До Стокгольма - всего 250
километров, долетели мигом, раздумывая по пути над вопросом, а почему
шведские дороги вообще имеют ограничение по скорости? Если сравнивать с
немецкими автобанами, известными всему миру отсутствием ограничений, то
шведские будут в выигрыше: полосы на них более широкие, они более
ровные, развязки восхитительно пологи и понятны, даже полосы
разгона-торможения более длинные, чем в Германии. Направления встречного
движения порой разделяет полоса безопасности шириной в десятки метров!
Все леса отгорожены надежной сеткой - лось на шоссе внезапно не
выскочит. Автотрассы плавно огибают все населенные пункты, не тормозясь
светофорами или перекрестками. А скругления и уклоны дорожного полотна
буквально манят притопить на всю мощность мотора. Однако 130 на паре
участков - это максимум, что здесь можно себе позволить по закону. И
строгие камеры везде следят за порядком.
Стокгольм встречает
суетной городской толкотней, от которой мы здорово отвыкли за эти дни, и
мелкими, но неприятными заторами на “коротких” светофорах. Терминал
нашего парома Viking Line находится практически в центре города, и нам
пришлось продираться сквозь суету всего немаленького мегаполиса. Но тем
не менее, мы приехали на стоянку перед регистрацией заранее, и вот
почему. Наша нерешенная проблема была в... высоте машины! Билеты на
паром мы приобрели в паромном центре
в Москве (спрос на них в сезон велик, рассчитывать купить билеты на
месте не стоит), взяли самые дешевые, по какой-то распродажной акции, с
условием: перенести дату отплытия или вернуть их невозможно. Ни того,
ни другого мы делать не планировали, поэтому спокойно заплатили деньги,
взяли электронную распечатку... И уже потом прочитали, что для легковых
автомобилей в этих билетах стоит ограничение в 1 метр 90 сантиметров.
Вот тебе и на! А у нас Лоханка с боксом на крыше - два метра пять
сантиметров! Не проходим. Что делать? Решили традиционно - разберемся
на месте, что-нибудь да придумается.
И вот - момент для
“придумываться” пришел. Мы стояли перед будками регистрации и отчетливо
видели оптический датчик на штанге. Похоже, он повыше, чем метр
девяносто, но вот насколько - непонятно, подойти ближе и примериться
нельзя. То ли два метра, то ли два с небольшим. Пройдем? Не пройдем?
Если не пройдем - то что? Если был бы билет “возвратный” - побежали бы
галопом его менять с доплатой на другой, более дорогой билет “для
микроавтобусов” (Есть такая категория, там ограничение три метра). Но
скорее всего не получится. Значит, побежим покупать микроавтобусный
билет просто так. Но - чаще всего билетов “в дату” нет и отплыть
паромом сегодня не получится. Тогда остается совсем уж неприятный
вариант - ехать огромной петлей вокруг Ботнического залива, километров
900 по Швеции и около 1000 по Финляндии. И на это у нас будет лишь эта
ночь да завтрашний день - у нас шенгенская виза заканчивается, и
пересечь границу мы должны завтра кровь из носу! Это много. Это очень
много. А ведь потом еще и до Москвы гнать. А сколько бензина уйдет на
этот крюк!
До открытия регистрации мы на нервах изгрызли себе все ногти: перспективы удачного завершения путешествия были крайне туманны.
И
- о чудо! Молодая девица на регистрации даже не взглянула на нашу
высоту, просто оценив масштабы нашего бокса, мановением руки отправила
загружаться на нижнюю палубу, с грузовиками и автобусами, где
ограничение по высоте - четыре с гаком. Вы даже не представляете, какое
облегчение мы испытали... И поэтому поводу первый раз за поездку
позволили себе выпить чего-нибудь алкогольного за ужином: буфет со
шведским столом на этих паромах как обычно, великолепен! Отъесться можно
от пуза. Ну а потом мы выползли на верхнюю палубу и до самой темноты
любовались, как многоэтажная громадина парома ловко проныривает между
островками, а солнце красит багрянцем небосвод над Балтийским морем.
Стокгольм. Никак мы в него "всерьез" не заедем, постоянный транзит.
Но каких-то супер-теплых чувств он и не вызывает. К Швеции мы дышим спокойно.
Паромище пробирается меж мелкими островками, которые как крошки, рассыпанные великаном.
Дальше я уже и не знаю что писать. Просто полюбуйтесь видами!
Да. Балтийские закаты нельзя не фотографировать, рука сама жмет на кнопку.
16 день
Пилюля реальностиСуббота. Хельсинки -
закрыт! Закрыты мелкие лавочки, закрыты крупные торговые центры,
закрыты кафе. Да когда же финны занимаются шоппингом, если по будням
все магазинчики работают до шести-семи вечера, а по выходным -
отдыхают?! Наши планы на побродить по местным моллам с треском рушатся.
Нам осталось только печально покатиться в сторону границы по ровным и
вылизанным финским дорожкам. На них снова начали попадаться
велосипедисты, которых мы не видели, пока проезжали шведские автобаны.
Здесь они забавные очень!
До этого, на суровых норвежских
серпантинах, нам попадались велосипедисты только двух типов: первый это
“адский вкурчивальщик”. На шоссейном дорогущем велосипеде. В облегающей
экипировке с лейблами. В обтекаемой каске. Едет один либо максимум с
еще одним партнером, таким же “вкручивальщиком”. Передвигается на
совершенно бешеной скорости (например, два таких вкручивальщика прошли
Дорогу Троллей вверх, отстав от нашей машины максимум на две минуты), и
ровные дороги их не интересуют - только какие-нибудь горные, с уклоном
под 10%. Подозреваю, что все они сразу потом, не отстегивая велосипедов
от ног, едут на ТурДеФранс. Второй же тип - велотурист обыкновенный.
Попадается обычно в дождь, на длинном тягучем подъеме, где мучительно
крутит педали на пониженной передаче и вид имеет несчастный. Сверху
прикрыт плащом и каской. Велосипед со всех сторон обвешан кофрами,
рюкзаками, сумками и прочим скарбом. На кемпингах отличается самыми
крошечными конструкциями палаток и самыми миниатюрно сворачиваемыми
спальниками. Но несмотря на столь нелестное описание велотурист
вынослив и если ему дать много свободного времени - преодолевает
большие расстояние. Держится в небольших стайках по три-пять особей.
Равномерно распространен по всей территории Норвегии.
Вообщем, вы примерно нарисовали наше впечатление о суровых скандинавских велосипедистах.
А
тут, в Финляндии... Дедушка с бородой, закинутой на плечо. Веселая
женщина с сумками, едущая поэтому без рук. Стайка дошколят, все в
касках. Парочка на тандеме в шортиках и вьетнамках. Мы успели забыть,
как выглядят нормальные велосипедисты!
Нда, надо начинать вливаться в обычную жизнь.
Ну
и конечно, “вливанию” очень помогло отечество. Границу мы прошли за
полчаса, хоть и боялись очередей: воскресенье, питерцы должны
возвращаться с финских пикников. И - въехали в Выборг. Это как удар!
Ошеломляющий. Битые дороги, замызганные обшарпанные дома. И грязь.
Сколько же у нас грязи! Вода залива в плавающих бутылках. Обертки,
огрызки, окурки, банки - прямо на дороге, под ногами. Если и стоит урна
- вокруг нее в радиусе пяти метров насыпано: что, в баскетбол играли и
не попадали?!
Возможно, в другой день контраст был бы поменьше, но
нас угораздило прибыть в город к концу “Дня Нептуна, посвященного дню
Военно-морского флота” (дословная цитата с плаката). Местные гопники
надели праздничные спортивные костюмы. Местная молодежь села на модные
в последнем время “велосипеды-из-ашана”, доехала на них до ближайшего
ларька, где и осталась пить пиво и ягу, посыпая все вокруг себя
семечковой шелухой, смоля сигареты одну за одной: вот каковы они, наши
“велосипедисты”. Здоровье нации. Народ поприличнее одел по их мнению
все самое модное и грасивое, нанес самый яркий макияж из всех
возможных, облился духами и выполз фотографироваться на телефоны на
фоне местных красот. Даже местные синюшные бомжи приободрились:
почистились, помылись и выползли ловить рыбу на набережную, используя
вместо удочек палки и посрезанные с машин си-бишные антенны. Ну и
конечно, честь и краса российского флота: в бескозырках с лентами и с
тельняшками, драными от обилия чувств на груди. На ногах в большинстве
уже не стоящие, но лезущие купаться во все мало-мальские похожие на
водоем лужи...
И все они, вне зависимости от своего социального
статуса, без исключения - валят мусор самим себе же под ноги! Видя все
это, очень хочется зажмуриться...
Долго погулять не удалось:
начали пошаливать нервы, мы сбежали спать в гостиницу “Викинг”, рядом с
привокзальной площадью. Хорошая гостиничка, с мансардными окнами. Но к
сожалению, не оборудованная кондиционером. А мансардные окна как раз
выходили на железнодорожные пути. А на железнодорожных путях ремонтники
ночью, пользуясь паузой в движении, решили провести какой-то ремонт.
При помощи тарахтящего маневрового тепловоза, скрипящего крана и
громкого мата. Короче, выспаться перед трассой как-то не удалось.
Для протокола:
Пройдено 263,6 км.
Расход 7,4 л./100 км.
Средняя скорость 67,7 км/ч.
Фотографий не будет - рука не поднялась снимать этот срач.
17 день
Вэлком хоум!Воспоминания этого дня урывочны и нечетки, словно бред горячечного.
Выборг запомнился феерического размера ямами на дороге: сложилось ощущение, что их копали экскаваторами.
На КАДе в память запал громадных размеров щит, на котором мелким
шрифтом в три строки было напиcана фраза, которую я не смог прочитать
даже с четвертого раза, даже сбросив скорость: начиналась она “В городе
Санкт-Петербург в период температур, превышающих 32 градуса по цельсию,
транспортным средствам...” - дальше ты уже проезжал под стендом. Того,
кто это написал, следует наградить за создание самой информативной
надписи в мире. Водители, знаете ли, так любят читать...
Ленинградская
область отложилась не в памяти, она отложилась на заднице - синяками.
Полный беспросветный дорожный раздолбизм. Пишешь слалом между
выбоинами, болтаешься в колее, прыгаешь на каких-то хаотических
заплатках... По выезду из Ленобласти дорога выравнивается, чтобы снова
закурчавиться стиральной доской возле Торжка.
Особо страшных ремонтных работ не нашлось, а пробки уже традицонны
настолько, что набили оскомину: Вышинй Волочек, Солнечногорск и конечно
же, Химки. Мы специально взяли +1 день к двухнедельному отпуску, чтобы
не возвращаться в толпе дачников, но местным пробкам на календарь
наплевать: стояли, стоим и будем стоять. Проклятое место. Пробки убили
все удовольствие от езды по трассе...
Ну вот и все. Устали. Горячая вода отключена: не помоешься. Не
оплаченный интернет - тоже. Квартира с отключенным кондиционером и
закрытыми окнами нагрелась до запредельных температур, рыбы в аквариуме
плавают в воде 34 градуса и похоже, пытаются стереть испарину с лиц.
Зелень по подоконникам загнулась. Вэлком, как говорится, хоум!
Для протокола:
Пройдено 932,3 км.
Расход 6,3 л./100 км.
Средняя скорость 76,1 км/ч.
Фоток, естественно, не было, но в конце повествования
я традиционно даю ссылки на полные галереи фото, а не несколько штук,
вставленных в текст:
-
Галерея Teapot`a (Внизу EXIFа кадров есть ссылка на карту с указанием, где кадр сделан)
-
Галерея Черенка (Она могла снимать на ходу, а я - нет)
ИТОГИ:Они обычно интересуют всех гораздо больше чем все описание поездки
(Ну кто же не любит считать чужие деньги!)17 дней.
8001 километр по одометру.
Наша цель была - поиск дикой жизни. И в диких (не зоопарковых)
условиях мы сумели повстречать: северного оленя, лемминга, лося,
тюленя, морского орла, королевского орла, баклана, тупика, гагару (и
еще десяток птиц, перечислять не буду), кашалота, северного полосатика,
лисицу и одного наглого ушастого зайца.
Жизнь за полярным кругом есть! И порой она здорово мешается под колесами.
Сколько денег нужно,
чтобы повторить наш маршрут? Расчет - на машину с экипажем из 3х
человек, то бишь общий бюджет, в рублях по курсу всех национальных
валют на день оплаты. Включены вообще все расходы на это путешествие,
исключая разве что покупку сувенирных магнитиков на холодильник и
наклеек на попу машины.
Гринкарта на машину 3200 руб
Медстраховка 1672 руб.
Виза 4200 руб.
Билет на паром Стокгольм-Хельсинки 5 880 руб.
Ящик жратвы 7000 руб
Бензин 34 740 руб.
Паромы и платные дороги 14 363 руб.
Проживание (Кемпинги/хюттеры/апартаменты/гостиница) 22 798 руб.
Развлекательно - познавательная часть (Сафари, аквариумы, нордкаппы, зоопарки и иже с ними) 26 572 руб.
Итого - 120 425 руб., то есть
40 142 руб. на одного человека.
Слухи о слишком высокой стоимости “северов” оказались... эээ... преувеличенными.
Послесловие.Это, черт побери, было непросто. Но - на то оно и приключение!
Спасибо всем, дочитал до этого места - это тоже нелегко.
С годами люди остепеняются. Строят дома. Рожают детей. Сажают
сады. А нас с каждым годом уносит как-то все дальше и круче... Ждите
новых приключений: мы без них уже не можем ;)