то же? Пока мы пытались хоть как-то сориентироваться, трайсиклист утарахтел. Ну совсем чудесно. Пошли как он сказал и через десяток метров из замызганного проулочка… внезапно вывалились на пляж! Представьте: мы все в мыле, навьюченные рюкзаками, в куртко-джинсо-кроссовках, с мешками под глазами от недосыпа, а тут – белоснежнейший песок. Бирюзовое море. Пальмы шуршат. Волны плещут. Небо голубое. Солнце шпарит. Народ весь в мини-бикини по шезлонгам валяется или на мелководье плещется. Благодать же! Мы стояли и втыкали в прекрасную картинку пару минут, впитывая окружающую благодать.
К счастью, хоть с гостиницей проблем не возникло – она действительно была чуть налево, как и говорил трайсиклист. Сбросили багаж, переоделись в шорты – и тут всплыл вопрос, а что делать дальше-то. Организм категоричен – упасть и спать! Филиппинская логистика для организма просто убийственна, да, тут с организмом не посопоришь. Но день только начался… Проспим его – и проснёмся к ночи. И делать-то что? Ночью по пляжу гулять? А где ночью мы найдём поесть-попить? Так что мы собрались с силами, приняли освежающий ледяной душ, и собравшись с последними силами, отправились – таки осматривать окрестности.
Тем более, в воздухе повисли ещё две большие проблемы, которые нужно было срочно решать.
Первая проблема –
деньги. Филиппинских песо налом у нас
было ровно-ровно заплатить за гостиницу,
и всё. А кушать-то хочется! Значит нужно
было найти банкомат! А вторая проблема
была неожиданной. Электричество. Мы с
изумлением обнаружили что на Филиппинах
свои розетки. Они, конечно и в Гонконге
свои – такая штуковина тёхконтактовая,
но про это мы знали заранее и запаслись
переходником. А вот филиппинские две
узкие пластинки были для нас неприятным
сюрпризом. Разряжены и телефоны, и
ноутбук, и фотики – а подзарядить никак.
Нужно найти переходник, кровь из носу!
Так что руки в ноги и мы пошагали вдоль
пляжа.
Не, ну море это конечно
хорошо. И солнышко прекрасно. Только
жарко. Только вот… Все попадающиеся
нам на пути лавчонки торговали чем
угодно, только не переходниками. В
основном – пляжно-сувенирный стафф. И
банкоматов не встречалось в принципе.
Что немало озадачивало. Мы решили
немножко вдоль воды, прям по кромке
бирюзовой волны… И как мы потом выяснили,
свернули с дороги буквально за одно
здание до банкомата :) Старательно обошли
его по морю (а то как же, приехали а в
море даже ноги не помакали). Ну да, везение
– это наш конёк, конечно же… Через
некоторое время в наши одуревшие от
недосыпа и затуманенные усталостью
мозги пришла ясная и умная мысль –
навряд ли мы найдём требуемое вдоль
пляжной линии.
Тут всё посвящено отдыху, нужно уходить вглубь островка. Как жаль, что такая гениальная мысль посетила нас с запозданием. Чуть удалившись от пляжной зоны, мы находим магазинчик сотовой связи, где успешно закупаемся переходниками. Ура! Полдела сделано! Теперь осталось добыть денег, а вот и банкомат поблизости, всё же чудесно! Ага. Только вот кредитка в куртке, куртка в номере, а на мне шорты с майкой. Умник, тьфу. Всё таки пора прекратить себя мучать. Мы представляем сейчас из себя настоящих зомби, едва шаркающих и вялых. Смысла от такого «отдыха» никакого нету. Поэтому мы на оставшиеся деньги купили фруктов (ах, какие потрясающие здесь бананы! А манго! Ммммм… А дыня… оказалась тыквой. Бывает. Они ж не подписаны никак на рыночном прилавке), вернулись в номер, и, несмотря на то что был самый разгар дня, попадали по кроватям…
…и проснулись только через восемнадцать (!!) часов. Мощно так дрыханули, ничего не скажешь. Но после этих восемнадцати часов у нас всё более менее пошло на лад и начался период отдыха. Ну, почти отдыха. Ну, типа по нашим меркам отдыха… Ладно, обо всём по порядку.
Дайте я для начала всё-таки расскажу о Боракае и о его своеобразной географии. Этот остров – настоящий двуликий Янус в череде обычных островных курортов тропической зоны. Узкая штуковина гантелевидной формы, вытянувшаяся практически ровно с юга на север. В длину километров семь, а в самом узком месте – наверное метров шестьсот, не больше. Маленький островок. Никаких особых достопримечательностей, храмов, старинных строений и прочего на нём вообще-то нет, и до 80-х годов прошлого века остров вообще был абсолютно «некурортным». Но потом каких-то туристов чудесным образом занесло сюда, они накропали статейку в каком-то британском журнале – и тут понеслось. Потому что восхищаться есть чем: с западной части острова, почти во всю длину, тянется пляжная зона, именуемая White beach. Это один из самых лучших пляжей планеты! Мелководный тёплый залив, уникальный по степени белоснежности песок, широкая пляжная зона, и благодаря уникальной розе ветров – почти всегда штиль. Остров как бы защищает своей тушей это место от постоянных ветров. И это так же чаще всего очищает горизонт от облаков! Мы много раз наблюдали, как тяжёлые тучи повисали в начале и конце White beach, там даже были видны струи дождя – а в пляжной полосе весело светило солнышко и народ вовсю загорал.
Ну а если вы прибавите к этому большущее количество отелей, ресторанчиков, баров прямо на пляжной линии, достаточное количество всякой «водной активности» типа параслайдинга, заездов на банане, яхтинга – то получается прямо очень вкусное место для тузизма типа «пузогрейный овощ».
White beach для более лёгкого ориентирования виртуально разбит на три зоны, именуемые почему-то «boat station» (хотя никаких причалов или понтонов на пляжу нет) под номерами 1, 2 и 3. Так уж получилось, что благодаря зуду в одном месте нам удалось пожить на всех трёх станциях, и мы можем подробно рассказать какая чем отличается.
Станция 3 – самая близкая к пристани для переплывания на Панай, с неё удобно начинать знакомство с Боракаем. На её пляже – самая большая активность у «яхтсменов», предлагающих занедорого покататься на узких парусных корабликах, порыбачить, встретить закат и проч. Так же полно и моторных лодок, катеров и иного водоплавающего. Они не особо мешаются, плавать и загорать есть где, но как-то шумновато и многолюдно. Хотя фотографам – наслаждение, всегда есть передний план!
Так же можно уйти совсем на край пляжа, где заканчивается кафешно-отельная линия и начинаются частные виллы. Там вообще полная тишина и красота!
Мы прожили в районе третьей станции пару ночей, но потом вынуждены были сменить гостиницу. Проблема была в том, что Чертёнок была здорово простужена, а по «тропической» привычке многие недорогие гостиницы считают горячее водоснабжение излишней роскошью. Мол, и так жарко, ополоснитесь прохладной. В более приближенном к экватору Таиланде или в Малайзии это прокатывало, даже было хорошо чуток охладиться, но Филиппины отличает чуть менее жаркий климат (уровня хорошего такого, тёплого лета нашей полосы) и мы перебрались в район первой станции, в небольшой частный отельчик, на первом этаже которого жила филиппинская семья, а второй этаж в два номера они сдавали. С горячей водой и даже кондиционером! Хотя по такому климату он абсолютно не нужен.
Первая станция – ооооо, это место гиперэлитных полупустых отелей на первой линии, чистого горизонта и особого, совсем уж мучной консистенции песка. Я много на каких пляжах побывал, на всяких «райских» островках, но песок на 1 станции Боракая – это что-то уникальное!
Его невозможно НЕ тискать, мацать, лепить из него что-нибудь… Он настолько мелкий что из него лепятся идеальные шары а-ля снежки! Попоробуйте-ка слепить неразваливающийся шар из обычного песка.
Море наимельчайшее, тёплое как парное молоко из-за этого.
Здесь в течении дня мало народу, но вот к вечеру… К вечеру всё меняется. Наступает время его величества ЗАКАТА. Закат на Боракае – это настоящее световое шоу! Обычно в тропиках закатов практически нет – солнце мигом ныряет за горизонт и всё покрывается тьмой. Но здесь закат хоть и кратковременен, но он зажигает такие краски по небосклону, что не обалдеть невозможно! И интересно, что каждый раз оттенки разные. Боракайские закаты не надоедает смотреть…
Ну так вот, посередине
пляжа первой станции торчит небольшой
скальный островок. Фотогигиеничный не
в меру. Нет ни одного человека, посетившего
Боракай, который не увёз бы с собой фото
этого островка в закатных лучах солнца.
И вот вечером в район этого островка стекается просто запредельное количество народу!
Здесь можно с интересом отследить «срез» отдыхающих и понять, какие национальности приезжают сюда отдыхать. Подавляющая масса – это китайцы. Держатся группками, обычно молодые или средних лет. Следом идут… сами филиппинцы! Вот уж сюрприз! Мы привыкли, что аборигенов редко привлекает «пляжный» отдых у себя же в государстве – но здесь филиппинские семьи с кучей детишек постоянно присутствовали. Третьи – японцы. В основном молодые влюблённые парочки. Боракай для них, судя по всему, какое-то культовое место. Сразу узнаваемы по одинаковым элементам одежды – например у него шорты в клеточку, а у неё из той же ткани шарфик. Или например одинаковые футболки. Держатся за руки. На окружающую действительность не реагируют. Четвёртые по количеству… О боже, русские. Я не знаю с чем это связано, но русских на Боракае чуть более чем дофига! И мне это малопонятно. «пакетные» туристы до Филиппин доезжать не должны, им милее Таиланд, Вьетнам или Хайнань (не говоря уж о турциях и египтах, российских здравницах). «Самоходных» туристов в России до сих пор немного и опять же, они больше тяготеют к более западной части ЮВА – Камбоджа, Лаос, Индия в конце концов. Среднестатистическому россиянину слово «Филиппины» вообще ничего не говорит! Однако гляди ж ты… Следом, на пятом месте идут новозеландцы и австралийцы – им здесь рядышком совсем, примерно как нам до Турции как раз.. Ну а уж потом, в самом хвосте – всякие европейцы. Что нас потрясло до глубины души – до Филиппин не добрались ещё вездесущие немецкие пенсионеры, которых сейчас можно встретить и в горах Патагонии, и во льдах Антарктики, и в пустынях Гоби. И вот представьте себе этот «вавилонский микс» который радостно высыпает на пляж фотографироваться на фоне заката и островка! Самое вкусное для нас было в таких условиях – фотографировать не сам закат, а фотографировать фотографирующихся ;)
Интересное наблюдение, чем сейчас фотографируют. В наших краях при таких закатах было бы не протолкнуться от говнофотографов с зеркалками различной степени пальцатости. Азиаты же все как один… фоткают на смартфоны или планшеты! Максимум, что может мелькнуть в руках – «беззеркальная зеркалка» типа Sony Nex или Olympus Pen. Мыльниц очень мало – они в руках самих филиппинцев или японцев, как ни странно. С зеркалками – только люди европйской внешности! Вот такая вот неожиданность.
Возвращаясь к пляжу,
хочу сказать, что мы прошли его до конца
и со стороны первой станции. За скальным
утёсиком там скрывается ещё один пляжик
и всё, дальше ходу нет.
Тропинка забирается к уютному бару и к странному отельчику под названием «гнездо человека-паука». Туда ведут действительно жутковатого вида и крутизны лесенки. Подозреваю, что этот отель специально сделан для климберов – скалолазов. Для них там раздолье!
Ну а потом мы перебрались в район второй станции, почему – расскажу позже. Вторая станция – это самое обжитое и активное место на всём Боракае! Здесь самое большое количество ресторанчиков, кафешек, магазинчиков, баров. Здесь сосредоточие вечерне-ночной жизни острова. Встретив закат, сюда стекаются от первой станции китайцы. Приходят кутить обгорелые докрасна русские. Сидят и квасят суровые дайверы со следами масок на лицах. Шумят около киоска с мороженым филиппинские дети. Японцам по улочкам этого райончика проводят экскурсию (правда, не шучу! Что уж там может рассказывать гид – ума не приложу) Если вы сторонник «движухи» - выбирайте отели в районе второй станции, и вы её получите ;)
White beach - это одно лицо двуликого Януса, про которое я вам рассказал. Белоснежно-бирюзовое. Пляжно-ленивое. Бикини и мартини. Песок и шезлонг. И если бы у острова было только одно это лицо – мы бы сюда не поехали. Потому что обычное пляжное ничегонеделанье не для нас! Поэтому нам по душе стал другой пляж. Строго с противоположной стороны острова. Пляж Балабог. Полная противоположность White beach! Этот пляж почти всегда закрыт облаками. Он грязен – на него прибивает огромное количество всяких водорослей, палок, листьев. Пляжная полоска узка. Песок жёсткий и крупный. Вода мутная и непрозрачная. Купаться нельзя – мелко по пояс почти до горизонта, а под ногами камни, водоросли и морские ежи. И – ветер. Постоянный. Неудержимый. Такова здесь роза ветров – до 90% дней в году ветреные. Когда вы впервые оказываетесь здесь, вы просто обалдеваете – ветер моментально выбивает из глаз слезу, а после получаса его свистения в ушах голова становится чугунной, и становится откровенно холодно: от ветра не спрятаться, а солнце за облаками. Но мы летели за восемь с гаком тысяч километров именно с мечтой побывать здесь. Как только было принято решение о посещении Филиппин, я уцепился за идею посещения этого пляжа, как клещ. Потому что здесь… всемирно известная мекка кайтеров, спортсменов на доске, которые буксируются по водной глади воздушным змеем – кайтом, если кто не в курсе.
О, на этом пляжу вы не увидите ни одного шезлонга. Ни одного мини-бикини. Парни и девушки с обветренными лицами ходят либо в гидрокостюмах, либо в сёрфовых шортах. Но здесь целый миллион кайтов! И в небе, и на берегу!
Здесь просто идеальные условия для кайтинга. Ветер постоянный и всегда «прибивной», к берегу – можно не бояться, что неопытного спортсмена унесёт в открытое море. Залив мелкий, можно встать ногами на дно, но не настолько, чтобы удариться об него после выполнения какого-нибудь трюка. Отдыхающих нет, купающихся нет, отелей нет, ресторанов нет - нет лишних людей, мешающих, которых можно нечаянно зацепить леером.
Я очень хорошо помню свои впечатления, когда я попал на этот пляж в первый раз. Это был настоящий шок. Сотни кайтеров в воде, небо пестрит от ярких полудуг змеев. Как они не сталкиваются?!
На воде творится самый настоящий хаос. Регулярно с громким звуком, похожим на выстрел, какой-нибудь кайт падает на воду, заставляя вздрагивать.
Прямо под ногами лежат леера и регулярно кто-то их из под тебя выдёргивает, стартуя кайт в небо.
Так же регулярно кто-то лихо подруливает на доске прямо к берегу, спрыгивает с неё – и кажется кайт вот-вот зацепится об близкорастущие пальмы!
Местный люд молод, энергичен, раскрепощён. Здесь постоянно что-то происходит. Если прийти сюда с фотоаппаратом – можно убить целый день, несколько карточек и батареек, выцеливая через телеобъектив отдельных кайтеров.
Если прийти без фотоаппарата – можно просто сесть на попу в более-менее тихом месте (хотя таких тут, считай, нету) и бесконечно пялиться на броуновское движение ярких крыльев по небу…
Кстати, любопытный факт: ночью пляж Балабог… Не существует! Однажды, возвращаясь сильно после заката, в темноте, мы решили срезать по нему часть пути – и обнаружили бьющие прямо в основания припляжных домиков волны! Это было неожиданным и неприятным сюрпризом, из-за которого нам пришлось проявлять чудеса эквелибристики, лазать по заборам, перебегать между волнами и вообще строить из себя каких-то ниндзя…
И – да, самое главное.
Здесь кайтингу можно научиться. Множество
школ, причём часто с русскоговорящими
инструкторами, готовы помочь сделать
первые шаги в этом весьма опасном и
грозящем травмами спорте.
Я, как давно
забавлявшийся со змеем-«пилотажкой»,
хорошо представлял на что способна эта
прорезиненная ткань определённой формы
на ветру, и давно решил, что «взрослый»
кайт без предварительного обучения с
инструктором в руки не возьму. Покалечиться
от одного неправильного движения
управляющей планкой – как нефиг делать.
И в моих мечтах было пройти полный курс обучения в удобном боракайском «лягушатнике»: встать, как говориться, на доску. Тем более, что цены на обучение здесь дешевле общемировых и уж тем более российских. Я выбрал одну из самых старых школ на пляже Балабог, договорился с инструктором, и – понеслось!
С самого начала обучающимся кайт-сёрфингу должны рассказать «теорию ветрового окна», дают порулить маленьким пилотажным змеем – но это же Филиппины, не забывайте. Пилотажка была спутана, инстуктор, прознав, что я имею какие-то навыки, сказал «А, по**уй, пляшем! Ну вот и прекрасненько! Надевай трапецию, бери вот этот 12-метровый кайт и пошли в воду». Вот тут честно говоря я испытал всплеск адреналинчику. Ветер очень сильный, я бы свой пилотажный кайт на 2,5 метра запускал бы с огромной осторожностью, не раз и не два он волочил меня за собой по земле, а тут 12 метров… Ой-ой… Но всё оказалось не так страшно, как казалось на первый взгляд. Во-первых, кайтинг на воде гораздо безопаснее, чем на земле. Если ты делаешь ошибку в управлении кайтом и он начинает тебя неуправляемо волочить – то на земле ты едешь на попе\спине\голове и набираешь за щёки камни и землю. В воде – лишь весело бороздишь водную гладь! Во-вторых, если ты роняешь кайт на землю – то у него может легко порвать надувной каркас об какой-нибудь корень или ветку. На воде – он лишь громко бахается об поверхность.
Кстати, вот вопрос:
можно ли разбить устройство, похожее по сути на надувной матрац, всего
лишь
уронив его в воду? Ответ: Таки да, можно.
Если уронить его с большой скоростью,
то от резкого повышения давления внутри…
вышибает клапан для надувания, и кайт
становится бессмысленной тряпочкой в
воде. Очень неудобно. Не делайте так.
В третьих – с земли кайт стартует только при помощи помощника. А с воды легко делает рестарт сам по себе, такая уж у него аэродинамика.
Обучение кайтигу – это достаточно рутинная отработка определённых упражнений. Инструктор требует выполнять их до той поры, пока они не получаются идеально.
Зачем? Выработка
определённой моторики, привыкание к
управлению змеем. Я считал, что мой опыт
управления змеем-«пилотажкой» мне будет
подспорьем, но… я был прав и ошибался
одновременно. Этот опыт на первых
занятиях мне помогал: особенности
поведения и взрослого кайта, и пилотажки
в ветровом окне одинаковы. Они летают
по одним и тем же принципам и похожим
образом управляются. Мне быстро удалось
поймать так называемый «период опережения»
для взрослого кайта: дело в том, что
из-за растягиваемости лееров кайт всегда
опаздывает на определённое время с
реакцией на действия управляющей
планкой. И для того, чтобы нормально им
управлять, нужно действовать «на
опережение» и чётко понимать, что змей
будет делать следующие несколько секунд,
в какую сторону, с какой тягой и скоростью
полетит. Повадки кайта мне были уже
знакомы, всё получалось быстро, я было
обрадовался, но… На последующих занятиях
меня поджидали трудности: моторика
управляющих движений пилотажкой прямо
противоположна кайту! Проблема в том,
что пилотажка соединена с управляющим
ею человеком лишь планкой управления.
И тянет она человека именно за планку!
И для того, чтобы удержать её, человек
инстинктивно тянет её к себе. Чем сильнее
тяга – тем больше напрягает мышцы
человек. Правильно? А во взрослом кайте…
планка не несёт нагрузки. Силовые стропы
кайта прицеплены к трапеции – поясу с
крюком в районе между пупком и солнечным
сплетением. И вся тяга кайта распределяется…
по спине, как бы подталкивая человека
сзади. А планка – пустая, усилия на ней
гораздо слабее пилотажных! Эдакий
гидроусилитель руля на фуре после
управления окой без гидроусилителя…
И – как только кайт начинал мощно тянуть,
мышцы рук у меня напрягались, я брал
планку «к себе»… А это увеличивает угол
атаки крыла кайта и сильно, взрывно
увеличивает тягу! Сколько же раз с
воплями «тваюжмаааааать!» я вылетал
как пробка из воды и нёсся в сторону
берега, цепляясь за поверхность воды
лишь голенями… А тут вступает в
противоречие ещё один безусловный
навык, «вредноприобретённый» мной на
пилотажке: аварийное отпускание. Если
пилотажку отпустить – она моментально
схлопнется и рухнет, поэтому это совсем
крайняя мера, применяемая совсем уж в
случае опасности здоровью. И мои навыки
кричали мне – тянет не так, сейчас выйдет
из под контроля – крепче держись за
планку! А на взрослом кайте всё по
другому. Тянет слишком сильно? Не туда?
Не так? Не уверен в своих действиях?
БРОСЬ или просто приотпусти от себя
подальше планку. Без активного управления
планкой кайт не схопывается (силовые-то
леера остаются всегда натянутыми, вот
они, от пупка наверх тянутся, звенят),
он просто теряет тягу, стабилизирует и
замедляет свой полёт, а после начинает
медленно и не торопясь валиться в воду.
Падает без управления он как в замедленной
съёмке – целых 12 секунд! За это время
можно отплеваться от воды (если упал),
понять где ты и кто ты, понять где кайт
и куда его надо направить – и снова
взять над ним контроль. Бросить планку
здесь – не ctrl-alt-del, когда уже ничего не
помогает, а скорее esc, если говорить
компьютерным языком. Не аварийное,
экстраординарное, а повседневное,
обычное действие. Всё просто, да? А я
долго слушал окрики инструктора «да
брось ты планку, наконец!», мешком с
говном волочась за неуправляемо
крутящимся кайтом…
Вообщем, обучение шло
потихонечку, и мне было очень интересно.
Чтобы не слишком попадать в «кайт-трафик»
я занимался рано утром. С первой станции
было неудобно добираться до Балабога,
и мы перебрались поближе к нему, в
небольшую гостиничку между ним и второй
станцией White beach. О, совершенно случайно
это место оказалось идеальным пристанищем
для нас! Размерчик комнаты – маленький,
но всё что надо в ней разложилось. Горячая
вода – есть! Розеток – несколько, причём европейских! Кровати
– мягкие и удобные, бельё чистейшее.
Маленький зелёный внутренний дворик,
очень тихо.
Поблизости ни шумных баров, ни адских петухов, начинающих орать с рассветом. Быстрый халявный вайфай! Бесплатный неограниченный кофе круглые сутки! Очень дружелюбные милые филиппинки в обслуге, забавно смущающиеся и краснеющие при общении. Балабог с кайтами – в трёх минутах пешком. Буквально напротив – уютная кафешка со вкусной дешёвой домашней едой. Огосссподи, можно здесь навсегда остаться?! Так (ну или почти так) выглядел мой рай… Но именно здесь мы, еще не осознавая того, допустили первый большой косяк в планировании путешествия, о котором я вынужден сожалеть до сих пор… Сейчас расскажу, в чём дело было.
Когда моё кайт-обучение пошло на лад, мы прикинули с инструктором, сколько дней мне ещё потребуется до получения заветной карточки IKO (сертификата, позволяющего брать кайт-оборудование напрокат), и взяли билеты на следующий филиппинский остров, именуемый Палаван. Вы спросите, что же нам здесь не сиделось, раз место такое классное, как описывается? О, во-первых, путешествие должно быть разнообразным и держать в напряжении. А мы начали «расслабленно пребывать». Но основное, второе – на Боракае вообще нет никакой подводной жизни, доступной для снорклинга, плавания с маской. Так, редкие рыбки плавают да иголки от морского ежа (зараза) у меня в пальцах ноги вот торчат… Нам нужен снорк! Как же так, побывать на тропическом море и не полюбоваться коралловыми садами?! Так что решение о переезде было принято и оформлено.
А на следующий день, придя на Балабог заниматься, я был встречен.. практически полным отсутствием ветра! Вот это да, а я то думал, что здесь дует всегда! Инструктора кайт-школ не скрывали своего счастья: оказалось, дуло без перерыва уже больше месяца и они не имели из-за этого выходных дней (адская работёнка у них, если честно). Я озабочено спросил – а что дальше-то, я не успеваю же закончить обучение… Инструктор отмахнулся – да фигня, в последний день просто двойное занятие проведём, утром и вечером. Я успокоился, решил тоже устроить себе выходной и мы покатились на трайсикле посещать «удалённый» (насколько это понятие применимо к маленькому острову) пляж Puka shell beach, до которого из-за моей загруженности до этого добраться у нас не получалось.
Своеобразное местечко, скажу я вам. Из инфраструктуры – лотки продавцов сувенирки и «типа спасатели» - несколько филиппинцев, подрёмывающих в хижине.
Песок крупный, под ногами дофига ракушек, и – волна. Злая, сильная. Здесь море практически сразу ухает в большую глубину, что заставляет длинные морские валы при приближении внезапно взмывать вверх и агрессивно бить в берег.
Купаться в них – та ещё развлекуха, скажу я вам! Чуть недоглядел – и накрыло с головой, а если не повезло – то и вынесло на берег кубарем, пообтесав выступаюшие места об дно. Это при том, что уже метрах в десяти – море спокойнющее, волн не видно. Забавное место.
Ах да, и я же обещал о
трайсиклах рассказать! Это – местное
чудо инженерной мысли, как я уже говорил,
такси и общественный транспорт в одном
лице. Слабенький маломощный мотоциклик,
к которому на железных прутьях сваркой
приляпана крытая коляска. В коляске
хитро расставленные лавочки. Вы не
поверите, но пассжировместимость
боракайского трайсикла – восемь (!!!!)
среднестатистических взрослых
филиппинцев. Ну или два европиоида, не
привычных к азиатскому «гурожитью».
Как эта адская колесница при полной
загрузке пердячим паром лезет в горку
– любо-дорого посмотреть! Стоит дёшево
(для местных, кстати, ещё дешевле, чем
для туриков, но мы бурчать уж не стали
– не разорительно), – но иногда
трайсиклист предпринимает попытку
«надуть туриста». Выглядит это потрясающе
забавно: либо он называет цену на 20 песо
больше нужной и с большим испугом
начинает на тебя пялиться (такое ощущение
что он ждёт что я его палкой стукну!),
либо пытается недодать сдачу, смущаясь,
кряхтя, пряча уже подготовленную
двадцатку в ладонь. Филиппинцы такие
наивные и простые! Удивительно милый
народец. Для возвращения нормальной
цены достаточно удивлённо поднять бровь
– и с каким-то облегчением филиппинец
оставляет попытки обмана ;) Ах да. Один
филиппинский песо – около семидесяти
копеек, это для ориентирования вам.
И вот наступил последний день на Боракае. Завтра рано-рано с утра у нас трансфер на Панай, на этот раз в аэропорт Калибо. Я, в предвкушении тяжёлого дня, выхожу с утречка на Балабог – фух, дует, слава богам! А то я боялся… Инструктор встречает меня, мы ещё раз обсуждаем расписание двойного занятия, сегодня мне предстоят финальные упражнения – водный старт (собственно вставание на доску) и «вырезание» против ветра. Упражнения непростые, но все предыдущие уроки были подготовкой именно к этому этапу, и их я отточил… ну если не на «отлично», то на «хорошо с плюсом» точно. Я готов, я точно готов! Надеваю трапецию, гидротапки, каску, беру кайт под мышку, выхожу его надувать… и тут ветер словно выключают! Полный и внезапный штиль! Представьте себе – меньше чем за минуту все разноцветные мотыльки неба Балабога разом осыпались в воду, не в силах больше парить. Это что за ерунда такая?! Как такое может быть?! Инструктор тоже в недоумении: на его веку такого здесь не бывало. Обездвиженные кайтеры вручную гребут к берегу, используя свои кайты как надувные спассредства, отчаянно пытаясь не сильно запутать леера, и постепенно ропочущий народ весь оказывается на пляже. Сидим, ждём у моря погоды, а что делать… А потом метеорологи, сайты которых кайтеры мониторят постоянно, вносят в ситуацию ясность, изменив свои прогнозы. Всё, господа кайтеры. Отлетались. Тропический тайфун, проходящий неподалёку, внезапно и непрогнозируемо «махнул хвостом» - и отобрал энергию у здешнего ветра. На ближайших пару дней – штиль с дождями. Вот это новости… Что же делать-то? Билеты на завтра сдать невозможно, они у нас по дешёвому тарифу, «невозвратные». Улететь, потом вернуться? Нету смысла, да и дней мало. Пришлось, увы и ах, распрощаться с мечтой «встать на доску» на Филиппинах… Это был очень сильный удар ниже пояса, честно говоря… Мне вручили карточку IKO, заполненную на две трети – и теперь мне придётся где-то доучиваться до её полного заполнения. Не везёт.
Уезжать не хотелось. Боракай полюбился нам. Здесь удивительно добрая и положительная атмосфера. Его «двуликость» позволяет не заскучать, по нескольку раз на дню меняя энергичный отдых на пляжный. Дружелюбный и незатейливый местный быт, наивные и простые люди, красивая природа, потрясающей красоты закаты – я знаю, нас будет очень тянуть вернуться сюда ещё. И может, мы и поддадимся…
Эль Нидо – жуткая логистика и красота как над водой, так и под водой
Ну что, опять транспортная чехарда? Планируемая цепочка микроавтобус – лодка – автобус – самолёт – ещё самолёт – микроавтобус – трайсикл..
С раннего утра мы
перебираемся на соседний остров с
аэропртами, Панай. На этот раз у нас
вылет из другого, Калибо. Мы бы с
удовольствием вылетели бы и из Катиклана,
несмотря на его опасную короткую полосу,
но… Нас остановила не боязнь. Просто
билеты из Калибо были по распродаже
дешевле...
Кстати, однажды полосу в Катиклане хотели удлинить. Для этого всего-то нужно было срыть небольшую гору, в которую буквально упирается полоса. Но на уши встали местные геологи и океанологи. Оказывается, если срыть эту гору – за несколько лет ИСЧЕЗНЕТ весь прекрасный White beach! Весь белоснежный песочек намывается туда именно из пород этой горушки. Почесали тыковку инженеры, и решили оставить всё как есть, во избежание так сказать.
Калибо преподнёс нам пренеприятнейший сюрприз: на регистрации выявился перевес нашего багажа. Откуда?! Что за ерунда, мы же даже ничего не покупали, ни сувениров, ничего! Те же шмотки, откуда лишних 5 кило?! Ларчик открывался просто – влажность. Вещи набрали влаги из воздуха. Дорогая получилась водичка, скажу я вам…
Наш рейс, как и практически
все по Филиппинам, был «сборный», через
столицу страны, Манилу. В сам город мы
выходить не стали, уже привычным нам
образом прозагорали несколько часов в
зале ожидания. Дальше нам маршрут тоже
предстоял несладкий: до деревеньки Эль
Нидо, нашей цели, добраться нелегко. В
ней есть взлётно-посадочная полоса,
туда летает раз в неделю какой-то
кукурузник из Манилы, но ценник настолько
конский, что вариант добраться в Эль
Нидо по воздуху нами не рассматривался.
Мы доберёмся туда по суше! На острове,
на оконечности которого и расположился
Эль Нидо, есть достаточно крупный город
Пуэрто Принцесса, и туда всегда есть
дешёвые билеты. До Эль Нидо оттуда около 300 км. Пути. Как доехать?
Можно сесть на
рейсовый автобус. Но мы прилетали слишком
поздно, он уже не ходил. Можно было взять
легковую машину-такси где-то за 4000 песо
– но это получалось дороговато для нас,
финансы у нас пели отчаянные романсы.
Можно было скооперироваться с другими
пассажирами и взять вскладчину
микроавтобус, 6000 песо поделить на 8-10
человек, получилось бы прекрасно. Но
тут есть подвох – если не найдёшь
сообщников, то эти 6000 тебе придётся
платить самому. А у нас с коммуникативными
навыками не всё так волшебно, и рисковать
не хотелось. Пока я гонял халявный вайфай
в зале ожидания манильского аэропорта,
выяснился ещё один вариант – в самом
Эль Нидо есть конторка, которая
организовывает трансферы в-из Пуэрто
Принцессу на микроавтобусах, всего за
700 песо. И никого искать не надо! Мне
удалось списаться с ними по мылу, нас
обещали встретить с табличкой на выходе
из аэропорта, мы вздохнули с облегчением…
Но тут наш рейс задержали. Ненамного,
часа на полтора – но выйдя из ворот
аэропорта Пуэрто Принцессы, мы не
встретили никого с табличкой и нашими
именами: нас похоже не дождались. Вот
тебе и раз. Самолёт прилетел полупустым,
немногочисленные пассажиры мигом
расселись по трайсиклам и такси, и мы с
изумлением обнаружили на пустой площади
перед аэродромом. В темноте и в неизвестном
городе. В 300 км. от забуканного отеля.
Замечааательно...
В микроавтобусе кроме нас оказалось лишь двое человек — какая-то тучная гречанка и голландец. Шикарно! Микроавтобус человек на десять, ехать нам шесть часов как минимум — мы тут ещё и выспимся.
Почему шесть часов? Ну... Это ещё неплохо считается теперь. Пару лет назад было около девяти... Дорога частично грунтовая и сильно-сильно петляющая. Часть её уже залили в бетон, и там микроавтобус разгонялся до немыслимых 60-70 км/ч. Остальное — поворот на повороте, ухаб на ухабе. Мы, уже притомлённые дорогой, безмятежно продрыхли практически весь путь, подложив рюкзаки под головы. На одном из писстопов гречанка, страдающая от одышки, укачивания и боязни попасть в автокатастрофу, начала мне плакаться на чудовищность дороги в поисках сочувствия, на что получила полный удивления ответ: «А что? Хорошая дорога: не застреваем же нигде! У нас в России все дороги такие!». Кажется, одним туристом в России будет меньше...
Прибытие тоже получилось в филиппинском стиле: нас растолкали, сказали что мы приехали наконец на автовокзал Эль Нидо, выдали рюкзаки и укатили. Обалдеть. Два часа ночи. Грунтовый пятачок под фонарём. Больше ни одного огня, темень вокруг хоть глаз коли. Куда нам?! Где отель-то?! А в каком направлении собственно Эль Нидо-то?! Поблизости в трайсикле был найден безмятежно дрыхнущий филиппинец. Мы его растолкали, сунули под нос название отеля. Он в ответ — нееее, не повезу... Почему? Денег сколько хочешь? Да нисколько не хочу, - филиппинец добродушно захихикал. Вон ваш отель, чумные турики, пятьдесят метров вперёд...
На следующий день
посветлу мы осмотрелись. Ну что сказать...
С первого взгляда Эль Нидо — деревня в
четыре улицы.
А со второго взгляда —
ммм... Тоже деревня. В четыре улицы.
Отелей
больших нет, так, пара гостевых домов.
Банкоматов и банков нет в принципе —
своей пластиковой карточкой можете тут
разве что грязь из под ногтей поковырять.
Электричество в деревне только с трёх
дня до шести утра, вырабатывается большим
бухтящим дизель-генератором на окраине.
Пяток кафешек, парочка турбюро, сувенирная лавочка, пяток продуктовых. Бухта с мутной водой, забитая лодками. Небольшой неудобный пляжик. Собственно и всё. В Эль Нидо делать абсолютно нечего! Так зачем же сюда едут толпы народу?!
А они здесь и не остаются. Днём эльнидовские улицы пусты. Сюда туристы едут для того, чтобы…Уплыть отсюда! Для посещения окрестностей. Ближайших островов. Из Эль Нидо удобно отплывать на лодке, вот и весь секрет популярности этого места. В любом отеле, с любом магазинчике можно купить стандартные сноркелинг-туры по нескольким островкам либо заказать индивидуальный трансфер на весь день на какой-нибудь отдельный удалённый пляж. И свалить из Эль Нидо до заката! Мы уже взяли руки в ноги...
...как тут некстати меня накрыло акклиматизацией. Я уже как-то писал о этом неприятном, но неизбежном для всех путешествующих процессе, но всё-таки повторюсь. Где-то на десятый-двенадцатый день пребывания в тропической стране у вас выбивает днище случается небольшое кишечные расстройство. Это не следствие нарушения гигиены, это не заболевание, это всего лишь «перестройка» организма. Проблема в том, что в вашем пищевом рационе появляется новая пища, которую стандартная бактериологическая среда нашего организма нормально расщеплять и переваривать не в силах. Бактерии-расщепители «пищи средней полосы» полторы недельки живут «впроголодь», а потом лавинообразно помирают, освобождая плацдарм новым, которые «тропическую» пищу жрут на ура. И в этот момент вам приходится быть где-то поблизости от унитаза, иначе может случиться казус.
Кстати, поэтому и не рекомендуется делать поездки в тёплые страны двухнедельными: «акклиматизация» накрывает аккурат на обратном пути или прямо перед ним, что дискомфортно да и не полезно для иммунитета. И не забывайте, что ещё через две недели будет ещё и «обратная акклиматизация» - «тропические» бактерии будут освобождать место своим «домашним» собратьям... Либо меньше двух недель, либо значительно больше, всегда помните это, планируя отпуска в тёплые края!
Ну так вот, первый день
в эль Нидо мы бессмысленно прос...
проваляли дурака, просто потаскавшись
по окрестностям, подробно ознакомившись
с предлагаемыми турами. Их маршруты и
цены станартизированы, всего предлагается
четыре варианта под литерами А, B,
C, D.
Удобно: никто не спекулирует, не накручивает цену, не жульничает, добавляя или убавляя точку остановки. Завтра с утра и поплывём наконец-то, а то за целый день эльнидовские четыре улицы мы уже успели восемь раз вдоль и поперёк исходить.
Ага. Не с нашим везением. Ночью мы слышали, как дождь лихо колотил по крыше и ветер в пальмах гудел, но как-то не придали этому значения: мало ли тропических ливней было на нашем веку... Всё оказалось гораздо серьёзнее: пришёл тайфун. В очередной раз попрошу не путать тайфун и торнадо-ураганы и проч. Тайфун — это тропический циклон, область пониженного давления и сильно фиговой погоды. И сильной волны, к которой хилые филиппинские лодчонки не приспособлены… За ночь в Эль Нидо затонуло шесть лодок, и береговая охрана запретила выход из бухты и все туры, трансферы и прочие водные телодвижения до окончания тайфуна.
Мы оказались заперты в деревне, погода в очердной раз полностью порушила наши планы и мечты. Что делать-то? Изначально в наших планах было прокатиться по паре-тройке туров в Эль Нидо и пербираться на другой остров, под названием Корон – там горячие источники и удивительные озёра. Но у нас остались буквально считанные дни до перелёта в Макао! Что же делать?! Бросить тайфунящую деревню, так ничего кроме четырёх проклятых улиц не посмотрев и перебраться в Корон? Или сократить своё путешествие, плюнув на Корон и дождавшись погоды в Эль Нидо? Поразмыслив, мы решили оставить всё-таки синицу в руках: мы с таким трудом добирались сюда, и улететь, не увидев ничего кроме стен туалетной комнаты и деревни вокруг, было бы нелогично. Да и Корон расположен не так далеко от Эль Нидо – тайфун мог буйствовать и там. Какой смысл перелетать из одной плохой погоды в другую?
К этому моменту мы поняли, что на Филиппины нам явно нужно будет вернуться ещё раз:слишком многое остаётся «за бортом». Но что делать, таковы особенности бюджетных путешествий – подстраивайся под сложившиеся условия, адаптируйся и радуйся что хоть что-то получается… Мы продлили букинг гостиницы ещё на три ночи и вышли в тайфунный день: надо же чем-то себя занять…
Общительная филиппинка
на ресепшен порекомендовала нам съездить
на пляж Лас Кабанос в окресностях Эль
Нидо – там мол, и купаться можно, и песок,
и ракушки, и пальмы… Мы притрюхали туда
на трайсикле, но кроме обещанных ракушек
и моря там был сильный ветер, постоянно
то начинающийся, то утихающий дождь, и
рваные ошмётки сизых облаков, бешено
несущиеся по небу.
Тайфун действительно ничего хорошего с собой не несёт. Волна стихла, но море былом мутное, нервное. Вернувшись потом пешком в бухту Эль Нидо, мы заметили, что все прибрежные кафешки всерьёз защищались.
Да и одну затопленную лодку ещё мотыляло в волнах…
Повезло! Отпустил! И со
следующего дня у нас начался период
путешествия, посвящённый сноркелингу
и посещению прекрасных пляжей райских
островов.
Отдельно каждый тур и каждый посещённый остров я расписывать не буду, это займёт тогда слишком много времени, но общее представление попробую составить.
На туры плавают смешные
местные лодки с поплавками по бокам.
Как по мне – так абсолютно идиотская
конструкция, вполне в общем духе
филиппинской бредовости и алогичности.
Проигрывает таиландским лонгботам по
всем фронтам! Судите сами:
Филиппинская
конструкция из водостойкой фанеры, с
высокой палубой, двигатель под палубой.
Конструкция протекает. Чтобы двигатель
не заливало, кроме капитана на лодке
всегда есть помощник, который регулярно
вручную качает осушающий насос. Лонгбот
– из досок, без палубы, центр тяжести
низко, однако двигатель расположен
высоко над бортами, залить невозможно, управляется одним тайцем.
Двигатель и у тайцев, и у филиппинцев
чаще всего аналогичен: старый дряхлый
тракторный дизель. Охлаждается забортной
водой. Филиппинский - заводится верёвочкой!
Трансмиссия прямая и жёсткая: дёрнул
верёвочку, лодка сразу вперёд понеслась.
Задний ход – греби веслом с носа либо
толкай шестом, если мелко. Рулевая
лопасть небольшая, привод обычной
толстой леской. Радиус поворота такой
лодки просто запредельный! Тайский же
дизелёк чаще всего с стартером. За счёт
гребного винта на длинном выносном валу
даже несмотря на отсутствие какой-либо
трансмиссии может давать задний ход и
обладает просто феноменальной
вертлявостью: лонгбот может вальс
станцевать на пятачке!
Поскольку палуба
филиппинского дрендоута высокая –
лодка валкая, для этого леской же к
корпусу прикручены бамбуковые поплавки
на бамбуковых же кронштейнах. От качки
помогают достаточно слабо, скажу я вам,
более того – когда такой поплавок
врезается в волну, лодка сразу лихо
уходит с прямого курса, и рулевой вынужден
постоянно подруливать. Из-за этого курс
при волнении – сильно зигзагообразный.
С поплавками гораздо сильнее укачивает,
кстати: трудно предсказать, куда и как
мотанёт лодку. Тайские лонгботы тоже
мотыляет в волне не по детски, но из-за
того что и груз, и пассажиры сидят низко,
под защитой бортов, перевернуть лонгбот
волной малореально. Габаритные размеры
филиппинских лодок поражают. На месте
одной филиппинской лодки спокойно
пришвартуются четыре тайских лонгбота!
Причём за счёт вёрткости своей – в
несколько раз быстрее. А филиппинская
лодка должна сначала растолкать таких
же громоздких собратьев у пирса.. Нет,
филиппинцам надо отдать должное: они
управляются со своими судами достаточно
ловко, но общая непродуманность
конструкции просто поражает, особенно
по сравнению с их не такими уж далёкими
соседями…
Ну так вот, худо-бедно
такая лодка загружается туристами и
чохопырит не торопясь в чудесные
бирюзовые дали.
Приплывает к какому-нибудь пляжику – и тут ты забываешь обо всём, потому что вокруг вздымаются запредельной красоты чёрные скалы!
Их пики остры, как бритва, они образуют совершенно причудливые формы.
Снизу их выгрызают волны, а внутри них могут быть настоящие скальные лабиринты!
Или удивительные «секретные лагуны» с подводным входом, куда попасть можно, пролезая в крохотное отверстие.
Или настоящие пещеры, но не узкие лазы – а целые готические соборы с вздымающимися вверх потолками!
Разнообразие ландшафтов просто поражает! А ведь к этим ландшафтам прилагаются ещё и баунти-радости: тут тебе и кокосовые пальмы, склонящиеся над бирюзовыми волнами, и белоснежные пляжи, и тёплая мелководная волна, и песчаные косы…
Регион вокруг Эль Нидо
действительно уникален – такого
разнообразия я пожалуй нигде не встречал.
Кораллы здесь в основном мелкие, молодые, гигантским формами не поражают, но они легкодоступны, удобны для плавания над ними с маской и чертовски красивы. Но, к сожалению, они… малообжиты.
По сравению с Египтом или Таиландом здесь как-то мало рыбы. Это странно, потому что вокруг вообще-то заповедник, рыбалка запрещена, за кораллами очень следят. Мёртвых, больных или повреждённых кораллов тоже нет: все коралловые сады судя по виду прекрасно себя чувствуют. Крайне блюдут чистоту, и результаты в остальном налицо: море кристально-чистое, и в полосе прибоя нет неорганического мусора! Даже когда во время тура филиппинцы ловко и умело готовят для туристов барбекю, после с собой они забирают всё, даже несгоревшие угли. Ни единого фантика, ни единой рыбной кости! Поразительно, но ни один филиппинец здесь не выкинет даже бычок за борт: они старательно складывают их в бутылочку.
Трудно передать ощущение парения в воздухе. Тёплой нежной воды. Полного расслабления мышц, когда зависаешь над красивым кораллом – просто лёжа на кровати так не расслабишься. Вокруг – жизнь, которую ты с любопытством вуайеристо и чувством ценителя прекрасного внимательно изучаешь и наслаждаешься. А знаете, как интересно следить за цветовой гаммой под водой? Картика в отдалении – всегда серо-боро-голубоватая, грязная, невнятная, будто там и нет ничего интересного, подплываешь и краски будто вспыхивают, включаются пред твоими глазами! Потрясающий эффект.
Вместо того, чтобы
пытаться описывать это словами...
Обратите внимание на
первые кадры этого видео: опять же,
обратная сторона медали тропического
моря. На один из снорк-пойнтов течением
нагнало целые полчища мелких медуз. И
нам пришлось в них поплавать…
Красоты вокруг Эль Нидо
надолго отпечатаются в нашей памяти.
Замечательное и удивительное место, с
незатейливым деревенским бытом и завораживающей, просто гипнотизирующей
тропической природой. Нетронутой и чистой.
Пуэрто Прицесса и окресности. Что такое не везёт и отчаянная борьба с ним.
Но всё-таки три тура подряд нас здорово подвымотали, медузьи ожоги беспокоили, и захотелось смены впечатлений. И мы вновь решились на странное действие, о котором, к сожалению, потом пожалели.
Недалеко от Пуэрто Принцессы, города, из которого нам вылетать в обратный путь, находится удивительное образование – подземная река. Восьмикилометровая пещера с подземной рекой, по которой водят экскурсии на лодках! Журнал «National Geographic» назвал эту подземную реку в числе «новых семи Чудес Света», а ЮНЕСКО включила в списки всемирного наследия - и нам не терпелось на это чудо взглянуть! Но… Опять заставляет задуматься филиппинская логистика. В очередной раз логистическая головоломка. Тур на реку можно купить только в Пуэрто Принцессе, до 20-00. Значит, нам нужен дневной переезд из Эль Нидо. И ночёвка в Пуэрто Принцессе. Потом тур на весь следующий день, а потом... потом было пусто, и только вечером последующего дня мы должны были вылетать из Манилы в Макао. Ночевать в Пуэрто Принцессе и с утра вылетать в Манилу, или вечером вылетать в манилу и ночевать там? Мы решили всё-таки остановиться на первом варианте.
Дневной переезд мы решили сделать не микроавтобусом, как в прошлый раз, а воспользоваться для ради приключения общественным транспортом. Автобусы между Пуэрто Принцессой и Эль Нидо ходят двух типов – подороже с кондиционером...
и подешевле – без оного.
Кондиционер в них заменяет… полное
отсутствие окон. Просто и незатейливо.
Немного поразмыслив, мы решили всё-таки немного переплатить.И неожиданно превратили транспортные мучения – в приятное развлечение.
А что? Чем не развлечение? Сидишь удобно, температура комфортная, ничего не давит, не мешает, перед глазами картинка меняется, интересная. Шесть часов наблюдения за простой жизнью жителей округа палаван на Филиппинах: автобус рейсовый, останавливается в каждой деревне, у каждого столба. И можно любоваться их жизнью. Простой и незамысловатой. Крыша из пальмовых листьев, стены из циновок, вместо окон – бамбуковое переплетение или в лучшем случае жалюзи, никаких стёкол, бамбуковый же пол, все установлено на сваи, чтобы всякая живность не залезала – вот и дом. Пасутся куры, свинюшки, козы, коровки – вот и хозяйство под боком. Рядом на поле под посадку риса валяются буйволы. Они доедают оставшееся от убора урожая, производят тут же удобрение и спят в приятной прохладе оводняемых полянок под рис. Собранный рис сушится тут же, на дороге, разложенный на клеенку или пленку. И автобус выписывает слалом между рисом! Потому что в Азии рис – всему голова. На вот этой делянке он только посеен, едва взошел – а на соседней убран. Нет понятия «урожай», рис должен быть всегда, каждый день. Есть рис – есть жизнь: в нем есть весь набор необходимых веществ. Миллионы людей на земле постоянно питаются только рисом…
Автобус как ни странно полон филиппинцев а не туриков – мы этого не ожидали, потому что кондиционированный воздух стоит почти в два раза дороже, а филиппинцы не особо богаты, скажем вежливо. Но как приятно за ними наблюдать! Улыбчивые, стеснительные, очень дружелюбные. Мальчики всегда следят за своей причёской, гораздо больше чем девочки. Школьнички все в белых рубашечках, девочки в юбочках, у каждой школы своя униформа. Грязных филиппинцев и не встретишь. Поношенная, протёртая, порванная одежда – да, её здесь много. Но всегда чисто выстиранная. Интересные лица. Интересно смотреть. Это жизнь. Простая, азиатская, но честная и незатейливая. Приятное и какое-то умиротворяющее зрелище. А, и да – интересно сравнивать с российской глубинкой, это же по факту такая же дремучая провинция, как и какие-нибудь деревеньки под Архангельском. Но нет чувства запустения и опущенности, депрессии! Филлипинцы – солнечные дети, пускай не особо одарённые, совсем небогатые, но какие-то насквозь искренние в своей простоте. И ты неожиданно начинаешь их за это уважать.
Интересно наблюдать за какими-то дорожными сценками.
Например, в одной деревне на автостанции девочки продают водоросли и морских ежей. Зачем? Море же вот оно, иди да набери. Оказывается, не все деревни на Палаване у моря, и жители таких деревень по пути в\из Пуэрто Принцессы закупаются морскими деликатесами в приморских деревнях.
Дорога, которой постепенно заменяют грунтовку, строится из бетона! Заливают в опалубку, а потом нарезают дисковой пилой на плииты и проливают гудроном швы, забавная технология. Но «оббетонивается» дорога как-то странно, кусками по несколько сот метров, хаотично разбросанными по всему маршруту из Эль Нидо, и грунтовки еще более чем дофига.
Кондиционированный автобус пустили по маршруту совсем недавно и видно, что работа на нём – очень престижна. Ещё бы, водителю даже выдают форменную рубашку и брюки (не по размеру, висящие пцзырём, но это мелочи). Поэтому проезжая сквозь деревни, водитель строит величественное лицо, строго бибикает встречным и величавыми кивками принимает ответные приветствия. Ни дать ни взять капитан океанского белоснежного лайнера!
Ха! А потом нас всё же достигает наше чудесное везение. У автобуса ломается кондиционер! И теперь от автобуса «без кондиционера» мы отличаемся в худшую сторону: у тех хоть ветерок через окна по салону бегал, а у нас водитель только переднюю дверь может открыть, а в окнах форточки не предусмотрены…
Ну и ещё раз везуха ошарашивает нас по приезду. На посещение реки… Нет мест. Секундочку, возмутились мы, как это – нет мест?! На реке что, все места по номерам, как в кинотеатре? Но всё оказалось действительно так: после того как ЮНЕСКО записала подземную реку в свои «анналы», для сохранения уникального природного явления были введены квоты на ежедневное посещение достопримечательности определённым числом людей. Для того, чтобы сплавать по этой реке, нужно сначала получить «пермит» - разрешение в офисе заповедника. А они выписаны уже почти на неделю вперёд! Вот это да, очередной удар ниже пояса… В одном из местных турагенств нам дарят кусочек надежды: в офисе, выдающем «пермиты», есть так называемый «лист ожидания». Если отказывается какая-то группа, или кто-то болен – то «пермиты» передаются туда. Завтра рано с утра нас обещают подбросить в офис, чтобы встать в этот лист… Ну а пока – можно осмотреться вокруг, что же такое Пуэрто Принцесса? Да ничего особенного. Пыльный городок. Простенький, трёхэтажный. Забитый трайсиклами и джипни (ещё одной уникальной «транспортосамоделкой» Филиппин, потом расскажу). Городок, словно вернувший нас по уровню в девяностые года прошлого века… Здесь в магазинах вы не найдёте самртфонов – только простейшие звонилки от нокии. Здесь до сих пор вовсю продают кинескопные телевизоры. Да что там телевизоры… Вот зацените, что в продаже есть!
А что делать, если и здесь тоже подача электричества нерегулярна?
Достопримечательностей в городе – нуль. Пара новодельных баптистских церквушек, они по всем Филиппинам похожи, как близнецы-браться. Ничего интересного не представляющая прогулочная набережная.
Ну и всё… Городок
конечно мил своей провинциальностью,
но делать в нём абсолютно нечего.
А у нас здесь две ночи забукано… Нда.
На следующее утро надежда на посещение подземной реки умерла окончательно и бесповоротно: лист ожидания оказался состоящим уже из нескольких десятков человек, и даже если бы освободились несколько «пермитов» - нас бы это не спасло… Очень жаль, но мимо реки мы увы и ах, пролетели.
Ага. Пустой день. В
пустой Пуэрто Принцессе. Чем бы заняться?
Суёмся в местное турагенство, что у вас
есть? Ну вот говорят, обзорная экскурсия
по городу.. Спасибо. Мы её как-то сами
вчера себе устроили. Вот есть тур на
близлежащие острова Хонда Бэй, сноркелинг…
А вот это уже интереснее, хотим! Но…
Оказалось, что тур этот уже давно уплыл,
есть только на завтра… Да что ж за
невезение-то такое! Мы почесали тыковку
и решили организовать себе тур на эти
острова самостоятельно. Отловили
трайсикл, пятьдесят минут тряски – и
мы в предместьях Пуэрто Принцессы, в
каком-то странного вида рыболовецком
порту. Еще немного коммуникаций – и мы
уже на лодке, неожиданно сумев договориться
о проведении индивидуального тура по
тому же маршруту, что и предлагали в
турагенстве! Бойцовый кот нигде не
пропадёт, ага…
Тур получился в итоге
очень интересным, но увы, красивости на
островах в районе Хонда Бэй проигывали
ЭльНидовским. Отсутствовали те самые
чудесные чёрные скальные зубья… Хотя
было кой-чего ещё. На первом снорк-пойнт
мы вынуждены были вплотную познакомиться
со сноркелингом… по китайски.
Завораживающее зрелище! Большущая
китайская группа народу напяливает на
себя на берегу спасжилеты, маски, трубки,
коралловые тапки и в таком укомплектованном
виде, повизгивая от эмоций, постепенно
заходят где-то по пояс в воду.
Филиппинский
сопровождающий бросает им спасательный
круг, те гроздьями виснут на нём и он
транспортирует их на пятнадцать метров
вдаль от берега, к маленькому кусту
коралла, самому близкому к берегу. Там
он прикармливает немного рыб, а китайцы
в своём плавучем обмундировании пытаются
погрузить маски в воду, чтобы хоть что-то
увидеть. Шум, гам, неразбериха, увидев
хоть что-то в маску китайцы приходят в
неописуемый восторг. Филиппинец ныряет,
фотографирует ноги китайцев в облаке
из рыб – это типа видимо групповое фото
о посещении...
…на следующем снорк-пойнте
нам самим пришлось влезть в китайскую
шкуру. Мы приплыли на заповедный риф,
расположенный не у берега, а прямо
посреди моря.
И без спас-жилетов нас
категорически отказывались спускать
в воду. Вот незадача. Напялили и… Ох,
ребята! Плавать с маской в спасжилете
– это такая ржака! Болтаешься как
поплавок, для того чтобы погрузить маску
в воду, нужно задрать ноги в воздух, как
противовес. Но тогда грести не получается.
Как только опускаешь ноги и делаешь
гребок – всплывает башка и встречная
волна с весёлым плюхом сшибает маску.
Жилет постоянно вздымается громадными
горбылями вокруг ушей и чудовищно,
запредельно мешает. Я попытался в нём
нырнуть – ооооо, это была та ещё пантомима.
Волосатые ноги, бессмысленно размахивающие
в воздухе над водной гладью… Это был
худший снорк за всю поездку, но я никогда
столько не ржал в маске с трубкой, аж
воды нахлебался… Аттракцион и цирк,
повеселились изрядно. Хотя риф действительно был хорош.
Итог? «индивидуальный» тур нам вышел дешевле, чем организованный групповой, на каждой точке мы проводили времени столько, сколько хотели, а не сколько отведено по расписанию – и получили море удовольствия. Места здесь не самые уж гиперпрекрасные, но посмотреть вполне можно. Однако, если у вас в планах поездки Эль Нидо – застревать отдельно в Пуэрто Принцессе и на окружающих её островах я бы не рекомендовал, лучше проведите лишний денёк-другой в эльнидовской глуши…
Манила. Из окна такси.
Мы прилетели в Манилу
рано утром, сдали багаж в камеру хранения
и… Почти целый день свободен, гуляй, не
хочу.
Ну вот и не хотим. Столица Филиппин – крайне неприятное место. Здоровенный мегаполис, вобравший в себя лишь отрицательные черты больших городов. Откровенно загазованный (мы прямо-таки учуяли «московский дух»), забитый пробками и нервно-агрессивным автомобильным движением. На улицах полно бездомных. Очень грязно. Трущобы неожиданно перемежаются пятизвёздочными блестюльками и вся эта атмосфера свежо напоминает наш родной город в районе трёх вокзалов. Оценив масштабы бедствия из окна такси, мы решили не тратить своё настроение попусту и укатили на бездумный шопинг в громадный торговый центр, занимающий несколько зданий. Благо в дальнейших перелётах у нас ограничение по весу в 15 килограмм, можно и развернуться.
Эта феерическая
конструкция заменяет в городах Филиппин
авотбусы. Создаётся в гаражах из подручных
средств: металлических швеллеров,
тракторного дизелька и листов оцинкованного
железа при помощи сварки, подвязанной
верёвочками. Каждый владелец сего чуда
старается украсить его настолько ярко
и аляповато, наколько это вообще возможно.
Едет такая штуковина громко, зато
медленно. Груза берёт много, зато
пассажирам ещё теснее и неудобнее.
Пользуется заслуженной популярностью,
зато и ломается чуть чаще, чем постоянно.
Истинное лицо филиппинского транспорта!
Самобытное, яркое, зато абсолютно
малоэффективное и неудобное. А, п**уй, пляшем! Вот
он, истинный филиппинский дух.
Не знаю, может чего интересного в достопримечательностях Манилы мы и профукали, зато сохранили хорошее настроение и не подпортили общее впечатление от Филиппин. Очаровательная страна! (главное - игнорировать города и сразу выбираться в провинцию). Не заезженная туристами, не испорченная шальными туристическими деньгами. Простая и незатейливая. Да, перемещения по ней не так просты – но это как раз и придаёт остроты приключениям. Трудности ведь так приятно преодолевать! И если сложится возможность – мы с огромным удовольствием посетим её ещё. Ведь за бортом нашего путешествия осталось столько удивительного! Шоколадные холмы острова Бохол, смешные животные долгопяты (это те самые, которые «кааак зарплаты не бууудет?!»), потрясающие глубоководные озёра и горячие источники Корона, китовые акулы и гигантские черепахи в районе Алоха-бич… Страна лишь приоткрыла нам небольшой краешек своих красот. До встречи, Филиппины!
- страна поклонения
золотому тельцу;
- как китайцы умудряются
тырить идеи не только у вмего мира, но
и у самих себя;
- континентальная
китайская культура;
- очарование чистых
трущоб;
- однако за время пути…
куда делась наша авиакомпания?
- долгий путь к Большому
Будде.
сопливый
Teapot
_____________
La
force de rapides
Des
vents qui se déchirent
Me
donnent l'envie de vivre
Donner
l'envie de vivre!