ОФ$: Швейцарский галоп, отчёт (+трафикоахтунг)


[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]

Отправлено : Teapot, 15 Мая 2011 16:04:01    Персональная карточка. . На сервере с 2000г.

ОФ$: Швейцарский галоп, отчёт (+трафикоахтунг)

Люди склонны разнообразить свою жизнь, испытывать диаметрально противоположные ощущения: после шоколадки хочется солёного огурца, после парилки хочется нырнуть в ледяную купель и так далее. Мы не оказались исключением из этого правила. Будучи ярыми сторонниками так называемого slow-туризма (причем, организованного своими руками) на этот раз метнулись в самую крайнюю протвоположность, взяв организованный тур. Автобусный. Причём с такой плотностью программы, что поначалу казалось что к автобусу должны приделать крылья чтобы все успеть! Зачем? Ответ прост: были свободные дни, но не было свободных денег :) Строгое ограничение в 25 тыс. с лица...


Что можно было взять на эти не самые большие деньги? Турция? Уже неохота, да и не особо тепло там в начале мая. Свежеоткрывшийся после революций Египет? Туда было даже бесполезно соваться: все майские туры были распроданы буквально за два дня после открытия направления. Дешевые по весне «пляжные европы», Греция, Испания, Кипр? Можно, но купаться там скорее всего нельзя, да и бюджета может не хватить. Автобусные туры по Европе? Ну... Многие страны нами уже охвачены, но — можно посмотреть, хотя они здорово подорожали в последнее время, ушлые московские фирмы не упустят своей выгоды в праздники. Хм, а почему только московские? Интернеты услужливо подбросили вариант: белорусская турфирма. Тур в Швейцарию (к которой мы давно присматривались и примеривались), стремительный как стрела, без посещения лишних и ненужных городов (в которых мы уже когда-то бывали), без тягостных ночных переездов, с метким и честным названием «Швейцарский экспресс». Не наврали. Действительно, экспресс: Москва — Брест — Регенсбург — Вадуц — Люцерн — Лозанна — Монтрё — Веве — Женева — Берн — Цюрих — Нойхаузен-ам-Рейнфалль — Нюрнбург — Брест — Москва , за 9 дней. Крутись, белка в колесе...


Дальнейшее повествование я хочу переключить в режим лытыбырчика (дневника) чтобы попробовать передать ритм этих сумасшедших дней. Присоединяйтесь к забегу!


1 день

Родная Родина: стройка, пустырь, гаражи и помойка.

Вот за что люблю не-авиационные туры, так это за возможность долго и с удовольствием пялиться в окно, наслаждаясь пестрым калейдоскопом картинок. Но вот за свистящим ледяными сквозняками окном поезда Москва-Брест виды не радуют: московские и подмосковские просторы ужасают количеством мусора и грязи. Да, я понимаю: неудачное время, снег растаял, а зеленая трава еще не высунулась, почки на деревьях только проклюнулись и лесопарковый веер еще не прикрыл стыдливо горы банок, бутылок, пакетов и прочих остатков шашлыкингов. Продукты жизнедеятельности лохматых друзей человека, которых выгуливали на сугробах, тоже никуда не делись и радовали взор. Бррр, неужто весь сегодняшний день перед глазами будет только свалка, стройка, гаражи и помойка?

Ситуация выправляется к Смоленску: то ли здесь убирают, то ли культурные жители столицы и области досюда уже не добираются. А уж как въезжаем на территорию сопредельной Беларуси, так вообще наступает благодать: вылизано все. Самозахватнических развалюх на огрызках кривых огородах нет, шестисотенных муравейников с редкими вкраплениями барских усадьб тоже: перед глазами пролетают небольшие, небогатые, но ухоженные домики, города приятно радуют отсутствием налепленной рекламы, а на дорогах, идущих вдоль путей, есть разметка и внятные указатели. Батька хоть и тиран, но хозяйство содержит в порядке, не придерешься...

«Поездные» дни оказались единственными, когда можно было расслабленно попролёживать бока на жестких полках с серым постельным бельём. Дальше комфорту сильно убавилось — ну что ж, мы были к этому готовы...

2 день

Адский Брест

Выгрузившись из поезда в зябкие утренние сумерки четырех утра, знакомимся с группой, с которой нам придётся торчать неделю с гаком в железной коробке. Слава богам, гыгыкающих подростков и мелких детей нет (это самый тяжкий контингент), основная масса — пенсионного и глубоко пенсионного возраста. Интересно: у нас, похоже, стал робко и потихоньку формироваться слой «путешествующих бабушек и дедушек», которыми так известна Германия. Правда наши пожилые туристы не столь богаты, и могут себе позволить лишь «наземные» туры, но судя по обмену мнениями, Европу они исколесить за это время успели до дыр. Молодца, что скажешь! Так держать.

Самое страшное испытание автобусных туров — преодоление границы. А уж в «пиковые дни» типа каникул или майских праздников становится совсем туго... Когда мы подрулили к брестскому посту, впереди нас было около 30 туравтобусов. Таможенникам и пограничникам, к сожалению, пока неизвестно понятие «оптимизация работы»: в разгар рабочего дня они еще и устраивают пересменок минут на сорок, не торопясь ходят между будками... А что, зарплата у них от количества пропущенного транспорта ведь не зависит. Не баре, чай. Постоят.

После шестичасового торчания в брестском аду, последующие 870 км. транзитного пробега по Польше идут в охотку: за окном природа разительно отличается от того, что мы видели вчера. В подмосковье на деревьях едва заметная зеленая дымка — а здесь уже цветы! Причём цветет все сразу: черемуха, тюльпаны, сирень, каштаны и яблоки. Необычно и непривычно, а ведь по широте на юг мы сместились совсем несильно...

Польские дороги красивы, но для транзитного поезда через страну совершенно не приспособлены: многополосок практически нет, скорость ограничена 70 км/ч, а в населенных пунктах, которых миллион по пути — так вообще до 50 км/ч. Количество камер, следящих за скоростью, просто запредельно даже по европейским меркам. Попадаются и «мобильные» посты, причём по словам водителей нашего автобуса они страшнее штрафа, приходящего по почте: альтернативой денежному взысканию является «профилактическая разъяснительная беседа» с инспектором минут на двадцать чудовищной занудности.

Итог? Польша не едет. Польша всем своим автомобильным населением ТАЩИТСЯ, как удав по стекловате. Не думал, что встречу страну, где ездят медленнее, чем в Норвегии!

Автобус доволокся до границы с Чехией и выгрузил из своего чрева пенсионеров с чемоданами в городке с чудесным названием Кудова Здруй. Здесь у нас транзитный отель. Что за город? Говорят, курортный. Говорят, здесь термальные воды и санатории. О чём вы, господа? За гостиничным окном — поздний вечер, темень и магазины с кафешками давным-давно закрыты. Измученный многочасовым сидением в автобусном кресле организм желает только одного — принять горизонтальное положение... Второй день пути — а фотоаппарат я даже не доставал из рюкзака. Неизбежная расплата за дешевизну автобусного тура это не только снижение комфорта перемещения но и увеличение «пустого», заполненного лишь ковырянием в носу, времени путешествия.

3 день

Четыре страны одним прохладным глотком

Продолжается калейдоскоп транзитных стран: выезжаем с Польши, въезжаем в Чехию, которая весьма прохладно (в прямом и переносном смысле) встречает автобус серым низким небом, мерзкой моросью и температурой чуть-чуть повыше нуля. Пенсионеры мерзнут, в автобусе включают печку. До первого экскурсионного пункта 420 километров: Чехия насквозь и хороший кусок немецких баварских земель. В стороне остаются Прага и Пльзень, автобус равномерно и уверенно держит сотню: магистрали в Чехии хороши, только вот платные...

Германия отличается еще более холодной встречей: дождь прекращается и начинается... снег. В мае. На цветы. Вот это да, неужто «погодная туристическая невезуха» нас так и будет преследовать? В прошлом году, в Хорватии, дожди нас чуть не смыли, здорово попортив поездку. Вылезая в первый «туристический» город на нашем маршруте, немецкий Регенсбург, приходится напяливать на себя все теплые вещи, взятые в путь...

Странный город. Город — невидимка. Город — серый кардинал, спрятавшийся от внимания. Покопайтесь в своей памяти: вы о таком слышали? Мюнхен, Нюрнберг — слышали, да? Регенсбург — расположен между ними. Размером с них. Старше их. Богаче их по историческому наполнению. Практически совсем не разрушен войной. И при этом — нифига «не на слуху». Удивительно вообще-то...

Город построен, что называется «на римских костях», и тысячелетняя его история позволяет экскурсоводам рассыпаться соловьем, потчуя открывших рот туристов историческими байками, засыпая датами и фактами. Но в городе и без этих комментариев чувствуется «многовековая закалка»: в воздухе буквально витает хорошо знакомый нам дух средневековья. Еще бы: мрачный готический собор, украшенный запредельно искусной резьбой, наглым пальцем торчит посредине города. Как он умудрился уцелеть в войнах и исторических передрягах, будучи столь хорошо видной издалека целью — до сих пор непонятно историкам. Есть и привычная для средневековых городов узкая чистая речка, и жутко старый каменный мост, «прадедушка» Карлова моста в Праге.

Сильно по городу не разгуляешься: холодно и свободного времени меньше часа. Потому в манящие глубины кривых переулков мы углубляться не стали, а познакомились с историей немного по другому, посетив местное питательное заведение, а именно сосисочную на набережной, которое стоит на одном месте уже около пятисот лет. И за все это время в меню было одно и то же...

Теория Дарвина о естественном отборе действует и в блюдах! Акула имеет ту же форму и то же строение, что и миллион лет назад. Оно идеально. На этом месте, где мы сейчас сидим, на протяжении пяти веков сидели люди и с удовольствием ели именно то, что и мы сейчас: жареные свиные колбаски и тушеной капустой, запивая домашним пивом. Вдумайтесь! Кругом были и революции, и войны, и восстания, и пожары, и чума, и цари, и князьки, и черте знает что еще... А колбаски, капуста и пиво так и не изменились. Вывод? Это такой же ИДЕАЛ, вылизанный естественным отбором, как и акулье строение. Улучшать просто некуда. Вершина кулинарной эволюции!

После Регенсбурга автобус дальше глотает километры прекрасных немецких автобанов, направляясь на юго-запад.

Немножко остановлюсь на теме автобанов. Это действительно лучшие дороги Европы для быстрого передвижения! Вольготны, бесплатны, удобны, снабжены наиподробнейшими указателями, прекрасной разметкой, мощнейшими отбойниками. Автобаны вовсе не прямые как стрела: чтобы водителя не утомляла монотонность езды, дороги делают плавные мягкие изгибы, заставляя не отвлекаться и не рассеивать внимание. Правда, я думал, что они пошире — ведь во многих местах здесь действительно нет ограничения по скорости движения, и слева под окнами автобуса со свистом проносится что-то автомобильное с такой скоростью, что опознать марку удается далеко не всегда. Если учесть, что автобус идет сотню, то эти ребятки ходят «на электронном ограничителе», в районе 250 км/ч. Но — это уже какая сотня километров по Германии, а мы не встретили не только ни одной аварии, но и никаких следов от них (хотя я хорошо знаю, что автобаны очень ругают за высокую аварийность). Вспоминая наши родные трассы с росчерками юзов, посыпанные битыми стеклами и крошевом фар, с выломанными участками отбойников, с крестами по обочинам, хочется только вздыхать...

Кстати: отмотав за всю десятидневную поездку 5 700 км по Европе, мы увидели только 1 (одну) аварию: в Монтрё две машины на тесном перекрестке притёрлись боками, получив несколько царапин.

А апофеозом внимания немецких автобанов к путешествующим стали информационные туристические стенды. Представьте: летим по автобану, смотрим в окно. В стороне промелькнул какой-то замок на холме/церквушка-кирха/живописная деревенька/озерцо/еще какое-нибудь здание — и в тот момент, когда вы мысленно задаете себе вопрос «Интересно, что это?», на обочине появляется информационный стенд, на котором схематично изображена пройденная достопримечательность и кратко, в пару слов, написано что это было. Запредельно удобно, будто бы дорога отвечает на твои вопросы...

Автобус въезжает уже в четвертую страну за сегодня: здравствуй, страна пенсионеров Австрия. Ты у нас тоже нынче транзитная, мы переночуем на твоей территории лишь потому, что в самой Швейцарии отели очень дороги и турагентства предпочитают тратиться на бензин, вывозя туристов с ее территории на ночь. Останавливаемся в городе Гётцис. Чем известен и интересен — не знаю, мы смогли лишь принять душ и попадали спать как подкошенные, не вглядываясь за окно.

4 день

На осмотр страны – 1 час, вперед!

Ну, началось: сегодня у нас первый из гиперперенасыщенных событиями и достопримечательностями дней. Выезжаем из Австрии, ныряем наконец-то в долгожданную Швейцарию, а затем на немножко заглядываем в Лихтенштейн.

Это княжество-крошка, можно сказать — младшая сестренка Швейцарии. Когда-то юридическо-политический атавизм позволил части, крупинке раздробленной феодальной Европы не потерять своей средневековой автономии и остаться суверенным островком со своим собственным самосознанием. С давних, голодных времен княжество безвозмездно поддерживается старшим швейцарским братом – деньги, почта, телефонная сеть, железная дорога и многое другое здесь общее.

Но несмотря на крошечные размеры, в 2007 году страна становится лидером по ВВП на душу населения во всем мире, уделав не только экономических монстров типа США и Швеции, но и своего богатенького старшего брата — Швейцарию, и нефтяных магнатов типа Норвегии или Катара. И это — при полном отсутствии каких-либо природных ресурсов!

Да и где им там быть-то... Государство ютится в альпийской долине, которая делится на неравные части рекой. Тот кусок долины, что побольше — швейцарский, а тот, что поменьше — чистенький, тихий и очень милый Лихтенштейн со столицей в городе Вадуц, размером в пяток улиц.

Достопримечательности в Лихтенштейне — горы вокруг, старинный княжеский дворец на холме, коровы на зеленом лугу, пара церквей и музей искусств. На осмотр государства — час свободного времени, и беспощадный экспресс-темп берет нас за шкирку и тянет дальше.

А вот теперь мы катимся по территории Швейцарии. Ну-ка, давайте-ка в виде лирического отступления напряжем вместе мозги и вспомним, с чем у нас ассоциируется эта страна. Часы, да. Шоколад и сыр, ага. Развлечения богатеньких сынков депутатов на местных горнолыжных курортах. Ну... Чего скрывать, да. Банки. Нейтральность. Богатство. Да, да и да.

А теперь давайте немножко прокрутим машину времени назад. Раньше страна была совсем-совсем не такой! Бедной, скудной: территория горная, для земледелия земель крайне мало, климат снежный, горный. Находится в самом центре вечно враждующего европейского варева. Слово «швейцар» правильно созвучно с названием страны: здешних жителей князья сопредельных мест любили использовать как привратников, и слово стало нарицательным. Вообщем, деревня с бескультурными олухами и коровами где-то в горах, где никто больше жить не пожелал.

Что случилось со страной? Почему она умудрилась вырулить «из грязи в князи»? Без каких-либо революционных экономических преобразований, без ярких харизматичных политических личностей... Как? Я постараюсь ответить на этот вопрос в процессе описания поездки.

Ну а еще Швейцария — это конечно же, горы. Альпы. Величественные и громадные. Они призраками виднеются на горизонте из любой точки страны и образуют совершенно шикарный фото-фон.

К сожалению, наш «экспресс-маршрут» был проложен лишь по крупным швейцарским городам и исключал посещение альпийских красот, но... тем и хороши маленькие турфирмы: у них маршруты не штампуются, как на конвейере, «ни шагу в сторону», и при наличии дара убеждения можно немного расширить стандартную программу: нам удается уболтать гида посетить Пилатус, ближайшую к нашему маршруту горную вершину. Для ознакомления, так сказать, не только с архитектурными, но и природными красотами страны.

2130 метров. Подъём — фуникулёрами.

Первый едет 45 минут, пролетая над красочными пейзажами, второй — около 10 минут, агрессивно карабкаясь вверх, и вот вы наконец на вершине.

Перед вами распахивается удивительный панорамный...

Ага. Щаз. Разбежались. Как и на норвежском пике Дальснибба, природа не показывает нам свою видовую красоту с первого раза. Стесняется и кутает вершину в глубокие облака, изредка, кокетливо обнажая кусочек вида, чтобы через мгновение стыдливо прикрыть белесой туманной сыростью. Вот ведь...

И именно здесь приходит понимание, что пожалуй, природа права. Здешние места настолько красивы, что стОит их повожделеть. Помечтать о них. И приехать сюда еще раз! Как раз в привычном нам slow-режиме. И происходящий «экспресс»-темп путешествия получает логическое оправдание: да это же намётки на будущее! Нет смысла за эти дни «объять необъятное», достаточно лишь «попробовать страну на вкус» :) Вот такое вот логическое просветление накрыло нас на обратном пути с Пилатуса, в покачивающейся кабинке фуникулёра, и позволило нам смириться со всеми последующими недостатками поездки.

Следующим по программе — город Люцерн, совсем недалеко от Пилатуса.

Выходим из автобуса, бродим с экскурсией по улочкам — и не можем отделаться от какого-то странного ощущения, что это не по настоящему. Понарошку. Обман зрения. Подсознание твердит «Не, ну так не бывает. Это уже перебор. Сейчас мы зайдем с другой стороны декорации — и...» Городок чистенький — буквально до звона. Из местной речки и озера воду можно спокойно пить (!). Не мрачные, кукольно-умильные средневековые улочки, знаменитый деревянный мост, кафешки с завлекательными запахами, лавочки с фруктами и сувенирчиками, часовые магазинчиками, башенки, часовенки, мощеные дороги... Во всех странах, где мы были, мы могли найти изнанку у любой красоты. У Швейцарии — изнанки нет. Как ни крути — все стороны лицевые и чистые. Вежливые приветливые жители. Чистейший воздух. Достопримечательности. Виды. Горы. Заглянешь в подворотню: а там чисто, прибрано, мило и герани в горшочке. Вдоль по стране колесим: ну хоть бы помойка попалась, или домик заброшенный и неприглядный, или стройка бетономешалками и лесами наружу, или хоть какой заводик коптящий… Ни-че-го. Сплошь открытка. Изнанки нет.

Нет, минусы мелкие есть: туристы (плюс эмигранты) и цены. Туристов много, мешаются. Очень много русскоговорящих. Еще больше индусов всяких. А еще больше – японцев, их прямо-таки настоящее море. А цены… Ну да, высокие. Перекус в местной кофейне обойдется вам, правда, дешевле чем тот же перекус в каком-нибудь старбаксе в столице, но на этом – всё. Остальное – дороже. Ах да, еще и знаменитые швейцарские «викториноксы» армейские ножи, ощутимо дешевле…

Дороги? Неприятно платные и после блистательной Германии кажутся хуже. Хотя с той же Польшей и сравнивать нельзя. Указатели расставлены скупо, но все же лишний поворот не проскочишь. Начинает правда сказываться «многоязычность» Швейцарии (напомню, что государственными здесь являются аж четыре языка): надо держать в голове написание населенных пунктов в разных «транскрипциях».

На ночёвку мы уезжаем из Швейцарии, во Францию. Всего пять километров в сторону от Женевы, а уже другое государство… Поселок Гайар у подножья плоской горы Монтье-Морнекс. Известен… Ну… Скудным завтраком в отеле и закрывающимся в пять вечера супермаркетом. Извините, больше ничего с территории Франции интересного мы не привезли.

5 день

Как живут миллионеры (бюджетный обзорный трип)

С утра едем в Лозанну – главный город Швейцарской Ривьеры, мекки для богатеев со всей Европы да и со всего мира, в летний (негорнолыжный) сезон. По дороге застреваем в пробке в Женеве и теряем много времени – ну слава богам, а я уж думал, что эта страна совсем уж лишена недостатков.

Лозанна – город дорогущих санаториев, гиперпрестижнейших лечебниц для звезд мирового шоу-биза и… олимпийского комитета, который свил здесь уютненькое гнездышко.

А так же здесь очень приятная набережная для прогулок.

Город немножко чопорный, и здесь по-моему самая большая плотность пенсионеров на квадратный метр во всей Швейцарии.

То, что это «город миллионеров», с первого взгляда и не скажешь: автопарк на улицах и парковках престижный, да, но гиперлюкса типа роллс-ройсов, майбахов и прочих бронированных мерседесов нет. Смешно, но встречаются даже лоханки и сандеро с местными номерами! Не говоря уж о большом количестве микро- и минилиитражек типа пикант, лупо, смартов.

Проехать по ривьере можно либо вдоль воды, либо по эффектной скоростной автостраде, которая на опорах буквально висит над склоном гор. Вид с этой автострады на Швейцарскую Ривьеру, блестящее озеро и горный массив Монблан на горизонте открывается такой, что фотографы-пейзажисты роняют челюсти на колени и судорожно достают из закромов фототехнику.

И зря: это вам не Норвегия, на автостраде останавливаться нельзя, вьюпоинтов и пис-стопов в красочных местах не предусмотрено: любуйтесь на пролетающие мимо красоты в окно и скрежещите зубами.

Монтрё – самый богатый и максимально понтовый город всей Ривьеры. Роскошнейшая, усыпанная цветами прогулочная набережная, россыпь слепленных вместе как лоскутное одеяло апартаментов с окнами на воду и горы, место действительно ослепляет красотой и сытой ухоженностью. Но опять же – буржуйско-богатейский «кич» и выпячивание богатства отсутствует как класс. Главное слово – обеспеченность, а не богатство. Чувствуете разницу?

Веве – второй город, так же нанизанный на скоростное шоссе. Он попроще, подемократичней, здесь полно молодежи… и очень много русскоговорящего народа.

Часть нашей экскурсии уверяла, что встретила на тамошней набережной г-на Митволя, здоровалась и просила автограф – но за достоверность информации головой не поручусь. По озеру плавает, будто нарочно позируя на фоне призрачных альп на горизонте, стая белых лебедей. «Открыточность» окружающей действительности достигает апогея.

Еще больше усомниться в реальности происходящего заставляет… вилка. Точнее, памятник вилке, установленный прямо в воду кристально-чистого Женевского озера. Глаза так и шепчут мозгу: «Смотри, ну вот это явно вфотожопили! Кругом виртуальность!» Нет. Не виртуальность. Просто памятник. Вилке. В воде. Бывает…

Шильонский замок – реальное представление о хогвардсе(с)Чертенок.

Фотогеничный до приторности. Вид за видом – только успевай поднимать фотоаппарат, пейзажи сами ложатся в гармонично сложенные кадры.

Оборудован удобнейшим аудио-гидом, который позволяет идти в своем темпе, не толпиться вокруг гида-человека, мнекающего и бэкающего себе под нос, не убегать вперед дабы что-то сфотографировать без народа на переднем плане – сплошь плюсы. В виде аудио-гида здесь выступает, кстати, iPod на 8 гигабайт с наушниками Koss – красиво жить не запретишь…

Замок внутри вычищен, вылизан, ни пылинки, ни лишнего проводочка, изящная достаточная подсветка, дизайнерски расставлены цветы, информационные стенды, интерактивные экраны… Образцово-показательный пример как должна выглядеть достопримечательность, «турист-френдли» на максимум.

Но вот за всей этой привлекательной обложкой скрывается вообще-то достаточно мрачненькое и стрёмное средневековое место: камни и лестницы, вытертые ногами сотен тысяч наших предков повидали много грязи, боли, крови и прочих радостей. Не забывайте, Швейцария не всегда была такой причёсанной и цивилизованной: на этой ровненькой брусчаточке, где теперь играют детишки и расставлены цветущие рододендроны, жгли живьем. К этим кольцам, которые, кажется, обработаны «раст-стопом», чтобы не пачкали руки туристов рыжим – были десятилетиями прикованы узники. От их метаний кольца выгрызли в камне стен впечатляющие выемки, где об нее брякались. А вот в эти шахты-колодцы, выходящие в озеро, не выдержавших такой условий, выкидывали. Из этих бойниц, где сейчас карячатся фотографы, не боясь запачкать каменной пылью (ее просто нет – такое ощущение что замок поют с мылом и пылесосят) летели стрелы…

Вообщем, если отвлеченно посмотреть – жутковатое местечко. Но до чего же удобным и красивым его сделали!

Женева опять встретила адской пробкой – ну что, вот она, изнанка Швейцарии? Проторчали реально несколько часов, и поняли, что это изнанка не Швейцарии, а… Франции. Город «обфранцужен» во всем, начиная от привычной архитектуры с мансардами и витыми балкончиками, и заканчивая резким стилем местного автовождения и парковки с расталкиванием соседних машин бамперами. Своеобразной «альпийской» атмосферы здесь нет и в помине. В последние годы он перетянул на себя крепкий кусок известности и стал «топ-оф-майнд», первым упоминаемым городом Швейцарии. Частенько малосведующие в географии люди уверенно называют Женеву столицей Швейцарии, вызывая заслуженное негодование швейцарцев. Дело в том, что благодаря активному участию в политике, Женева стала центром множества скандалов с участием антиглобалистов, и не подходит по духу нейтральной Швейцарии.

Осматривать город подробно у нас уже совсем не было сил, и мы просто прогулялись по набережной, в надежде поближе осмотреть достопримечательность, которая так же прославила Женеву, как Эйфелева башня – Париж. Речь, конечно же, о женевском фонтане, громадной струе, хлещущей из озера. Вообще-то изначально на месте фонтана был когда-то водосброс с местной электростанции, и там не было бешеной струи: просто вода забавно вспучивалась и бурлила, изливаясь из подземного коллектора. Горожане обратили внимание, как активно и с удовольствием туристы фоткаются у необычного гидро-явления, и… убрали вялый водосброс ниже по течению, а на его место воткнули зверский фонтан, который моментально стал завсегдатаем всех женевских тур-фотографий. Еще бы: эта хрень выплевывет ежесекундно объем воды равный двум ванным и поднимает его на 140 метров, откуда это всё весело планирует вниз. Кто не спрятался – я не виноват!

Согласно путеводителю, фонтан круглогодичный и работает даже зимой. Но на самом деле это не так: рядом с этим гигантом марина с яхтами и часть прогулочной набережной, и если ветер поворачивает в их сторону, фонтан ради безопасности людей выключают: а вдруг резким порывом ветра ванну-другую воды донесет до прогуливающихся по набережной? Я думаю, вы бы этого не очень-то хотели…

Пока наш автобус судорожно толкался по женевским пробкам в поисках стоянки, фонтан фигачил свои ванны вверх. Но когда мы выгрузились и пришагали сделать все-таки пару красочных кадров с ревущим водяным столбом в закатном солнце – его как назло выключили. Мы были в отчаянии: ну представьте, вы приехали в Париж на 1 час, а Эйфелеву башню реставраторы увезли куда-то, протирать от ржавчины! Пытаясь вызвать «огонь на себя», мы прогулялись по молу до самого «выхода» фонтана (кстати, молл ничем и никак не огорожен, небольшой оградкой до пояса прикрыт лишь сама «форсунка» фонтана: кто хочет намокнуть, пусть мокнет, никто не мешает).

Но все бесполезно: фонтан молчал, исторический кадр срывался… Удрученные и смертельно уставшие мы побрели загружаться в автобус (время поджимало), как вдруг… Две ванны в секунду все-таки полетели вверх!

Пусть издалека, пусть нехудожественно и без переднего плана, мы все-таки смогли заснять знаменитый женевский фонтан.

Кстати, лирическое отступление, почему в автобусных турах всегда спешат и подгоняют, и почему «свободного времени» дают в таких поездках очень мало. Дело в том, что европейские дорожные правила строго оговаривают расписание работы водителей туристических автобусов: не более 4-х часов за рулем единовременно (водители меняются) и не более 15 часов общего времени работы: то бишь каждые сутки автобус, ведомый посменно двумя водителями, обязан «отстаиваться» девять часов вообще без движения. И этот режим строго контролируется по шайбам «черных ящиков» - тахографов. То бишь, хочешь чтобы группа выехала из отеля в 7 утра и успела посетить три-четыре города в течении светового дня – изволь сделать так, чтобы в десять вечера все туристы уже были выгружены и автобус уже стоял, остывая от пройденных сотен километров, на какой-нибудь стоянке. И каждый турист, который заблудился или опоздал к моменту выезда из города ломает график следующего дня и по цепочке – всех следующих, вплоть до момента когда автобус должен будет вернуть группу к поезду Брест-Москва. Поэтому, если вы любите не торопясь побродить по улицам, посидеть лениво в кафе за столиком, заглянуть в пару музеев и прошвырнуться по магазинами, вам не сюда :)

6 день

Швейцария как антипод России

Мы ночевали в том же отеле на территории Франции, и с утра вновь сталкиваемся с пробками в Женеве. Местные жители весьма активно используют двухколёсный транспорт: застывших, как камни автолюбителей, неостановимым, будто водяным, потоком обгоняют мотоциклисты, скутеристы и велосипедисты. Из защиты – только шлем, а ниже часто попадается деловой костюм с белой рубашке. Смотрится диковато, но не лишено смысла, ибо город не особо большой и совсем не грязный, до работы не запылишься.

Ну, про правопорядочность здешних водителей даже и писать не буду – стояли в один ряд, слева – трамвайные пути вровень, справа отдельная полоса для велосипедов. И мертвая пробка. В 1 ряд. Никто даже и поползновений не делал объехать ее.

Да, и кстати, за все время пребывания в Швейцарии мы так и не видели, как выглядят швейцарские карабинеры/полисмены, не попадались они на глаза вообще.

Берн оказался очаровательным городком, некой квинтэссенцией швейцарского духа: вроде и европейский, но со своей самобытной изюминкой неповторимой, которую приносит красный квадратный флаг с белым крестом.

Кстати, красный квадрат с белым крестом и слово SUISSE определенным шрифтом является зарегистрированной торговой маркой государства. Очень дорого ценящийся бренд. И кстати, самой покупаемой вещью из сувенирной продукции на протяжении уже многих лет является… открытка с изображением этого флага.

В чем заключается изюминка Берна хочу рассказать поподрбнее, ибо город очень понравился. Ну, про медвежью яму все знают, но она – лишь одно местечко (кстати теперь в яме живут не медведи а туристы: пару лет назад гринписовцы прижали власти города за негуманное обращение с животными (а чой-то они живут в бетонной яме?) и медведей переселили на несколько метров в сторону – в просторные вольеры на склоне реки рядом с ямой, а в яме открыли сувенирный магазин «взгляд медведя», чтобы можно было сделать фотокадр-«антагонист»: не сверху вниз на медведя, а снизу вверх на пялящихся туристов.

Ну так вот, Берн свего рода – прямая противоположность Москве. Наш город как известно имеет больную точку – генплан развития, который переписывается по пятьсот раз и город больше похож на средневековый бардак. А в Берне при основании города бургомистр (ну или кто там, мэр? Не суть) начертал величественный план строительства и развития , которому… следуют до сих пор! По прошествии почти тысячелетия (!)

В городе невозможно заблудиться – логичное и удобное построение широких улиц, весь город усыпан питьевыми фонтанчиками (вода не просто питьевая, но и обалденно вкусная: ее туристы в бутылки набирают и с собой увозят).

Горожанам под строительство фундаментов домов выделили одинаковые куски земли вплотную друг к другу (получились эдакие ленты домов). Но строгих норм на архитектуру не было, и поэтому однообразных рядов клонированных домов не получилось: каждый по свеому, но старался выделитсья от соседа.

Город рос, и площадей фундаментов стало не хватать. Тогда горожане нашли лазейку в генплане: балконы никто не запрещал! Первый этаж занимает точно нужную площадь, а второй и последующий этажи выдвигаюся вперед, опираясь на столбы-подпорки. Под ними получается удобная галерея, помогающая пробираться по улицам в ненастье.

Решение оказалось удачным, и на сегодняшний момент в старой части Берна около 6 километров непереывных «подбалконных галерей», в которых кафе, магазины, рестораны, уличные развлечения и прочее. Галереи делают образ города неповторимым! (Что, кстати, имеет и достойную оценку: старая часть города в списке всемирного наследия ЮНЕСКО)

Дома продолжали расти. Выше 5 этажей генплан опять же запрещал строить, и бернцы начали противоположное небоскребостроению: они начали копать вглубь. Под каждым здешним домом есть здоровенные подвальные помещения, на несколько этажей вглубь, часто больше, чем торчащих над землей! Большинство ресторанов, кафе, баров, магазинов и офисов в центре Берна – как раз расположены в подвалалах. Имеется даже пара подвальных гостиниц ;)

Главная идея генплана была проста: удобство для жителей и гостей, единообразие городского стиля и легкость общего вида города – достигнуты однозначно. Берн напрочь очарователен.

Следующим по пути был Цюрих – гнездо финансового паука, обхватившего паутиной финансового рабства практически весь мир. Как этот паук возник – для меня до сих пор не до конца ясный вопрос, но основные «вехи» известны. Как я уже говорил ранее, изначально Швейцарская конфедерация была бедной, затюканной внутренними проблемами страной, славной лишь тем, что населяли ее упёртые в своей честности люди: это одна из генетических черт коренных швейцарцев, маниакальное следование некоему кодексу чести. Именно поэтому из них получались прекраные привратники, преданные воины, часто нанимаемые в частную охрану крупным европейским шишкам и прочие ответственные лица, попадавшие на прочие места, требующие преданности, типа счетоводов при казне. И по сих пор швейцарец, нашедший кошелек, набитый деньгами или кредитную карточку, принесет ее в полицию, а та месяцами будет искать владельца, дабы вернуть все в целости-сохранности. Чувствуете антиподные параллели с нашей страной, где «без лоха жизнь плоха?»

А еще антиподом является отношение швейцарцев к своей стране в целом, и к власти с политикой, которое привело к удивительной, утопической политической системе истинной демократии, которая и привела Швейцарию на сегодняшнее место лидеров мировой экономики.

Изначально страна была повернута лицом к жителям и власть находилась в «услужении» у народа: как такового «верховода» у швейцарии нет, законотворчеством занимается выборный (и ЧЕСТНО выборный, из лучших представителей разных кантонов) парламент, которая рожает, формулирует идеи – и выставляет их на всеобщий референдум в стране. Швейцарцы обожают референдумы и всякие выборы, действительно искренне и активно переживают за будущее своей страны – и потому явка на местных избиркомах рекордная среди цивилизованных стран с демократическим строем. А теперь внимание, вопрос: когда последний раз ходили на голосование вы сами? ;) Антиподство снова…

Итог такой политики общего управления страной как своим собственным домом – не разброд и шатание, как подумалась нам всем поначалу, а осторожный и мягкий выбор курса всеобщего благополучия. Да, повторюсь: в истории страны не было никаких внезапных экономических реформ, четко выделенных лидеров — стратегических гениев, всяких революций – просто медленный и уверный рост вверх, который и сделал экономику крепкой, а швейцарский франк — одной из самых устойчивых и неподвластных кризисам мировых валют.

Ну а одним из самых умных «коллективных» решений было принятие знаменитого швейцарского военного нейтралитета, которое способствовало как раз созданию здесь финансового центра мира. Если образно: представьте себе всю Европу как кучу народу, которая постоянно друг друга задирает, кусается, дерется, ругается, мирится, заключает временные союзы «против кого дружить будем» и прочее… И вдруг молчаливый сельский паренек в этой толпе, который и до этого был известен как кристально честный и бедный поэтому (наивный дурачок) категорически заявляет: всё, я больше ни с кем не дерусь и ни на что не претендую! И отходит в сторону от броуоновского движения толпы.

Ну и тут же начинаются речи типа: «Жора, подержи мой макинтош, я ему кулак на морду брошу!»(с) «Пусть мои очки побудут у тебя», «Спор наш разбей!» «Слушай, ты ни на моей ни на его стороне – кто из нас прав?».

Нейтралитет оказался гениальным маркетинговым, если можно так сказать, ходом: шумной и буйной Европе нужен был надежный сейф. Отказавшись ото всех притязаний, Швейцария постепенно получает финансовую власть практически над всем миром… Гениально!

Кстати, не так давно США, экономический и политический монстр, самопровозглашенная «глава мира» крепко наехала на главную ценность Швейцарии – неприкосновенность информации банковских счетов, требуя огласки и блокировки денег людей-«зачинщиков» недавнего мирового финансового кризиса. Хвалёные американские адвокаты вцепились в Швейцарию мертвой хваткой и была настоящая война (в юридическом, правда, плане) И что вы думаете? Швейцария одержала уверенную победу! Американиские юристы где сели, там и слезли… Играя можно сказать, на своем поле. Для вечно победоносной Америки это был позор и конфликт тихонько замяли.

Кстати сельский паренек, стоящий в сторонке от драк, несмотря ни на что имеет не только «юридическую» силу, но и крепкие кулаки на всякий случай – швейцарская армия является одной из самых мощных и боеспособных в мире! Как? Ну во первых, сказывается опять же «децентрализованная» система, утопический вариант власти, не принадлежащей каким-либо отдельным личностям: в швейцарской армии нет генералов! Военные должности в мирное время заканчиваются полковниками (при объявлении военного положения в стране генерал-главнокомандующий правда назначается, но это временно, и права его сильно ограничены, он все равно остается лишь нанятым исполнителем воли народа) Соответсвенно понятия «военная верхушка» отсутствует как таковое.

А что есть в швейцарской армии, если нет генералов, жиреющих на веонных бюджетах? А есть… вся страна! Реально. В Швейцарии так назыаемая «милицейская» система армии: военнообязанными является все граждане мужского пола от совершеннолетия до самой смерти. Без исключений. Все проходят военное обучение в течении одного года, после чего раз в два года обязательные военные сборы-игрища по две недели. Армейское ручное оружие (включая гранатометы и даже тяжелые пулеметы) и обмундирование после года обучения выдается на руки каждому швейцарскому гражданину и хранится у него дома, в особом сейфе. Так что ежели что, «призывать под ружье» никого не надо – все уже вооружены и готовы. И опять же, честно и решительно готовы сражаться за свою страну. Ну а вы когда последний раз доставали военный билет? А на сборах когда последний раз были? А как «косили» от призыва? Опять антипод…

Кстати даже по меркам современного демократичного Европейского сообщества Швейцария – это утопическое государство, живущее по странным и непривычным для сегодняшнего времени порядкам. Всобщее голосование не позволяет устанавливать законы, которые не по нраву населению. Европа стонет от мусульманской экспансии эмигрантов, заигравшись с космополитизмом – а швейцарский народ большинством голосов запретил строительство у себя на территории мечетей. Эмигранты в Швейцарии есть – но получить гражданство чужаку практически нереально, так тоже решил народ Швейцарии на одном из референдумов. И большинство бизнесменов, вкладывающих миллиарды в здешнюю экономику, скрипят зубами: имеющим доходный бизнес страна с удовольствием дает бизнес-мультивизу, но ни убежища, ни гражданства не даст. Ни за деньги, ни за принципы. Не нравятся чужаки большинству швейцарцев, и иммиграционная политика написана именно этим большинством, а не «властью» которая прогибается перед общепринятыми порядками соседних стран.

То же касается и волны феминизации, захлестнувшей весь мир: швейцарцы не желают признавать «боевых домохозяек», и даже право политического голоса швейцарки получили только в семидесятых годах, с боооольшим скрипом. Женщина должна быть дома, у детей и кухни – считают швейцарцы, и работать наравне с мужчинами у швейцарок не получится, как бы не бились феминистские организации. Такой вот непохожий ни на кого крепкий орешек, живущий в центре объединенной Европы, но не желающий играть по общеевропейским правилам.

Ладно, вернемся обратно в Цюрих – город банков и финансов. Он не так красиво «выстроен», как Берн, и неудобные средневековые запутанные полукрепостные закоулки здесь – обычное дело.

В историческом центре – никаких банковских башен из стекла и бетона, нелепыми клыками торчащими у нас: знаменитые швейцарские банки в центре Цюриха ютятся в небольших каменных особнячках, ничем внешне не показывая внутреннюю мощь. Опять же результат одного из референдумов: здания в старой части городов могут быть сколь угодно модерновыми и современными внутри, но внешне они должны выглядеть строго так, как и много-много лет назад, чтобы не портить историческое лицо города.

Правда, народ здесь всё-таки уже другой: в отличие от Швейцарской Ривьеры, здесь намного больше автомобилей премиум-класса, и дорогие пиджачные костюмы с белыми рубашками мелькают в общей джинсовой толпе намного чаще. Но на этом все внешние признаки «финансовой Мекки» и заканчиваются, город намного более «европеизирован» и «германизирован» чем другие города Швейцарии.

Кстати, для того чтобы учавствовать в банковской круговерти Швейцарии и стать сотрудником одного из здешних отделений банков, высшего образования не требуется: достаточно и среднеспециального. Если же сотрудник банка вырастает выше, до уровня «топов» то высшее образование он «добирает» в процессе работы, посещая определенное количество курсов повышения квалификации по специальности, а самые верхние «топы» так же без отрыва от производства получают и второе высшее, бизнес образование типа MBA.

Но, опять же антипод: в Швейцарии высшее образование крайне непопулярно, вплоть до того что правительство сейчас разрабатывает какое-нибудь законодательное стимулирование получения молодыми швейцарцами «вышки». С чем это связано? Да с тем, что рабочие специальности в этой стране получают зарплаты наравне с квалифицированными обладателями дипломов, и бытует мнение, что «вышка» – это долгий путь к эфимерным деньгам, для мазохистов или желателей журавля в небе. Ну а если учесть, что за последние десятилетия Швейцария очень здорово подтянула свою промышленность (не всем же в банках сидеть и не одними же банковскими процентами стране питаться) и рабочие места весьма востребованны…

Однако, если вы подумываете пристроить своё чадо в швейцарский университет\институт, подумав о том, что в таких условиях это легко и просто, знайте: просто так после школы такой вариант не пройдет. Несколько лет назад местное министерство образования ознакомилось со знанием среднестатистического российского выпускника школы, ужаснулось – и сейчас российские 11 классов равняются восьми швейцарским. То бишь до поступления в швейцарское высшее учебное заведение извольте проучиться еще пару лет в российском вузе, и только после этого вам дадут добро на вступительные экзамены в Цюрих или Женеву…

Я вам уже надоел занудными повествованиями «как хорошо тут и как совсем напротив у нас»? Ну что делать, если это правда. Терпите. Я успел побывать во многих странах, и уже привык к различию бытия «у нас» и «у них», но Швейцария даже меня, опытного и скептичного, выбила из колеи — разница болезненно, до стыдливости огромна.

И знаете, что меня совсем уж добило? Такая наибанальнейшая вешь, как клубника. Самая обыкновенная клубника. Если посмотреть на календарь, понятно что эта ягода, которая лежит и в супермаркетах России, и в лавочках Швейцарии, тепличного роста. Вы эту клубнику ели, да? Пресная как вата, волокнистая, абсолютно невкусная. Химия-химией. Мы купили в Цюрихе на сдачу лоток такой парниковой клубнички для ради разнообразия (надоело питаться только бутербродами) И не то что обалдели – опешили! Во-первых, пахнет она так, что голова кружится. А во вторых, она потрясающе вкусна! Кисло-сладкая, пряная, упругая. Ни намека на привычный «парник», словно это вообще другая ягода. В переводе на наши деньги – в полтора раза дешевле московской клубники. Почему? Ну почему?! Что не так у нас и что «так» у них, почему такая разница? Эх, нет ответа...

После Цюриха мы заезжаем поглазеть на еще одну природную достопримечательность — водопад в городе Нойхаузен-ам-Рейнфалль, где спокойный полноводный Рейн обзаводится диким нравом, обрастает кипящей белой гривой и с злым грохотом срывается со скал впечатляюще широким и мощным потоком.

По сравнению с привычными нам норвежскими водопадами он невысок — всего 23 метра, но впечатляюще широк, около 15 метров всех водяных потоков, а по «пропускной способности» он числится первым в Европе. Впечатляющее и завораживающее зрелище, а если учесть, что оно, как и все швейцарские пейзажи, словно создано для фотографирования (рядом с водопадом стоят два изумительных замка, образуя гармоничный ансамбль), то нас оттуда утаскивали буквально силком.

(панорама кликабельна)

А что делать: впереди обратный путь, «отстоя» автобуса никто не отменял, и чтобы не опоздать на поезд до Москвы, торопиться надо уже сейчас, весь путь расписан по минутам.

Со смешанным чувством мы покидали «открыточную» Швейцарию, необычную, самобытную, красочную и столь отличающуюся от нашей каждодневной бытности. Слишком «разнополюсны» оказались реальности, и ни в какой более стране Европы так не ощущалась разница между «ними» и «нами». Утопия и антиутопия. Нда.

Впереди у нас была ночевка на территории Германии, в городке со смешным названием Бобинген. Но традиционно сказать о нем нечего: сил на вечер по-прежнему не остается. Галоп!

7 день

Нюрнбергские колбаски и размышления о немецком духе

Сегодня – прогон по Германии и Нюрнбург, как говорят все гиды и путеводители, родина фашизма. Ну уж не знаю, как это можно разглядеть сейчас, но по внешним признакам Нюрнберг – классический такой бюргерский стандартный город. Удобные транспортные многоуровневые развязки, пригородные чистенькие промзоны, блистающие свежей краской и сайдинговыми стенами, спально-народно-офисная зона и – большой внушительный старый город в хорошо сохранившихся средневековых стенах. Здесь нет французской вычурности или швейцарской простоты: мрачные замковые строения на каменной скале, а у ее подножья – россыпт фахверк-домиков, понатыканных по средневековой же привычке абсолютно как попало.

Кирхи, соборы, музеи – все присутствует и радует глаза туристов. И – огромный рынок на всех свободных площадях: продают не привычный нам китайский трикотажный ширпотреб, а посуду ручной работы и продукты домашнего выращивания и приготовления. Не для туристов – для своих.

Ну и еда. О, уличная еда! В очередной раз говорил и буду говорить – пробовать национальную кухню региона в ресторане бессмысленно – это будет в десятки раз более дорогая и невнятная копия обычной традиционной уличной еды, попытка повара изготовить «что-то по мотивам». Ешьте на улицах, где едят местные аборигены, здесь самый смак и кайф! Тот кто уехал из Нюрнбурга, не попробовав знаменитейшие «три жареные на гриле колбаски в хрустящей булке со сладкой горчицей и тарелочкой тушеной капусты», сидя на бортике фонтана на узкой торговой улочке, наблюдая за суетным людом вполглаза, тот поверьте, очень многое потерял.

Но в очередной раз убеждаюсь, что Германия место хоть и красивое, но «без изюминки»: немцы даже веселятся организованно. Может, это и надуманно, но духа сказки и праздничной открытки, которого мы вдоволь накушались в Швейцарии, в Нюрнбурге напрочь нет.

Словно мы читаем с листа чьи-то правильные, но немного занудные мысли: «Нам поручили сделать гррод как образцовую историческую достопримечательность для туристов. Поэтому вот – собор. Вот – брусчатка. Вот – старинные стены. Вот – ресторанчиков горсть. Вот – россыпь сувенирных лавочек со стандартным набором стаффа. Получите. Распишитесь о посещении».

Орднунг юбер аллес. Хотя.. может это и есть пресловутый немецкий дух? Надо всё-таки прокатиться как-нибудь по Германии, она у нас как-то всерьез не охвачена, все сплошь проездом, кусками, транзитами…

Ну всё, это последний экскурсионный город. Автобус оживленно звенит сумками с сувенирами и поклажей, настраивается на долгий обратный путь, предвкушает раздачу слонов и материализации духов перед родственниками. Перегон по Чехии — мы уже привычны к глотаниям сотен километров, Польша — вновь ночевка в Кудовом Здруе.

8 день

Пуганая ворона куста боится, а опытный турист — Бреста.

Ну, всё-таки в «пенсионерском» составе группы есть свои плюсы: за всю поездку группа никого не теряла, никого не ждала и удержалась в рамках жесткого временного графика. И сегодня мы пожинаем плоды этого: выехать удается максимально рано. Зачем? А затем: с утра из Минска отзвонились из офиса туркомпании и сообщили, что автобус, возвращавшийся из другого небольшого тура по Чехии, простоял вчера на границе 10 (десять) часов и все туристы дружно опоздали на поезд. Сидят, кукуют на вокзале, турагенство пытается распихать их по плацкартам проходящих поездов, но получается не ахти. На праздничные дни все билеты проданы... Задача на сегодня — отмахать 870 километров по еле тащащимся польским дорогам и приехать к границе в числе первых автобусов из многих сотен, стекающихся к окончанию праздничных дней к бутыллочному горлышку брестской границы. Обстановка нервозная: поезд в 4 утра, и если граница будет действительно забита так, как вчера, шансы на махание платочком вслед уходящему хвосту поезда отнюдь не призрачны.

Скорость превышать нельзя, значит «ускориться» автобус может лишь выехав пораньше и сократив время писс-стопов и остановок «на перекусить» до максимально возможного минимума. И наплевать, что на остановке кабинка одна и на М и на Ж, извольте уложиться всем автобусом в 15 минут, кто не успел — тот не успел. Бегом, галопом! И нам удается выбиться в первые ряды: очередь туристических автобусов впереди нас вполне терпима. Но всё равно на проход границы уходит несколько мучительных часов. Нет, положительно это место при самостоятельных путешествиях надо обходить стороной!

Запыхавшиеся, но довольные, вьезжаем в Белоруссию, за пару часов до поезда подъезжаем к вокзалу, и тут в полный рост встаёт «туалетная» проблема: на границе мест для «писса» нет, а все нервно пили кофе. В вокзале туалет есть. Платный. Но не принимает ни российские рубли, ни евро, ни швейцарские франки, ни польские злотые. Здесь порядки строгие: на территории этого государства имеют хождение только белорусские рубли. Обменник? Есть. Вон он. Только работает с 9 до 21. Банкомат? Ну, есть где-то в городе, но никто не гарантирует, что он тоже круглосуточный, а не закрыт в помещении банка. Изнывающие от внутрипузыревого давления пенсионеры прибежали обратно в автобус и упросили водителя довезти их до какой-нибудь круглосуточной заправки, где с облегчением и сбросили лишнее. "Всё для блага человека", а?

После десятка с гаком часов в автобусном кресле купейная полка кажется настоящим царским ложем! И из окна не так дует, как на пути сюда. И рано вставать, судорожно впихивать в себя скудный завтрак и бежать, глотать достопримечательности тоннами не надо: можно под перестук колёс продрыхнуть до полудня. Счастье есть :)

9 день

Родина, еду я на Родину...

Ой... Скажите, а можно жить, зажмурившись? ;)

Итоги поездки:

Ну, конечно, автобусный тур — это набор недостатков. Минимум комфорта. Никакого свободного времени, жесткий график. Если не вести «дневничок» и не структурировать фотографии — в голове возникает полная каша из увиденных видов. С питанием тоже беда: либо судорожно быстрые перекусы на заправках, либо бутерброды в пути, ждать пока официанты принесут тебе блюдо в каком-нибудь кафе, нет возможности. (есть и оборотная сторона медали - «карманных» денег мы проели очень и очень мало). Не высыпаешься и устаешь, "отдыхом" такую поездку назвать сложно. Постоянно таскаешь с собой свой багаж — каждый раз ночевка в новом месте. Ну и еще одно, то что не нравится лично мне: нет погружения в атмосферу другого государства. Обычно, приезжая куда-то, и слыша вокруг себя чужую речь, легко переключаешь мозг на «английский жестовый», и коммуникативных проблем не испытываешь. А тут весь автобус вокруг тебя трещит пенсионерскими сплетнями на русском! И я ловил себя на позорном: в какой-нибудь сувенирной лавке инстинктивно обращался к продавцам на русском, что никогда себе не позволял...

Вообщем, минусов достаточно. Но они не критичны, и в принципе вполне терпимы, да и плюсы тоже существенны: попробуйте-ка посетить столько государств всего за 25 тысяч! Побывать в одной из самых дорогих стран Европы столь бюджетно — это большая удача. Поездку не надо предварительно организовывать, штудируя интернеты, отчеты и путеводители — к главным достопримечательностям подвезут, высадят, укажут, расскажут. Не надо переживать за стыковки, трансферы, перемещения, изучать схемы маршрутного транспорта городов: тебя везут.

Много мелких минусов уравновешиваются жирными плюсами. Весы замирают в зыбком нейтральном положении.

И тут я с удовольствием кладу еще один плюс. Белый. В красном квадрате. Швейцария — прекрасна без обиняков! Это страна, которая по красоте и самобытности может на равных посоперничать со столь любимой нами Норвегией. И эта страна, которую мы однозначно ставим в список стран, которые надо распробовать не торопясь. Сейчас мы лишь бросили на нее мимолётный взгляд, оценили и поняли: сюда надо обязательно вернуться еще раз!

Все фотографии из поездки можно полистать тут.

(обратите внимание, теперь каждая фотография снабжена GPS-привязкой: на карте можно посмотреть, где именно она сделана. Для этого нажмите на слова See map под фотографией)

PS: После солёного огурца хочется сладкую конфетку. Даёшь slow-туризм после экспресса! Надо снова начинать копить деньги. Так и проезжу этот сезон на лысой резине...

почти вылечивший сопли

Teapot

_____________
Aeroport, aerogare - mais pour tout l'or m'en aller... ©Mylene Farmer



[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]