ОФФ: Дым и кружева. Череповец и Вологда. (+)


[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]



Отправлено : Teapot 28 февраля 2020 10:51:50    Персональная карточка

ОФФ: Дым и кружева. Череповец и Вологда. (+)

 

Вот вы знаете, сидел я тут как-то с чашечкой ароматного кофе в уютном кресле перед монитором и почувствовал просто нестерпимое желание посетить Череповец. Вот прям душа рванулась, ну знаете же,  как иногда бывает. “Ах боже мой, срочно, срочно! Мчим же в этот благословенный край!” - вскричал я, не в силах совладать с неодолимым влечением, и мы побежали к машине, роняя по пути свои привычные бутерброды, термосы и фототехнику…

 

Ну, на самом деле не совсем так. Ну немножко не совсем. Но в Череповец мы отправились добровольно, честное слово, никто нас командировками туда не гнал! Да, существуют в мире люди, которые желают провести свой законный выходной в таком городе, представляете?

 

А началось всё… с Тулы. А точнее, с её музея станков, очень понравившегося нам тогда места. Он кардинально отличался от стандартной пыльной краеведческой скукотени с витринами и табличками, которые нагоняют тоску и неимоверную зевоту на захожего туриста в любом городе России, и показал нам, как должны выглядеть ИНТЕРЕСНЫЕ музеи в XXI веке. И листая комменты к нему на трипадвайзоре, мы наткнулись на упоминание ещё одного российского музейного комплекса, который ставили с тульским в сравнение. Музей металлургической промышленности в Череповце, на Северстали. Замечу, что у них там, в северсталевском PR-отделе, похоже, работают весьма пробивные кадры. Их стараниями мрачный индустриальный кластер, который был интересен лишь экологам да инспекторам охраны труда, вдруг стал притягивать внимание и людей, которые к металлургии не имеют совсем никакого отношения. Эти ребята завели предприятию красочный инстаграм, выкладывают не протокольные, а действительно интересные заметки в фейсбуке, заказали дизайн оформления территории завода и навигацию у знаменитого Артемия Лебедева, стали проводить пресс-туры, открывая всяким модным блогерам двери цехов, и даже устроили недавно пленэр для группы художников, чтобы через их кисти и холсты донести до широкой общественности мощь и красоту индустриальной культуры. Музей металлургической промышленности - ещё один шаг к “очеловечиванию” бездушного металлургического монстра. А ещё выяснилось, что на этих выходных будет “день открытых дверей” - иногда Череповецкий металлургический делает исключение из своих строгих правил, и на его территорию дозволяется попасть совсем уж простым смертным, чтобы под строгим контролем взглянуть одним глазком на раскалённый металл. Искушение было слишком велико, но… Убивать “длинные” выходные на только на Череповец?! Это как-то расточительно. Ну-ка, а что у нас рядом можно посмотреть? Во, Вологда! Которая гда-гда и резной палисад! Сочетание то, что надо для небольшой поездки. Пару кликов в букинге, фототехнику и свитерок с тапками в рюкзак, термос под мышку - мы готовы!

 

 

 

Выкатиться в путь удалось по не зависящим от нас причинам лишь глубоко во второй половине дня, и пока мы толкались в вечной пробке на Ярославке (слушайте, а тут хоть когда-нибудь бывает время без красных пробок?), световой денёк закончился, но мы не особо по этому поводу парились: у нас на этот день был запланирован лишь доезд до города и заселение в гостиницу, ну может ещё небольшая прогулка перед сном, торопиться особо некуда. После Сергиева Посада навигатор повёл нас севернее, мы наконец вырвались из плотного трафика дачников, рано проснувшихся в этом году, и тут началось… Первый набор дробных ям, раскиданных по всей дороге, мы восприняли стоически. Ну, бывают плохие участки. Пошли его преодолевать, не снижая хода. Но он всё не заканчивался и не заканчивался! Лишь качество покрытия километр к километру колебалось в диапазоне от “совершенно отвратная раздолбанная дорога” до “полный пинцет, как здесь вообще можно проехать?!” Газ пришлось отпустить, и стало совсем уж плохо - то что можно было проскочить “поверху”, теперь машину сотрясало до глубин всех ёйных шестерёнок. И самое пугающее, что конца-краю этому не было видно впринципе. А я ещё удивлялся, чего это яндекс сдурел, и рисует мне почти 9 часов пути? Похоже, он не врёт… Попереваливавшись из ямы в яму на малом ходу с полчасика и попробовав все варианты бессмысленного слалома между ям, мы пришли к выводу, что так мы помрём гораздо быстрее и не достигнем при этом  Череповца. И придавили газ снова… Хорошо, что у Леди Хиппо длинноходная подвеска, скажу я вам, и всего за эту поездку мне удалось её пробить до отбойников лишь раза три-четыре (понимающие о чём я говорю, сейчас порядком впечатлились). Но вот дискам поплохело изрядно - надо будет ехать править “восьмёрки” :( Зато чувствуешь себя прямо погружённым в ралли париж-даккар.

Но тут выяснилась ещё одна неприятная беда, которая была не так критична на низких скоростях. На этом изрытом метеоритными кратерами пути (который “дорогой” у меня не поворачивается язык назвать) полностью отсутствует всякая обозначательная инфраструктура: ни намёка на какую-либо разметку, а уж про отбойники или хоть столбики со светоотражающими элементами я совсем промолчу. Пред водительским взглядом раскидывается белёсое от зимней солевой посыпи асфальтовое месиво, незаметно переходящее в такую же белёсую (и столь же неровную) грунтовую обочину, которая в свою очередь огорашивает тем, что заканчивается глубоким и не освещаемым фарами кюветом, настоящей неведомой чёрной дырой, в которую машину так и затягивает. Помножьте всё это на извилистую траекторию “пьяный извозчик проехал”, прибавьте пляски святого Витта в вертикальной плоскости на ухабах - и вы поймёте почему я очень часто вытирал вспотевшие на руле руки о собственные штаны.

Четыреста километров такого счастья. ЧЕТЫРЕСТА.

Углич запомнился тем, что в некоторых местах посверху дырявого покрытия были накиданы длинные мощные лежачие полицейские, и это добавляло весёлости. Не могли лучше асфальт положить в ямы?

Участок до и после Рыбинска добавил нам ещё и амплитудных продольных волн полотна, подкидывающих машину, и недвусмысленно намекающих о том, что просто ремонтом асфальта тут не отделаться, “поплыла” вся гравийно-песчаная подушка, фундамент дороги.

С наступлением Вологодской области стало немножко полегче - появились хоть какие-то залатанные участки. Но разметку тут по-прежнему стёр этот негодяй Обама.

Итог утомительного пути был необычен: пострадали те места, которые никогда раньше в длительных поездках никак не досаждали. Ремень безопасности натёр ключицу (через куртку!), а поясницу намозолила резинка от трусов (или ремень, уже хрен там разберёшь). Зато кровообращение задницы было прекрасным при таком припрыге!

До гостиницы (неплохой для индустриального города) добрались уже взаполночь, разбитые, но не сдавшиеся. Ни на какие вечерние прогулки, естественно, сил у нас не хватило, только упасть и попытаться успокоить зудящее от тряски тело.

А на следующий день с утра мы отправились, минуя привычные для посещения прогулочные набережные и церкви, напрямую в индустриальный район, который занимает в городе площадь, примерно равную центру Москвы в пределах Садового кольца, между прочим. Череповец - один из тех городов, который является “придатком” к предприятию, и вся жизнь любого из его жителей прямо или косвенно завязана на металлургию. 

Музей металлургической промышленности весьма молод - он открылся всего пять лет назад, его переоборудовали из неиспользуемого административного здания недалеко от доменных печей, сотворив совершенно новую и непривычную достопримечательность и центр притяжения интересов туристов в Череповце.

 

 

На самом деле он не особо велик - всего 4 зала и небольшая уличная экспозиция, но для вдумчивого и тщательного осмотра можно вполне выделить полдня, а если захотеть вникнуть во все нюансы и осмотреть все мультимедийные инсталляции, то наверное и целый день может уйти. По экспозиции лучше всего пройти с гидом, но можно взять и аудиопомощника или побродить-потыкать во всё самостоятельно, благо подсказок и пояснительных справок более чем достаточно для безэкскурсионного осмотра.

 

 

Залы хорошо организованы по порядку логического изложения: первый повествует о возникновении металлургии как таковой, о истории взаимодействия человека с металлом в разных эпохах.

 

 

Стиль изложения и подачи информации в этом зале рассчитан на детей, и к сожалению гид не соизволила подстроиться под группу, в которой ни одного ребёнка не было, и шпарила тестовку изложения и интерактив как для школяров - это откровенный минус. Но может, это и к лучшему - пару исторических фактов, о которых я не знал, в этой детской лекции удалось услышать.

Особенно понравилась интерактивная игра, имитирующая торговлю металлическими изделиями на провинциальном рынке с учетом исторических цен и ассортимента товаров: здорово погружает в тогдашний быт. А решено ведь это всё при помощи современных технологий: сканеров и проекторов. Классно.

 

 

Второй зал интересен далеко не всем, он рассказывает о создании и истории Череповецкого МК.

 

 

К сожалению он совсем не инерактивен - разве что можно сделать сэлфи с “директорским” эбонитовым телефоном. Людям, не заставшим их в быту, наверное будет интересно. Остальное - на ценителя советской истории индустриализации.

 

А вот третий зал буквально прекрасен. Он рассказывает про сегодняшний день комбината. Там уже другой гид, которая прекрасно подстраивается под аудиторию слушателей, умеет управлять своим повествованием и не “читает с листа”, а именно рассказывает. Про современную технологию изготовления стали и чугуна.

 

 

Вот тут просто пять с плюсом! Тётка в полчаса своего рассказа человеческим языком с использованием мультимедиа стендов уложила то, что студенты в институтах изучают в течении курса! Вот что значит умение переводить “с технического на русский” - даже последняя блондинка после этой лекции может рассказать своим подружкам, чем кокс отличается от агломерата, зачем лом в конвертере и почему домна варит чугун, а не сталь.

 

 

Всё можно пощупать, потрогать пальцами, покрутить и потыкать.

 

 

И кстати, окромя благого дела просвещения заезжих экскурсантов, этот зал служит не менее благой задаче, а именно профориентации местной молодёжи. Чтобы проникались таинством металлургии и не сбегали в столицу за длинным рублём, ипотекой и офисным рабством.

 

 

В этом зале есть немножко хвастовства: Северсталь рассказывает о своих проектах, о тех отраслях промышленности, которые используют её металл.

 

 

Мосты, трубопроводы, автозаводы, знаковые стройки, арктические платформы, тяжмаш, судостроение… Немножко “зонтичного” маркетинга в это мест, конечно, но предприятие действительно одно из самых мощных в отрасли, и самое главное - оно вполне устойчиво стоит на ногах, несмотря на весьма непростую экономическую ситуацию в стране. Хотя политика играет свою коварную игру и тут: например, надо ремонтировать одну из доменных печей, но непонятно делать её больше размером с расчётом на снятие торговых ограничений, или наоборот меньше, учитывая спад продаж, с этим связанный…

 

 

А в четвертый зал нас не пустили. Он для мастер-классов по металловедению, химии, экспериментов, опытов и всяких отдельных шоу-программ, призванных увлечь и заинтересовать подрастающее поколение.

 

 

На внешней площадке на улице можно ощутить масштабы металлопроизводства: ощутить толщину стенок чугуновозного железнодорожного ковша или сравнить себя с высотой карьерного самосвала.

 

 

Но все эти музейные аттракционы ничто по сравнению с настоящим, живым производством. И за этим мы сюда и приехали, за посещением собственно металлургического комбината! Дело в том, что обычного “командировочного” гостя предприятия дальше административных зданий чаще всего не пускают: техника безопасности в цехах, работающих с разогретым добела металлом особая. И шанс увидеть цеха изнутри не-специалистам выпадает весьма редко.

 

Но тут  начну вздыхать, жаловаться и критиковать. Я уже говорил, что у комбината хорошая PR-команда, которая собственно этот производственный тур и организовала? Ну так вот, а вот остальное на заводе так и осталось, совок-совком, на отбибись (простите). В том числе и отношение к гостям других сотрудников комбината, не из PR.

 

По территории  завода пешочком не погуляешь - для группы подали автобус. Я навострил камеру, чтобы поснимать внутренности завода - и обломался. Стёкла залеплены таким слоем грязи, что и глазами-то еле что видишь. А смотреть было на что! Я, как неравнодушный к индустриальным пейзажам, буквально ужом вертелся на кресле и вскидывал фотоаппарат: то градирни извергнут из себя громадный клуб пара, который лениво поползёт просачиваться через конвейерные коридоры и хитросплетение трубопроводов, то коксохим извергнет из своих недр вонючие дымы, высыпая свежеиспечённый кокс в гасилки, то в глубине гор шлаковых отвалов багрово-красным отсветом мелькнёт неостывшее ядро свежего вывала, то на железнодорожных путях полыхнёт пламя из термоса с расплавом… Но заснять по человечески ничего не удалось. А ещё - почему в автобусе гиды безмолвствуют?! Самое же время тыкать пальцем туда и сюда, и скороговоркой проговаривать информацию: вот слева “Северянка”, крупнейшая мартеновская печь, вот электро-сталеплавилки, вот канатный цех, вот проволочный, вот гвоздильный, вот фасонно-литейный, вот цех изложниц, а здесь ванны травления рулонной стали… Нет, мы катимся молча. А ведь столько всего интересного вокруг! Обидно.

 

Дальше тоже получилось не очень: оказывается, экскурсии по прокатному цеху стана 2000, в который мы и направлялись, тоже не будет. Для туристов заготовлена специальная “смотровая капсула” - небольшая комнатка под потолком. В сам цех - ни-ни, смотрите в окошки. Окошки, кстати, непростые - на смотровой используются “смарт-стёкла” - с переменной прозрачностью. Когда группа заходит - в окна не видно ничего, они непрозрачно-матовые. Но вот групповод нажимает кнопочку - и вуаля, они прозрачны аки слеза… (нет). Увы. Не всё так просто. Во-первых, они сами по себе не становятся до конца прозрачными и при взгляде под углом изображение сильно мутнеет. Во-вторых, они грязные и подкопченные (что неудивительно в цеху). В третьих, прокатный стан сам весь в пару и дыму. Итог - со смотровой площадки видно чуть более, чем нихрена. Да и расположена она, честно говоря, не слишком удачно - напротив транспортировочных роликов , а не рядом с группами валков. Красиво, конечно, видеть как оранжевое зарево от прокатываемого прямоугольника металла (именуемого смешным словом сляб) подсвечивает дымный воздух, пока он, весело громыхая, бежит от одних вальцов к другим… Но это собственно всё, что вы можете узреть с этой “смотровой капсулы”. Фотографировать практически нереально. 

 

Экскурсионное сопровождение такого же уровня “нам тут начальство сказало, припрутся туристы. Ну ты им скажи что-нибудь”. Пришёл в смотровую мастер цеха. И вся его лекция про самый производительный стан горячей прокатки, масштабное творение промышленного человеческого гения, сверхпрочного молоха, разминающего металл как пластилин, состояла из одной фразы: “Ежели чё непонятно - спрашивайте”. Да ёксель-моксель, да нам тут ничего непонятно! Мало того что не видно нихрена самих механизмов, так ещё и про саму технологию горячей прокатки в музее почти ничего не рассказали… В результате гости начали задавать какие-то тупые сумбурные из пальца высосанные вопросы, а мастер начал отвечать, обильно пересыпая речь слэнговыми “металлургическими” словечками, что отнюдь не облегчало понимания его достаточно косноязычной речи… А на возмущение одного из туристов “а чо не видно-то тут нихрена” он ответил “а чо там смотреть-то... ну ладно, давайте я вам монитор включу”. И на экране возникла картинка 640*480 с камеры слежения где-то наверху над станом. Ну офигеть как информативно и познавательно. Думаю, по “дискавери” в программе “как это сделано” вы получили бы больше информации и впечатлений, чем от такого визита на производство.

 

 

Если бы не одно “но”. Мне удалось по счастливой случайности ощутить дыхание стана 2000 без стеклянных перегородок и с уровня земли - приоткрыли роль-ворота в цеху и можно было постоять на пороге. Вот это, я вам скажу, совершенно другое дело! Сразу  включается куча других органов чувств. Во-первых, жар. Я и не знал, что металлическая полоса многотонного сляба может греть инфракрасным излучением (как от ярко горящего костра) на расстоянии пару десятков метров, ещё на подъезде к точке, где ты стоишь. А как жутковато грохочет, оказывается, неровно закоробленный хвост проката! А как в цеху пахнет! Запах перегретого металла, масла, пара, битума или ещё чего… Вот это настоящее прикосновение к производству, а не показуха с “умными стёклами”, которые можно заменить в принципе на обычные рольставни…

 

 

Ребята из PR-отдела Северстали! Знаю, что рано или поздно вы наткнётесь на мой отчёт, мониторя соцсети :) Мой вам совет: бросайте идеи с герметичными “капсулами”. Смотровая площадка должна быть ОТКРЫТОЙ, тогда гости гораздо больше проникнутся масштабом производства. И показывать вам можно не только распиаренный “двухтысячник”, у вас на территории происходит огромное количество интересного кроме этого. Но в остальном - спасибо вам просто за то, что вы есть. На другие металлургические производства такого масштаба с улицы вообще нет шанса попасть, никак.

Автобус вернул немножко разочарованных плохим видом, но радостно галдящих экскурсантов обратно в музей, мы закупились достаточно неплохой “сувениркой” (она тут вполне оригинальная, есть на что посмотреть) - и покатили в Вологду.

 

 

Около 130 километров вполне неплохой дороги пролетели незаметно, и в наступивших сумерках мы начали искать свою гостиницу. К сожалению, гео-метка на букинге поставлена была совсем не там, и мы полчаса бродили по окрестностям под снегодождём в попытках понять, где нам заселиться. Не самое приятное времяпрепровождение. Зато когда нашли - удивились. Гостиница оказалась метрах в трёхстах от собственно местного Кремля, Архиерейского двора.

 

 

Бросили вещи и ещё немного покружили в темноте по ещё незнакомому городу, дивясь уже подзабытой в столице “ртутной” жёлтой подсветке (у нас-то всё на богомерзкие холодные белые светодиоды перевели, никакой аналоговости и ламповости теперь), которая позволяет фотографам красиво играться с цветами.

 

 

На задворках Кремля обнаружилась вмёрзшая в землю ОКА. Как она сюда заехала?

 

 

Порядком подзамёрзли и ушли греться в гостиничную сауну - надо и телу отдых давать.

А с утра уже посветлу отправились на осмотр города с резными палисадами.

 

 

Вологда оказалась милым и насквозь пропитанным русским духом городком. И самое приятное, без лубочного показушничества "балалалйка, медведи, уотттка", которое очень раздражает в городах Золотого кольца, к примеру. Такая приятная  глубинка, со своими простенькими развлечениями.

 

 

Город хорошо осознаёт свою аутентичность, и хорошо на ней самоиронизирует. У местных просто поразительный выговор с яркой артикуляцией буквы "О" - я сначала даже подумал, что они так издеваются над приезжими, выпячивая свой акцент. А потом прислушался к разговорам аборигенов другом и понял: нет, не издеваются. Они действительно так говорят. Вот потому и скамеечка появилась в красочном месте: "посидим, поокаем".

 

Таких вот маленьких арт-объектов раскидано по городу порядочно. Гулять весьма приятно.

 

"Бедненько, но чистенько, благопристойно и очень традиционно" - это про весь внешний вид Вологды, практичеки про его любой закоулок.

 

Город имеет свой яркий и запоминающийся "специалитет" на туристической арене. Какие у вас ассоциации с Вологдой? Ну, резные палисады это понятно. "Гда-гда" в голове крутится сразу. Вологодское масло ещё, правда? Действительно отменное, с настоящим густым сливочным вкусом,  который давно забылся потребителям желтого "не-пойми-чего" с полок сетевых супермаркетов. А ещё что? О да. Вологодское кружево, конечно же. Бесконечная лента-"вилюшка", которой рисуется сюжет, в обрамлении морозноузочатой решётки и всяких розочек да звёздочек, которые называются насновиками. Если в Туле на площади рядом с Кремлём - музей самоваров, то в Вологде рядом с Кремлём - музей кружева. Мимо пройти не смогли.

...и снова сейчас начну критиковать. Без хорошего экскурсовода в музее делать ну абсолютно нечего! Информативности - ноль целых ноль десятых. Куча комнат где, по стенам развешаны вот такие вот  скатерти с крайне информативной табличкой "Снежинка. 1967 г., лён белёный". Смотри, турист, поражайся. Ни истории, ни соответствующего культурологического бэкграунда не подаётся никак. Для самостоятельного осмотра музей - пустое место с бликующими витринами со старыми тряпками.

 

Нам повезло: удалось взять индивидуального экскурсовода, которая весьма подробно ознакомила нас с тем, что скрывает этот музей. С целым пластом ремесла, прошедшего испытание временем и растворившегося в ктайскм ширпотребе машинного плетения и сегодня.

 

Факт, известный многим: вологодские кружева плетут при помощи коклюшек с нитями, валика, и "сколка" - схемы, в которую втыкаются булавки, между которыми переплетаются нитки. Всё просто и незатейливо, освоить азы может в принципе даже безрукий - перекидывай хоть ногами коклюшки согласно схеме, и всё получится. Главное иметь много терпения, усидчивости и времени.

 

Факт, почему-то известный немногим: собственно такой способ плетения кружев не является уникальным изобретением Вологодской области. Вся восточная часть Европы таким макаром плела (и сейчас плетёт) кружева, причём не менее витиеватые, чем вологодские. Причём порой гораздо более утончённые: вот вам два примера словенского кружевоплетения шёлком - обратите внимание на утончённость и миниатюрность рисунка. Приятно, что "конкурирующие" практики тоже выставлены в музее. Интересно сравнивать с аутентичным местным.

 

 

Факт, который я не знал: оказывается, в традиции плести не только льном, но и металлической (золотой, серебряной) нитью.

 

 

Факт, который известен немногим: всё богатство орнаментов основано всего на четырёх типах переплетения ниток. Этакая четверичная система исчисления.

 

Факт, который я осознал с некоторым удивлением: настоящий виртуоз своего дела при изготовлении вологодского кружева оказывается вовсе даже не мастерица-кружевница. Она лишь ремесленник, по сути высокоточная машина, повторящая заданные в перфокарте действия. И не художник, рисующий узор: он всего лишь хранитель традиций, умелый стилизатор. А технолог, который переводит полёт мысл художника в этот самый "четверичный код", раскладывает суть плетения так, чтобы кружевница не свихнулась, а материал в итоге лёг гладко где надо, а где не надо - образовал трёхмерный рельеф. Дополнительный факт: до сих пор нормально алгоритмизировать работу технолога при помощи компьютерных программ не удалось, слишком много смекалки надо применять при перешифровке узора в рабочий сколок.

 

 

Факт, который я увидел в музее: когда культурная традиция пытается подстроить себя под политику, власть  текущий момент - получается идиотизм и уродство.

 

 

Факт, который можно увидеть только в музее: стремление к гигантизму и рекордным размерам в выставленных вещах заставляет осматривать их дважды: сначала оценить общую морозную вязь издали, а затем подойти и с нескольких сантиметров тщательно оценить мельчайшие детали, сливающиеся в один фон.

 

Факт, который не факт: в голове у среднестатистического жителя России вологодское кружево ассоциируется с бабушками, деревней и каким-то общим ретро-стилем.

 

 

Факт, который я понял в противовес к противоположному факту: они дураки и ничего не понимают. Вологодское кружево на женской фигуре смотрится очень секси!

 


Ну даже я, будучи полностью дуб-дубом во всяких модных рюшечках, оценил красоту и изящество местного ремесла.

Но к музею у меня всё равно претензии: ну вот что стОит нарядить обслуживающий персонал (кассиров, экскурсоводв, смотрительниц) в те самые кружева в виде униформы? Насколько было бы это интереснее стандартных пиджачков и кофточек. Что стОит добавить музею интерактива? Почему не поставить в зале валик с коклюшками и "на пальцах" показать основы мастерства гостям? Это же проще простого, а музей будет намного живее! Почему бы не отвести одну из многочисленных комнат музея под ремесленную мастерскую? Чтобы залы наполнились характерным перестуком коклюшек и окающим говорком мастериц, чтобы было понятно что это искусство живёт и процветает. Почему бы не устроить упражнение - показать как любой орнамент, абстрактно нарисованный гостем, можно размножить и превратить в сколку для создания ажурной салфетки? Музею отчаянно не хватает жизни, движения, очеловечивания. Хочется, чтобы гостям показывалось не собственно кружева как таковые, а искусство людей в их создании... А самое обидное, что музей-то при всей своей внешней совковости и дремучести достаточно молод: ему всего 10 лет. И он мог бы быть гораздо более современен и интересен, но увы: его родили уже глубоко устаревшим, скорее для отчёта и галочки, чем с желанием заинтересовать посетителя.

После музея мы озабоченно заспешили-засобирались в обратный путь, ибо были здорово напуганы дорогой до Череповца и инстинктивно боялись, то путь от Вологды в Москву тоже доставит нам неприятностей. Но с удоволствием отмечу, что мы ошибались: да, дорога до московской области по полосе в каждую сторону, но... как же приятно, когда есть разметка. Когда не боишься каждую секунду пробить колесо. Когда продольные волны покрытия не подкидывают и не перемешивают содержимое салона и багажника. КОгда в конце концов видно, куда ехать в повороте! Так что, уважаемые читатели этих строк, если захотите осуществить вояж по нашим следам - заходите в Череповец через Вологду, а не наоборот. Ну или хотя бы уходите с ярославского шоссе поворотом на Рыбинск, ни в коем случае не раньше.

Вечную пробку в районе Ивантеевки мы обрулили по подсказкам яндекс-навигатора какими-то адскими закоулками и потом по староярославсому шоссе, и в целом добрались домой совершенно не уставшими и не разбитыми. Как приятно!

 

Итак, давайте подытожим.

Получилась очень приятная поездка. Череповец как город мы считай, и не осмотрели, но остались очень довольны музеем, а так же накушались горы впечатлений от металлургического производства. А Вологда оказалась настоящей маленькой жемчужинкой: чистый, приятный, лёгкий, самобытный и совершенно не депрессивный городок, со своим уникальным колоритом. Несовременный - но как ни странно, это ему к лицу. Кокошник с лабутенами ведь не смотрятся, правда? А ещё проложенный нами маршрут идеально ложится в формат "поездки на уикэнд". Смотрите как удачно складывается: выезжаете вечерком после работы в пятницу - в полночь уже в Вологде. Погуляли днём в субботу по городу - вечером переметнулись в Череповец. В воскоресенье посетили Северсталь (если повезёт) или просто походили по музею - и айда домой. Ненапряжно и приятно. В отличие от многих своих других отчётов, такой маршрут я бы даже хотел порекомендовать. И сам думаю его повторить: по весне или летом, когда Вологда с её набережной и берёзками на фоне кучи православных церквей будет особенно хороша.

 

Ну а что по деньгам-то, спросит уже истомившийся по любимой части отчёта читатель. Ну давайте подсчитаем наши расходы. Напомню, что мы учитываем всё-всё-всё, разве что сувенирные магнитики вычёркиваем. Итак, за три дня мы посетили 2 города, проехали 1221 километр и сожглиради этого 85,2 литра бензина. И потратили:

- на проживание 6 890

- на бензин  3 885

- на развлечения - 2 350

- на еду - 3035

Итого 16 160 руб на двоих. По-моему, очень и очень бюджетно получилось.

 



В конце традиционно приложу  галерейку всех фоток с этой поездки и естественно, видео нашей внутренней кухни



Ну и, stay, как говорится, tuned! До новых встреч!



++++++++++++++++++++++++++++++++
Понравился отчёт? Их есть ещё у меня!
++++++++++++++++++++++++++++++++

 

индустриальный турист
Teapot



_____________

Данный пост будет удалён, п̛о̨с͟ко͟ль͏к͝у̶ ̛ вͧ͋͆ͭ̉̚ы̿̃ͨз̑ͩ̈́͒͗͟ы̉̊́̔̚в̎ͬ͒ͥаͦͭ̀еͭ̎͑ͫͪ̚т̉̋̇̎͏ ̃̕ н͐̄̅ͥ͞е̍̅̏ͪс̴͖̦͉̥̟ͅт̯̄̄ͯ͛ͥ̉а̖ͫͧбͪ̀и̞͖͚̏̃̆̾ͨл̢͚̤̥̼͒ͭ͋̔ь̍̉̒͂͒͗҉̼̺̱̟н̯у͎͍͙̮̫̙̝̑ͬ̚͢ю́̅͆̑͏ ̼̻͊͠ р͊͑̾̇̚͏̢͈͍̮̯̮̤͈͔ӓ́̍͋ͧͤͫ̓ͩ̏͋͒̈́͢҉̰̻̘̟͎͕͈̣̖̞͈̱̦͠б͑̔̈́͏̢̯̠͉͇͉̲̟͍̦̟̦͚̀о̷



[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]