Восточно-европейское колечко в режиме свободного полёта. Часть I


[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]

Отправлено : Teapot, 11 августа 2013 18:29:01    Персональная карточка. . На сервере с 2000г.

Восточно-европейское колечко в режиме свободного полёта. Часть I

| Часть II >>


Первое предисловие про лень


Не, ну в этот раз мы уж совсем обленились, честное слово. Мне даже стыдно об этом писать, но к поездке мы, считай, не готовились ровным счётом никак. Собственно, даже основной вопрос “а куда едем-то, господа и дамы?!” нами не был решён до самого пересечения границы (да и за ней, кстати, тоже продолжались споры о направлениях). В начале лета в воздухе видала лишь общая идея “а поехали покатаемся на машине по каким-нибудь европам ближайшим! В венгрию там какую-нибудь, словакию или что там ещё... надо бы за атласом сходить, да лень!”. Далее общих разговоров дело не шло. Мы листали туристические каталоги, тыкали пальцами в красивые картинки замков и гор, “о, сюда класс” - “Ага - и сюда вот”, не обращая внимания на названия стран, городов и областей. Итог - не желая конкретного “расписания дня” и мечтая о своём любимим стиле “захочу сегодня направо еду, а завтра - налево” мы решили вообще не заказывать никаких гостиниц, не ставить себе никаких точек маршрута, а ехать “по наитию”, в свободный полёт.


Но такой “полёт” всегда связан с определёнными проблемами. Например, когда уже надо было начинать чесаться насчёт визы - мы замерли в недоумении. А в какое посольство ломиться-то? Существует общее правило - шенгенскую визу выдаёт страна основного пребывания. А с определением “основной” как раз и были большие сложности. Тогда “страна первого въезда”. Ага, это проще. Польша. Наверное. Может быть. А сколько мы там пробудем? Где и как будем ночевать? Моя боевая команда лишь неопределённо мычала и продолжала листать красивые каталоги. Лентяйки, лежебоки и бездельницы.


Пришлось позорно сунуться за визой в аккредитированное в посольстве турагенство, и заплатить денюжку. Никогда так не делайте! Хочешь сделать хорошо - делай это сам, народная мудрость врать не будет! Ну сами посудите, как так можно накосячить?! Сдали трое человек документы, абсолютно идентичные. У всех шенгенов - хоть жопой жуй. Запрашивали полугодовые мультики на на 45 дней (все имели на это право по правилам). Двум шлёпнули годовые мульты на 30 дней, а третьему человеку - сингл на 45 дней. Ну что за фигняяяя... Вот с этого момента и начали отваливаться всякие дополнительные “хотелки”, типа заехать в Хорватию либо Черногорию. С сингл-визой и на машине это сделать нельзя, страны вне Шенгенского соглашения: въехать-то ты в них въедешь, а вот выехать обратно - оппаньки...



Второе предисловие про “прицепившихся” и авантюрную интригу


На последнем Киржаче, используя грязную лесть и неприкрытый шантаж, к нам в поездку второй машиной снова (как и в прошлом году) напросился Art со своей штурманшей. Хоть я и зарекался ездить “в две машины”, но снова слабовольно не устоял под его напором :( Оно конечно в две машины ехать и безопаснее, и веселее - но и количество косяков, сторонних желаний и возможных проблем тоже нужно умножить на два.


Их команда тоже вынуждена была быстренько делать визы через тур агентство, и тоже не обошлось без косяков, причём их косяк задал нам адреналинчику - маманегорюй, сейчас расскажу подробнее.

Самыми быстрыми из “шенгенщиков” на тот момент было голландское посольство - туда Art через агентство и сдал документы. Агентство обещало вернуть паспорта с визами в пятницу вечером - это при том что в субботу часа в три ночи мы хотели уже стартануть, чтобы миновать чумных подмосковных дачников, группирующихся в неимоверные пробки на радиальных выездах из города в остальное время суток. И что же? Водителю визу воткнули нормально - а вот штурманше в визу вклеили... абсолютно чужую фотографию. Сильно непохожую, упитанную блондинку - штурманша же худющая шатенка. В агентстве признали ошибку, выразили готовность всё переделать бесплатно - но... не раньше понедельника, на выходных посольство не работает! Что делать-то? Откладывать поездку? Стать блондинкой? Перекраситься-то можно, а вот с лицом что делать, наесть его до нужной степени за несколько часов представлялось маловыполнимой задачей...


Решение проблемы штурманшей было подчёрпнуто, похоже, из каких-то шпионских фильмов: волосы она покрасила в более приближённый по блондинистости цвет, но яркой раскраски, в кричащую причёску натыкала какие-то неимоверные цветы - всё, чтобы отвлекать внимание собственно от лица. Авось проскочим. В случае если у погранцов будут вопросы и вторую машину не пустят - был готов план “б” - Art с машиной остаётся в Бресте, штурманша ночным поездом (так дешевле и проще) мчит в Москву, в понедельник исправляет визу, тут же возвращается, и команда повторяет попытку заезда.  Но всё-таки мы надеялись, что до этого не дойдёт: на визе фотография обычно сильно плохого качества и небольшого размера, а лицо на границе сверяют с фото на паспорте, а не на визе. Рискнём!


...и субботней ночкой мы выкатились-таки. Так и не определив для себя окончательно формата путешествия - будем ночевать в палатках/кемпингах или будем искать отели где-то по пути следования. Так и не проработав маршрут, имея лишь очень примерный “виш ту визит-лист”, составленный из хаотически натыканных по карте точек с достопримечательностями и примерным их описанием.


Дальше я наверное, перейду в стандартно-дневничковый режим повествования, чтобы можно было заценить загрузку дней и не захотеть больше падать нам на хвост :)




20 июля

День “дальнего боя” и дрожи поджилок на таможне


102,5 литра сожжено

8,5 литра/100 км - расход (Ужас, но что делать - гружёная машина, кондей, бокс на крыше и скорость выше экономичных 90-100 км/ч сделали своё грязное дело)

1241 км пройдено

95,3 км/ч средняя скорость



Над тем, как заехать на “вражескую территорию” я усиленно думал в последние дни. Прямолинейное решение - доехать до Бреста за день (тысяча км от МКАД), там переночевать и с утра отправиться стоять в таможенных очередях - нам не нравилось. Во-первых, потому что гостиницы в Польше гораздо лучше белорусских, ну а во-вторых, потому что стоять в очередях не хотелось. Поэтому я решил, что в этот день, после килокилометра, мы всё-таки переедем через границу, причём не в самом Бресте, а немного южнее, в гораздо менее нагруженном погранперходе “Домачево-Славатыче”. Но обратной стороной “безочерёдности” похоже становилось отсутствие мест для ночёвки: букинг-сайты в ближайших к границе деревнях и мелких городках ничего не находили, а вставать с палаткой после “тысячи в руль” как-то не хотелось. Да и где там вставать? В поле? Искать какой-то лес? Есть ли там кэмпинги? Мне это было неизвестно. Оставался ещё шанс, что есть какие-то придорожные мотельчики, не засветившиеся в интернетах, но... После “дальнего боя” обычно хочется упасть и уснуть в опеределённой точке, а не колесить по окрестным городам и весям, чтобы приткнуться хоть куда-нибудь на ночлег.

Я был вынужден пойти на компромисс. Выбрал  ближайший к въезду на польскую территорию более-менее крупный населённый пункт и забукал там по дешёвке какой-то отельчик. Цифра запланированного на день пробега сразу увеличилась до 1230 км, но зато появилась надежда на спокойный, без нервных поисков вечер отдыха после трассы.

Больше перед поездкой мы не бронировали ничего.

Я немного побаивался дневного пробега в 1200 с гаком км. - это на “пределе вежливости”, по моему опыту, дальше внимание расплывается, организм сильно устаёт и езда уже не в радость. Но как оказалось - мои опасения были абсолютно напрасными!


Минское шоссе, как проскочишь околомосковские ремонты, становится просто шикарной трассой - летинехочу! Ровненько, чистенько, населёнок мало, заправок много. До границы с Белоруссией домчали просто вихрем. Как переехали - в глаза бросилось изменение пейзажа. В России по обочинам мелькали пустыри/леса/луга, а в братской стране - ни одного квадратного метра похоже даром не пропадает. Поля, поля, поля, поля. Все засаженные. Пшеница, рожь, кукуруза, картошка, свёкла. Комбайны пылят, трактора гудят - сотни и сотни километров активной сельскохозяйственной жизни. Однако...

Дорога столь же хороша, населёнок так же мало, Минск обходится по объездной. Заправок ощутимо меньше, но и бензин дешевле чем у нас. Фантастика: чтырёхполосная автострада, между прочим, как началась у МКАДА, так в Бресте и финишировала, ни разу не сузившись до двух или трёхполоски. Очень удобный  и очень приятный способ достигнуть границы Шенгена. Фуры есть, но их меньше чем на Ленинградке и из-за многополосности они вообще не мешают.

Да, если сравнивать, то до Финляндии добираться намного сложнее, чем до Польши: обычно до границы в Торфяновке мы доезжали уже порядком умотанные (особенно убийственным становился участок после Питера), а в Бресте мы были свежи как огурчики, тысяча км. пролетела абсолютно незаметно.


От Бреста берём южнее, сваливаемся по узкой деревенской дорожке до Домачёво... Вот тут мы будем проходить границу с не очень чистыми документами. Поджилки подрагивают. Фиг его знает, какие штрафные санкции могут выкатить за неправильную фотографию, кроме того что просто не пустят в страну... Убираем подальше рации, чтобы не светить, Art расталкивает по карманам запасы сигарет, штурманша принимает максимально безразличное выражение лица и думает, не сидеть ли всё время с надутыми щеками, чтобы хоть как-то походить на фото... Понеслась!


...и пронеслась. Очереди нет вообще, никто нами не заинтересовался - и немножко ошалев, мы уже катимся по польским дорогам. Вот это да, столько треволнений, а по факту - фигня!


Так, Польша. Едем и смотрим, что интересного, и параллельно вспоминаем, что мы знаем о здешних правилах.  Забавно - ещё попадается 92-й бензин на некоторых заправках, но через сотню км. от границы уже всё - только 95, 98 и дизель. У них тут злотые, а не евро, курс понять просто - прибавь к цене нолик и получишь рубли. В городе ограничение 50, за городом 90, если по 2 полосы - 100, если автомагистраль (их в последнее время настроили достаточно много) то 140, и минимально возможная 40. Ближний свет обязательно постоянно, и обязательно все в машине должны быть пристёгнуты (с заднего сидения ворчание: спать лёжа во всю заднюю диванину уже не получится) Ещё здесь здорово дерут за радар-детекторы, Art правильно заблаговременно выключил и убрал в багажник свою пищалку. До Люблина мы доехали неожиданно быстро, несмотря на то, что пробирались не автострадой, а региональными дорогами, сплошь в ограничениях скорости.

Заселились в гостиницу - и обнаружили, что отдыхать-то и не хочется! Пройденные километры дались настолько легко, что мы радостным галопом понеслись изучать город (абсолютно ничего про него не зная: мы думали что здесь упадём по кроватям, а наутро поедем дальше)


Оказалось, что город (точнее историческая его часть) очень милы и приятны. Но поскольку мы были совершенно неподготовленными, а туристический инфоцентр был уже закрыт, то и ознакамливались мы с достопримечательностями, что называется, в режиме “ноунейм”.



Вот например, на холме какой-то замок. Красивый, да.




В нём проходит какая-то выставка каких-то совершенно непонятных каменных композиций от каких-то укуренных скульпторов.




Сиськииииииииииииии!(с)





Узкие пешеходные улочки старого города по-европейски уже уютны и милы.





Жратовниц - море! Еда очень вкусная, обильная и намного дешевле московской. Над площадью носятся завлекательные запахи.





Сказывается близость к границе - такое ощущение, что все здесь знают русский язык. Очень чистенько. Поляки совсем европеизировались: как немцы, с мылом свои улицы моют...





Я думаю, таких ноу-нейм городков по всей Европе разбросаны тысячи и десятки тысяч. В каждом есть костёл и/или собор, иногда замок со старыми стенами, речка, пешеходная часть города с брусчаткой, немножко уютных сквериков с тенистыми скамеечками, целое море пивных и едален для вечерних посидушек, обязательные легенды про привидений, которые рассказывают туристам... И абсолютно всё равно, в какой стране он и на каком языке говорят вокруг. Милый уютный ноу-нейм городок, на один вечерок. А бОльшего и не надо!




Галерейка всех фото из Польши





21 июля

Неожиданный словацкий контраст


29,7 литров сожжено

6,5 литров/100 км. расход (вот так бы всегда)

450,3 км пройдено

61,7 км/ч средняя скорость



Выкатились мы рано утречком из Люблина и начали пробираться мелкими региональными дорожками южнее, в сторону Словакии. Там у нас стояла парочка интересных “виш-ту-визит”, да и вообще, страна горная - должно быть интересно поколесить по её дорожкам... А пока под колёса ложился неторопливый, но удобный  польский асфальт. Не всегда идеально ровный, но честно и старательно заделанный. И вот это выражение “не всегда идеально - но честно и старательно” очень хорошо описывало то, что мы видели из окна машины. Домики небольшие - но ухоженные. Палисадники небогатые - но чистенькие. Заборчики чисто номинальные везде, никаких российских трёхметровых бетонных отгородок. Трава вдоль дорог практически везде пострижена - следят. Прекрасная дорожная инфраструктура и великолепное оформление! Пусть даже дорога вся будет в заплатках и трещинах - посверху всех заплаток обязательно будет нанесена яркая, чёткая и удобная новая дорожная разметка. Шикарна и дорожная навигация: многократно повторяющиеся предупреждающие знаки, в населёнке несколько раз напомнят об ограничении скорости, если есть знак “ извилистая дорога” - обязательно увидишь и знак “конец извилистой дороги” - очень удобно, расслабляешься и дальше спокойно едешь по прямой. Меня очень порадовали шрифты, используемые на знаках и указателях - легко читаемые, удобные. Большинство знаков на трассах за городом имеет автономную ночную посветку! Гениальное решение: рядом со знаком стоит  солнечная батарея, меленький ветрячок с генератором, аккумулятор - и вуаля, ночью или в непогоду знак будет виден всегда. Отбойные брусы в местах аварий все исправленные, покрашенные. Скорость контролируется автоматическими камерами, о приближении к которой заведомо предупредит знак. И причём камеры стоят не там, где легче всего подловить за скорость - а где действительно нужно её контролировать. Рядом с оживлёнными площадями, опасными поворотами, у перекрёстков.

Ну а как выскакиваешь на автостраду - так вообще лафа полнейшая! Полностью европейская трасса, шикарные скоростные развязки... Жаль, что автострадной сетью Польша прикрыта далеко не полностью, и очень часто автострада ведёт просто “в никуда”: пролетев пулей сотню километров вдруг упираешься практически в какой-то междворовый проезд, в котором и две фуры-то едва разойдутся.

Кстати, фур на дорогах неожиданно мало. Подозреваю, что все польские фуры в Москву уехали, создавать пробки на МКАД :)


Подкатили к границе со Словакией - и на парковочку. Нам тут кое-что сделать надо... Дело в том, что в отличие от Белоруссии или Польши, в Словакии за автостраду платишь не на въезде на неё, а заранее, на границе. Для того, чтобы колесить по их асфальту, ты должен  купить специальную наклейку на стекло - виньетку, тем самым заплатив за пользование автострадной сетью страны. На дорогах регулярно проводят облавы и “необвиньеченным” грозит немаленький штраф.


На границе неожиданно обнаружилось, что здесь можно купить виньетку не только для проезда по Словакии, но и по другим странам, с такой же системой оплаты дорожного сбора. Удобно то как! И прямо слюнки закапали: какие бы купить, куда бы поехать? Ну вот Венгрию - точно покупаем, заедем, Словению тоже надо бы взять... Но вот тут  всплыл вопрос. Виньетка даётся на определённое количество дней, а мы не знаем, когда и где будем. С какого числа покупать словенскую виньетку? Я назвал дату наобум - и как впоследствии оказалось, промахнулся :) Но тогда нам было уже всё равно: мы обеспечили себе свободный проезд аж по трём странам, колеси - нехочу. Шикарно! И, довольные собой, мы вьехали на территорию Словакии.


Ой-ой-ой. А что это? Куда это мы попали? Контраст заоконного пейзажа неприятно резанул глаз. Дороги битые как в родимом отечестве, разметка то есть, то нет, то полустёртая, то непонятная, какая-то после ремонта оставшаяся. Знаков по сравнению с Польшей очень мало, они плохо читаемые, выгоревшие, порой вообще непонятно - едешь ты в населёнке  или по трассе. Бордюрный камень по деревням и городкам кривой весь и побитый, обочины в бурьяне - нестрижены, отбойный брус где поломан - так и лежит. И везде, по всей территории Словакии он почему-то ржавый. Не понимаю, его что, не из оценкованного железа сделали? Дома по прежнему небольшие, небогатые - но какие-то потёртые, пошарпанные. Казалось бы, простейшая вешь - краска. У поляков бетонные домики все покрашенные, яркие - у словаков истинно депрессвиного, бетонного цвета. В воздухе витает некий дух постсоветского декаданса. И первый раз после пересечения границы РФ я увидел здесь мусор на обочине... Немного, правда - но факт остаётся фактом. Контраст Словакии сильно резанул глаз.


Когда мы съехали с региональной дороги на автостраду - дела пошли получше. Автострада приносит европейскую цивилизованность и упорядоченность, вокруг неё всё ровное и постриженное. Заправок гораздо меньше, чем в Польше, бензин немного дороже. Валюта - Евро.Ограничения скорости основные те же самые - город 50/загород 90, а вот на автострадах другие - максимум 130 и минимум 80. Камеры никак не обозначены! Хорошо что у нас в навигаторе есть подсказки о них на карте, пару раз чуть не вляпались. Ремни, ближний свет, антирадар - всё по прежнему. Из нового - в Словакии нулевой промилле (в отличии от Польши с 0,2‰) и бывают рейды проверок трезвости, имейте в виду. А ещё в машине в обязательном порядке нужно иметь светоотражающий жилет, причём не в багажнике, а в салоне! И из машины, остановившейся на обочине трассы (а не в кармане) ты обязан выходить уже в жилете, иначе могут придраться. Так же в жилете должен быть не только водитель, а любой выходящий из машины на обочине. Так-то.


Вот вам немножко словацких дорог в timelapse, просто так, для ознакомления, особых красот там нет:




Пока мы с интересом знакомились с окружающими пейзажами - докатились до первой “виш-ту-визит” точки, развалин Спишского замка. Почему он нам был интересен? Ну, во-первых, он считается крупнейшим замком по площади в Центральной Европе. Во-вторых, он в списке памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, а это для нас как красный флажок. Ну и в третьих, на горе торчит, оттуда виды должны быть фотогигиеничные! Да и сам он ого-го какой вкусный визуально.




Виды действительно открываются великолепные. Моя команда сразу за фотоаппараты.




Мммммм...И правильно.




Сам замок - настоящий полуразрушенный лабиринт, для фотографов, выискивающщих интересные ракурсы и композиции - просто сокровище!





От стен идёт приятное тепло: камни солнцем нагретые, высушенные и выбеленные.





По практически крысиным лазам можно выбраться наверх основной башни и полюбоваться видом с самой высокой точки. Сильно упитанным гражданам не получится.




В замке работает музей оружия всяческого и прочих штуковин аутентичных




И - ура, ура! Пытошная. В каждом замке должна быть такая экспозиция от заплечных дел мастеров, иначе это не замок а профанация средневекового духа.





Мрачненькие казематы и молельничка в комплекте. И готов правильный средневековый коктейль!





Для детишек в замке проводятся всяческие анимационные развлекаловки, ходят ряженые в рыцарские одежды, даже из пушки показательно стреляют - скучно не будет. Ну а мы что-то как-то мимо прошли...




...да и дальше поехали. В горы.

На территории Словакии два горных массива есть - Низкие Татры и Высокие Татры. Мы здраво рассудили, что чего уж мелочиться, даёшь высокие! И поехали в ближайший городок Татранска Ломница, центр зимних горнолыжных развлечений. Но там и летом нескучно - можно на фуникулёре забраться на вершину Ломницкого Щита, горы высотой 2600 метров. Ну естественно против такого аттракциона мы устоять не могли, но...

...приехали к шапочному разбору. Фуникулёр уже не работал. Решаем вернуться сюда с утра, а сейчас - ура, первая стоянка в кэмпинге! Да, iGO подсказала правильно - в Словакии есть кэмпинги, и вполне себе новежского вида и типа. Дома на колёсах, палатки, трейлеры-прицепы, всё как положено. Горячая вода, туалеты, стриженые зелёные лужайки для палаток, горы на горизонте - красотищща! Разбиваем свой бивуак с большим удовольствием - мы все к счастью любим отдыхать в таких условиях.

У Art-а новинка. Таскать громадную полноростовую палатку в прошлую норвежскую поездку он сильно утомился, изобретательно выдумав более "быстромонтируемый" вариант - палатка-выкидушка как спальное отделение и беседка, раскладывающаяся как зонтик.




Оригинально, не так ли? И по скорости сворачивания/разворачивания они однозначно нас обогнали. Если бы не одно "но", которое всплыло несколькими днями позже... В своё время напишу.


22 июля

Бланшировать артишоки в сотейнике(с): Татранска Ломница и Банска Штявница :) Короче, куча непонятных слов


18,6 литров сожжено

7,2 литров/100 км. расход (под вечер пришлось нажать на газ)

258,2 км. пройдено

64,9 км/ч средняя скорость



Ну не можем мы пройти мимо высокой точки, чтобы не забраться на неё и не просмотреть, чего видать. Это уже мания какая-то. Ну и на этот раз - здоровенная гора Ломницкий Щит возвышается над городом Татранска Ломница. Ну как не залезть?




И туда даже ножками идти не надо - сел в кабинку и ввввжик!
...казалось нам...
Но в реале получилось всё по другому. Одной фуникулёркой вершину не достичь. Сначала нужно подняться в большой кабинке на промежуточный уровень.




Этих кабинок на тросу висит вагон и маленькая тележка, и пассажиропоток обслуживается весьма и весьма весомый.




А вот даааальше. Дальше проблема. На Ломницкий Щит ездиет 1 (прописью - одна) кабинка на тросу. Вместимостью человек десять. Где-то раз в полчаса!  Потому что ей минут 15 туда забираться, и столько же сползать.




И места на неё, соответственно, расписаны чуть ли не на неделю вперёд. Кассирша нам сказала что нам несказанно повезло и у неё есть ещё билеты на сегодня, на пять часов вечера (у кассы мы стояли в восемь утра ежели что). Вот чёрт, торчать здесь где-то целый день в наши мечты на сегодняшний день как-то не входило. Видя наше замешательство, кассирша предложила альтернативный вариант - а зачем вам именно Ломницкий Щит? Там темно и невкусно пахнет холодно, ветрено и почти всегда облака. Хотите красот - возьмите другой подъёмник по донимитесь на Ломницко Седло. Эта смотровая площадка всего на 500 метров ниже Щита, но вид оттуда практически всегда открыт. Мы согласились - и сделали абсолютно правильно. Смотрите сами, после фуникулёра ты садишься на кресельную канатную дорогу и в звенящей тишине гор плавно взмываешь ввысь, тихо офигевая от открывающейся на все 360 градусов вокруг тебя панорамы.




От открывающихся красот даже голос перехватывает - это действительно горное седловище, и вид в обе стороны оооооой как далеко!






Воон там точечкой виднеется финальная остановка фуникулёра на Ломницком Щите




Обидно, конечно, что туда попасть не удалось, но нам и такой высоты для впитывания красоты более чем хватило.




Ну вы только посмотрите, а... Просто несколько фото, без комментариев.








О, а если взять в руки бинокль - то воооон на той парковке внизу можно разглядеть припаркованную Лоханку с багажным корытом на крыше и красный ситроен неподалёку. Что мы и делали :)





Потрясное место, нам понравилось, вообщем. И под конец совсем не жалели, что не попали на самый-самый пик.




Для того чтобы прочувствовать весь кайф - вот вам таймлепсовое видео подъёма и спуска. У меня до сих пор при просмотре уши закладывает :)


Обветренные, со сгоревшими ушами и шеями (мажьтесь, мажьтесь солнцезащитными кремами когда лезете в горы!) мы погрузились по машинам и перебрались к ещё одной достопримечательности неподалёку - очередному замку, именуемому Оравский Град.
Средневековые замки в Европе - это то, что всегда посещается нами с большим удовольствием. Во-первых потому, что они необычны и непривычны нашему глазу - торчат на хомах, возвышаясь над местностью. Иногда замок может вообще крепиться на какой-нибудь отвесной скале, а иногда он оторочен тенистым садиком.

Оравский Град сочетает в себе оба этих типа: с одной стороны он дарит великолепный вид на окружающие просторы, а с другой - позволяет передохнуть от палящего летнего зноя в теньке.






Ну а во-вторых, любой замок - это настоящий отдых для глаз человека, по жизни окружённого прямыми углами и ровными линиями. Любой замок как бы "огибает" ландшафт, на котором он строится, и обычно состоит из нескольких десятков "достроек", "пристроек" и "перестроек" разного уровня древности. Поэтому замки восхитительно непропорционально-несимметрично кривы, запутаны, перепутаны, разноуровневы и непонятны!





Внутри обычно всякие экспозиции или художественные выставки.




Ну или по крайней мере, набор средневековыв приборов для получения показаний с особо упорствующих граждан.




Кстати всё оружие в экспозиции самое что ни на есть настоящее, и весьма остро наточенное - я чуть не порезался, трогая какой-то меч. Как бритва! Неожиданно.




В этом замке очень интересно организовано экскурсионное обслуживание. Во-первых, по замку никто не разрешает гулять "просто так", только с экскурсоводом в составе группы.





Во-вторых, группы сразу разделяются на словакоговорящих и англоговорящих. В третьих, экскурсоводы ведут свои группы разными путями. Запутанная система замка позволяет это делать, да причём настолько эффективно, что вторую группу, которая входила с нами, мы на территории замка не видели ни разу! Только на выходе. Удобно очень: никто никому не мешает, своя группа идёт по пустым коридорам и проходам, стоит на пустых смотровых площадках, экскурсоводу не приходится перекрикивать коллег.





Ну а в четвёртых - все переходные двери замка в обычном режиме закрыты на замок! Нужно перейти к другой экспозиции/в другой корпус/по другому проходу - экскурсовод откроет дверь, пропустит всю свою группу - и закроет за ними замок.




Из-за этой особенности и произошёл маленький казус: в какой-то момент экскурсии мы поняли, что у нас в команде не зватает одного человека. Ритка увлеклась фотографированием какого-то особо фотовкусного экспоната, зашла за угол, чтобы выбрать ракурс - экскурсовод оглядела пустую комнату, из которой ушла вся группа и... закрыла дверь. Шум уходящей экскурсии постепенно затих где-то за толстыми замковыми стенами, а изумлённая Ритка осталась в комнате с закрытой входной и выходной дверьми. Пока разобрались - что да где да как, прошло достаточно много времени. С тех пор у всей команды выработался рефлекс - постоянно искать взглядом Ритку и проверять, насколько далеко она отстала, выбирая очередной ракурс для фото.




На этот день, не найдя поблизости интересных кэмпингов, мы забукали какие-то апартамены в недалеко расположенном от замка городе с чудесным названием Банска Штявница. И всё бы ничего, да вот пришедшее письмецо подтверждения содержало неприятную информацию - ресепшен работает до 19:00. На выходе из Оравского Града мы взглянули на часы - и занервничали. Ехать далеко, словацкие дороги - редкостное дерьмо, а времени - совсем-совсем в край. Пришлось быстро кинуться за руль и нажать на газ.
...и чуть не попасться! Словакия - это единственная страна за всю поездку, где мы встречали прямо-таки российские засады с "феном" ручного радара, спрятанные за поворотом или складкой местности. Штрафуют уже за скорость +5 к разрешённой, и инспектор, как кондуктор, на бедре несёт большущую  сумку для денег и блокнотик для выписки оплаты штрафа на месте.
Кстати, здесь в правилах ещё есть забавное правило "двухсекундной дистанции" - расстояниями между авто на трассе должно быть таким, чтобы на его преодоление с текущей скоростью требовалось более 2-х секунд. На трассе регулярно встречается "self-test" - сначала идёт значок "проверьте дистанцию", потом ты видишь, как впередиидущая машина переезжает толстенную поперечную белую черту. На асфальте перед ней нарисованы громадные цифры "32-33" - ты их инстинктивно проговариваешь в мозгу и - тыдых! тоже наезжаешь на белую линию. О, дистанция нормальная, селф-тест пройден. Забавно.

На ресепшен мы приехали без трёх минут семь и заселились в удивительно комфотрные апартаменты: с двумя спальнями, кухней, двумя туалетами, джакузи (!!!) и даже с гаражом на две машины, оборудованном ещё и охранным устройством типа "дружелюбная флегматичная лохматень"




Про город, кроме забавно звучащего названия, мы не знали ничего. Побродив вечерком по его улочкам, выяснили - городок с очень забавной застройкой, он расположен на двух склонах лощины и построен ноголомными террасами.





Не хотел бы я быть велосипедистом в этом городке - постоянное вверх-вниз... Но глазу приятно - постоянная разноуровневость пейзажа развлекает.






Сам городок, правда, какой-то уж очень внешне пошапранный. Не грязный, нет! Просто... Подизношенный, что ли. Как старые штаны - вроде ещё и на улицу в них выйти можно, откровенных дыр нет - но вид уже не торт.






И, кстати, обратите внимание - город вечером абсолютно вымерший и пустой. Все кафе практически пусты, на улицах никого из местных, а туристов сюда очень редко заносит - глубинка-глубинкой. Ну и представьте, как мы были удивлены, когда посреди этой полузаброшенной "припяти" мы натолкнулись на оголтелую галдящую толпу (человек двести) наших соотечественников, причём детей - в возрасте от 7 до 12, в одинаковых белых футболках с логотипом какого-то спортивного мероприятия.




Словно грохочущая волна, они пронеслись по улочкам города - и над брусчаткой вновь зависла приятная вечерняя тишина с лёгким душком сонной лощины.




Милый городок, через который приятно проехать насквозь, задержавшись лишь нанемножко в своём пути.





Галерейка всех фоток Словакии





23 июля
Венгерская жара

23,6 литров сожжено
7,4 литров/100 км. расход (пробки!!!!)
317,6 км. пройдено
52,6 км/ч средняя скорость

Городок Банска Штявница неожиданно пополнил наш неформальный языковой лексикон из-за забавного события: когда мы уже покидали его крутые брусчатые дорожки, какая-то мелкая пичуга умудрилась с меткостью ворошиловского стрелка метнуть продукты своего метаболизма в слегка приоткрытое окно машины Art`а прямо на ходу. Из рации долго неслось неразборчивое "эта проклятая мелкая банска штявница!" "Штявнула прям в щель!" "У нас тут всё обштявлено прям!" - и с тех пор все мелкие пичужки у нас стали банскими штявницами (Вон смотри, целая стая банских штявниц на ветках сидит! Не буду там парковаться), а словацкие дороги приобрели эпитет "штявные!" за свои выбоины и отсутствие разметки.

Через некоторое время мы въехали на территорию следующего европейского государства, Венгрии - и вздохнули с облегчением. Здесь дороги ощутимо лучше, нет асфальтовых дыр, разметка вполне качественная, знаки и указатели на хорошем уровне - хоть до польского и не дотягивают. Вновь появились предупреждения о камерах и можно не бояться спрятавшегося за углом дома полицейского с радаром. Скоростные пределы схожи - 50/90/130, 0 промилле, ближний/все ремни (забавно, что штраф за непристёгнутость взимается не с водителя, а с непристёгнутого пассажира!). Также нужен светоотражающий жилет, причём его надевание регламентируется "при любой остановке  на любой дороге за пределами населённого пункта в погоду с плохой видимостью/сумерки/ночь". Забавно, что законодательно не запрещено пользование радар-детектором - но камер и так мало, не мешают.
Валюта здесь своя - венгерский форинт, курс приравнивать к известным валютям как-то неудобно: цена делится на шесть с половиной и получаются рубли. Из-за такой "некратности" мы долго не могли сориентироваться с ценой  на автозаправках, но в итоге получилось, что венгерский бензин дороже и польского, и словацкого. За окном пошарпанность исчезла, запестрели приятные глазу цвета - страна смотрится побогаче Словакии, хотя всё равно окончательного "европейского" лоска и характерной "пасторали" не хватает.

Мы долго спорили - заезжать ли погулять в столицу, Будапешт, или нет. Мы там были однажды - и прекрасно знали, что для того чтобы оценить прелесть и красоту "восточного Парижа" (как прозвали его туристы) требуется не день, и не два - а как минимум неделька, и пытались отговорить вторую часть команды от посещения, проехав краем города. Застревать на много дней в городе не хотелось, хотелось на природу. Но - как же побывать в Венгрии и не заехать на полдня погулять по Рыбацкому бастиону?! - возмущалась рация. Заднее сиденье, тоже не бывавшее в Будапеште, вторило в голос. Уговорили, ироды! И мы воткнулись в будапештские пробки. Немаленькие, надо сказать.

Доковыляли в центр города - и начали искать, где бы в районе Рыбацкого Бастиона приткнуться. Едем-едем-едем-едем - нет просвета вдоль обочин ни на одну машину! Больших "перехватывающих" площадок-парковок тоже нет. Да что там, даже площадок перед торговыми центрами, где можно хоть на часок оставить машину, нам не попадалось. Только заставленные вплотную, почти бампер к бамперу обочины. Крутились-крутились, изругались все, наконец  зарулили в какой-то адский переулок между домов, воткнули машины. Вышли, вырнулись пешком на основную дорогу чтобы сориентироваться, куда идти - и обомлели. Мы нашли где припарковаться аж в восьми километрах от Рыбацкого Бастиона! В шоке возвращаемся к машине, в раздумьях что делать дальше - пешком такое расстояние по жаре чапать совсем неохота. И... Квитанция под дворником за неоплаченную парковку. Твою мать! Мы же во дворе практически! Какая платная парковка?! Пара минут поисков - и мы действительно отыскиваем поблизости торчащий паркомат. Вот курва... Местной валюты у нас нет: после пересечения границы с Словакией мы не заезжали ни к банкомату, ни в банк. Все инструкции по оплате - на венгерском языке, английского нет. Венгерский принадлежит к финно-угорской группе языков - совершенно нечитабелен! Там (как и в финском например) отсутствуют даже мало-мальски похожие на английский либо славянские языки корни или слова, которые хоть как-то могут подсказать, о чём речь идёт. Так же на венгерском написана и квитанция. В ней прописаны несколько сумм. Какая из них штраф? Ничего непонятно! Где и как дальше искать место для парковки - тоже непонятно, навигатор "парковками" называет, похоже, любой кармашек на три машины у обочины - но такие карманы по всему центру намертво забиты.

Насколько понравился нам Будапешт когда мы были здесь пешком... Удобный общественный транспорт, метро, трамваи, "ночные" маршруты автобусов, приятные пешеходные зоны, аллеи, скверы, набережные, парки... И насколько он оказался ЧУДОВИЩНО неудобен, когда у тебя на шее висит машина :( Её здесь реально некуда деть.

Мы плюнули на планы погулять по Будапешту - и выехали в ближайший его пригород, благо и там есть что посмотреть. Нас в своё время просто очаровал маленький городок Сентендре, обиталище местной творческой богемы: художников, поэтов, писателей, креативной молодёжи. Городок с очень уютными брусчатыми улочками, музеем марципана и вкуснейшим запахом кофе, витающим над зонтиками едален. Это наше спасение после душного перегруженного автотранспортом Будапешта!





Его умильные улочки буквально вдохнули в нас жизнь и туристический энтузиазм восприятия окружающих красот.




Правда, температура воздуха перевалило 30-градусную отметку и солнце пекло просто нещадно. Но всегда же можно зайти в кафе и съесть вкуснющщщего мороженого (оно здесь обладает удивительно "ностальгическим" вкусом того самого мороженого "из детства". Интересно, почему?)




А ещё здесь можно удачно затариться сувениркой и знаменитой венгерской паприкой для собственных кулинарных изысков.





Можно и не только паприкой - здесь недалеко регион Токай с фантастически вкусными винами (то что продаётся у нас под маркой Токайского - вообще непнятная бурда по вкусу, поверьте).





Больше в Сентендре мы не делали ничего - только прогулки и сувенирошоппинг. Но именно для этого город подходит просто идеально!





Мы бы ещё немножко погуляли (гордок того стОит!) - но послеобеденный зной стал совсем уж каким-то нестерпимым, и во избежание перегрева психики мы решили поехать в курортную часть Венгрии - к озеру Балатон. Там встанем с палаточкой, искупаемся - шикарный летний отдых.

Вот вам кстати видео венгерских дорог - там есть и плутание по Будапештским пробкам, и выскакивание из них по набережной в Сентендре, и региональные  дорожки к Балатону.



Прокатив сотню с небольшим километров и выехав в явно "санаторно-курортные" места, отмеченные народом в купальных костюмах по обочинам, мы спросили у навигатора - а где здесь кэмпинги? О, да их здесь просто море! - ответил навигатор. Вот здесь, буквально через триста метров, и через пятьсот, и через полтора километра - и все прям на берегу озера! Мы обрадовавлись было, но едем-едем - и не видим никаких кэмпингов. Что такое? Оказалось, что как и в случае с парковками, "кэмпингом" навигатор считает любую зелёную лужайку на берегу, на которой можно положить пикниковый коврик и устроиться на вечерний получасовой отдых. Чем, собственно, и занимаются все в таких вот чудесных местах - валяются, загорая, на подстилках на травке да купаются в соблазнительно плещущемся поблизости озере. Ну и как нам здесь посредине такого "пляжа" вставать с палатками на ночёвку?! А в туалет, извините - куда? И как отнесутся пляжные отдыхающие к запаху тушёнки, которую мы сразу начнём кашеварить, раскинувшись у них буквально на головах лагерем?! Вот это сюрприз. А есть ли в Венгрии нормальные кэмпинги, в  нашем понимании кэмпингов?!
Оказалось, есть. Нашли поблизости. Громаднейший автокэмпинг, настоящий монстр, раскинувшийся на многие гектары берега вдоль Балатона. Автодома и автоприцепы здесь выстроены в настоящие кварталы, между ними - улицы и проспекты. Сюда народ приезжает, судя по основательности, на месяцы отдыха! К автодомам притроены терраски, земля застелена специальной плёночкой, велосипеды, столы, скамеечки, даже гирлянды развешаны и фонарики садовые стоят. Вот это дааа.

Ну и мы тут с палаточками. Ничего, вписались. Мы возим свой уют с собой!




Балатону спасибо: приятный закат, тёплая вода, песчаное дно, вечернее купание, неспешные прогулки по его берегу исправили подпорченное Будапештом настроение, восстановили подточенные дневной жарой силы и немного поправили избыточно предвзятое отношение к стране в целом.







24 июля
Необычное купание и и дорога к морю

33,7 литров сожжено
6,8 литров/100 км. расход (всегда бы так! Венгерский бензин дорогущий)
491,3 км. пройдено
75,3 км/ч средняя скорость


В кемпинге у Балатона было на удивление по-семейному уютно - по духу он неимоверно напомнил мне кемпинг-городки на Азовском море старых, советских ещё времён, когда было в ходу ещё понятие "поехать дикарём на море". Рыбалка, брезентовые палатки, загорелые бронзовые тела постоянно в одних плавках, бельишко меж деревьев сушится, кто-то на корточках прямо на земле ужин варганит, кто-то в футбол ногами пылит, кто-то купается, кто-то на велике, кто-то с газеткой на травке... Интересно, что несмотря на титанические размеры лагерь абсолютно тихий - даже днём никому не приходит в голову мысль "угостить соседей" своим музыкальным репертуаром из автомобиля, а уж с наступлением сумерек - и подавно. Максимум кто-то на гитаре тихонько побренчит в своём кругу у кемпера...
Несмотря на это мы свернули лагерь и двинулись дальше - всё-таки чисто "курортно-пляжный" отдых, который предлагает Балатон, не для нас совсем. Нам, видимо, как акулам, нужно постоянное движение, иначе мы чахнем :)
Следующим пунктом "виш-ту-визит" у нас было уникальное природное образование - термальное озеро Хевиз. Вообще Венгрия очень славна своими термальными источниками - здесь в тысячах мест из под земли выходят воды, насыщенные различными минералами и разогретые до высоких температур. Термальные бассейны и купальни организованы, по моему, в кажой мало-мальски значимой деревушке Венгрии. Но озеро Хевиз стоит от всех купален особняком - это естественное, не руками человека созданное термальное образование. Площадью почти 5 гектар, это озеро уникально тем, что является кроме всего прочего активно-проточным: сила бьющих на егод дне ключей такова, что они полностью меняют ВСЮ воду в озере за 28 часов! Будто нарочно сделано: в подводной пещере здесь бьют источники двух типов - термальные (просто разгоретая до 42 градусов вода) и активно--минеральная (практически ядовитая от пересыщенности минералами вода). Пещера смешивает эти два потока, выдавая на-гора воду удивительно комфортной температуры - летом она в районе 32 градусов, зимой около 26. В воде мало того что полностью отсутствуют бактериальный фон - она ещё обладает и мощным антибиотическим эффектом, прихлопывая на корню всякие экземы, лишаи, грибки и прочую дрянь на человеческом теле. Какими-то там супергиперполезными свойствами обладает и грязь со дна озера - ею и оборачиваются, и мажутся, и в крема, и в маски, разве что на хлеб не мажут. Сотни спа-процедур предлагаются отдыхающим в местном купальном центре - но нам они не собо интересны. Нам бы просто макнуться в удивительные воды Хевиза!

Уже на парковке ценник заставляет морщить нос - мы забираемся всё южнее, всё курортнее, и цены лезут вверх вместе с температурой окружающего воздуха. Это вам не задворки Словакии, а известный на весь мир курортно-оздоровительный центр. Но что делать, за удовольствие надо платить!

Команда готова к погружению! Идём на старт :)




Ознакомление с поверхностью озера показало - здесь народ почему-то сплошь плавет на надувных детских кругах. Они что, ленивые пенсионеры, все плавать не умеют?!




Первое же погружение подсказало ответ, почему. "Ну как водичка?!" - "Уй ё. Горяченькая!"




Да, вода действительно горячее окружающего воздуха.




Ну а поскольку глубина чуть больше чем человеческий рост - приходится плыть. А когда плывёшь - двигаешься. А когда двигаешься - моментально перегреваешься!




Поэтому приходится  без движения валяться на спине и ничего не делать. Девчонки смекнули, что пожалуй, это слишком скучно и сбегали купили кругов, чтобы релаксировать как все, а не неподвижно разглядывая облачка на небе.




И вот тут привалил каааааааааааайф!





Я уже писал как-то, что отношение к термальным водам меняется в процессе купания. Когда только залез - "и чо? Фигня какаято, чо я, в тёплой ванне не лежал?!" - потом "Мммм, а вообще приятненько так. Расслабляет. Ничо так." - и наконец "Я отсюда вылезать не буду ваще! Отстаньте все от меня и оставьте меня здесь!!!"




В центре озера стоит зданьице, и в его нутре организована "купальня в купальне" - вода здесь отдельно сильной минерализации, не смешанная с термальной, но нагретая ею.





Аромат тут стоит - будто кто-то гороху переел. А что вы хотите - сернистые соединения!




Но зато и пользы от такой воды видимо - целое море! Недаром сюда именно лечиться едут, а не просто отдыхать. Список вылечиваемых Хевизом болезней можно выпускть отдельной нехуденькой брошюркой.




Купание больше получаса за раз в воде Хевиза не рекомендуется, а в внутреннем бассейне так воообще - ограничена минутами. Народ, накупавшись, прохлаждается в шезлонгах либо гоняет калории на тренажёрах в фитнес-залах вокруг.




С нас хватило и трёх часов пребывания на целебных водах: за это время мы так размякли и расслабились, что приборели практически гелеобразную консистенцию себя.




Еле собрались, чтобы ехать дальше...

Ой! Чуть не уехали из страны, так и не исполнив один из "виш-ту-визит" пунктов - посетить любой ресторан венгерской кухни и попробовать обжигающий, восхитительный, пряный и острый местный суп-гуляш. Принятый на грудь после Хевиза, гуляш превратил нас из гелеобразных тел совсем в аморфную жидкость. Команды расползлись по сиденьям машин, млея от заоконной жары и пожелали "ехать куда-нибудь долго, чтобы прийти в себя". Гм. Долго. Сегодня в принципе было желание въехать в Словению, добраться до города Птуй, что-то там нас интересовало... Но не, это было слишком близко. Птуй срифмовали с неприличным словом и отказались. Шкофья Лока? Название интересное, но... Кто-то сказал "а поехали до моря, погодка-то отменная!" - и все загорелись. А что? Словения же имеет свой выход к морю! Крошечный, сорокакилометровый участок побережья - но это не делает его менее интересным для нас. Поехали? А поехали!

Одно "но" меня, правда, смущало. Виньетка для проезда по словенским автострадам, которую я купил на границе со Словакией, начиналась... завтра. Ну промахнулся я по датам, промахнулся. Ну и чёрт с ним. И с недействительной виньеткой наглая синяя лоханка и болтающийся у неё на хвосте красный ситроен пропахали всю Словению вдоль по всей длине этой небольшой страны, с северо-востока до юго-запада :) Вот теперь думаю - придёт мне какой-нибудь штраф или не придёт? ;)

Дороги в Словении без обиняков шикраные и очень красивые. От самой границы до побережья - автострада, качеству которой могут и немцы позавидовать. Все достопримечательности по краям трассы отмечены на информационных стендах - едешь, читаешь, просвящаешься. Вокруг начинаются юга-юга-юга: пиамидальные тополя, кипарисы, сосны пино, голые платаны. Воздух приобретает едва уловимый сладковатый аромат, а вечернюю тишину разрывают оглушительные трели южных цикад.

До моря мы докатились, когда уже почти совсем стемнело. Сунулись в первый кэмпинг - ой как дорого! Да и кэмпинг далеко от ближайших городов/посёлков,  из развлечений только пляж. Не хочется. Поехали во второй. Темнеет. Второй - в черте города Порторож - ошарашивает известием о том, что у них не найдётся мест даже для одной палатки, не то что для двух, да ещё и с машинами. На ресепшен разводят руками: а что вы хотите, разгар лета, центр курортной жизни страны. Вот чёрт, где бы нам приткнуться-то... Солнце совсем упало за горизонт, и разыскивать третий кэмпинг мы поползли уже в южной вырвиглазной темноте. У нас было ощущение, что навигатор взбесился - он повёл нас какими-то стрёмными улочками, которые так круто лезли вверх, что колёса буксовали на брусчатке, и такими узкими, что зеркала постоянно тренькали по окрестным кустам, причём с обеих сторон. А самое страшное - что на таких дорожках попадались и встречные, и с ними как-то приходилось разъезжаться... В очередной раз,сдавая в кромешной тьме куда-то задним ходом, я понял что и этот город, как и Будапешт - сильно недружелюбен для автолюбителей...

Когда мы сунулись в третий кэмпинг и там нашлись свободные места, то на цену уже никто не смотрел. Хотелось лишь поставить палатку и завалиться спать - дорога вышла крайне непростая, а что будет дальше - потом разберёмся...

Ой. Вот тут был маленький конфуз с нашей стороны. "Поставить палатку". Она у нас ставится на растяжках, которые крепятся на колья, которые забиваются в землю. А в этом кэмпинге площадка под палатки - гравийная! В сыпучий гравий колышек, как вы понимаете, и втыкается и вытыкается вообще безо всяких усилий. Art, давно уже поставивший свою декатлоновскую "выкидушку", которая стоит сама, без растяжек, злорадно хихикал. А мне пришлось для каждого колышка при свете фонаря рыть ямки в гравии до основного слоя почвы. Вот ведь развлекуха на ночь глядя. Но зато мы - НА БЕРЕГУ МОРЯ! :)


Галерейка всех фоток Венгрии





Читайте в следующй части:

- Что такое маленькое адриатическое счастье;
- Почему плохо не брать бинокль с собой везде и всюду;
- Какова на вкус синяя "фанта";
- Как мы плюнули на авто и поехали на паровозике;
- Как мы посетили подземелье Мордора;
- Где расположен сказочный каменный лес;
- Как выглядит идеальная альпийская пастораль;
- Почему в этой стране в горы можно лезть в тапочках.


наконец разродившийся
Teapot
_____________
La force de rapides 
Des vents qui se déchirent 
Me donnent l'envie de vivre 
Donner l'envie de vivre!



[ WWW-Конференции ] [ Настройки ] [ Статистика ] [ Написать ответ ]
[ Обменяемся опытом ?! - ОКА ] [ Архив ] [ Личный кабинет ]